Сравнительная характеристика денежно кредитных систем США и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:21, дипломная работа

Описание работы

Успешное развитие экономики во многом определяется состоянием денежно-кредитной системы государства. Роль и место денежных и кредитных отношений в экономической архитектонике особенно усилились на пороге XXI в. Стало очевидным, что в новом столетии достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса, и других будет зависеть от равновесия денежно-кредитной системы страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ США ____ 5
Денежно-кредитная система США _______________________________ 5
Сущность денежно-кредитной политики США ____________________ 13
ГЛАВА 2. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ _25
2.1. Сущность денежно-кредитной системы и ее особенности в России ___ 25
2.2. Денежно-кредитная политика России и состояние денежно-кредитной сферы в 2005-2006 гг. _______________________________________________ 47

ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ СИСТЕМ США И РОССИИ __________________________________________________ 64

3.1. Анализ факторов независимости центральных банков США и России _ 64
3.2. Сравнительный анализ механизма страхования вкладов _____________ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ __________________________ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ ___________________________________________________ 87

Файлы: 1 файл

диплом оля.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

 Органы  контроля и надзора

Регулирование. Коммерческие банки, даже принадлежащие узкому кругу  частных лиц, в той или иной степени являются объектами государственного контроля и регулирования. В США за долгие годы существования банковской системы был выработан гигантский свод законов (федеральных и отдельных штатов), детально регламентирующий операции коммерческих банков. Часть этих законов была реакцией на необычайно высокий показатель банкротств среди банков до 1934.

Все коммерческие банки  делятся на национальные (имеющие  федеральный чартер, т.е. лицензию) и штатные — банки штатов, которым чартер выдают банковские власти отдельных штатов. Национальные банки обязаны быть членами Федеральной резервной системы, а штатные банки могут выбирать статус членов или нечленов. Фактически только часть мелких и мельчайших банков не входит в ФРС.

Национальные банки  находятся в ведении особого  федерального органа — Управления контролера денежного обращения (Office of the Comptroller of the Currency), которое осуществляет лицензирование (выдает чартер), ревизию, надзор и ликвидацию банков. Для штатных банков соответствующие функции выполняют банковские власти штатов. Надо заметить, что принципиальных различий по характеру операций между национальными и штатными банками не имеется. Среди крупнейших банков встречаются те и другие.

ФРС также имеет права  и обязанности контроля и регулирования  в отношении банков-членов. В основном она проверяет, соответствуют ли установленным нормативам и правилам финансовые показатели банков. Разумеется, она устанавливает размеры резервных требований.

Все сказанное относится  к коммерческим банкам, а также  к сберегательным банкам, если они являются членами ФРС. Но над всеми сберегательными учреждениями есть еще один федеральный регулирующий орган — Управление контроля над сберегательными учреждениями (Office of Thrift Supervision). Как вписывается в эту сложную, исторически сложившуюся структуру ФКСД с ее специфическими функциями? Непосредственно она имеет право контроля лишь над штатными банками, не входящими в ФРС. В остальном она зависит в своей деятельности от соответствующих органов контроля и надзора.

Давая показания перед подкомитетом палаты представителей в 2003 г., председатель ФКСД следующим образом пытался объяснить это непростое дело конгрессменам:

"ФКСД имеет долгую  историю сотрудничества и взаимодействия  с банковскими властями штатов... Практически каждый штат имеет соглашение того или иного типа с ФКСД. Эти соглашения обычно покрывают такие вопросы, как периодичность и тип ревизий, предревизионные процедуры, совместные бланки ревизионных и заявительных документов, согласование принудительных мер, обмен надзорной информацией, обучение персонала и доступ к компьютерной базе данных ".

Что касается банковского  регулирования на федеральном уровне, то ФКСД работает вместе с Управлением  контролера денежного обращения, правлением ФРС и Управлением контроля над сберегательными учреждениями. Законодательство требует, чтобы федеральные банковские ведомства координировали свои ревизии учреждений и выделяли одно ведущее ведомство при ревизии каждого депозитного учреждения. Поскольку главными федеральными надзорными органами являются либо Управление контролера денежного обращения, либо ФРС, то ФКСД зависит от этих ведомств, а также от Управления контроля над сберегательными учреждениями в отношении ревизии крупных учреждений, необходимой для оценки рисков, которые несут депозитные страховые фонды". Есть, опасение, что более детально понять способы взаимодействия органов, контролирующих банки, из публикуемых материалов невозможно. Вероятно, в этой области нет абсолютно четких и единообразных процедур, и многое зависит от конкретной ситуации и от людей, участвующих в процессах контроля.

Структура Федеральной  резервной системы разработана  Конгрессом с таким расчетом, чтобы  обеспечить ей широкую перспективу  развития экономики и экономической  активности всех частей нации. По существу, эту смешанную федеральную систему образуют: правительственное учреждение – Совет управляющих – в Вашингтоне, Округ Колумбия, и двенадцать региональных Федеральных резервных банков, расположенных в главных городах по всей стране. Между этими организациями распределены обязанности по надзору за определенными финансовыми учреждениями и регулированию их деятельности; по оказанию банковских услуг и реализации гарантий потребителям, как, например, в том, что они получат адекватную информацию, необходимую для эффективного взаимодействия их бизнеса с банковской системой.

Главным компонентом  системы является Федеральный комитет  открытого рынка (ФКОР), который состоит  из Совета управляющих, президента Федерального резервного банка Нью-Йорка и  президентов четырех других Федеральных резервных банков, которые занимают свои должности на ротационной основе. ФКОР наблюдает за операциями на открытым рынке, который является главным инструментом, используемым Федеральным резервом для оказания воздействия на условия функционирования денежного рынка, а также рост массы денег и кредита.

Две других группы также  важны при работе Федеральной  резервной системы с депозитными  учреждениями, через которые реализуется  механизм денежно-кредитной политики, и с консультативными комитетами, которые дают рекомендации Совету управляющих и резервным банкам в отношении распределения ответственности внутри системы.

Федеральная резервная  система проводит денежно-кредитную  политику, используя три главных  инструмента:

• операции на открытом рынке – закупка и продажа ценных бумаг правительства США (главным образом со стороны Казначейства) на свободном рынке с целью оказания влияния на уровень резервов депозитарной системы;

• резервные требования (Федеральной резервной системы  к коммерческим банкам) – требования в отношении количества фондов, которые коммерческие банки и другие депозитарные учреждения должны хранить в резерве на покрытие депозитов;

• учетная ставка –  процентная ставка, предписанная коммерческим банкам и другим депозитным учреждениям, когда они заимствуют резервы из регионального Федерального резервного банка.

Сеть из двенадцати Федеральных  резервных банков и их двадцати пяти филиалов выполняет ряд функций  системы, включая работу общенациональной системы платежей, распределяющей национальную валюту, а также контролирующую и регулирующую деятельность банков-членов Федеральной резервной системы и банков, владеющих компаниями и обслуживающих в качестве банкира Казначейство США. Каждый резервный округ идентифицирован с помощью символа и номера (см. список местных отделений на странице 10). Всякой валютной единице США присвоена буква и число резервного банка, который первым запускает ее в обращение. Помимо выполнения определенных функций для системы в целом, таких как управление общенациональным банковским делом и кредитной политикой, каждый резервный банк также действует в качестве депозитария банков в их собственном округе и выполняет другие обязанности по обслуживанию округа.

1.2. Сущность денежно-кредитной политики США

Начальная связь между  денежно-кредитной политикой и  экономикой устанавливается на рынке  экономических запасов. Политика Федерального резерва оказывает влияние на спрос или поставку экономических  запасов в банках и других депозитарных учреждениях, а через этот рынок влияние денежно-кредитной политики передается на остальные части экономики. Поэтому чтобы понять, как денежно-кредитная политика связана с экономикой, нужно вначале понять, что такое рынок резервов и как он работает.

Федеральный резерв, используя различные инструменты денежно-кредитной политики, может оказывать воздействие на объем денежных средств, объем кредита и их цену, то есть процентные ставки по ним. Таким образом, Федеральный резерв может влиять на занятость в экономике, выработку продукции и общий уровень цен.

Помимо влияния на уровень цен и на уровень производства в краткосрочном плане, Федеральный  резерв может способствовать финансовой стабильности и достижению лучших экономических  показателей путем ограничения  финансовых нарушений и предотвращения их распространения на внефинансовый сектор. Современные финансовые системы весьма сложны, взаимозависимы и потенциально уязвимы в отношении крупномасштабных системных сбоев, вроде тех, которые происходят во время падения курса акций. Федеральный резерв может оказать помощь в установлении для банковской системы США, и даже для всей финансовой системы в целом, таких ограничений, которые позволят снизить потенциал системных сбоев. Более того, при действительно серьезных потрясениях финансовой системы, центральный банк может смягчить ее отрицательное воздействие на финансовые рынки и экономику, обеспечивая ликвидность посредствам своих инструментов денежно-кредитной политики.

Спрос на резервы складывается из двух составляющих: затребованные  резервы и избыточные резервы. Все депозитные учреждения: коммерческие банки, сберегательные банки, ссудосберегательные ассоциации и кредитные союзы должны аккумулировать некоторый процент от определенных типов депозитов, чтобы они могли выступать в качестве резерва.

Депозитарии используют их счета в Федеральных резервных  банках не только для того, чтобы  удовлетворять свои резервные требования, но также для того, чтобы осуществлять многие клиринговые финансовые операции. Объем и невозможность прогнозирования  сделок, которые проходят через их счета каждый день, вынуждают депозитариев заботиться об ослаблении воздействия на фонды с тем, чтобы защитить себя от возникновения дебета, который в конце дня может превысить их кредит на счетах и привести к проблемам. Депозитарии, которые находят свои остатки требуемого резерва недостаточными для обеспечения необходимой защиты, могут открывать дополнительные счета для требуемого сальдо клиринга. Этот улучшенный баланс открывает новые возможности в форме кредитов, которые могут использоваться для оплаты стоимости услуг, таких, как чековые взаимозачеты между банками и телеграфный перевод фондов и ценных бумаг, которые предоставляет Федеральный резерв.

Некоторые депозитарные учреждения предпочитают держать резервы  даже ниже требуемого уровня для обеспечения соответствия их резервных и клиринговых требований. Эти дополнительные остатки, которые обеспечивают повышенную защиту от превышения кредита и нехватки требуемых резервов, называются избытком резервов; они являются вторым компонентом спроса на резервы (и третьим компонентом, если сюда же требуется включить сальдо клиринга). Как правило, депозитарии держат резервы в небольшом избытке, потому что эти остатки не дают процентов; тем не менее, спрос на эти резервы может сильно колебаться в течение коротких периодов, усложняя реализацию задачи Федерального резерва по проведению денежно-кредитной политики.

Федеральный резерв предоставляет  резервы банковским системам двумя  способами:

• Предоставление кредитов через дисконтное окно Федерального резервного банка.

• Закупка государственных  ценных бумаг (операции на открытом рынке).

Резервы, полученные через  первый канал, называются заимствованными  резервами. Федеральный резерв поставляет их непосредственно в депозитарные учреждения, которые имеют право заимствования через дисконтное окно. Доступ к такому кредиту банкам и сберегательным учреждениям определяется правилами, установленными Советом управляющих, а ссуды выдаются под проценты (учетная ставка), устанавливаемые резервными банками и одобренные Советом. От предоставления заимствованных резервов зависят инициативы депозитарных учреждений осуществить заимствование, хотя на это влияет уровень учетной ставки, сроки и условия доступа к кредиту дисконтного окна. В целом считается, что банки прибегают к услугам дисконтного окна для удовлетворения потребности в ликвидности только тогда, когда исчерпаны все другие разумные доступные источники фондов, что значительно ограничивает использование этого источника фондов. Более того, многие банки боятся того, что использование ими кредита дисконтного окна может стать известным участникам частного рынка (даже притом, что Федеральный резерв относится к идентификации таких заемщиков как к строго конфиденциальному делу), и что такое заимствование может рассматриваться как признак слабости. Вследствие этого количество резервов, предоставленных через дисконтное окно, составляет в целом малую часть суммарного объема предоставляемых резервов.

Другим источником получения  резерва являются незаимствованные резервы. Хотя предоставление незаимствованных резервов зависит от многих факторов, большинство из которых не подлежит повседневному контролю со стороны Федерального резерва, система может осуществлять контроль над таким предоставлением резервов посредством проведения операций на открытом рынке – купли или продажи ценных бумаг Внутренним департаментом торговых операций Федерального резервного банка Нью-Йорка. Когда Федеральный резерв покупает ценные бумаги на открытом рынке, то создаются резервы для их оплаты и возрастает возможность предоставления незаимствованных резервов. Наоборот, когда он продает ценные бумаги, то расходует резервы в обмен на ценные бумаги, что приводит к падению возможности предоставления незаимствованных резервов. Другими словами, Федеральный резерв регулирует предоставление незаимствованных резервов, покупая или продавая ценные бумаги на открытом рынке. При этом покупки эффективно оплачиваются путем соответствующих добавлений или вычетов из резервного баланса депозитного учреждения в Федеральном резерве.

Депозитарные учреждения активно торгуют между собой  резервами, которые хранятся в Федеральном  резерве, начиная обычно вечером  и продолжая всю ночь. Имеющие  избыточные остатки передают резервы  тем, у которых имеется потребность  в увеличении своих остатков. Исходная процентная ставка, предназначенная для краткосрочного использования этих фондов, называется ставкой федеральных фондов. Изменения ставки федеральных фондов отражают состояние спроса и предложения на резервы.

Равновесие устанавливается на рынке резервов тогда, когда спрос на требуемые и избыточные резервы становится равным предложению заимствованных резервов плюс незаимствованные резервы. Если спрос на резервы будет повышаться (скажем, из-за повышения депозитов на текущем счете), то равновесие нарушится. В результате чего возникнет нарастающее давление на ставку федеральных фондов. Равновесие может быть восстановлено с помощью операций на открытом рынке путем предложения дополнительных резервов, при этом ставка федеральных фондов будет оставаться неизменной. Оно может также быть восстановлено путем увеличения предложения для большего заимствования резервов через дисконтное. Федеральный резерв может воспользоваться одним из двух основных подходов, для того чтобы влиять на резервы:

• Он может направить некоторое количество резервов, допуская изменения в спросе на резервы, чтобы оказать влияние на ставку федеральных фондов.

• Он может повлиять на цену резервов (ставку федеральных фондов), регулируя объём предоставляемых резервов, чтобы должным образом реагировать на любое изменение в спросе на резервы.

Информация о работе Сравнительная характеристика денежно кредитных систем США и России