Стратегический анализ развития коммерческого банка на примере ОАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 03:35, курсовая работа

Описание работы

Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности, так называемой его философии, которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия и устанавливает цели фирмы. Важным источником информации для формирования стратегических целей является информация о внутренней и внешней среде, анализ которой позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения и выбрать наиболее эффективную стратегию предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы современного стратегического анализа. 4
1.1 Место стратегического анализа в менеджменте. 4
1.2 . Методологические проблемы и особенности современного стратегического анализа. 6
Раздел 2. Стратегический анализ внешней среды. 10
2.1. Понятие внешней среды. Группировка факторов. 10
2.3. Анализ макросреды. STEEP-анализ. 15
2.4. Анализ микросреды. Определение рынка. Матрица М. Портера. 18
Раздел 3. Стратегический анализ внутренней среды. 25
3.1. Анализ кредитного потенциала. 25
3.2. Анализ финансовой и экономической системы. Прогнозирование банкротства. Анализ инвестиционных рисков. 29
3.3. Направления совершенствования системы управления. 33
Раздел 4. Обоснование стратегических позиций. 36
4.1. Определение позиций предприятия матричным методом. 36
4.3. Обоснование сценариев развития ОАО «МКБ» 41
Выводы и предложения 43
Библиографический список 46

Файлы: 1 файл

startegichesky_analiz_kursovaya.docx

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Посреднический механизм банка  в процессе мобилизации свободных  денежных средств и их размещения в форме кредита носит в  определенной степени противоречивый характер.

С одной стороны, возможность коммерческого  банка создавать деньги путем  выдачи кредита имеет большое  значение для экономики, расширяя с  помощью кредита производственные возможности субъектов воспроизводства  без предварительного процесса накопления средств.

С другой стороны, экономика нуждается  в необходимом, но не чрезмерном поступлении  денег. Если количество денег в обращении  будет возрастать более высокими темпами, чем производство товаров  и услуг, результатом будет являться инфляция с ее отрицательным воздействием на все стороны экономического развития, но не должно быть и отставания количества денег от потребностей производства. Неспособность банка удовлетворять  обоснованные потребности клиентов может привести к потере банком выгодных операций, а в конечном итоге —  к его банкротству.

Таким образом, коммерческие банки  имеют прямое отношение к процессу удовлетворения общества в деньгах. От политики банка зависит реальность денежных потоков с точки зрения их соответствия реальным процессам воспроизводства. В этой связи интересы коммерческих банков тесно переплетаются с интересами общества. Поэтому общество в лице Центрального банка как экономического центра постоянно регулирует возможности коммерческих банков по использованию мобилизованных в них средствах с позиции денежного оборота на макроэкономическом уровне и ликвидности банковской системы.

Анализ пассивов и депозитной базы в частности, является первоначальным и главным моментом в анализе ликвидности банка  и поддержания его надежности. В сегодняшних условиях исключительную важность приобретает процесс формирования банковских пассивов, оптимизация их структуры и качество управления всеми источниками денежных средств, которые образуют ресурсный потенциал  коммерческого банка.

 

Рисунок 5. Тендеция развития ОАО «МКБ»

За последние 3 года, как мы видим, МКБ увеличивает  свои активы и обязательства перед  клиентами, это дает нам возможность говорить о стабильной обстановке в финансовой сфере банка.

В ходе проведенного анализа выяснилось, что кредитный портфель по сравнению с началом года увеличился на 53,1% до 159 020 млн. рублей.

Активы Банка по итогам 2011 года выросли на 40,4% до 232 371 млн рублей. . Основные показатели деятельности за 2011 год, МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК находится на 21 месте по объему активов.

Счета и депозиты физических лиц с начала года увеличились  на  68,3% до 85,369 млрд.

рублей (доля  данной статьи в  обязательствах Банка  составляет  41,3%), в том числе  срочные  депозиты увеличились на 68,2% до 80,5 млрд. рублей.

По итогам 2011 года Банк поднялся на 14 место по депозитам физических лиц в рэнкинге «Top500 банков  по депозитам физлиц на 1 января 2012 года», составленном РБК.Рейтинг (по итогам 2010 года Банк занимал 20 строчку рэнкинга).

Таким образом, показатели говорят, что МКБ достаточно устойчив, интенсивно развивается и  имеет серьёзные перспективы  роста. И поскольку банк обладает огромным потенциалом привлечения  заёмных средств.

    1. Анализ финансовой и экономической системы. Прогнозирование банкротства. Анализ инвестиционных рисков.

Финансовое  состояние предприятия (ФСП) характеризуется  системой показателей, отражающих состояние  капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.

Финансовое  состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным.

В современном коммерческом банке  финансовый анализ и анализ финансового  состояния, как его составляющая, представляет собой не просто элемент  финансового управления, а его  основу, поскольку финансовая деятельность, как известно, является преобладающей  в банке. С помощью анализа, как  функции управления, и таких функций  как аудит и контроль осуществляется внутреннее регулирование деятельности банка.

Содержание, место и роль анализа  финансового состояния в банковском бизнесе во многом зависят от специфики  деятельности кредитных учреждений.

Роль анализа финансового состояния  в управлении деятельностью коммерческих банков, повышении надежности и качества управления является не только ответственной, но и определяющей жизнеспособность как отдельных коммерческих банков, так и банковской системы в  целом. Содержание, роль и значение анализа финансового состояния в управлении коммерческим банком представлены на рисунке 1.

Важной особенностью анализа финансового  состояния в банках является то, что деятельность их неразрывно связана  с процессами и явлениями, происходящими  в той среде, где они функционируют. Поэтому проведению анализа финансового  состояния в банке должен предшествовать анализ окружающей его финансово-политической, деловой и экономической среды.

Таблица 6. Основные финансовые результаты Банка по итогам 2011 года

Чистая прибыль  МОСКОВСКОГО КРЕДИТНОГО БАНКА по МСФО по итогам 2011  года

выросла на 28,6%  по сравнению с 2010  годом  и составила 3 886 млн рублей ($132,2млн).

Активы Банка  по итогам 2011 года выросли на 40,4% до 232 371 млн рублей ($7 217,4млн).

Кредитный портфель по сравнению с началом года увеличился на 53,1% до 159 020 млн рублей ($4 939,1 млн).

Доля NPL (кредитов,  просроченных свыше 90  дней) за 2011 год  снизилась до 1,1% c 1,5% по итогам 2010 года, уровень созданных резервов на возможные потери составил 2,3% от совокупного портфеля.

Отношение операционных расходов к операционным доходам (cost-to-income ratio) стабильно остается на низком уровне и составляет 39,8% по итогам 2011 года.

Эффективность работы Банка находится на высоком  уровне при рентабельности собственного капитала 19,7% и рентабельности активов 2,0%.

Собственный капитал увеличился на  86,0% с начала 2011 года до 25 608 млн рублей ($824,5 млн).

Рассмотрим  основные финансовые коэффициенты МКБ

Таблица 7. Основные финансовые коэффициенты МКБ

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод  о стабильности МКБ  и в то же время упадка некоторых его коэффициентов( рентабельность капитала и активов, например).

В соответствии с Федеральным законом  от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ, термин «несостоятельность»  и «банкротство»» признаются равнозначными, и по своей сути эти понятия  являются внешним признаком оценки неэффективности деятельности предприятия, которая сводится к определению  его финансового состояния, отражающего  способность устойчиво выполнять  принятые на себя финансовые обязательства.

Иными словами, «несостоятельность (банкротство)» - признанная арбитражным судом или  объявленная должником неспособность  должника в полном объеме удовлетворять  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по плате обязательных платежей.

Банкротство сложный процесс, включающий:

  1. Рассмотрение ситуации, в которой некоторое физическое лицо или предприятие объявлено несостоятельным;
  2. Юридические процедуры, с помощью которых можно временно приостановить деятельность физического лица или предприятия в случае банкротства, используя законодательные или практические шаги;
  3. Определение ответственности для осуществления (или неосуществлении) необходимых шагов в экономическом, финансовом, юридическом, социальном и политическом плане.

Отечественные аналитики, исследуя причины, условно делят банкротство на 3 вида:

  1. Банкротство бизнеса, связанное с неэффективным управлением предприятием, неумелой маркетинговой стратегией, нерациональным расходованием ресурсов и т.д.;
  2. Банкротство собственника, вызванное отсутствием инвестиций в оборотный капитал для осуществления простого воспроизводства (даже при наличии спроса на продукцию на рынке) и в развитие производства для поддержания рыночной стоимости предприятия;
  3. Банкротство производства, когда под влиянием первых двух факторов выпускается неконкурентоспособная продукция и требуется диверсификация этого производства.

Как показывает практика, причины  задолженности часто носят объективный  характер и не всегда возникают по вине самого должника (бюджетное недофинансирование, несогласованность действий различных  министерств и ведомств, курирующих объект, внеплановые чрезвычайные затраты  и т.д.).

Наибольшее распространение методики расчета коэффициента вероятности  банкротства получили модели Эдварда  Альтмана. Одной из простейших является двухфакторная модель, основанная на коэффициенте покрытия, характеризующего ликвидность и коэффициенте финансовой зависимости, характеризующего уровень  финансовой устойчивости.

Двухфакторная модель рассчитывается по формуле:

Z = -0,3877 - 1,0736 * Кп+ 0,579 * Кфз,                                                                

где Кп — коэффициент покрытия (отношения текущих активов к текущим обязательствам);

Кфз, — коэффициент финансовой зависимости, определяемой как отношение заемных средств к общей величине пассивов.

Z= -0,3877 – 1,0736 * 0,9 + 0,579 * 0,1= - 1,2977

Для предприятий, у которых Z = 0, вероятность  банкротства равна 50%. Если Z < 0, то вероятность банкротства меньше 50% и далее снижается по мере уменьшения Z. Если Z > О, то вероятность банкротства  больше 50% и возрастает с ростом Z.

В нашем случае вероятность банкротства менее 50%.

    1. Направления совершенствования системы управления.

 

Успех современного коммерческого банка - не сиюминутный, а планомерный, прогнозируемый и  подготовленный — лежит на пути диверсификации проводимых операций и, как следствие, источников получаемых доходов, выделении одного или нескольких основных видов бизнеса, которые  будут приносить основную прибыль, и ряда дополнительных источников, дающих меньшую прибыль, но позволяющих  сбалансировать процесс получения  финансового результата.

Несмотря  на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение аналитиков и менеджеров высшего звена банковских корпораций остается на недостаточном уровне. Возможность своевременного доступа к полной и достоверной информации, представленной в удобном для руководства и аналитиков виде, как правило, ограничивается.

Указанные проблемы можно решить только путем формирования единого информационного пространства.

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, баз знаний, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие учреждений корпораций, а также удовлетворение их информационных потребностей.

В управлении пассивами банку  можно порекомендовать: 

  1. Применять метод анализа размещения пассивов по их срокам, который позволяет управлять обязательствами банка, прогнозировать и менять их структуру в зависимости от уровня коэффициентов ликвидности, проводить взвешенную политику в области аккумуляции ресурсов, влиять на платежеспособность. 
  2. Следить за соотношением собственного капитала к привлеченному. 
  3. Проанализировать депозитную базу банка: 
  4. обратить внимание на структуру депозитов: срочные и сберегательные депозиты более ликвидны, чем депозиты до востребования; 
  5. определить стратегию поддержания устойчивости депозитов. Частью такой стратегии выступает маркетинг - повышение качество обслуживания клиентов, с тем чтобы они оставались верными банку и во время кризисных ситуаций. Повышение срока сберегательных депозитов, их средней суммы также смягчает колебания депозитов во время кризисов. 
  6. учитывать не только стабильность, но и источник депозитов, то есть депозиты физических лиц более надежны, чем депозиты юридических лиц, в силу различий в размерах вкладов. 
  7. привести в соответствие учет кредитных ресурсов; 
  8. оценивать надежность депозитов и займов, полученных от других кредитных учреждений. 
  9. сократить обязательства до востребования при помощи перегруппировки пассивов по их срокам.
    1. Перспективы развития системы маркетинга ОАО «МКБ»

Изучив маркетинговую политику ОАО «МКБ», можно сказать, что банк является крупнейшим стабильным, конкурентоспособным учреждением среди банков региона.

Успех на рынке предоставления банковских услуг, достижения в маркетинге в значительной степени предопределяется качеством управления работой банка. 

Вкусы клиентов различаются, причем существует специфика в зависимости от региона их проживания. Кроме того, с возрастом меняются и их вкусы. Увеличиваются доходы – увеличиваются запросы. Соответственно, банки должны отслеживать изменения в отношении клиентов к услугам и вносить коррективы в ассортимент. Если же вы хотите понять, чего на самом деле хотят ваши клиенты, вам надо установить, в чем они действительно нуждаются. Клиентам требуется многое. Иногда они могут говорить, что им нужно одно, тогда как на самом деле они хотят совсем другого. Иногда они нечетко выражают свою мысль, а иногда вы неверно истолковываете приоритет их потребностей. Обслуживание клиентов – это больше, чем решение проблем, возникших после приобретения товара. Это больше, чем необходимые затраты. С самой широкой точки зрения обслуживание клиентов может быть инструментом, определяющим и удовлетворяющим высшую потребность клиентов. Вместо источника затрат оно может превратиться в источник прибыли.

Информация о работе Стратегический анализ развития коммерческого банка на примере ОАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»