Сравнительная характеристика денежно кредитных систем США и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:21, дипломная работа

Описание работы

Успешное развитие экономики во многом определяется состоянием денежно-кредитной системы государства. Роль и место денежных и кредитных отношений в экономической архитектонике особенно усилились на пороге XXI в. Стало очевидным, что в новом столетии достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса, и других будет зависеть от равновесия денежно-кредитной системы страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ США ____ 5
Денежно-кредитная система США _______________________________ 5
Сущность денежно-кредитной политики США ____________________ 13
ГЛАВА 2. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ _25
2.1. Сущность денежно-кредитной системы и ее особенности в России ___ 25
2.2. Денежно-кредитная политика России и состояние денежно-кредитной сферы в 2005-2006 гг. _______________________________________________ 47

ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ СИСТЕМ США И РОССИИ __________________________________________________ 64

3.1. Анализ факторов независимости центральных банков США и России _ 64
3.2. Сравнительный анализ механизма страхования вкладов _____________ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ __________________________ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ ___________________________________________________ 87

Файлы: 1 файл

диплом оля.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая  назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России*, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

Рассмотрим факторы, влияющие на независимость Центральных банков России и США.

С точки зрения собственности  на капитал центральные банки  подразделяются на: 

- государственные, капитал которых принадлежит государству. Так, в России 100% капитала центрального банка принадлежит государству;

- акционерные: в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков-членов ФРС;

- смешанные. 

Доля собственности  государства в капитале центрального банка является важнейшим фактором, определяющим его место в экономике страны, которое в значительной степени зависит от национальных традиций и особенностей развития банковской системы. Наиболее независимыми от государства являются ФРС США и Немецкий федеральный банк, хотя в США капитал федеральных резервных банков принадлежит банкам членам ФРС, а в ФРГ государству. Следовательно, 100%-ное участие государства в капитале центрального банка является больше вопросом престижа и традиций.

Вторым фактором, определяющим независимость центрального банка от государства, является процедура назначения или выбора руководства банка. По этому признаку центральные банки можно сгруппировать по странам. Первая группа страны, в которых руководящие органы центрального банка (Президент и члены Директората) назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур. К этой группе и относится Россия. Ко второй группе принадлежит Италия, где Президент центрального банка назначается советом управляющих Банка, в который не входят политические деятели, а затем должен быть одобрен Советом Министров и утвержден Президентом страны. К третьей группе относятся Нидерланды, где решение о назначении принимает Совет министров на основе кандидатур, предложенных центральным банком. В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано ранее установленного срока. Исключение представляют собой центральные банки Италии, Франции, России, которые более зависимы от государства.

Третьим фактором, отражающим независимость центрального банка, является степень подробности определения в законодательстве целей и задач его деятельности. Этим устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельности центрального банка, во-вторых, в законодательном порядке определяются его полномочия. В США в законодательстве задачи центрального банка сформулированы лишь в общих чертах.

Рассмотрим основные положения, определяющие независимость  Федеральной резервной системы.

Федеральная резервная  система США, наряду с Немецким федеральным  банком, считается наиболее независимой от государства.

Решения Федеральной  резервной системы не подлежат ратификации  со стороны президента или со стороны  любого работника из отдела правительства. Но ФРС несет ответственность  перед Конгрессом, а, следовательно, и всем народом за свою политику. Все назначения в Совет управляющих ФРС, включая и назначение председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются президентом с согласия Сената. В силу этих обстоятельств и учитывая, что ФРС действует в рамках общих целей экономической и финансовой политики, проводимой правительством, было бы точнее охарактеризовать эту Систему как «независимую внутри правительства».

ФРС поддерживает постоянные контакты с другими группами внутри правительства, определяющими политику. Полноправным представителем ФРС является председатель Совета управляющих. Он выступает перед соответствующими комитетами Конгресса с отчетами о политике ФРС, о точке зрения Системы на состояние экономики, финансов и по другим вопросам.

Кроме деятельности внутри страны, председатель Совета управляющих является членом Национального совещательного совета по международным денежным и финансовым проблемам при правительстве  США, куда входят руководители других соответствующих агентств США. Председатель является также заместителем представителя США в Международном валютном фонде.  В качестве члена делегации США на важных международных конференциях председатель представляет точку зрения Центрального банка по вопросам международной финансовой и экономической политики.

Другие функции ФРС  осуществляются через сеть двенадцати Федеральных резервных банков. Филиалы  резервных банков были организованны  в 25 городах.

ФРБ получают прибыль, в  основном, из процентов, соответствующих  доле вкладов Системы в ценные бумаги и, в меньшей степени, из доходов от процентов на имеющуюся у Системы валюту, а также от процентов по ссудам депозитным учреждениям и о валютном контроле.

Очевидно, что независимость - это лишь средство достижения целей  деятельности ЦБ. По закону целью денежно-кредитной политики является стабильность национальной валюты. Стандартные учебники макроэкономики утверждают, что для ограничения инфляции необходима независимость ЦБ от правительства. В противном случае возникает конфликт интересов между денежной и фискальной политикой. Действительно, допустим, что (в соответствии с некоторыми предложенными изменениями в Закон о ЦБ) Национальный банковский совет определяет, например, в оперативном режиме зарплаты руководителей ЦБ. В этом случае Центробанк напрямую зависит от правительства. А оно, в свою очередь, заинтересовано в более высоких темпах инфляции, например, в целях краткосрочного увеличения занятости и промышленного производства или для финансирования бюджетного дефицита. Если такая инфляционная накачка используется регулярно - а соблазн всегда высок, особенно перед выборами, - то высокая инфляция становится хронической. Межстрановые исследования показывают, что в странах с независимыми ЦБ инфляция действительно в среднем ниже.

Независимость не означает бесконтрольности. В случае, когда ни законодательная, ни исполнительная власти вообще не вмешиваются в деятельность ЦБ, что побуждает сотрудников Центрального банка заботиться об ограничении инфляции? Если благосостояние сотрудников ЦБ зависит от его прибыли, то, в полном противоречии с существующим законодательством («получение прибыли не является целью деятельности Банка России»), ЦБ будет заботиться именно об извлечении максимальной фактической (необязательно балансовой) прибыли, а не об устойчивости рубля. Как предоставить Центробанку необходимые стимулы, в то же время сохранив его независимость и избежав конфликта интересов? Наиболее эффективным решением в современной макроэкономике считается инфляционное таргетирование (inflation targeting): формально установленные границы, в которых ЦБ должен поддерживать инфляцию, и четко определенные требования к раскрытию информации. В случае серьезного отклонения от принятых целей, руководство ЦБ может быть, вообще говоря, уволено. Таким образом, инфляционное таргетирование обеспечивает независимость ЦБ в его действиях, но и подконтрольность в выборе и собственно достижении целей.

В последнее время  все больше и больше Центральных  банков переходят к работе по этой схеме. Однако Федеральная резервная  система США является исключением, цели ее деятельности законодательство определяет достаточно размыто. Как показывают исследования деятельности ФРС, де-факто различные председатели придерживаются примерно одной и той же политики, однако формально эта политика не задана. Многие американские экономисты критикуют эту систему за то, что она ставит экономику в слишком сильную зависимость от личных качеств человека, возглавляющего ФРС. Впрочем, это заставляет американскую политическую и профессиональную элиту особенно тщательно подходить к выбору председателя, так что, в конце концов, эту должность занимает исключительно квалифицированный экономист с огромным опытом работы и незапятнанной репутацией.

Укрепление независимости  Центрального банка не означает сокращения его отчетности. Так, в США глава ФРС на регулярной основе отчитывается перед конгрессом.

Установленная законом  независимость Центрального банка  позволяет стране воспользоваться  создаваемыми ею преимуществами в интересах  всех граждан, уменьшить инфляционный налог на население, сильнее всего снижающий уровень жизни его наименее обеспеченных слоев. Очевидно, что выступать против независимости ЦБ означает лишать народы России преимуществ, создаваемых независимостью Центрального банка, а в нынешних условиях - вообще зачеркнуть возможность обуздания инфляции и выхода из кризиса с минимальными издержками для народного хозяйства и населения страны.

В этом смысле Россия очень  похожа на Америку: в системе с  неопределенными целями денежной политики могущество председателя ЦБ сравнимо с возможностями премьер-министра. Впрочем, в России ситуация осложняется тем, что, в отличие от развитых стран, даже если ЦБ независим от правительства, он может зависеть от частных лиц и компаний или секторов экономики. В России нет дополнительных ограничений, гарантирующих, что Центральный банк будет преследовать интересы не отдельных групп, а экономики в целом. Более того, само сосредоточение в руках ЦБ и денежной политики, и регулирования банков способствует тому, что Центральный Банк склонен поддерживать интересы банковской системы, даже если они идут вразрез с деятельностью по ограничению инфляции. В США (как и в Европе и в Великобритании) денежная политика и регулирование банковской системы разделены. Если внимательно изучить историю деятельности Банка России, то можно обнаружить ряд эпизодов, когда ЦБ манипулировал инструментами денежной политики в интересах коммерческих банков. Поэтому при определении будущего Центрального банка должен стоять вопрос о том, как обеспечить независимость ЦБ не только и не столько от правительства, но и от других экономических агентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.  Сравнительный анализ механизма страхования вкладов

 

С принятием Федерального закона от 20 августа 2004 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный  закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в России введен институт корпоративного конкурсного управляющего несостоятельных банков, функции которого возложены на Агентство.

Ранее существовавшая система  конкурсного управления показала ограниченные возможности арбитражных управляющих - индивидуальных предпринимателей при  банкротстве кредитных организаций. Основная мотивация их деятельности (получение прибыли), а также силы и средства, которыми они располагают, не соответствуют публичному характеру, сложности и большому объему работы конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций.

Рассмотрим роль Агентства  по страхованию вкладов.

Агентство по страхованию  вкладов создано в январе 2004 года на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании  вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В целях обеспечения  функционирования системы страхования вкладов Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов.

Возможности корпоративного конкурсного управляющего адекватны  целям и задачам, которые реализуются  при банкротстве кредитных организаций. Не имея коммерческих целей, располагая собственным имуществом в размере, достаточном для выполнения возложенных на него задач, действуя в силу Федерального закона и принимая на себя всю полноту ответственности за проведение процедуры банкротства, Агентство способно:

– консолидировать и  своевременно перераспределять имеющиеся в его распоряжении трудовые и материальные ресурсы для решения задач конкурсного производства;

– добиваться всеми предусмотренными действующим законодательством  способами возврата незаконно полученных и (или) удерживаемых активов ликвидируемых  кредитных организаций;

– сокращать сроки  проведения процедур банкротства и  оптимизировать расходы на конкурсное производство, в том числе за счет специализации и масштабов деятельности конкурсного управляющего, безвозмездного выполнения им своих полномочий;

– обеспечивать привлечение к установленной федеральными законами ответственности лиц, виновных в доведении кредитной организации до банкротства;

– действовать независимо в пределах предоставленных полномочий, пресекать любые попытки оказания неправомерного воздействия на конкурсного управляющего со стороны отдельных кредиторов, а также собственников, менеджмента и должников ликвидируемой кредитной организации.

В соответствии с Федеральным  законом ликвидируемая кредитная  организация в ходе конкурсного  производства открывает в Агентстве счет. В этой связи Банк России открывает Агентству счет для целей осуществления функций конкурсного управляющего, который должен работать в режиме, аналогичном режиму работы корреспондентского счета кредитных организаций. Наличие этих счетов позволяет Агентству в режиме реального времени контролировать проведение всех расчетов при банкротстве кредитных организаций, а также обеспечивать в рамках осуществления мероприятий по финансированию конкурсного производства рациональное использование временно свободных денежных средств этих кредитных организаций.

Временно свободные  денежные средства ликвидируемых кредитных  организаций, аккумулированные на счете  Агентства в Банке России, являются его активами и могут быть размещены  и (или) инвестированы им в доходные финансовые инструменты.

Ликвидируемые кредитные  организации, чьи денежные средства аккумулированы на счетах в Агентстве, получают доход в виде фиксированного процента. Процент устанавливается  в размере 0,1 ставки рефинансирования Банка России. Эти средства входят в конкурсную массу и в любой момент могут быть использованы для целей конкурсного производства.

Информация о работе Сравнительная характеристика денежно кредитных систем США и России