Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:21, дипломная работа
Успешное развитие экономики во многом определяется состоянием денежно-кредитной системы государства. Роль и место денежных и кредитных отношений в экономической архитектонике особенно усилились на пороге XXI в. Стало очевидным, что в новом столетии достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса, и других будет зависеть от равновесия денежно-кредитной системы страны.
ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ США ____ 5
Денежно-кредитная система США _______________________________ 5
Сущность денежно-кредитной политики США ____________________ 13
ГЛАВА 2. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ _25
2.1. Сущность денежно-кредитной системы и ее особенности в России ___ 25
2.2. Денежно-кредитная политика России и состояние денежно-кредитной сферы в 2005-2006 гг. _______________________________________________ 47
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ СИСТЕМ США И РОССИИ __________________________________________________ 64
3.1. Анализ факторов независимости центральных банков США и России _ 64
3.2. Сравнительный анализ механизма страхования вкладов _____________ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ __________________________ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ ___________________________________________________ 87
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Банк России регулирует
общий объем выдаваемых им кредитов
в соответствии с принятыми ориентирами
единой государственной денежно-
Размер обязательных
резервов в процентном отношении
к обязательствам кредитной организации
(норматив обязательных резервов), а
также порядок депонирования
обязательных резервов в Банке России
устанавливаются Советом
Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.
Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Под прямыми количественными
ограничениями Банка России понимается
установление лимитов на рефинансирование
кредитных организаций и
Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени, касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.
Рассмотрим основные
направления денежно-кредитной
В предстоящий период Правительством Российской Федерации и Банком России должна быть реализована задача снижения инфляции до 6,0-7,5% в 2006 году и 5,0-6,5% в 2007 году, что соответствует основным параметрам сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года.
В 2005 году Банк России должен
был следовать принципам единой
государственной денежно-
В настоящее время Россия как страна с открытой и недостаточно диверсифицированной экономикой, в высокой степени зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, не имеет возможности перейти к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использование режима управляемого плавающего валютного курса, прежде всего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты. По мере создания необходимых условий Банк России будет постепенно сокращать свое участие на внутреннем валютном рынке, осуществляя тем самым переход к режиму свободно плавающего валютного курса и сосредоточивая свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. Эффективное функционирование в составе федерального бюджета Стабилизационного фонда Российской Федерации, аккумулирующего дополнительные доходы от высоких цен мирового рынка на энергоносители, а также совершенствование структуры российской экономики, в том числе ее экспортного сектора, являются важнейшими предпосылками ускорения этого процесса.
В последние годы наблюдается ослабление краткосрочной взаимосвязи между денежными агрегатами и индексом потребительских цен. Поэтому границы прироста денежной массы не являются жестко заданными и отклонения динамики денежной массы от расчетной траектории не предполагают немедленной корректировки политики Банка России. Тем не менее, характеристики денежной массы остаются важным ориентиром для оценки как текущих монетарных условий, так и инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции. Такой подход реализуется через составление денежной программы Банка России и последующий мониторинг ее показателей.
Банк России будет стремиться обеспечивать соблюдение параметров денежной программы при помощи всего набора находящихся в его распоряжении инструментов денежно-кредитной политики, делая основной упор на рыночные методы денежно-кредитного регулирования, применяя инструменты как рефинансирования в случае недостатка ликвидности, так и абсорбирования избыточной ликвидности.
В настоящее время российская экономика в условиях высокой волатильности трансграничных потоков капитала в значительной мере реагирует на изменения зарубежных процентных ставок. В связи с этим Банк России вынужден при проведении процентной и валютной политики учитывать разницу между процентными ставками внутри страны и за рубежом. В условиях, когда денежное предложение формируется в основном через приобретение Банком России иностранной валюты на валютном рынке, роль процентной ставки в качестве активного инструмента денежно-кредитной политики является ограниченной. Тем не менее, в настоящее время формируются условия для повышения роли процентной ставки при проведении денежно-кредитной политики. В предстоящий период в условиях функционирования Стабилизационного фонда Российской Федерации, обеспечивающего кроме долгосрочной стабильности государственного бюджета стерилизацию избыточной ликвидности в экономике, Банк России будет по мере необходимости расширять объемы рефинансирования кредитных организаций.
С этой целью Банк России будет принимать меры, направленные, в частности, на расширение доступа кредитных организаций различных регионов России к его инструментам. Снижение рисков ликвидности для банков как результат развития системы рефинансирования будет снижать спрос на свободные резервы и стимулировать банки расширять кредитование реального сектора экономики. В условиях возможного сокращения свободной банковской ликвидности роль процентных ставок Банка России в управлении денежной сферой возрастет.
Поставленная в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации задача добиться создания в ближайшие годы необходимых условий для обеспечения полной конвертируемости рубля во многом определяет шаги, которые должны быть предприняты Правительством Российской Федерации и Банком России в области денежно-кредитной и валютной политики в 2005 году. Важным этапом в ее решении стало вступление в силу в 2004 году нового законодательства в области валютного регулирования, предусматривающего к 2007 году окончательную либерализацию трансграничных операций с капиталом. Большое значение будет иметь принятие органами федеральной законодательной и исполнительной власти при участии Банка России мер по совершенствованию инфраструктуры и механизма регулирования финансового рынка, переходу резидентов на международные стандарты финансовой отчетности, либерализации участия нерезидентов на российском финансовом рынке. Устойчивость рубля в условиях полной конвертируемости будут обеспечивать меры структурной политики, направленные на диверсификацию российской экономики и повышение ее конкурентоспособности.
Достижение фактической конвертируемости российской национальной валюты будет определяться не только снятием формальных ограничений на операции с ней, но и ее востребованностью, а также масштабами использования рубля в международных экономических отношениях, в частности, в качестве средства международных расчетов достаточно широким кругом хозяйствующих субъектов. Ключевую роль здесь должны сыграть степень доверия к проводимой государством экономической политике в целом и денежно-кредитной политике в частности, а также уровень развития национального финансового рынка и банковской системы России.
Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию Стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России.
Наиболее существенными факторами, обеспечившими более значительный, чем прогнозировалось, рост спроса на деньги, стали высокие темпы экономического роста и увеличения денежных доходов населения, а также сложившиеся темпы укрепления рубля.
Используемые Банком России инструменты абсорбирования ликвидности и рефинансирования банков позволили оперативно реагировать на изменение интенсивности и направлений движения финансовых потоков в рамках поставленных целей денежно-кредитной политики.
Система инструментов денежно-кредитного регулирования должна, с одной стороны, обеспечивать стабильность денежного рынка, а с другой - стимулировать кредитные организации к более эффективному управлению собственной ликвидностью.
В этих целях Центральный банк Российской Федерации осуществлял регулярное информирование кредитных организаций о состоянии ликвидности банковского сектора: на ежедневной основе (по состоянию на начало дня) он публиковал данные об остатках средств на корреспондентских и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России, о задолженности по операциям обратного модифицированного РЕПО (ОМР) с кредитными организациями, а также о сальдо операций Банка России с банковским сектором по предоставлению и абсорбированию ликвидности со сроками исполнения, приходящимися на текущий день. Кроме того, на ежемесячной основе Банком России публиковались графики еженедельных депозитных аукционов, аукционов ОМР и ломбардных кредитных аукционов и их итоги.
При возникновении у банков потребности в дополнительной ликвидности они могли воспользоваться набором инструментов, предлагаемых Банком России для этих целей. В течение дня это могли быть обеспеченные внутридневные кредиты, предоставляемые Банком России без взимания платы, а также проводимые в первой и во второй половине дня аукционы однодневного прямого РЕПО. Кроме того, на еженедельной основе Банком России проводились операции по предоставлению ликвидности банкам на более длительные сроки: аукционы прямого РЕПО на срок 7 и 90 дней, а также ломбардные кредитные аукционы на срок 2 недели. В конце операционного дня кредитные организации имели доступ к постоянно действующим инструментам Банка России - кредитам "овернайт" и сделкам "валютный своп", процентные ставки по которым установлены на уровне ставки рефинансирования.
В 2005 Банк России продолжил осуществление политики активного применения рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования наряду с постоянно действующими инструментами. Однако если в предшествующие два года состояние денежного рынка предопределяло необходимость приоритетного использования операций по абсорбированию ликвидности, то в текущем году в зависимости от ситуации, складывающейся в денежно-кредитной сфере, Банк России в отдельные периоды более интенсивно использовал стерилизационные операции (в I и IV кварталах), а в другие периоды - инструменты по предоставлению денежных средств банкам (во II и III кварталах). При этом в целом за истекший период 2004 года существенно возросла потребность банков в получении дополнительных денежных средств от Банка России.
В I и IV кварталах текущего года денежный рынок характеризовался наличием существенного объема свободной ликвидности (источником которой в значительной мере была покупка Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке), что нашло отражение в снижении процентных ставок межбанковского кредитного рынка. Так, ставка МИАКР "овернайт" в указанный период находилась в интервале 0,8-3,0% годовых.
Депозитные операции Банка России сочетались с активным применением инструментов изъятия свободных денежных средств через механизм рынка ГКО-ОФЗ, основными из которых стали операции по продаже Банком России государственных облигаций из собственного портфеля без обязательства обратного выкупа и операции ОМР. В ситуации избыточной ликвидности и значительного роста объемов денежных средств кредитных организаций, аккумулируемых на депозитных счетах в Банке России, с февраля текущего года Банк России при проведении аукционов ОМР сосредоточил внимание на проведении операций на сроки, превышающие четыре месяца, что было связано с отсутствием иных инструментов стерилизации с сопоставимыми сроками.
Информация о работе Сравнительная характеристика денежно кредитных систем США и России