Стратегический анализ развития коммерческого банка на примере ОАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 03:35, курсовая работа

Описание работы

Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности, так называемой его философии, которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия и устанавливает цели фирмы. Важным источником информации для формирования стратегических целей является информация о внутренней и внешней среде, анализ которой позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения и выбрать наиболее эффективную стратегию предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы современного стратегического анализа. 4
1.1 Место стратегического анализа в менеджменте. 4
1.2 . Методологические проблемы и особенности современного стратегического анализа. 6
Раздел 2. Стратегический анализ внешней среды. 10
2.1. Понятие внешней среды. Группировка факторов. 10
2.3. Анализ макросреды. STEEP-анализ. 15
2.4. Анализ микросреды. Определение рынка. Матрица М. Портера. 18
Раздел 3. Стратегический анализ внутренней среды. 25
3.1. Анализ кредитного потенциала. 25
3.2. Анализ финансовой и экономической системы. Прогнозирование банкротства. Анализ инвестиционных рисков. 29
3.3. Направления совершенствования системы управления. 33
Раздел 4. Обоснование стратегических позиций. 36
4.1. Определение позиций предприятия матричным методом. 36
4.3. Обоснование сценариев развития ОАО «МКБ» 41
Выводы и предложения 43
Библиографический список 46

Файлы: 1 файл

startegichesky_analiz_kursovaya.docx

— 1.24 Мб (Скачать файл)

 

1.3. Основные  разделы и методы стратегического  анализа. 

Основными разделами  в изучении стратегического анализа  являются:

Анализ внешней  среды

Анализ внутренней среды

Анализ стратегических позиций

Какие же факторы  и методы задействованы в этих разделах мы можем увидеть в таблице 1. Основные разделы стратегического анализа

Таблица 1. Основные разделы стратегического анализа

 

 

Методы стратегического анализа - это типовые инструменты консультантов по организационным вопросам. Они позволяют произвести достаточно простую, но эффективную оценку конкурентоспособности отдельных продуктов/услуг. Исходной точкой анализа является положение, согласно которому фирму можно рассматривать как совокупность единиц бизнеса или продуктов на разных рынках. Мы оцениваем привлекательность продуктов, их конкурентоспособность, возможности увеличения объема реализации и способность генерировать прибыль. Таким образом, для каждого продукта/рынка можно создать свою, отдельную концепцию деятельности и развития. Одновременно ситуация продуктов фирмы оценивается под углом их потребностей в инвестициях, перспектив и конкуренции. Благодаря этому можно создать не только общую стратегию, но и ясно определить механизм распределения ресурсов и контроля эффективности деятельности. Для наглядности методов и их эффективности рассмотрим таблицу 2. «Оценка эффективности методов стратегического анализа.»

Таблица 2. «Оценка эффективности методов стратегического анализа.»

 

Раздел 2. Стратегический анализ внешней  среды. 

2.1. Понятие внешней среды. Группировка факторов.

 

Основное  назначение внешнего анализа – определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникнуть для  организации в настоящем и  будущем. Внешний анализ является частью SWOT – анализа, который представляет собой универсальный аналитический инструмент, областями применения которого могут быть: стратегический анализ, общий и целевой тактический анализ, функциональный анализ и т.д.

Анализ макроокружения включает в себя изучение влияния  таких компонентов среды, как:

- состояние экономики;

- правовое регулирование и управление;

- политические процессы;

- природная среда и ресурсы;

- социальная и культурная составляющие общества;

- научно-техническое и технологическое развитие общества;

- инфраструктура и т.п.

Макроокружение  создает общие условия среды  нахождения организации. В большинстве  случаев макроокружение не носит  специфического характера по отношению  к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций.

Изучение  экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются  и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как  величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный  баланс, норма накопления и т.п. При  изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие  факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

Анализ правового  регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных  актов, устанавливающих правовые нормы  и рамки отношений, дает организации  возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и  приемлемые методы отстаивания своих  интересов. Изучение правового регулирования  не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в  этой области и процессуальная сторона  практической реализации законодательства.

Политическая  составляющая макроокружения должна изучаться  в первую очередь для того, чтобы  иметь ясное представление о  намерениях органов государственной  власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых  государство намерено проводить  в жизнь свою политику. Изучение политической компоненты должно концентрироваться  на выяснении того, какие программы  пытаются провести в жизнь различные  партийный структуры, какие группы лоббирования существуют в органах  государственной власти, какое отношение  у правительства существует по отношению  к различным отраслям экономики  и регионам страны, какие изменения  в законодательстве и правовом регулировании  возможны в результате принятия новых  законов и новых норм, регулирующих экономические процессы.

Изучение  социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить  влияние на бизнес таких социальных явления и процессов, как:

- отношение  людей к работе и качеству  жизни;

- существующие  в обществе обычаи и верования;

- разделяемые  людьми ценности;

- демографические  структуры общества;

- рост населения;

- уровень  образования;

- мобильность  людей или готовность к перемене  места жительства и т.п.

Значение  социальной компоненты очень важно, так как она является всепроникающей, влияющей как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Социальные процессы изменяются относительно медленно. Однако если происходят определенные социальные изменения, то они приводят ко многим очень существенным изменениям в  окружении организации. Поэтому  организация должна серьёзно отслеживать  возможные социальные изменения.

Анализ технологической  компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые  развитие науки и техники открывает  для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта  продукции. Прогресс науки и техники  несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным последствиям для них.

Проводя изучение различных компонент макроокружения, очень важно иметь в виду два  следующих момента:

1. Все компоненты макроокружения находятся в состоянии сильного взаимовлияния;

2. Степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные организации различна.

Изучение  компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они  пребывали ранее или в каком  состоянии они пребывают сейчас. Необходимо также вскрыть те тенденции, которые характерны для изменения  состояния отдельных важных факторов, и попытаться предсказать направление  развития этих факторов с тем, чтобы  предвидеть то, какие угрозы могут  ожидать организацию и какие  возможности могут открыться  перед ней в будущем.

 

2.2. Краткая  характеристика ОАО «МКБ» 

 

ОАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК" (МКБ) работает на российском рынке банковских услуг с 1992 года.  
             Банк предоставляет полный перечень услуг для корпоративных клиентов и для частных лиц, предлагая универсальные продукты и услуги для широкой аудитории, а также разрабатывая специальные программы с учетом индивидуальных потребностей и пожеланий Клиентов.

МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК является участником ведущих ассоциаций и  объединений банковского сообщества и обладает всеми необходимыми лицензиями на осуществление банковской деятельности. Открытость бизнеса и устойчивые позиции позволили Банку в декабре 2004 года вступить в государственную систему страхования вкладов.

Банку выдана генеральная лицензия Банка России № 1978 от 20 января 2000 г.

Один из приоритетов МОСКОВСКОГО  КРЕДИТНОГО БАНКА – участие в  международных проектах, способствующих развитию внешнеэкономического бизнеса  Клиентов Банка и привлечению  иностранных инвестиционных и кредитных  ресурсов в российскую экономику.

Большие объемы финансируемых Банком торговых операций, разветвленная сеть зарубежных контрагентов и безупречная  репутация на международном рынке  позволили ему уверенно занять лидирующие позиции в сфере торгового финансирования.

Банк сотрудничает с ведущими международными финансовыми организациями, такими как Международная Финансовая Корпорация, Европейский Банк Реконструкции  и Развития, Черноморский Банк Торговли и Развития по целому ряду проектов, в том числе, в сфере торгового  финансирования, финансирования капитала второго уровня, финансирования целевых  проектов, организации синдицированных  займов.

На международный рынок синдицированных кредитов МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК впервые вышел в 2003 г. За этот период привлечено средств на сумму около 700 млн долларов США в рамках 11 синдицированных займов. Банк также является участником рынка еврооблигаций с 2006 г., когда произошло размещение дебютного выпуска на сумму 100 млн долларов США. В 2011 г. состоялся второй выпуск еврооблигаций Банка на сумму 200 млн долларов США. Сеть ностро-корреспондентов Банка насчитывает свыше 20 крупнейших зарубежных банков в 12 странах, благодаря чему Банк гарантирует эффективное проведение международных платежей в любую точку мира.

Стабильные и надежные позиции Банка подтверждают ведущие экспертные издания.

  • 21 место – ТОП-500 банков по чистым активам на 1 января 2012 г., РБК Рейтинг
  • 23 место — Рейтинг банков. Капитал, Банки.ру, январь 2012 года
  • 17 место — ИНТЕРФАКС-100. Банки России. Объемы и структура обязательств перед населением. Средства частных лиц, 2011 года

Территориальная сеть МОСКОВСКОГО  КРЕДИТНОГО БАНКА в настоящее  время насчитывает более 70 подразделений  в Москве и Московской области.Для  удобства клиентов подразделения Банка  работают семь дней в неделю по продленному  графику обслуживания.

 

2.3. Анализ макросреды. STEEP-анализ.

Макроокружение  создает общие условия нахождения организации во внешней среде.

Проведем  стратегический анализ внешней макросреды или так называемый SLEPT – анализ. SLEPT – анализ выявляет наиболее значимые положительно и отрицательно влияющие факторы макросреды, в частности и для строительного бизнеса в России, используя актуальные сведения о состоянии 5 групп факторов макросреды:

Социальные;

Правовые;

Экономические;

Политические;

Технологические.

Изучение  социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить  влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: отношение  людей к работе и качеству жизни; разделяемые людьми ценности; демографические  структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность  людей или готовность к перемене места жительства и т.п. Значение социальной компоненты очень важно, так как она является всепроникающей, влияющей как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Социальные процессы изменяются относительно медленно. Однако если происходят определенные социальные изменения, то они приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении организации. Поэтому организация должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения.

Анализ правового  регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных  актов, устанавливающих правовые нормы  и рамки отношений, дает организации  возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства.

Изучение  экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются  и распределяются ресурсы. При изучении экономической компоненты важно  обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура  населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

Политическая  составляющая макроокружения должна изучаться  в первую очередь для того, чтобы  иметь ясное представление о  намерениях органов государственной  власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых  государство намерено проводить  в жизнь свою политику. Изучение политической компоненты должно концентрироваться  на выяснении того, какое отношение  у правительства существует по отношению  к различным отраслям экономики  и регионам страны, какие изменения  в законодательстве и правовом регулировании  возможны в результате принятия новых  законов и новых норм, регулирующих экономические процессы, при этом важно уяснить: насколько стабильно  правительство, насколько оно в  состоянии проводить свою политику, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры, чтобы, используя это недовольство, захватить власть.

Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть  те возможности, которые развитие науки  и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для  модернизации технологии изготовления и сбыта продукции, прогресс науки  и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации  не в состоянии увидеть открывающиеся  новые перспективы, так как технические  возможности для осуществления  коренных изменений преимущественно  создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они  теряют свою долю рынка, что может  привести к крайне негативным последствиям для них. Таким образом, проведем SLEPT – анализ и приведем его в форме таблицы 3.

Информация о работе Стратегический анализ развития коммерческого банка на примере ОАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»