Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:22, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и реализации управленческих решений по обеспечению эффективной работы. В условиях рыночной нестабильности экономики и финансов современным предприятиям крайне важно добиваться финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость предприятия - это стабильность финансового положения предприятия, обеспечиваемая достаточной долей собственного капитала в составе источников финансирования. Достаточная доля собственного капитала означает, что заемные источники финансирования используются предприятием лишь в тех пределах, в которых оно может обеспечить их полный и своевременный возврат.
Введение….………………………...……………………………………………………...3
1 Теоретическая глава. Теоретические основы финансового менеджмента и
оценка финансового состояния предприятия…………………………………………..6
1.1 Финансовый менеджмент и понятие оценки финансового состояния...........6
1.2 Методы финансового менеджмента, понятие оптимизации затрат в финансовом менеджменте и информационная основа оценки финансового состояния………………………………………………………………………………….21
1.3 Методы и методика финансового анализа………………………………….26
2 Практическая глава. Оценка финансового состояния предприятия ЗАО
«ЗКПД-4Инвест»……….…..............................................................................................35
2.1 Краткая характеристика предприятия и анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия…………………………...…35
2.2 Общая оценка финансового состояния предприятия и анализ
финансовых результатов деятельности……………...………..............................42
2.3 Пути укрепления финансового состояния ЗАО «ЗКПД – 4 Инвест»: снижение дебиторской задолженности и оценка эффективности и перспективы развития…………………………………………………………………………………..53
Заключение………………………………………………………………….……………58
Глоссарий………………………………………………………………………………...64
Список использованных источников……………………………….…………………..66
Содержание
Введение….………………………...……………………
1 Теоретическая глава. Теоретиче
оценка финансового состояния предприятия…………………………………………..6
1.1 Финансовый менеджмент и понятие оценки финансового состояния...........6
1.2 Методы финансового менеджмента,
понятие оптимизации затрат в финансовом
менеджменте и информационная основа
оценки финансового состояния………………………………………………………
1.3 Методы и методика финансового анализа………………………………….26
2 Практическая глава. Оценка финансового состояния предприятия ЗАО
«ЗКПД-4Инвест»……….…...........
2.1 Краткая характеристика предприятия и анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия…………………………...…35
2.2 Общая оценка финансового состояния предприятия и анализ
финансовых результатов деятельности……………...……….......
2.3 Пути укрепления финансового состояния
ЗАО «ЗКПД – 4 Инвест»: снижение дебиторской
задолженности и оценка эффективности
и перспективы развития…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников……………………………….…………………
Приложения…...…………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и реализации управленческих решений по обеспечению эффективной работы. В условиях рыночной нестабильности экономики и финансов современным предприятиям крайне важно добиваться финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость предприятия - это стабильность финансового положения предприятия, обеспечиваемая достаточной долей собственного капитала в составе источников финансирования. Достаточная доля собственного капитала означает, что заемные источники финансирования используются предприятием лишь в тех пределах, в которых оно может обеспечить их полный и своевременный возврат.
В целом, под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Финансовая устойчивость и финансовое состояние предприятия отражается его финансовой отчетностью.
В условиях рыночной экономики отчетность предприятия базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами – пользователями информации о его деятельности:
Кроме того, в информации о финансовом состоянии предприятия заинтересованы работники предприятия (возможность профессионального роста и повышения оплаты труда), участники торгов на бирже (для котировки акций предприятия, консультаций потенциальных поставщиков сырья и покупателей готовой продукции), службам занятости, если предприятие расширяет свою деятельность и т.д.
Таким образом, основная цель финансовой оценки деятельности предприятия получение наиболее информативных показателей, дающих объективную и точную оценку финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Профессионально выполненная финансовая оценка деятельности предприятия способствует эффективному применению финансовых инструментов в ходе улучшения экономического положения предприятия и достижения его экономической устойчивости.
Вышесказанное свидетельствует об актуальности темы ВКР
Объект исследования финансовый менеджмент предприятия
Предмет исследования ЗАО «ЗКПД-4 Инвест» г.Н.Новгород
Целью исследования является выявление основных проблем финансовой деятельности предприятия и разработка путей улучшения его финансового состояния.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
- уяснить понятие финансового менеджмента предприятия;
- исследовать теоретические аспекты финансовой оценки деятельности предприятия как отражение инструментов и методов финансового менеджмента предприятия;
- исследовать систему финансового менеджмента на примере ЗАО «ЗКПД – 4 Инвест» и провести оценку финансовой деятельности предприятия;
- выполнить анализ основных проблем финансового менеджмента предприятия и выполнить рекомендации по модернизации его финансового менеджмента;
- выявить резервы улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости.
При проведении финансовой оценки деятельности предприятия были использованы следующие приемы и методы:
Теоретическая основа работы. При написании работы были использованы труды признанных специалистов в области финансового анализа - В.Г. Артеменко,
И.Т. Балабанов, Г.Бирман, И.А.Бланк Р. Брейли, Н.Д. Бровкина, Т.Г. Вакуленко, В.В.Ковалева, Т.А. Козенкова, М.Н.Крейниной, А.М.Литовских, , С.Майерс,
В.В. Нитецкий, М.Ф. Овсийчук, Ж.Перар Г.Б. Поляк, Г.В.Савицкой, Е.Н.Станиславчик, А.Е. Суглобов, А.Д.Шеремета, С.Шмидт
Информационной основой дипломной работы является годовая бухгалтерская отчетность ЗАО «ЗКПД – 4 Инвест» за 2009-2010 годы.
1 Теоретическая глава. Теоретические основы финансового менеджмента и оценка финансового состояния предприятия
1.1 Финансовый менеджмент и понятие оценки финансового состояния
Финансовый менеджмент - процесс разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов организации. Цель финансового менеджмента - обеспечение устойчивого развития и капитализации (роста рыночной стоимости) организации. Эта цель неразрывно связана с основной целью управления организацией в целом и реализуется с ней в единых процедурах. Основные задачи финансового менеджмента: Поиск источников и способов финансирования бизнеса организации для обеспечения необходимого уровня и структуры ее активов. Эта задача реализуется путем определения общей потребности в финансовых ресурсах организации на предстоящий плановый период, максимизации объема вовлечения собственных финансовых ресурсов, определения оптимальной структуры заемных средств и управления их привлечением. Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в деятельности организации. Эта задача реализуется путем оптимизации распределения сформированного объема финансовых ресурсов во времени и по направлениям деятельности организации. Оптимизация денежного оборота. Эта задача решается путем управления денежными потоками организации в процессе кругооборота ее денежных средств, обеспечения синхронизации объемов поступления и расходования денежных средств по отдельным временным периодам, поддержания необходимого уровня ликвидности ее оборотных активов. Минимизация уровня финансового риска. Эта задача достигается путем диверсификации видов операционной и финансовой деятельности, формирования оптимального инвестиционного портфеля, мониторингом конъюнктуры финансовых рынков, применения различных схем страхования финансовых активов. Обеспечение финансовой устойчивости организации в процессе ее развития. Эта задача достигается путем формирования оптимальной структуры капитала и активов организации и поддержанием необходимого уровня ее платежеспособности.
Субъекты и объекты финансового менеджмента. Объектом управления яв-ляется совокупность условий осуществления денежного оборота и движения дене-жных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финан-совых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия- обеспечение устойчивого развития и капитализации (роста рыночной стоимости) организации.. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы: 1) Денежный оборот; 2) Финансовые ресурсы; 3) Кругооборот капитала; 4) Финансовые отношения. Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются: 1) Кадры (подготовленный персонал); 2) Финансовые инструменты и методы; 3) Технические средства управ-ления; 4) Информационное обеспечение. Исходя из этого основные направления финансового менеджмента организации это: 1 Управление капиталом (пассивами) - определение потребности в капитале для финансирования формируемых активов организации; оптимизация структуры капитала в целях обеспечения наиболее эффективного его использования; 2 Управление оборотными и внеоборотными активами - формирование необходимого объема ресурсов организации, полученных за счет инвестированного в них капитала, способных обеспечить получение устойчивого дохода и рост рыночной стоимости организации, с учетом фактора времени и ликвидности; 3 Управление инвестициями - определение параметров инвестиционной деятельности организации; оценка инвестиционной привлека-тельности финансовых инструментов; выбор наиболее эффективных инвестицион-ных решений; определение источников финансирования инвестиций; формирование оптимального инвестиционного портфеля организации; мониторинг инвестицион-ного портфеля; поддержание оптимального уровня рисков и доходности по порт-фелю; 4 Управление денежными потоками - синхронизация и обеспечение сбалан-сированности притоков и оттоков денежных средств организации, оптимизация использования денежных ресурсов для обеспечения ликвидности и финансовой устойчивости организации; Управление финансовыми рисками - выявление, класс-сификация и оценка финансовых рисков; определение величины допустимого уро-вня финансового рисков, принимаемых организацией; определение наиболее эффек-тивных способов, методов и процедур минимизации рисков; разработка и реалии-зация мероприятий по устранению и минимизации рисков. Базовые концепции финансового менеджмента. 1 Концепция стоимости капитала. Эта концепция является одной из базовых теорий всей системы финансового менеджмента. Суть концепции состоит в том, что капитал в любой своей форме имеет свою стоимость, уровень которой должен учитываться при вовлечении капитала в экономический процесс. 2 Концепция временной стоимости денег. Суть концепции состоит в том, что имеющаяся сегодня денежная единица, и денежная единица, ожидаемая завтра неравноценны в силу трех основных причин: инфляции, риска неполучения ожи-даемой суммы денежных средств и скорости оборота капитала. В силу инфляции происходит обесценение денег. Кроме того, всегда существует вероятность того, что по определенным причинам ожидаемая к получению сумма в нужный момент не будет получена. 3 Наконец, имеющаяся в наличии в данный момент денежная сум-ма, в отличие от той, которая возможно будет получена в будущем, может быть не-медленно пущена в оборот и принесет дополнительный доход. 4 Концепция дене-жного потока. Суть концепции состоит в том, что любая финансовая операция мо-жет представлять собой некий денежный поток (cash flow), т.е. множество распре-деленных во времени оттоков (выплат) и притоков (поступлений) денежных средств организации. 5 Концепция компромисса между риском и доходностью. Суть кон-цепции состоит в том, что получение дохода сопряжено с риском. Между этими явлениями существует прямая зависимость. Чем выше ожидаемая доходность, тем выше уровень риска. 6 Концепция упущенных возможностей. Суть концепции сос-тоит в том, что принятие любого финансового решения, как правило, носит альтер-нативный характер. Отказ организации от альтернативного варианта может повлечь за собой упущенные возможности получения большего дохода. 7 Концепция асси-метричности информации. Суть концепции состоит в том, что реально функции-онирующий рынок информационно не симметричен (т.е. информационно непроз-рачен в равной мере для всех участников рынка). Отдельные участники рынка могут владеть определенной информацией недоступной остальным участникам рынка. Это делает их позицию более конкурентной, а принятое решение - более эффективным. Основные показатели, используемые в финансовом менеджменте. Первый: до-бавленная стоимость (ДС). Если из стоимости продукции, произведенной, а не только реализованной предприятием за тот или иной период (включая увеличение запасов готовой продукции и незавершенное производство), вычесть стоимость потребленных материальных средств производства (сырья, энергии и пр.) и услуг других организаций, то получится стоимость, которую действительно добавили к стоимости сырья, энергии, услуг. Величина добавленной стоимости свидетельствует о масштабах деятельности предприятия и о его вкладе в создание национального богатства. Вычтем из ДС налог на добавленную стоимость и перейдем к конструированию следующего показателя. Второй: брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ). Вычтем из ДС расходы по оплате труда и все связанные с ней обязательные платежи предприятия (по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и проч.), а также все налога и налоговые платежи предприятия, кроме налога на прибыль — получим БРЭИ. БРЭИ используется в финансовом менед-жменте как один из основных промежуточных результатов финансово-хозяйст-венной деятельности предприятия. Представляя собой прибыль до вычета аморти-зационных отчислений, финансовых издержек по заемным средствам и налога на прибыль, величина БРЭИ является первейшим показателем достаточности средств на покрытие всех этих расходов (налоги — те же расходы, не так ли?). Более того, по удельному весу БРЭИ в добавленной стоимости можно судить об эффективности управления предприятием и составить общее представление о потенциальной рен-табельности и гибкости предприятия. Третий: нетто-результат эксплуатации инвес-тиций (НРЭИ), или прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль. Из предыдущего показателя вычтем все затраты на восстановление основных средств - это и будет нетто-результат эксплуатации инвестиций. По существу, этот эконо-мический эффект, снимаемый предприятием с затрат, представляет собой прибыль до уплаты процентов за кредиты и займы и налога на прибыль. Поэтому на практике для быстроты расчетов можно принимать за НРЭИ балансовую прибыль (БП), восстановленную до нетто-результата эксплуатации инвестиций прибавлением процентов за кредиты, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг). Та-ким способом можно избежать двойного счета процентов, ибо часть их, относимая, по действующему законодательству, на чистую прибыль, остающуюся в распоря-жении предприятия, содержится в самой балансовой прибыли. Четвертый: эконо-мическая рентабельность (ЭР) активов, или, что то же, экономическая рентабель-ность всего капитала предприятия, т. е. суммы его собственных и заемных средств. Характеристика и сущность понятия «добавленная стоимость» такова. С эко-номической точки зрения - это стоимость, созданная на предприятии за определе-нный период времени, это вклад каждого экономического субъекта в валовый внутренний продукт как результат общественного производства за определенный период времени. С бухгалтерской точки зрения добавленная стоимость — это раз-ница между произведенной (реализованной) продукцией и затратами (внешними из-держками), которые несет фирма. В категориях марксистской интерпретации — это C (потр.) + V + M.
Финансовый менеджмент зачастую не достаточен для эффективности предприятия ,необходимы активные меры по его улучшению использовать организационно - экономический механизм как - контролинг1
Понятие, виды и классификация рисков предпринимательской деятель-ности предприятий. С позиции конкретного предприятия существует большое число видов самых разнообразных рисков, которые могут повлиять на уровень доходности реализуемых проектов: риск процентной ставки, валютные риски, инфляционный, политический, страновый и многие другие виды рисков. Однако, с позиции инвестора все эти риска могут быть объединены в одну группу – общий риск или риск отдельных ценных бумаг. Наряду с перечисленными видами общего риска, внешними по отношению к предприятию, существуют внутренние общие риски, для измерения которых используются показатели операционного и финансового левериджа. Классификация: Инвестиционный риск: 1 Общий риск (отдельных ц.б.): а) внутренние (предпринимательский, левериджа). б) внешние (процентный, валютный, инфляционный, страновый) 2 Рыночный риск (инвестиционного портфеля): а) систематический. б) несистематический. Сущность первой концепции эффекта финансового рычага, как элемента рациональной финансовой политики предприятия. Сущность второй концепции эффекта финансового рычага, как фактора концепции финансового риска. Эффект финансового рычага (ЭФР) — это приращение рентабельности собственных средств, получаемое при использовании заемных средств, при условии, что экономическая рентабельность активов фирмы больше ставки процента по кредиту. Можно утверждать, что РСС = ЭР + ЭФР или ЭФР = РСС - ЭР Необходимо отметить, что при расчете ЭР и РСС обязательно учитываются выплаты налога на прибыль. При этом значения ЭР и РСС уменьшатся, а ЭФР откорректируется на величину налога на прибыль. Предлагается читателям самим рассчитать соответствующие значения и убедиться в правоте сказанного. Как было уже отмечено ранее, ЭФР существует (с положительным знаком) только потому, что экономическая рентабельность активов больше ставки процента. В нашем примере речь шла об одном кредите, поэтому мы не акцентировали внимание на этой стороне проблемы. В действительности же фирма регулярно прибегает к банковским кредитам, причем норма процента, которую она платит, колеблется от одной кредитной сделки к другой. Величина силы воздействия финансового рычага достаточно точно показывает степень финансового риска, связанного с фирмой. — чем больше сила воздействия финансового рычага, тем больше и риск, связанный с предприятием, риск невозвращения кредита банку и риск снижения курса акций и падения дивиденда по ним. Сущность и значение бюджетирования в планировании финансовой деятельности предприятия. Рационализация внутрифирменных финансовых потоков может быть осуществлена в результате внутрифирменного финансового планирования и бюджетирования. Руководители предприятия должны прекрасно представлять себе, кто, сколько и как создает финансовые ресурсы, кто, сколько и как их потребляет, насколько этот процесс является предсказуемым, насколько он поддается корректировке со стороны менеджеров корпорации, как он способствует реализации фирменной стратегии. Финансовое планирование и бюджетирование представляют собой некое балансирование потоков доходов и расходов фирмы в целом и основных ее структурных звеньев. Необходимо решить две взаимосвязанные задачи: а) определить величину поступления денег, б) определить бюджет затрат. Бюджет затрат складывается из определения обязательных платежей (в первую очередь оплата кредиторской задолженности, налоговые платежи, выплата процентов по кредитам и т. д.), выплаты зарплаты сотрудникам, закупки сырья, материалов и проч. При более точном финансовом планировании имеет смысл составлять бюджеты наличности, закупок, текущих, капитальных расходов и других видов возможных затрат. С учетом решения поставленных выше проблем структурного порядка теперь можно непосредственно приступать к бюджетированию и финансовому планированию (в цифрах!) на очередной период.