Теоретические основы планирования и финансирования расходов бюджетной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение расходов бюджетных учреждений на примере учреждения здравоохранения, выявление наиболее важных принципов планирования и финансирования в области расходов бюджетных организаций.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной выпускной квалификационной работе:
- рассмотреть понятие бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение.
- определить основные методы планирования и финансирования бюджетных расходов
- выявить причины реформирования бюджетных учреждений
- проанализировать процесс составления сметы расходов и порядок ее исполнения
- проанализировать исполнение территориальной программы государственных гарантий
- выявить особенности планирования и финансирования расходов бюджетного учреждения
- определить проблемы и перспективы планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений
- выявить проблемы финансирования учреждений здравоохранения и рассмотреть пути их решения

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы планирования и финансирования расходов бюджетной организации 6
1.1 Понятие бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение 6
1.2. Планирование расходов бюджетных учреждений 15
1.3. Особенности финансирования бюджетных учреждений 23
1.4. Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения в современной экономике, их классификация 30
2. Анализ особенностей планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений на примере организации здравоохранения 40
2.1. Анализ исполнения сметы расходов на примере ГБУ "Шадринская центральная районная больница" 40
2.2.Анализ показателей результативности использования бюджетных средств на примере ГБУ "Шадринская центральная районная больница". 46
2.3. Анализ составления и исполнения территориальной программы государственных гарантий 49
3. Проблемы и перспективы планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений 59
3.1.Реформа бюджетных учреждений 59
3.2. Пути повышения результативности использования бюджетных средств бюджетной организации 64
3.3 Проблемы финансирования учреждений здравоохранения и пути их решения в России 69
Заключение 80
Список использованной литературы 83

Файлы: 1 файл

Doc1.doc

— 865.00 Кб (Скачать файл)

5. Переход от  бюджетного содержания медицинских учреждений к принципу оплаты оказанных ими пациенту услуг.

Значительной  части учреждений предполагается законодательно предоставить большую самостоятельность  и гибкость в использовании ресурсов, при обеспечении их прозрачности для государства и общественности, что должно привести к оптимизации сети учреждений. Средства, высвобожденные в результате оптимизации системы здравоохранения, станут существенным "инвестиционным" ресурсом отрасли.

6. Переход к  системе интенсивных финансообразующих  показателей деятельности учреждений здравоохранения, зависящих от объема деятельности и качества труда (прикрепленный пациент в поликлинике, выбывший больной в стационаре, процент охвата профилактическими мероприятиями и т.д.).

7. Совершенствование  системы страхования, повышение эффективности использования финансовых средств на основе объединения однородных рисков, связанных со здоровьем работающего населения: риска утраты заработка и риска необходимости получения медицинской помощи при болезни или травме.

Это сформирует экономическую мотивацию к повышению интенсивности лечения, проведению профилактических и реабилитационных мероприятий. Средства, затраченные по этим направлениям, приведут к сокращению выплат по временной или стойкой утрате трудоспособности.

В рамках медико-социального страхования предоставляются все гарантированные виды медицинской помощи, реализуя принцип оплаты лечения каждого застрахованного из одного, а не нескольких источников.

С целью балансировки ресурсов и обязательств по медико-социальному  страхованию работающего населения Федеральным законом устанавливается ставка страхового взноса, исчисляемая в процентах от фонда оплаты труда. Кроме того, федеральным законодательством устанавливается порядок ежегодного определения субъектами Российской Федерации минимальной суммы страхового взноса (в части медицинского страхования) на одного застрахованного.

Такая мера позволит приблизить отчисления работодателей  на медико-социальное страхование работников к реальной стоимости страховой  защиты (стоимости страхового года) и, кроме того, соответствует курсу на противодействие теневым формам выплаты заработной платы.

Страхование неработающих граждан, застрахованных по обязательному  медицинскому страхованию, возможно, осуществлять в форме государственного медицинского страхования.

Обязательства региональных органов власти по взносам  на медицинское страхование неработающего  населения должны определяться не самими региональными властями исходя из имеющихся  средств, а исходя из методики расчета  подушевого норматива финансирования (стоимости страхового года), носящей обязательный характер и обеспеченной доходными источниками бюджетов субъектов Российской Федерации.

Человек, а не медицинское учреждение, должен стать  центральной фигурой в системе  правоотношений по поводу получения  медицинской помощи. При этом у него необходимо сформировать понимание здоровья, как блага, общественно и государственно-значимого, и осознанную потребность в получении им медицинской помощи, обусловленную информированностью о показателях заболеваемости, смертности, инвалидности, реальных возможностях здравоохранения и медицинской науки.

Медицинские услуги должны предоставляться тем медицинским  учреждением, которое выбрал человек, деньги должны следовать за пациентом, при этом необходимо исключить многократное прикрепление граждан к различным медицинским учреждениям.

Правила доступа  медицинских организаций, в том  числе ведомственных и частных, к работе в системе страхования  должны быть просты и прозрачны, стимулируя конкуренцию между ними организаций.

8. Реализация  конституционного принципа свободного развития, стимулирование развития добровольного медицинского страхования, осуществляемого работодателем, и (или) работником, как солидарной формы оплаты дополнительных медицинских услуг для себя и неработающих членов семьи и более эффективной по сравнению с формой их прямой оплаты.

9. Формирование  программы государственных гарантий  предоставления гражданам медицинской  помощи должно осуществляться  на иных принципах.

В настоящее  время программа формируется  на основе объемных показателей деятельности медицинских учреждений и гарантирует им возможность произвести эти объемы медицинской помощи в соответствии с заданием, получить соответствующее финансирование, т.е. является инструментом оценки эффективности государственных расходов и управления ресурсами государственной и муниципальной системы здравоохранения

10. Развитие  частной системы здравоохранения,  как цивилизованного рынка предложения  и потребления медицинских услуг.

На федеральном  уровне целесообразно устанавливать  требования к лечебным учреждениям, ресурсному их обеспечению в зависимости от их категории (перечням международных технических изделий медицинского назначения, лекарственных средств), применяемым медицинским технологиям, условиям комфортности для пациентов, совершенствуется номенклатура медицинских учреждений, а также клинические рекомендации по заболеваниям. Субъекты Российской Федерации вправе на своей территории предусматривать более широкие гарантии населению.

Для решения  всех выше перечисленных проблем, в 2006 году Правительством РФ, был предложен Национальный проект "Здоровье", проведенные мероприятия к 2008 году переломили ситуацию в состоянии здоровья населения и системы здравоохранения России.

Эти цели конкретизированы в два основных направления, к  которым относятся развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривало следующие мероприятия:

а) подготовка и  переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;

б) увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и "скорой помощи";

в) профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных  ВИЧ;

г) дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;

д) введение новых  программ обследования новорожденных детей;

е) дополнительная диспансеризация работающего населения [42, С. 55].

Наглядно цели национального проекта представлены в приложении 8.

В рамках этого  направления, в частности, повысилась заработная плата врачей общей практики на 10 тыс. руб., а работающих с ними медицинских сестер на 5 тыс. руб.; снизился коэффициент совместительства и сменности до 1,1; снизились сроки ожидания диагностических исследований до 1 недели; Снизилась заболеваемость ВИЧ на 1000 в год; снизилась заболеваемость гепатитом в три раза, краснухой – в 10 раз; снизилась материнская смертность до 29 на 100000 родивших, а младенческая смертность – до 10,6 на 1000 живорожденных; снизилась временную нетрудоспособность не менее чем на 20 %, а случаи обострения хронических заболеваний и осложнений – на 30 %; введение родовых сертификатов.

Обеспечение населения  высокотехнологичной медицинской  помощью:

а) увеличение объемов  оказания высокотехнологичной медицинской  помощи

б) строительство  новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.

В рамках этого  направления планировалось обеспечить до 45% потребности населения в  высокотехнологичной помощи путем  расширения мощностей для оказания такой помощи за счет строительства 15%, существенного увеличения средств федерального бюджета на ее оплату; повышения эффективности расходования средств за счет перехода от содержания медицинских учреждений к государственному заданию на оказание определенного объема высокотехнологичной медицинской помощи [42, С. 56].

В результате реализации проекта:

– повысился  престиж труда медицинских работников первичного звена, в участковую службу пришли молодые специалисты;

– первичная  медицинская помощь стала более доступной и качественной;

– в регионы  поставлены 12 120 новых машин скорой помощи, вследствие чего повысилась оперативность  ее работы;

– организована дополнительная бесплатная иммунизация  населения;

– организовано массовое обследование новорожденных детей на наследственные заболевания;

– благодаря  строительству высокотехнологических  центров снизились сроки ожидания и повысилась доступность дорогостоящей  медицинской помощи, особенно для  жителей удаленных районов.

В заключение подведем итоги. Основными проблемами бюджетных учреждений являются низкая эффективность расходования бюджетных средств и отсутствие стимула к оптимизации и повышению эффективности их расходования, что вызвано в первую очередь сметным финансированием. Для решения поставленных проблем государство планирует использовать следующие методы. Во-первых, это создание условий и стимулов эффективного использования бюджетных средств, для этого предусмотрено изменение правового статуса бюджетных учреждений, а также изменение механизмов финансового обеспечения. Во-вторых, необходима оптимизация сети бюджетных учреждений и финансирование их в зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг.

Заключение

Главной целью  дипломной работы было рассмотрение расходов бюджетных учреждений, выявление принципов планирования и финансирования в области расходов бюджетных учреждений.

Первая часть  дипломной работы посвящена теоретическому рассмотрению вопросов, связанных с  бюджетным учреждением.

Здесь было дано определение бюджетного учреждения и выяснено, что бюджетным учреждением является учреждение, обладающее в совокупности следующими признаками:

1) созданное  органами государственной власти  или местного самоуправления;

2) финансируемое  за счет средств бюджета либо  за счет средств внебюджетного  фонда.

Были определены основные функции бюджетной организации, вытекающие из целей её создания –  осуществление управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций  некоммерческого характера, носящих  общественно-значимый характер.

Здесь же представлены основные методы планирования расходов бюджетных организаций:

1. Программно-целевой;

2. Нормативный;

В бюджетных  организациях используется в основном нормативный метод планирования.

Нормативный метод  это метод планирования основанный на применении для обоснования плановых, программных и прогнозных документов норм и нормативов. Нормы – это абсолютные показатели, отражающие расход ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) на единицу продукции, работ, услуг

Через систему  норм и нормативов осуществляется взаимодействие между государством и хозяйствующими субъектами, решаются проблемы социально-экономического развития страны, определяются потребности в ресурсах, продукции, услугах, рассчитываются производственные возможности, устанавливаются пропорции. Нормы и нормативы являются важнейшей составляющей всей совокупности информационных данных, характеризующих основные элементы производственного процесса, который предполагает взаимодействие предметов и орудий труда, самого труда; развитие социальной сферы, защиты населения, рациональное использование природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирование и движение финансовых потоков и т.д.

В текущем году вступил в силу закон "О внесении изменений в отдельные законодательные  акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который предлагает разделить все государственные и муниципальные учреждения на три типа: казенные, автономные и бюджетные. Новые бюджетные учреждения будут финансироваться на основе государственного задания в форме субсидии, а заключать крупные сделки смогут только с согласия учредителя

В последние  годы ситуация в стране, в области  финансирования расходов бюджетных  организаций, по сравнению с прошлым  периодом, значительно улучшилась. Но, несмотря на это все же существует ряд проблем, требующих грамотного планирования расходов будущих периодов.

Вторая часть  дипломной работы посвящена анализу  планирования и финансирования расходов, на примере государственного бюджетного учреждения "Шадринская центральная районная больница". Здесь же рассматривается смета расходов бюджетных организаций.

Смета – это  основной финансовый документ, который  отражает доходы

и поступления  в бюджетные организации, а также  целевое использование средств.

Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие задачи:

1. Обеспечение  бюджетных учреждений государственным  финансированием;

2. Анализ предполагаемых  проектов расходов и отчетов  об использовании средств;

Третья часть  дипломной работы посвящена проблемам и перспективам планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений.

Итак, из всего  выше сказанного, можно сделать вывод, что, несмотря на значительное улучшение  произошедшие в бюджетной сфере  за последние несколько лет, все  же существует ряд проблем, требующих принятие новых законопроектов. Поэтому в третьей части работы изложены предложения по улучшению ситуации в бюджетной сфере.

Правительством  Российской Федерации были утверждены и в целом успешно реализованы  среднесрочные программы бюджетных реформ. Результатом данных реформ стало формирование в Российской Федерации основ современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами, в том числе: создание целостной системы регулирования бюджетных правоотношений, установление единых принципов бюджетной системы и четкое определение статуса и полномочий участников бюджетного процесса; создание и развитие системы Федерального казначейства, обеспечивающей эффективный учет и исполнение действующих обязательств, управление единым счетом бюджета, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности; введение формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов; организация бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих и вновь принимаемых расходных обязательств; переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе – утверждению федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в формате "скользящей трехлетки"; начало практического внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (проекты Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, доклады о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственные целевые программы, обоснования бюджетных ассигнований, государственные и муниципальные задания); создание законодательной базы для развития новых форм оказания государственных (муниципальных) услуг и реструктуризации бюджетной сети; установление правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями с использованием инструментов конкурсной поддержки бюджетных реформ.

Информация о работе Теоретические основы планирования и финансирования расходов бюджетной организации