Сравнительная характеристика денежно кредитных систем США и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:21, дипломная работа

Описание работы

Успешное развитие экономики во многом определяется состоянием денежно-кредитной системы государства. Роль и место денежных и кредитных отношений в экономической архитектонике особенно усилились на пороге XXI в. Стало очевидным, что в новом столетии достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса, и других будет зависеть от равновесия денежно-кредитной системы страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ США ____ 5
Денежно-кредитная система США _______________________________ 5
Сущность денежно-кредитной политики США ____________________ 13
ГЛАВА 2. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ _25
2.1. Сущность денежно-кредитной системы и ее особенности в России ___ 25
2.2. Денежно-кредитная политика России и состояние денежно-кредитной сферы в 2005-2006 гг. _______________________________________________ 47

ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ СИСТЕМ США И РОССИИ __________________________________________________ 64

3.1. Анализ факторов независимости центральных банков США и России _ 64
3.2. Сравнительный анализ механизма страхования вкладов _____________ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ __________________________ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ ___________________________________________________ 87

Файлы: 1 файл

диплом оля.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

В 2005 году была продолжена реализация курсовой политики Банка  России в условиях режима управляемого плавающего валютного курса. Перспективной  задачей Банка России будет создание условий для перехода к более гибкому формированию курса российской национальной валюты при минимальном участии Банка России в формировании спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. В будущем это позволит перейти к полноценному инфляционному таргетированию в качестве модели проводимой денежно-кредитной политики, в рамках которой количественные обязательства органов денежно-кредитного регулирования по поддержанию ценовой стабильности будут выполняться преимущественно путем воздействия на стоимость денег в экономике с помощью инструментов процентной политики Банка России.

Вместе с тем состояние  платежного баланса России, уровень  и динамика развития российского  рынка ценных бумаг, а также финансового  рынка в целом предопределили то, что и в 2005 году основным фактором изменения денежного предложения остались операции Банка России по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Достаточно гибкая курсовая политика должна будет вносить свой вклад в ограничение роста потребительских цен и сдерживание реального укрепления рубля, обеспечивая адаптацию российской экономики к возможным изменениям внешней и внутренней экономической конъюнктуры и поддержание золотовалютных резервов на достаточном уровне.

Одной из задач курсовой политики на 2005 год осталось предотвращение резких колебаний валютного курса, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов. Исходя из растущего значения евро для российской экономики в качестве операционного ориентира при реализации политики сглаживания колебаний валютного курса будет использоваться стоимость корзины из двух основных мировых валют - евро и доллара США, достаточно хорошо отражающая эффективную стоимость российского рубля по отношению ко всем значимым для российской экономики иностранным валютам.

Использование инструментов денежно-кредитной политики в 2005 году будет во многом определяться потребностями  банковского сектора, которые, в  свою очередь, будут зависеть от конъюнктуры  мировых финансовых и товарных рынков, динамики потоков капитала, состояния бюджетной сферы и активизации факторов внутреннего спроса.

В целях повышения  эффективности реализации денежно-кредитной  политики Банк России в 2005 году продолжит  работу по развитию инструментов регулирования  ликвидности, которые в зависимости от ситуации в денежно-кредитной сфере будут активно использоваться как для предоставления ликвидности кредитным организациям, так и для стерилизации свободных денежных средств.

В 2005 году Банк России продолжил  осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение устойчивости банковского сектора Российской Федерации, защиту интересов кредиторов и вкладчиков, методическое и организационное совершенствование системы банковского надзора в соответствии с задачами, определенными законодательством и "Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации". Первостепенное значение Банк России придает вопросам отбора в систему страхования вкладов только финансово устойчивых банков. Будут реализованы меры по снижению неоправданной административной нагрузки на кредитные организации.

В целях обеспечения  системной устойчивости и конкурентоспособности  банковского сектора Банк России реализует меры, предусматривающие  в том числе:

- проведение работы  по завершению в основном формирования системы страхования вкладов;

- участие в подготовке  проектов федеральных законов  по вопросам ипотечного кредитования, секьюритизации банковских активов;

- подготовку законопроектов  по вопросам расширения полномочий  надзорного органа в целях  более оперативной оценки банковских рисков и эффективности надзорного реагирования, а также по совершенствованию процедур вывода нежизнеспособных кредитных организаций с рынка банковских услуг.

В сфере совершенствования  банковского надзора Банк России продолжил реализацию мер, направленных на развитие содержательного надзора, в первую очередь на повышение точности оценки финансовой устойчивости кредитных организаций и применение в необходимых случаях адекватных мер надзорного реагирования.

Одним из наиболее эффективных направлений в создании условий для дальнейшего развития финансового рынка является совершенствование законодательной базы. В 2005 году Банк России во взаимодействии с другими государственными органами продолжил работу по формированию полной и адекватной современным условиям рынка системы правовых и нормативных актов.

Значение ИПЦ в августе  опять превысило аналогичный  показатель за прошлый год: цены на потребительские товары в среднем  по стране увеличились на 0,2%. Денежное предложение также продолжило расти ускоренными темпами: денежная база в узком определении выросла на 3,9%. В результате выплаты внешнего долга Парижскому клубу кредиторов золотовалютные резервы РФ сократились за август на 2,3%.

Значение индекса потребительских  цен в августе текущего года составило 0,2% (- 0,1% в августе 2005 года (см. Рис. 7)). То есть, хотя ИПЦ и снизился по сравнению с июлем, но ожидаемой в результате удешевления плодоовощной продукции дефляции не произошло. Причиной этого стали значительные темпы роста цен на непродовольственные товары (+ 0,8%) и платные услуги населению (+ 0,8%).

Значительный рост цен  на непродовольственные товары был вызван удорожанием автомобильного бензина (+ 5,4%) и строительных материалов (+ 1,7%). Кроме того, в июле наблюдалось дальнейшее снижение цен на телерадиотовары (- 0,2%). Резкое подорожание бензина привело к тому, что Правительство РФ вновь, как и годом ранее, организовало встречу с представителями крупнейших нефтяных компаний России, на которой были достигнуты договоренности о снижении темпа роста цен на бензин до конца текущего года. Впрочем, осенне-зимний период и так традиционно является временем сезонного снижения спроса на бензин. Таким образом, в ближайшие месяцы цены на бензин будут, скорее всего, повышаться гораздо медленнее.

Что касается платных  услуг населению, то в августе  больше всего выросли цены на услуги образования (+ 1,9%) и пассажирского  транспорта (+ 1,1%). Отметим, что столь значительное удорожание образовательных услуг объясняется значительным сезонным ростом спроса на них, а рост цен на услуги пассажирского транспорта - подорожанием бензина.

Цены на продовольственные  товары в августе в среднем  по стране снизились на 0,5%. Больше всего, как и следовало ожидать, подешевела плодоовощная продукция (- 10%). Кроме того, несколько снизились цены на подсолнечное масло (- 0,1%). В августе продолжилось удорожание алкогольной продукцией, что было вызвано сокращением ее предложения и увеличением издержек поставщиков в связи с внедрением ЕГАИС.

Увеличение базового индекса потребительских цен (Базовый индекс потребительских цен) - показатель, отражающий уровень инфляции на потребительском рынке с исключением сезонного (цены на плодоовощную продукцию) и административного (тарифы на регулируемые виды услуг и др.). Факторы рассчитываются Статслужбой РФ:  в августе 2006 года составило 0,6% (за аналогичный период прошлого года - 0,5%). Таким образом, в августе продолжилось ускорение базовой инфляции, что объясняется быстрым ростом денежного предложения в текущем году.  Тенденция роста базовой инфляции не может не настораживать, особенно учитывая, что за первые три квартала текущего года прирост денежной базы в широком определении практически в три раза превысил аналогичный показатель за прошлый год. Мы полагаем, что рост базовой инфляции продолжится и осенью, что   создаст   дополнительные   инфляционные риски.

За август 2006 года денежная база РФ в, широком определении, помимо выпущенных в обращение Банком России наличных денег и остатков на счетах обязательных резервов по привлеченным кредитными организациями средствам в национальной валюте, депонируемым в Банке России, учитывает средства на корреспондентских счетах кредитных организаций и депозитов банков, размещенных в Банке России, выросла на 177,2 млрд. рублей до 3,48 трлн. рублей (+ 0,6%). Объем денежной базы в широком определении на 1 августа 2006 года равнялся 3,31 трлн. руб. Рассмотрим динамику денежной базы в широком определении покомпонентно.

Наличные деньги в  обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций на 1 сентября составляли 2,51 трлн. рублей (+ 2,4% по сравнению с 1 августа), корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России -368,3 млрд. рублей (+ 1,2%), обязательные резервы - 204,2 млрд. рублей (+ 5,3%), депозиты банков в Банке России - 229,1 млрд. рублей (+83,1%), стоимость облигаций Банка России у кредитных организаций - 168,1 млрд. рублей (+ 0,5%), а средства резервирования по валютным операциям, внесенные в Банк России - 0,3 млрд. рублей (- 40%). Отметим значительный рост за август депозитов банков в Банке России, вызванный увеличением ставок по депозитам. Напомним, что с 7 августа текущего года были повышены процентные ставки по инструментам привлечения денежных средств у кредитных организаций - депозитам на стандартных условиях torn-next, spot/next и «до востребования» (с 1,5% до 2% годовых), «1 неделя» и «спот-неделя» (с 2% до 2,5% годовых). Это было уже третье повышение указанных ставок с начала 2006 года, направленное на стерилизацию избыточной ликвидности в стране.

Рост в августе текущего года объема наличных денег в обращении (+ 2,4%) при одновременном увеличении обязательных резервов (+ 5,3%) привел к увеличению денежной базы в узком определении (наличность + обязательные резервы). Напомним, что денежная база в широком определении не является денежным агрегатом, а характеризует обязательства Банка России в национальной валюте. Денежная база в узком определении является денежным агрегатом (одной из характеристик объема предложения денег), полностью контролирующимся ЦБ РФ на 3,9%. При этом в августе сократились золотовалютные резервы ЦБ РФ (— 2,3%) и составляли на 1 сентября 265,7 млрд. долларов. За первые три недели сентября они уменьшились еще на 2,5% и достигли объема 259 млрд. долларов. Столь значительное сокращение золотовалютных резервов объясняется двумя причинами. Во-первых, в августе Россия погасила внешний долг перед Парижским клубом кредиторов на сумму порядка 23 млрд. долларов. Во-вторых, в сентябре началось снижение цен на энергоносители на мировом рынке, что ухудшило внешнеэкономическую конъюнктуру и привело к снижению притока валюты в РФ. В то же время для снижения инфляции Банк России продолжал укреплять курс рубля. Погашение внешнего долга вызвало также уменьшение стабилизационного фонда, объем которого на 1 августа 2006 года составил 1730,6 млрд. рублей (- 475,4 млрд. рублей по сравнению с 1 августа 2006 года).

Отметим, что согласно краткосрочному прогнозу социально-экономических  показателей РФ объем накопленных  золотовалютных резервов к концу октября 2006 г. превысит уровень 275 млрд. долларов.

По информации Федерального Казначейства, платежи по государственному внешнему долгу в июле текущего года равнялись 24 млрд. долларов. На погашение внешнего долга было направлено 23,3 млрд. долларов, а на его обслуживание - 0,7 млрд. долларов. При этом наибольшая сумма платежей пришлась на выплату задолженности Парижскому клубу кредиторов -23,9 млрд. долларов, по займам МБРР и ЕБРР -38,7 млн. долларов, по долгу России - 31,4 млн. долларов, по облигационным займам - 0,1 млн. долларов.

Рис. 1.1. Темп прироста ИПЦ в 2002 - 2006 годах (% в месяц).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Сравнительный анализ денежно-кредитных  систем США и России

3.1. Анализ факторов независимости  центральных банков США и  России

 

Следует различать две  формы независимости Центрального банка: независимость выбора целей  и независимость выбора инструментов. Независимость выбора целей означает, что Центральный банк, а не правительство  принимает решение выбрать в  качестве ориентира уровень инфляции. Такой независимостью ЦБ РФ не обладает: выбор цели денежно-кредитной политики определяется совместным постановлением правительства и ЦБ, независим он лишь в выборе инструментов денежной политики.

Независимость в выборе инструментов дает возможность Центральному банку осуществлять установленные  для него цели, выбирая наиболее подходящие для этого с его  профессиональной точки зрения время  проведения и масштабы применения тех  или иных инструментов денежно-кредитной политики, в частности изменение учетных ставок, резервных требований, осуществление интервенций, политики на открытом рынке и др.

Независимость Центрального банка призвана освободить проведение денежной политики от влияния краткосрочных  политических соображений. Независимость достигается также путем назначения управляющего на длительный срок (не менее четырех лет) без права отстранения его от должности в течение этого времени. В России еще ни один председатель ЦБ РФ не продержался на своем посту весь положенный по закону срок, что крайне отрицательно сказалось на состоянии финансовой системы страны.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" основными целями деятельности Банка  России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России: обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти (ст. 75 Конституции Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. 
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

Информация о работе Сравнительная характеристика денежно кредитных систем США и России