Сравнительная характеристика денежно кредитных систем США и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:21, дипломная работа

Описание работы

Успешное развитие экономики во многом определяется состоянием денежно-кредитной системы государства. Роль и место денежных и кредитных отношений в экономической архитектонике особенно усилились на пороге XXI в. Стало очевидным, что в новом столетии достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса, и других будет зависеть от равновесия денежно-кредитной системы страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ США ____ 5
Денежно-кредитная система США _______________________________ 5
Сущность денежно-кредитной политики США ____________________ 13
ГЛАВА 2. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ _25
2.1. Сущность денежно-кредитной системы и ее особенности в России ___ 25
2.2. Денежно-кредитная политика России и состояние денежно-кредитной сферы в 2005-2006 гг. _______________________________________________ 47

ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ СИСТЕМ США И РОССИИ __________________________________________________ 64

3.1. Анализ факторов независимости центральных банков США и России _ 64
3.2. Сравнительный анализ механизма страхования вкладов _____________ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ __________________________ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ ___________________________________________________ 87

Файлы: 1 файл

диплом оля.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

Основными инструментами  и методами денежно-кредитной политики Банка России являются: 

1) процентные ставки  по операциям Банка России; 

2) нормативы обязательных  резервов, депонируемых в Банке  России (резервные требования); 

3) операции на открытом  рынке; 

4) рефинансирование кредитных  организаций; 

5) валютные интервенции; 

6) установление ориентиров  роста денежной массы; 

7) прямые количественные  ограничения; 

8) эмиссия облигаций  от своего имени. 

Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами  единой государственной денежно-кредитной политики.  Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.  Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. 

Размер обязательных резервов в процентном отношении  к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а  также порядок депонирования  обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.  Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.  При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России.

Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа  Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций  Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Под рефинансированием  понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок  и условия рефинансирования устанавливаются  Банком России.

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. 

Банк России может  устанавливать ориентиры роста  одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. 

Под прямыми количественными  ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. 

Банк России вправе применять  прямые количественные ограничения, в  равной степени, касающиеся всех кредитных  организаций, в исключительных случаях  в целях проведения единой государственной  денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Рассмотрим основные направления денежно-кредитной политики на 2005 год. В ближайшем десятилетии  в России должны быть обеспечены высокие  темпы экономического роста, которые  позволят значительно повысить уровень жизни населения. Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Поэтому денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики.

В предстоящий период Правительством Российской Федерации и Банком России должна быть реализована задача снижения инфляции до 6,0-7,5% в 2006 году и 5,0-6,5% в 2007 году, что соответствует основным параметрам сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года.

В 2005 году Банк России должен был следовать принципам единой государственной денежно-кредитной  политики и политики валютного курса, сформировавшимся в последние два  года. Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики. При реализации политики, направленной на снижение инфляции, Банк России будет учитывать влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики.

В настоящее время  Россия как страна с открытой и недостаточно диверсифицированной экономикой, в высокой степени зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, не имеет возможности перейти к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использование режима управляемого плавающего валютного курса, прежде всего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты. По мере создания необходимых условий Банк России будет постепенно сокращать свое участие на внутреннем валютном рынке, осуществляя тем самым переход к режиму свободно плавающего валютного курса и сосредоточивая свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. Эффективное функционирование в составе федерального бюджета Стабилизационного фонда Российской Федерации, аккумулирующего дополнительные доходы от высоких цен мирового рынка на энергоносители, а также совершенствование структуры российской экономики, в том числе ее экспортного сектора, являются важнейшими предпосылками ускорения этого процесса.

В последние годы наблюдается  ослабление краткосрочной взаимосвязи  между денежными агрегатами и  индексом потребительских цен. Поэтому  границы прироста денежной массы  не являются жестко заданными и отклонения динамики денежной массы от расчетной траектории не предполагают немедленной корректировки политики Банка России. Тем не менее, характеристики денежной массы остаются важным ориентиром для оценки как текущих монетарных условий, так и инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции. Такой подход реализуется через составление денежной программы Банка России и последующий мониторинг ее показателей.

Банк России будет  стремиться обеспечивать соблюдение параметров денежной программы при помощи всего  набора находящихся в его распоряжении инструментов денежно-кредитной политики, делая основной упор на рыночные методы денежно-кредитного регулирования, применяя инструменты как рефинансирования в случае недостатка ликвидности, так и абсорбирования избыточной ликвидности.

В настоящее время российская экономика в условиях высокой волатильности трансграничных потоков капитала в значительной мере реагирует на изменения зарубежных процентных ставок. В связи с этим Банк России вынужден при проведении процентной и валютной политики учитывать разницу между процентными ставками внутри страны и за рубежом. В условиях, когда денежное предложение формируется в основном через приобретение Банком России иностранной валюты на валютном рынке, роль процентной ставки в качестве активного инструмента денежно-кредитной политики является ограниченной. Тем не менее, в настоящее время формируются условия для повышения роли процентной ставки при проведении денежно-кредитной политики. В предстоящий период в условиях функционирования Стабилизационного фонда Российской Федерации, обеспечивающего кроме долгосрочной стабильности государственного бюджета стерилизацию избыточной ликвидности в экономике, Банк России будет по мере необходимости расширять объемы рефинансирования кредитных организаций.

С этой целью Банк России будет принимать меры, направленные, в частности, на расширение доступа кредитных организаций различных регионов России к его инструментам. Снижение рисков ликвидности для банков как результат развития системы рефинансирования будет снижать спрос на свободные резервы и стимулировать банки расширять кредитование реального сектора экономики. В условиях возможного сокращения свободной банковской ликвидности роль процентных ставок Банка России в управлении денежной сферой возрастет.

Поставленная в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации задача добиться создания в ближайшие годы необходимых условий для обеспечения полной конвертируемости рубля во многом определяет шаги, которые должны быть предприняты Правительством Российской Федерации и Банком России в области денежно-кредитной и валютной политики в 2005 году. Важным этапом в ее решении стало вступление в силу в 2004 году нового законодательства в области валютного регулирования, предусматривающего к 2007 году окончательную либерализацию трансграничных операций с капиталом. Большое значение будет иметь принятие органами федеральной законодательной и исполнительной власти при участии Банка России мер по совершенствованию инфраструктуры и механизма регулирования финансового рынка, переходу резидентов на международные стандарты финансовой отчетности, либерализации участия нерезидентов на российском финансовом рынке. Устойчивость рубля в условиях полной конвертируемости будут обеспечивать меры структурной политики, направленные на диверсификацию российской экономики и повышение ее конкурентоспособности.

Достижение фактической  конвертируемости российской национальной валюты будет определяться не только снятием формальных ограничений  на операции с ней, но и ее востребованностью, а также масштабами использования рубля в международных экономических отношениях, в частности, в качестве средства международных расчетов достаточно широким кругом хозяйствующих субъектов. Ключевую роль здесь должны сыграть степень доверия к проводимой государством экономической политике в целом и денежно-кредитной политике в частности, а также уровень развития национального финансового рынка и банковской системы России.

Зависимость российской экономики от внешнеэкономической  конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию Стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России.

Наиболее существенными  факторами, обеспечившими более  значительный, чем прогнозировалось, рост спроса на деньги, стали высокие  темпы экономического роста и  увеличения денежных доходов населения, а также сложившиеся темпы  укрепления рубля.

Используемые Банком России инструменты абсорбирования ликвидности и рефинансирования банков позволили оперативно реагировать на изменение интенсивности и направлений движения финансовых потоков в рамках поставленных целей денежно-кредитной политики.

Система инструментов денежно-кредитного регулирования должна, с одной стороны, обеспечивать стабильность денежного рынка, а с другой - стимулировать кредитные организации к более эффективному управлению собственной ликвидностью.

В этих целях Центральный  банк Российской Федерации осуществлял регулярное информирование кредитных организаций о состоянии ликвидности банковского сектора: на ежедневной основе (по состоянию на начало дня) он публиковал данные об остатках средств на корреспондентских и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России, о задолженности по операциям обратного модифицированного РЕПО (ОМР) с кредитными организациями, а также о сальдо операций Банка России с банковским сектором по предоставлению и абсорбированию ликвидности со сроками исполнения, приходящимися на текущий день. Кроме того, на ежемесячной основе Банком России публиковались графики еженедельных депозитных аукционов, аукционов ОМР и ломбардных кредитных аукционов и их итоги.

При возникновении у  банков потребности в дополнительной ликвидности они могли воспользоваться набором инструментов, предлагаемых Банком России для этих целей. В течение дня это могли быть обеспеченные внутридневные кредиты, предоставляемые Банком России без взимания платы, а также проводимые в первой и во второй половине дня аукционы однодневного прямого РЕПО. Кроме того, на еженедельной основе Банком России проводились операции по предоставлению ликвидности банкам на более длительные сроки: аукционы прямого РЕПО на срок 7 и 90 дней, а также ломбардные кредитные аукционы на срок 2 недели. В конце операционного дня кредитные организации имели доступ к постоянно действующим инструментам Банка России - кредитам "овернайт" и сделкам "валютный своп", процентные ставки по которым установлены на уровне ставки рефинансирования.

В 2005 Банк России продолжил  осуществление политики активного  применения рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования наряду с постоянно  действующими инструментами. Однако если в предшествующие два года состояние  денежного рынка предопределяло необходимость приоритетного использования операций по абсорбированию ликвидности, то в текущем году в зависимости от ситуации, складывающейся в денежно-кредитной сфере, Банк России в отдельные периоды более интенсивно использовал стерилизационные операции (в I и IV кварталах), а в другие периоды - инструменты по предоставлению денежных средств банкам (во II и III кварталах). При этом в целом за истекший период 2004 года существенно возросла потребность банков в получении дополнительных денежных средств от Банка России.

В I и IV кварталах текущего года денежный рынок характеризовался наличием существенного объема свободной  ликвидности (источником которой в  значительной мере была покупка Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке), что нашло отражение в снижении процентных ставок межбанковского кредитного рынка. Так, ставка МИАКР "овернайт" в указанный период находилась в интервале 0,8-3,0% годовых.

Депозитные операции Банка России сочетались с активным применением инструментов изъятия свободных денежных средств через механизм рынка ГКО-ОФЗ, основными из которых стали операции по продаже Банком России государственных облигаций из собственного портфеля без обязательства обратного выкупа и операции ОМР. В ситуации избыточной ликвидности и значительного роста объемов денежных средств кредитных организаций, аккумулируемых на депозитных счетах в Банке России, с февраля текущего года Банк России при проведении аукционов ОМР сосредоточил внимание на проведении операций на сроки, превышающие четыре месяца, что было связано с отсутствием иных инструментов стерилизации с сопоставимыми сроками.

Информация о работе Сравнительная характеристика денежно кредитных систем США и России