Стратегический анализ развития коммерческого банка на примере ОАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 03:35, курсовая работа

Описание работы

Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности, так называемой его философии, которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия и устанавливает цели фирмы. Важным источником информации для формирования стратегических целей является информация о внутренней и внешней среде, анализ которой позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения и выбрать наиболее эффективную стратегию предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы современного стратегического анализа. 4
1.1 Место стратегического анализа в менеджменте. 4
1.2 . Методологические проблемы и особенности современного стратегического анализа. 6
Раздел 2. Стратегический анализ внешней среды. 10
2.1. Понятие внешней среды. Группировка факторов. 10
2.3. Анализ макросреды. STEEP-анализ. 15
2.4. Анализ микросреды. Определение рынка. Матрица М. Портера. 18
Раздел 3. Стратегический анализ внутренней среды. 25
3.1. Анализ кредитного потенциала. 25
3.2. Анализ финансовой и экономической системы. Прогнозирование банкротства. Анализ инвестиционных рисков. 29
3.3. Направления совершенствования системы управления. 33
Раздел 4. Обоснование стратегических позиций. 36
4.1. Определение позиций предприятия матричным методом. 36
4.3. Обоснование сценариев развития ОАО «МКБ» 41
Выводы и предложения 43
Библиографический список 46

Файлы: 1 файл

startegichesky_analiz_kursovaya.docx

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего пРофессионального  образования российский государственный аграрный университет – МСха имени К.А. Тимирязева (ФГОУ ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)

 


Кафедра прогнозирования и планирования АПК

 

 

 

 

Дисциплина  «Современный стратегический анализ»

 

 

 

Курсовая работа

 

на тему: Стратегический анализ развития коммерческого банка

на примере ОАО «МОСКОВСКИЙ  КРЕДИТНЫЙ БАНК»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Магистрант 117 группы

дневного отделения

учётно-финансового факультета

Кузнецова Анастасия

Проверил:

к.э.н., доцент

Насекина Елена Юрьевна


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2013

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы современного стратегического анализа. 4

1.1 Место стратегического анализа в менеджменте. 4

1.2 . Методологические проблемы и особенности современного стратегического анализа. 6

Раздел 2. Стратегический анализ внешней среды. 10

2.1. Понятие внешней среды. Группировка факторов. 10

2.3. Анализ макросреды. STEEP-анализ. 15

2.4. Анализ микросреды. Определение рынка. Матрица М. Портера. 18

Раздел 3. Стратегический анализ внутренней среды. 25

3.1. Анализ кредитного потенциала. 25

3.2. Анализ финансовой и экономической системы. Прогнозирование банкротства. Анализ инвестиционных рисков. 29

3.3. Направления совершенствования системы управления. 33

Раздел 4. Обоснование стратегических позиций. 36

4.1. Определение позиций предприятия матричным методом. 36

4.3. Обоснование сценариев развития ОАО «МКБ» 41

Выводы и предложения 43

Библиографический список 46

 

 

Введение

Разработка  стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности, так называемой его философии, которая  в сочетании с мотивационной  идеей определяет основные направления  развития предприятия и  устанавливает  цели фирмы. Важным источником информации для формирования стратегических целей  является информация о внутренней и  внешней среде, анализ которой позволяет  оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения  и выбрать наиболее эффективную  стратегию предприятия. Смысл стратегического  анализа в том, что если понять конкурентную динамику отрасли, то можно  думать о том, какие шаги предпринимать, что необходимо поменять, как использовать те или иные возможности, преимущества, компетенции. С этой позиции можно сделать вывод об актуальности данной темы.

Фирма может  либо приспособиться к изменяющимся условиям, либо противодействовать им, пытаясь изменить конкурентную среду. Если компания чаще, чем конкуренты, пытается прогнозировать будущее, то велика вероятность того, что она скорее будет держать под контролем  будущую ситуацию, а конкуренты смогут лишь реагировать на нее. Помимо прогнозирования, задачей стратегического анализа  является также выявление, развитие и защита от конкурентов факторов стратегического успеха.

 Объектом  исследования является ОАО «МКБ».       

Предмет – система организационно-экономических  отношений, возникающих в процессе определения стратегии развития.

Целью данной работы заключается в изучении теоретических основ анализа среды организации и разработке практических рекомендаций по определению стратегии развития ОАО «Московский кредитный банк» (далее «МКБ») на основе результатов анализа среды.

 

Информационной  базой является бухгалтерские отчеты за 2007-2010 гг. ОАО «МКБ».

 

Глава 1. Теоретические основы современного стратегического анализа.

    1. Место стратегического анализа в менеджменте.

Поиски факторов стратегического успеха давно являлись основной заботой менеджеров. При  этом использовались разнообразные  пути: разного рода отчеты, выступления  и даже мемуары менеджеров преуспевающих  предприятий; выводы в рамках изучения конкретных случаев, носивших более  систематический характер; эмпирические исследования факторов успеха, подтверждаемые с научно-теоретических позиций.

В 60-х годах  стратегическая мысль концентрировалась  на координации и интеграции функциональной деятельности с расчетом на системную  ориентацию. Затем внимание менеджеров сместилось к маркетинговым проблемам  с упором на оптимизацию товарно-рыночных комбинаций, а в 70-х годах разрабатывается  теория стратегии на базе моделирования  фирменного опыта ("кривой обучения") с целью укрепления конкурентных позиций предприятий. Научный подход выдвинул такие направления, как  получение эффекта от расширения масштабов производства и оптимизации  товарной номенклатуры.

В 80-х годах  наметилось два подхода к выявлению  конкурентных преимуществ, обеспечивающих конечный успех, – рыночная ориентация и ресурсная ориентация.

В соответствии с первой парадигмой, разработанной  специалистами Гарвардской школы, стратегический успех фирмы зависит, с одной стороны, от структуры  отрасли, в которой она выступает, а с другой – от выбранной принципиальной стратегии для данной хозяйственной  области. Привлекательность отрасли  обуславливается действующими в  ней конкурентными силами. Чем  сильнее в отрасли конкуренция, тем меньше ее привлекательность  для фирмы.

Эмпирические  исследования показали, что отраслевая структура действительно во многом определяет успех предприятия. В  свою очередь возможности выбора принципиальной фирменной стратегии  кроются в таких областях, как  явное преимущество в издержках, оперативная дифференциация производства, быстрый захват рыночных ниш. Удачный  выбор стратегии менеджеров может  сыграть роль в обеспечении успеха предприятия.

Гарвардская парадигма четко нацелена на рынки  сбыта. Подобная ориентация стала объектом острой критики. Она совершенно игнорирует факторы успеха, которые могут  содержать в себе, например, внутрифирменные  структура и процессы, ресурсообеспечение или поведение персонала, который  непосредственно участвует в  реализации стратегии. Не учитывается  ресурсная ориентация и социальные аспекты управления. Таким образом, экономически рациональный подход оставляет  без внимания организационные, научно-психологические  и социальные модели стратегического  поведения предприятия.

Критика чисто  сбытовой ориентации неизбежно приводит к тому, что важное место среди  факторов успеха предприятия уделяется  его ресурсам и управлению ими. Принципиальное отличие ресурсного подхода определяется тем, что потребность в ресурсах отнюдь не является производной от рыночного положения фирмы, скорее ее ресурсный потенциал обусловливает  успешное выступление на рынке.

В основе ресурсного подхода лежит тот очевидный  факт, что каждое предприятие располагает  разнообразными ресурсами, которое  оно может выбирать на рынке факторов производства и комбинировать в  соответствии со своими возможностями.

В этом заключена  одна из сильных сторон ресурсного подхода. Если предприятие осуществляет выбор и комбинацию ресурсов лучше, быстрее, оригинальнее конкурентов, то ему гарантирован конечный рыночный успех.

Очевидно, что  при разработке принципов стратегии  для хозяйственных областей наряду с анализом отрасли, конкуренции  и рынка необходимы и обоснованные оценки ресурсов, и ключевых компетенций. Лишь конкретная ситуация может показать, какой ориентации следует отдать предпочтение – рыночной или ресурсной.

Современное состояние рыночной экономики характеризуется  усиливающейся нестабильностью  внешней среды. События становятся все более непривычными и неузнаваемыми; повышаются темпы изменений, которые  значительно превосходят скорости ответных реакций организации; возрастает частота появления неожиданных  событий, их непредсказуемость.

В таких  условиях становится невозможным осуществлять управление путем реакции на уже  возникшие проблемы на основе предшествующего  опыта или его экстраполяции. Для своевременной и эффективной ответной реакции необходимы предвидение, исследования и творчество. Все это требует использования специфических моделей принятия и реализации стратегических решений.

Стержнем  современного стратегического управления становится стратегия организации, точнее система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных маркетинговых, предпринимательских  и функциональных стратегий. Правильно  выбранная стратегия является первым важнейшим результатом и эффективным  механизмом стратегического управления, поскольку она целеустремляет и  мобилизует использование всего  потенциала организации в определенных направлениях, гарантирующих достижение успеха.

Стратегическое  управление представляет собой органическую часть системы управления организацией в целом. Цикл стратегического управления имеет долгосрочный период и включает в себя несколько циклов оперативного и текущего управления, обеспечивая  непрерывность процесса реализации стратегии. Создание эффективного механизма  управления является, наряду с разработкой  стратегии, важнейшим результатом  стратегического управления.

Стратегии и механизмы управления взаимно  обуславливают друг дуга: механизмы  управления адаптируются к вновь  формируемой стратегии, а при  невозможности этого – стратегия  адаптируется к реальному механизму  управления.

В целом  стратегический менеджмент призван  решить в принципе: в каком качественном состоянии данная конкретная организация  должна быть в заданной стратегической перспективе; какую принципиальную позицию организация должна занять на соответствующем рынке; как на качественном уровне надо изменить рыночные ниши организации по всем направлениям деятельности и т.д.

В итоге  все наработки стратегического  менеджмента могут сводиться  к полноценному обоснованию стратегического  конкурентного преимущества, которое  является желательным для данной конкретной организации в данной перспективе, а также к заданию  соответствующих стратегических целей  по его достижению.

Система менеджмента организации – это основанная на передовых научных подходах и практических методах система специализированной профессиональной деятельности организации, предназначенная для осуществления эффективного процесса обоснованния, принятия и реализации конкурентоспособных управленческих решений. Определяющие место среди этих решений занимает разработка и реализация общей долгосрочной программы развития организации, обеспечивающей достижение конечной цели системы менеджмента – выполнение миссии и достижение бизнес-плана.

Любая организация  представляет собой открытую систему, встроенную во внешний мир. На входе  она получает ресурсы из внешней  среды, на выходе отдает ей созданный  в организации продукт. Исходя из этого, жизнедеятельность организации  состоит из трех основополагающих процессов:

– получение  сырья или ресурсов из внешнего окружения;

– изготовление продукта;

– передача продукта во внешнюю среду.

Ключевая  роль в поддержании баланса между  этими процессами, а также в  мобилизации ресурсов организации  на их осуществление принадлежит  менеджменту.

 

    1. . Методологические проблемы и особенности современного стратегического анализа.

 

В определении  рыночной среды в  современном  стратегическом анализе существует некоторые казусы раскрытия  информации.  Дело в том, что в стратегическом анализе изучают обычно только 2 среды, внутреннюю и внешнюю, хотя их в действительности три. Одна среда, просто, делится на две. Правда маркетологи  и менеджеры разделяют среды  по разному, это видно на рис. 1. «Разделение рыночной среды на внешнюю и внутреннюю в стратегическом менеджменте и в маркетинге»

Рисунок 1. Разделение рыночной среды на внешнюю и внутреннюю в стратегическом менеджменте и в маркетинге

     
 

 

  • Менеджер понимает под внутренней средой ту среду, которую он полностью может контролировать, т.е. свою фирму, тогда как все, что находится за ее пределами – это среда, которая может быть враждебной, нейтральной или благоприятной безотносительно от его, менеджера, желания – т.е. она является внешней, неподвластной ему средой;
  • Маркетолог же под внутренней средой понимает то, на что он может воздействовать, т.е. свою фирму и ее рынок (причем воздействовать на рынок ему зачастую легче, чем на то, что происходит в фирме – отсюда и проистекают многие беды нашего бизнеса). Ну а внешней средой для него является то, на что он повлиять не может никак, например, стихийные бедствия или таможенное законодательство.

Итак, для  наглядности изобразим все три  среды в виде вложенных друг в друга кругов.

 

Рисунок 2. Три слоя рыночной среды и основные методы их анализа

 

 

 

 Также  основными методологические проблемами процесса стратегического менеджмента можно выделить:

 

  1. Несоответствие методов разработки управленческого решения условиям экономической системы.
  2. Последовательность и взаимосвязь этапов стратегического целеполагания и анализа.
  3. Выбор методики обоснования стратегической цели.
  4. Обоснование комплекса методов стратегического анализа.
  5. Стратегия не определена как точная экономическая категория и  является процессом.
  6. Трудности выбора и выражении стратегии через систему показателей.
  7. Недостаток времени, доступного для коррекции стратегии в процессе ее реализации.

Информация о работе Стратегический анализ развития коммерческого банка на примере ОАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»