Теоретические основы финансового менеджмента и оценка финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:22, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и реализации управленческих решений по обеспечению эффективной работы. В условиях рыночной нестабильности экономики и финансов современным предприятиям крайне важно добиваться финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость предприятия - это стабильность финансового положения предприятия, обеспечиваемая достаточной долей собственного капитала в составе источников финансирования. Достаточная доля собственного капитала означает, что заемные источники финансирования используются предприятием лишь в тех пределах, в которых оно может обеспечить их полный и своевременный возврат.

Содержание работы

Введение….………………………...……………………………………………………...3
1 Теоретическая глава. Теоретические основы финансового менеджмента и
оценка финансового состояния предприятия…………………………………………..6
1.1 Финансовый менеджмент и понятие оценки финансового состояния...........6
1.2 Методы финансового менеджмента, понятие оптимизации затрат в финансовом менеджменте и информационная основа оценки финансового состояния………………………………………………………………………………….21
1.3 Методы и методика финансового анализа………………………………….26
2 Практическая глава. Оценка финансового состояния предприятия ЗАО
«ЗКПД-4Инвест»……….…..............................................................................................35
2.1 Краткая характеристика предприятия и анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия…………………………...…35
2.2 Общая оценка финансового состояния предприятия и анализ
финансовых результатов деятельности……………...………..............................42
2.3 Пути укрепления финансового состояния ЗАО «ЗКПД – 4 Инвест»: снижение дебиторской задолженности и оценка эффективности и перспективы развития…………………………………………………………………………………..53
Заключение………………………………………………………………….……………58
Глоссарий………………………………………………………………………………...64
Список использованных источников……………………………….…………………..66

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Кудрявцевой Е.Н..doc

— 871.50 Кб (Скачать файл)

Планирование являясь основной эффективной деятельностью предприятия, решает следующие задачи:

Ориентирует руководителей  на перспективное мышление и выявляет возникающие проблемы.

Способствует четкой координации различных действий, предпринимаемых руководством, а  также согласование целей и задач предприятия в целом и его подразделений

Устанавливает оптимальные  показатели хозяйственной деятельности с последующим контролем над  их динамикой

Позволяет объективно свой потенциал, и соотнести его с  поставленными целями

Делает предприятие более подготовленными к внезапным изменениям экономической ситуации; выявляет сильные и слабые стороны его деятельности.

Наглядно показывает взаимосвязь между всеми должностными лицами и уровень их ответственности.

Позволяет персоналу  принимать участие в разработке стратегии и тактики перспективного и текущего развития предприятия, что рождает дух сотрудничества и повышает эффективность трудового прогресса

Возможности планирования на торговом предприятии ограниченны  рядом объективных и субъективных причин. К наиболее важным из них принято относить следующие:

1 Неопределенность рыночно среды

2 Затратность планирования

3 Масштабы деятельности торгового предприятия.

4 Сочетание формального планирования и «интуитивного предвидения»

Традиционно планирование включает в себя следующие взаимосвязанные стадии:

Определение конечных и  промежуточных целей

Постановка задач, решение  которых необходимо для достижения целей

Определение методов  и способов выполнения поставленных задач исходя из имеющихся ресурсов

Контроль над ходом  реализации плана

Анализ итогов работы в целях повышения ее эффективности  и корректировки планов на следующий  период

Таким образом планирование - это не единовременное, одноразовое  действие, а непрерывный процесс, осуществляемый из года в год.

Расчет эффективности  работы предприятия

Эффективность                    Прибыль

работы                        =       ───────   × 100%

 предприятия(ЭРП)             Затраты

 

                         17823

  ЭВП=          ───────  × 100% = 0 %

                        150279239   

 

Рентабельность               Внеоборотные + Оборотные активы

                                =   ───────────────────────── × 100%

 активов(РА)                                    Затраты

 

РА    =    91970       × 100% = 0 %

               150279239

Под воздействием всех основных показателей рентабельность составляет 0%

Заключение

 

Вывод. В ходе работы, было исследовано, что финансовый менеджмент – это процесс разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов организации.

Значимыми направлениями  развития современного финансового  менеджмента для развития предприятий  в условиях нестабильности является финансовый анализ, контроллинг, оптимизация  налогообложения.

Применение финансового менеджмента помогает своевременно и достоверно предоставлять всем заинтересованным лицам полную картину финансового положения предприятия, что позволит им обоснованно принимать деловые решения.

 В ходе исследования была достигнута его цель - выявление основных проблем финансовой деятельности предприятия и разработка путей улучшения его финансового состояния. А именно было исследовано, что основными проблемами финансовой деятельности предприятия является неумение руководства использовать заемные средства (финансовый рычаг – леверидж) и минимизировать налоги, а также росчитать оптимальности финасового и операционного рычага. Вместо этого руководство ошибочно пытается экономить на заработной плате работников. Результатами подобных ошибочных мероприятий является просроченная дебиторская и кредиторская задолженность и снижение ликвидности баланса. Также зачастую имеет место и отсутствие экономии материалов, электроэнергии и пр.

Предмет исследования –  ЗАО «ЗКПД – 4 Инвест» был проанализирован при помощи таких методов, как метод анализа финансовой отчётности:- горизонтальный анализ,- вертикальный анализ,- трендовый,- метод финансовых коэффициентов,- сравнительный анализ,- факторный анализ.

 Анализ имущественного  положения показывает, что основные технико-экономические показатели работы фирмы изменяются в рассматриваемый период под воздействием внешних и внутренних факторов неравномерно. В целом же можно констатировать положительную динамику основных экономических показателей деятельности.

Важным показателем, характеризующим  работу предприятия, является себе-стоимость  продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое сос-тояние субъекта хозяйствования. Анализ себестоимости имеет очень важное значе-ние. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить ре-зервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей сниже-ния себестоимости продукции.

Под воздействием главным  образом внешних факторов (рост цен  на топливо и материалы, рост заработной платы, изменения в налоговой  системе и т.д.) себестоимость  проданных товаров, работ и услуг  в 2010г. увеличилась почти на  28 % по сравнению с 2009 г.

Положительным моментом является опережающий темп роста  выручки от продаж по сравнению с  темпом роста себестоимости.

Производительность труда в  отчетном 2010 году увеличилась на 34 %, что также является положительным фактором в деятельности предприятия, но прибыль от этой производительности идет на погашение просроченной дебиторской и кредиторской задолженности и погашение (окупаемости) себестоимости продукции.

В целом же можно констатировать положительную динамику основных экономических показателей деятельности.

Сравнительный аналитический  баланс показывает, что в 2010 году имущество предприятия   увеличилось почти на 1 %. В структуре оборотных активов увеличилась на 26 %, стоимость запасов, дебиторская задолженность сократилась на 18 %. Денежные средства увеличиваются на 46,2%.

В целом следует отметить, что в 2008 г. структура совокупных активов характеризуется преобладающим  удельным весом внеоборотных активов (71,9% и 69,8%), в то время как оборотные активы составляют 28,1% и 30,2% в общей структуре активов.

Пассивная часть баланса  в 2010 г. характеризуется значительным удельным весом собственных источников финансирования (56,7% и 69,4%), заемные источники составляли 43,3% и 30,6% на начало и на конец года соответственно.

Была проведена оценка ликвидности и платежеспособности предприятия. Как на начало, так и  на конец 2010г. ликвидность баланса можно охарактеризовать как недостаточную, поскольку не выполняется соотношение по первой группе. Это говорит о недостатке наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств, т.е. о несоответствии текущих платежей и поступлений.

Все показатели ликвидности  ниже критериальных, что говорит  о недостаточной платежеспособности организации, хотя можно отметить положительную динамику некоторых показателей ликвидности.

Анализ трехкомпонентного  показателя типа финансовой устойчивости свидетельствует, что как в начале, так и в конце анализируемого периода предприятие имеет кризисное  финансовое состояние, при котором организация полностью зависит от заемных источников финансирования.

Как на начало, так и  на конец 2010 г. относительные показатели финансовой устойчивости также были ниже нормативных значений, хотя по многим показателям  наблюдается  положительная тенденция изменения.

Поскольку коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами предприятия имеют значение ниже нормативных, есть все основания для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятие - неплатежеспособным.

При неудовлетворительной структуре баланса для проверки реальной возможности предприятия  восстановить свою платежеспособность рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности сроком на 6 месяцев. Его расчет показывает, что предприятие не сможет восстановить свою платежеспособность в ближайшем будущем.

В качестве одной из мер  оздоровления финансового состояния  предприятия предлагается ряд мероприятий по снижению дебиторской задолженности:

- расширять количество  клиентов с целью уменьшения риска неуплаты генеральным заказчиком;

  • осуществлять контроль состояния расчетов по просроченным задолженностям;
  • внедрять скидки для клиентов, использующих предоплату.

Был проведен расчет экономической  эффективности предоставления скидок, который показал, что предприятию выгодно такое предоставление.

Руководству предприятия  также предлагается активнее заниматься планированием и прогнозированием управления финансами предприятия. В первую очередь, необходимо уделить  больше внимания постановке на предприятии оперативного анализа финансового состояния с помощью современных информационных технологий. 

В частности применение инструмента финансового менеджмента – финансового анализа предприятию было рекомендовано в условиях возможности наступления банкротства необходимо:

– снижение затрат на производство продукции;

– возможное повышение цены;

– увеличение оборотных активов и производства продукции;

– организация производства нового вида продукции;

– изменение рецептур в целях снижения себестоимости;

– внедрение стратегического планирования;

– внедрение механизма бюджетирования.

Как показали расчеты, финансовый результат предприятия мог бы расти при помощи финансового  и операционного рычагов следующим  образом: Из результатов приведенных расчетов видно, что чем выше удельный вес заемных средств в общей сумме используемого предприятием капитала, тем больший уровень прибыли оно получает на собственный капитал.

Рентабельность предприятия была расчитана как рентабельность реализации, скорость оборота или оба эти коэффициента вместе. Увеличение рентабельности реализации может быть достигнуто: снижением расходов, увеличением цен на реализуемую продукцию. Расходы могут быть снижены, например, за счет: использования более дешевых сырья и материалов; автоматизации производства в целях увеличения производительности труда; сокращения условно-постоянных расходов, таких как расходы на рекламу, на совершенствование системы управления. Повышение цен на продукцию тоже может служить средством увеличения рентабельности активов. Однако в условиях развитой рыночной экономики это достаточно сложная задача. Повышение скорости оборота активов может быть обеспечено посредством увеличения объемов реализации при неизменных активах, или же при уменьшении активов. Например: уменьшить материально-сырьевые запасы, ускорить погашение дебиторской задолженности, выявить и ликвидировать неиспользуемые основные средства.

 Под воздействием  всех изменений основных показателей рентабельность составляет 0%

Собственные заёмные  средства крутятся для использования на покрытие дебиторской и кредиторской задолженности.

В проведенном исследовании было уяснено, что главная цель коммерческого предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца. Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если  дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.

Таким образом, руководству как малых и средних, так и крупных предприятий необходимо использовать в работе рекомендации финансового анализа

- контролинг;

- эффект финансового и операционного  рычага;

- минимизация налогов.

Предприятию должно быть указано на необходимость применения стратегии  менеджмента в маркетинге. А именно необходимо начать производить не только ЖБИ, кирпич и пенобетонные блоки, но и самостоятельно производить строительные работы по крупным заказа. Необходимо объединение производства, проектирования и строительства .А именно, если сегодня материалы составляют примерно 40% стоимости заказа , то при практической реализации рекомендаций прибыль увеличится в 2,5 раза, ускорится оборот капиталов, рентабельность и эффективность предприятия начнут расти за счет строительства и возможной продажи построенных квартир в розницу вместе с ростом цен на рынке первичного жилья.

Глоссарий

 

№ п/п

Понятие

Определение

1

Анализ относительных  показателей (коэффициентов)

- расчет отношений между отдельными  позициями отчета или позициями  разных форм отчетности, определение  взаимосвязи показателей.

2

Анализ ликвидности предприятия 

– анализ возможности  для предприятия покрыть все  его финансовые обязательства.

3

Вертикальный (структурный) анализ

– определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

4

Горизонтальный (временный) анализ

 – сравнение каждой позиции  отчетности за текущий период  с предыдущим периодом.

5

Дебиторская задолженность

-это сумма долгов, которые причитаются  компании или фирме со стороны любых ее должников: иных предприятий, компаний, фирм а также граждан.

6

Заемные оборотные  средства.

 часть оборотных средств предприятия, созданная за счет кредиторской задолженности.

7

Кредиторская  задолженность 

-задолженность субъекта (предприятия, организации,  перед другими лицами, которую этот субъект обязан погасить.

8

Контроллинг -

- это концепция, направленная  на ликвидацию узких мест и  ориентированная на будущее в  соответствии с поставленными  целями и задачами получения  определенных результатов.

9

Коэффициент обновления основных фондов

это cтоимость основных промышленно-производственных фондов, вновь поступивших на предприятие  за данный период деленная на cтоимость основных фондов, имеющихся на предприятии  в наличии на конец этого отчетного  периода.

10

Коэффициенты ликвидности –

– финансовые показатели, рассчитываемые на основании отчётности предприятия (бухгалтерский баланс компании – форма №1) для определения  способности компании погашать текущую  задолженность за счёт имеющихся  текущих (оборотных) активов. Смысл  этих показателей состоит в сравнении величины текущих задолженностей предприятия и его оборотных средств, которые должны обеспечить погашение этих задолженностей.

11

Ликвидность

– легкость реализации, продажи, превращения материальных или иных ценностей в денежные средства для покрытия текущих финансовых обязательств.

12

Ликвидность предприятия 

 – способность в любой  момент оплатить свои текущие  обязательства.

13

Трендовый анализ

– сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ.

14

Сравнительный анализ

это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

15

Финансовые  показатели

- это микромодели  финансовых и экономических явлений.

16

Финансово-эксплуатационные потребности (ФЭП)

 это разница между средствами  иммобилизованными в запасах  и клиентской задолженностью,  и задолженностью предприятия  поставщикам.

17

Факторный анализ

анализ влияния и отдельных  факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования.

18

Финансовый  анализ

- это наука о сфере человеческой  деятельности, направленной на изучение, теоретическую систематизацию, объяснение  и прогнозирование процессов,  которые происходят с финансовыми  ресурсами и их потоками, через оценку финансового состояния и выявленных возможностей совершенствования функционирования и эффективного управления финансовыми ресурсами, как на отдельном предприятии, так и в государстве в целом.

19

Финансовый  менеджмент

- процесс разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов организации.

20

Фондоотдача

обобщающий показатель, характеризующий  уровень эффективности использования  производственных основных фондов объединения (предприятия), отрасли. Показатель фондоотдачи — количество продукции, производи мой на один руб. или на 1000 руб. производственных основных фондов.

21

Фондоемкость

 показатель советской статистики, равный частному от деления  стоимости основных средств на годовой выпуск продукции с помощью этих средств. 

22

Фондорентабельность 

показатель, характеризующий сколько  рублей прибыли (от реализации или до налогообложения) приходится на 100 рублей основных фондов.

Информация о работе Теоретические основы финансового менеджмента и оценка финансового состояния предприятия