Теоретические основы финансового менеджмента и оценка финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:22, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и реализации управленческих решений по обеспечению эффективной работы. В условиях рыночной нестабильности экономики и финансов современным предприятиям крайне важно добиваться финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость предприятия - это стабильность финансового положения предприятия, обеспечиваемая достаточной долей собственного капитала в составе источников финансирования. Достаточная доля собственного капитала означает, что заемные источники финансирования используются предприятием лишь в тех пределах, в которых оно может обеспечить их полный и своевременный возврат.

Содержание работы

Введение….………………………...……………………………………………………...3
1 Теоретическая глава. Теоретические основы финансового менеджмента и
оценка финансового состояния предприятия…………………………………………..6
1.1 Финансовый менеджмент и понятие оценки финансового состояния...........6
1.2 Методы финансового менеджмента, понятие оптимизации затрат в финансовом менеджменте и информационная основа оценки финансового состояния………………………………………………………………………………….21
1.3 Методы и методика финансового анализа………………………………….26
2 Практическая глава. Оценка финансового состояния предприятия ЗАО
«ЗКПД-4Инвест»……….…..............................................................................................35
2.1 Краткая характеристика предприятия и анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия…………………………...…35
2.2 Общая оценка финансового состояния предприятия и анализ
финансовых результатов деятельности……………...………..............................42
2.3 Пути укрепления финансового состояния ЗАО «ЗКПД – 4 Инвест»: снижение дебиторской задолженности и оценка эффективности и перспективы развития…………………………………………………………………………………..53
Заключение………………………………………………………………….……………58
Глоссарий………………………………………………………………………………...64
Список использованных источников……………………………….…………………..66

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Кудрявцевой Е.Н..doc

— 871.50 Кб (Скачать файл)

Классификация затрат и механизм действия операционного рычага. Эффект финансового и операционного рычагов — это важный параметр, определяющий риск, связанный с предприятием, но он не единственный! Действие финансового рычага неизбежно создает известный риск (финансовый), связанный с деятельностью фирмы, действие производственного (операционного) рычага также создает риск (производственный), связанный с деятельностью фирмы. Следовательно, закономерным представляется вывод, что при более точном рассмотрении деятельности предприятия происходит суммирование финансового и производственного рисков. Сопряженный эффект финансового и операционного рычагов — это важный параметр, определяющий риск, связанный с предприятием, но он не единственный!

Часто применяется формула Дюпона. Формула Дюпона отражает зависимость рентабельности активов не только от рентабельности реализации (ЧП/РП), но и от оборачиваемости активов (РП/А), а также показывает: 1 Значение коэффициента оборачиваемости активов для обеспечения конкурентоспособного уровня рентабельности активов; 2 Значение коэффициента реализации продукции;

3 Возможность выбора между рентабельностью реализации продукции и скоростью оборота активов компании. Формула такова, в частности числитель и знаменатель формулы расчета рентабельности активов умножается на объем реализации продукции: ЧП/А= (ЧП*РП) / (А*РП) = (ЧП/РП) * (РП/А),

где:

ЧП - чистая прибыль; А - стоимость всех активов компании; РП - объем реализованной продукции.

Дробление рентабельности активов помогает выявить, что является причиной недостаточно высокого уровня этого показателя: рентабельность реализации, скорость оборота или оба эти коэффициента вместе. Увеличение рентабельности реализации может быть достигнуто: снижением расходов, увеличением цен на реализуемую продукцию2. Расходы могут быть снижены, например, за счет: использования более дешевых сырья и материалов; автоматизации производства в целях увеличения производительности труда; сокращения условно-постоянных расходов, таких как расходы на рекламу, на совершенствование системы управления. Повышение цен на продукцию тоже может служить средством увеличения рентабельности активов. Однако в условиях развитой рыночной экономики это достаточно сложная задача. Повышение скорости оборота активов может быть обеспечено посредством увеличения объемов реализации при неизменных активах, или же при уменьшении активов. Например: уменьшить материально-сырьевые запасы, ускорить оплату дебиторской задолженности, выявить и ликвидировать неиспользуемые основные средства.

Финансовый  анализ является инструментом финансового менеджмента в своем традиционном понимании представляет собой метод исследования путем расчленения сложных явлений на составные части. В широком научном понимании финансовый анализ – это метод научного исследования (познания) и оценки явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Экономическая сущность финансового анализа лучше всего отражается в следующем определении: «Финансовый анализ представляет собой оценку финансово - хозяйственной деятельности фирмы в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем».

В целом, методы финансового  управления многообразны. Основными  из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг. Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и другие. Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния. Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации. Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности. Практика финансового анализа уже выработала основные правила (методику анализа) финансовых отчетов. Можно выделить среди них семь основных методов. 1 Чтение отчетности (изучение абсолютных показателей, представленных в отчетности). Посредством чтения определяют имущественное положение предприятия, его краткосрочные и долгосрочные инвестиции, источники формирования собственного и заемного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями предприятия, финансово кредитными учреждениями, оценивают выручку от основной деятельности и прибыль текущего года. 2 Горизонтальный анализ (временной) позволяет определить абсолютные и относительные изменения различных статей отчетности по сравнению с предыдущим периодом. 3 Вертикальный анализ (структурный) - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Он проводится с целью выявления удельного веса статей отчетности в общем итоговом показателе, принимаемом за 100%. 4 Трендовый анализ показывает динамику развития и основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года, для которого показатели принимаются за 100%, т.е определение тренда - основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ. 5 Расчет финансовых коэффициентов, которые описывают финансовые пропорции между различными статьями отчетности и определяют их взаимосвязь. 6 Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирм, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.7 Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель3.

Финансовое состояние  предприятия можно оценивать  с точки зрения краткосрочной  и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового  состояния – ликвидность и  платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам. Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов. С этой точки зрения цель финансового анализа - определить состояние финансового здоровья предприятия, выявить слабые места, потенциальные источники возникновения проблем при дальнейшей ее работе и обнаружить сильные стороны, на которые предприятие может сделать ставку.

Цели финансового анализа  достигаются в результате решения  определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных и информационных возможностей проведения анализа.

Если рассматривать  финансовый анализ как процесс оценки финансового состояния предприятия  на основе  изучения его бухгалтерской отчетности, то в качестве его основных целей мы можем выделить следующие: отслеживание текущего состояния предприятия; анализ способности предприятия финансировать инвестиционные проекты; анализ способности возврата кредитов; предупреждение банкротства; формирование прогнозов финансовой деятельности предприятия; оценка стоимости предприятия при его продаже или слиянии; отслеживание динамики финансового состояния.

При оценке финансового  положения предприятия к помощи финансового анализа прибегают  различные экономические субъекты, заинтересованные в получении наиболее полной информации о его деятельности. К ним относятся:

1) Внутренние – менеджмент, акционеры, учредители, ликвидационная  или ревизионная комиссия.

2) Внешние – государственные  органы, кредиторы, инвесторы, аудиторы.

Целью финансового анализа, инициатива которого не принадлежит  предприятию, могут быть определение  и оценка кредитоспособности и инвестиционных возможностей предприятия. Так, представителя  банка может заинтересовать вопрос о ликвидности или платежеспособности предприятия. Потенциальный инвестор хочет знать, насколько рентабельно предприятие и какова степень риска потери вклада при его инвестировании. Существует методика, позволяющая при помощи финансово-отчетной документации и анализа различных финансовых показателей спрогнозировать возможность банкротства предприятия или же убедиться в его стабильности.

Финансовый анализ является частью общего экономического анализа  организации, а также частью общего, полного анализа хозяйственной  деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: внешнего финансового анализа и внутрихозяйственного управленческого анализа.

Разделение анализа  на финансовый и управленческий обусловлено  сложившимся на практике разделением  системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Такое разделение несколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа, и наоборот. В интересах дела оба вида анализа дополняют друг друга информацией.

Внутренний  финансовый анализ - анализ, который необходим для удовлетворения собственных потребностей предприятия, - направлен на определение ликвидности фирмы или на строгую оценку ее результатов в последнем отчетном периоде, в том случае, например, когда руководство фирмы и ее финансовый аналитик хотят знать, может ли предприятие позволить себе выделение средств на планируемую производственную экспансию (расширение производства) и как отразятся на нем дополнительные расходы.

Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия.

Основных различий между  ними два:

1 Широта и доступность привлекаемого информационного обеспечения;

2 Степень формализуемости аналитических процедур и алгоритмов.

В рамках внутреннего  анализа возможно привлечение практически  любой необходимой информации, в  том числе не являющейся общедоступной, в частности для внешних аналитиков. Методики внешнего анализа основаны на предположении об определенной информационной ограниченности анализа.

Независимо от того, чем  вызвана необходимость анализа, его приемы в сущности всегда одни и те же. Его главный инструмент - выведение и интерпретация различных  финансовых коэффициентов. Правильное применение данных приемов позволяет  ответить на многие вопросы относительно финансового здоровья предприятия.

Приступая к анализу, следует иметь в виду три основных момента:

  • Необходимо составить достаточно четкую программу анализа, включая проработку макетов аналитических таблиц, алгоритмов расчета основных показателей и требуемых для их расчета и сравнительной оценки информационного и нормативного обеспечения.
  • Схема анализа должна быть построена по принципу "от общего к частному".
  • Любые отклонения от нормативных или плановых значений показателей, даже если они имеют позитивный характер, должны тщательно анализироваться.

В процессе комплексного финансового анализа определяется потенциал коммерческой организации. Выделяют две стороны экономического потенциала: имущественное положение  коммерческой организации и ее финансовое положение.

Имущественное положение  характеризуется величиной, составом и состоянием долгосрочных активов, которыми владеет и распоряжается  коммерческая организация для достижения своей цели.

Финансовое положение  может быть охарактеризовано как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. В первом случае говорят о ликвидности и платежеспособности коммерческой организации, во втором случае - о ее финансовой устойчивости. Обе стороны экономического потенциала коммерческой организации взаимосвязаны. Аналитические расчеты выполняются либо в рамках экспресс-анализа, либо углубленного анализа.

Цель экспресс-анализа - наглядная и несложная по времени  и трудоемкости реализации алгоритмов, оценка финансового благополучия и  динамики развития коммерческой организации.

Углубленный анализ конкретизирует, расширяет или дополняет отдельные  процедуры экспресс-анализа.

Подавляющая часть коэффициентов  рассчитывается по данным баланса и  отчета о прибылях и убытках; причем расчет может выполняться либо непосредственно по данным отчетности, либо при помощи уплотненного баланса.

Итак, финансовый анализ дает возможность оценить: имущественное состояние предприятия; степень предпринимательского риска; достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций; потребность в дополнительных источниках финансирования; способность к наращиванию капитала; рациональность привлечения заемных средств; обоснованность политики распределения и использования прибыли.

Финансовый анализ деятельности предприятия включает :-анализ финансового состояния;- анализ финансовой устойчивости;- анализ финансовых коэффициентов: - анализ ликвидности баланса; - анализ финансовых результатов, коэффициентов рентабельности и деловой   активности.

Жизнь предприятия составляют постоянно меняющиеся ситуации и сложные проблемы. Для организации надежного финансового управления необходимо разбираться в реальном движении дел на предприятии, знать, чем оно занимается, владеть информацией о его рынках, клиентах, поставщиках, конкурентах, качестве продуктов его деятельности, дальнейших целях и т.д. Одним из средств координации работы предприятия и контроля за его фондами является финансовый анализ. Он позволяет ответить на многие вопросы относительно движения средств в фирме, качества управления ими и положения на рынке, которое приобретает фирма в результате своей деятельности.

Информация о работе Теоретические основы финансового менеджмента и оценка финансового состояния предприятия