Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 11:41, курсовая работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение расходов бюджетных учреждений на примере учреждения здравоохранения, выявление наиболее важных принципов планирования и финансирования в области расходов бюджетных организаций.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной выпускной квалификационной работе:
- рассмотреть понятие бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение.
- определить основные методы планирования и финансирования бюджетных расходов
- выявить причины реформирования бюджетных учреждений
- проанализировать процесс составления сметы расходов и порядок ее исполнения
- проанализировать исполнение территориальной программы государственных гарантий
- выявить особенности планирования и финансирования расходов бюджетного учреждения
- определить проблемы и перспективы планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений
- выявить проблемы финансирования учреждений здравоохранения и рассмотреть пути их решения
Введение 3
1. Теоретические основы планирования и финансирования расходов бюджетной организации 6
1.1 Понятие бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение 6
1.2. Планирование расходов бюджетных учреждений 15
1.3. Особенности финансирования бюджетных учреждений 23
1.4. Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения в современной экономике, их классификация 30
2. Анализ особенностей планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений на примере организации здравоохранения 40
2.1. Анализ исполнения сметы расходов на примере ГБУ "Шадринская центральная районная больница" 40
2.2.Анализ показателей результативности использования бюджетных средств на примере ГБУ "Шадринская центральная районная больница". 46
2.3. Анализ составления и исполнения территориальной программы государственных гарантий 49
3. Проблемы и перспективы планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений 59
3.1.Реформа бюджетных учреждений 59
3.2. Пути повышения результативности использования бюджетных средств бюджетной организации 64
3.3 Проблемы финансирования учреждений здравоохранения и пути их решения в России 69
Заключение 80
Список использованной литературы 83
Структура системы обязательного медицинского страхования представлена на рис. 2.3 в приложении 4.
Реальная бюджетно-страховая система финансирования, сложившаяся к настоящему времени в нашей стране, существенно отличается от первоначального замысла, реализованного в законе о медицинском страховании. Средств, аккумулируемых в системе обязательного медицинского страхования, недостаточно для оплаты всего объема первичной и вторичной медицинской помощи, установленного базовой программой обязательного медицинского страхования. Это явилось результатом неполного введения обязательного медицинского страхования и отсутствия закрепленных налоговых источников осуществления взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В итоге первичная и вторичная медицинская помощь, включенные в программу обязательного медицинского страхования, на практике финансируются из двух источников:
– средств обязательного медицинского страхования;
– средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов
Филиалы территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации (к ним можно отнести Урал АИЛ, РОСГОССТРАХ) разрешили с 1997 г. заключать договора с федеральными учреждениями здравоохранения на оказание медицинской помощи застрахованным и оплачивать эту медицинскую помощь в порядке, установленном для системы обязательного медицинского страхования. Но заключать договора можно лишь со страховщиками, действующими в субъектах РФ, на территории которых расположены сами учреждения. Формально предметом таких договоров должно выступать оказание медицинской помощи, предусмотренной программой обязательного медицинского страхования, то есть медицинской помощи второго уровня. На практике отсутствует контроль за тем, какая именно медицинская помощь, второго или третьего уровня, оплачивается страховщиками.
Страховщики заключают договоры с учреждениями здравоохранения на предоставление определенных объемов медицинской помощи для застрахованных ими лиц и осуществляют оплату оказанной помощи по тарифам, устанавливаемым в соответствии с принятым порядком оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации по месту нахождения учреждения на общих основаниях.
Во-первых, согласно требованиям Федерального фонда обязательного медицинского страхования, средства обязательного медицинского страхования могут использоваться только для возмещения расходов медицинских организаций по следующим статьям:
а) заработная плата;
б) начисления на оплату труда;
в) медицинские расходы (включая расходы на медикаменты, перевязочные материалы);
г) продукты питания;
д) мягкий инвентарь и обмундирование;
е) прочие расходы.
В ГБУ "Шадринская центральная районная больница" по каждому виду статей составляется процентное соотношение по круглосуточному стационару, амбулаторно–поликлинической помощи и дневному стационару всех типов.
Это можно проследить в таблице 2.3.1
Таблица 2.3.1
Структура финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в ГБУ "ШЦРБ" на 2010 год
Показатели финансовых затрат |
В условиях круглосуточного стационара,(%) |
В амбулаторных условиях,(%) |
В условиях дн. стационаров всех типов,(%) |
Заработная плата |
51,5 |
68,5 |
56,1 |
Начисления на оплату труда |
17,5 |
23,3 |
19,1 |
Медикаменты и перевязочные средства |
16,6 |
3,0 |
19,3 |
Продукты питания |
9,2 |
- |
- |
Мягкий инвентарь и обмундирование |
0,8 |
0,4 |
0,5 |
Прочие расходы |
4,4 |
4,8 |
5,0 |
Итого затрат |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Медицинская помощь
предоставляется гражданам
1. За счет средств обязательного медицинского страхования финансируется Территориальная программа обязательного медицинского страхования
2. За счет
бюджетных ассигнований
2.1 За счет
бюджетных ассигнований из
За счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется обеспечение государственных учреждений здравоохранения Курганской области лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами, содержание государственных учреждений здравоохранения Курганской области, в том числе работающих в системе обязательного медицинского страхования.
2.2. За счет
бюджетных ассигнований из
– скорая медицинская помощь, за исключением специализированной;
– первичная
медико-санитарная помощь, в том
числе неотложная медицинская помощь,
оказываемая гражданам при
За счет бюджетных
ассигнований местных бюджетов осуществляется
обеспечение муниципальных
В рамках муниципального заказа за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов осуществляется финансовое обеспечение медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на воинскую службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования и призыве на военные сборы, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе.
На каждый год в ГБУ "Шадринская ЦРБ" утверждается стоимость территориальной программы по источникам финансирования, которая включает в себя расходы бюджета и расходы на программы обязательного медицинского страхования.
Утвержденная
стоимость программы
Таблица 2.3.2
Утвержденная стоимость муниципального заказа по источникам финансирования для ГБУ "ШЦРБ" в 2010году
Источники финансирования Территориальной программы госгарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи |
Численность населения |
Утвержденная стоимость программы | |
Всего |
На 1-го жителя | ||
Стоимость программы, всего, тыс.руб в т. ч.: |
31,9 |
107177,4 |
3359,8 |
1. Стоимость Программы по бюджету, тыс. руб |
--- |
41242,9 |
1292,9 |
2. Стоимость
Программы ОМС, всего, тыс. в т. ч. за счет: |
--- |
65934,5 |
2066,9 |
2.1. Прочих видов мед. и иных услуг, тыс.руб. |
--- |
25847,4 |
810,3 |
2.2. Средств бюджетов
на содержание мед. учреждений,
работающих в системе ОМС, тыс. |
--- |
7542,9 |
236,5 |
Как видно из таблицы 2.3.2, большая часть расходов покрывается за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.
Порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласовывается и подписывается муниципальный заказ:
– начальником Главного управления Курганской области;
– исполнительным директором ТФ ОМС Курганской области;
- руководителем учреждения
Рассмотрим показатели муниципального заказа в ГБУ "Шадринская ЦРБ" за последние пять лет.
Сумма затрат, необходимых для выполнения муниципального заказа в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи за 2006-2007гг. и показатели муниципального заказа представлены в приложении 5 (таблица 2.3.3).
По данным 2006 года можно сделать вывод: Сумма затрат, необходимых для выполнения муниципального заказа в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи составляет по факту 2005 года 54706,72 рублей, а по плану на 2006 год 54022,68 рублей, что на 684,04 рублей или на 1,25 % меньше потому что: Программа обязательного медицинского страхования по факту 2005 года составила 27286,91 рублей, а по плану на 2006 год 43866,4 рублей, что больше на 16579,49 рублей или на 60,76 %; Программа, финансируемая за счет бюджета по факту за 2005 год составила 27419,81 рублей, а по плану на 2006 год – 10156,28 рублей, что меньше на 17263,53 рублей или на 62,96%.
По данным 2007 года можно сделать вывод: Сумма затрат, необходимых для выполнения муниципального заказа в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи составляет по факту 2006года 57208,29 рублей, а по плану на 2007 года 58177,51 рублей, что на 969,22 рубля или на 0,02 % больше потому что: Программа обязательного медицинского страхования по факту 2006 года составила 36371,1 рублей, а по плану на 2007 год 34600,2 рубля, что меньше на 1770,9 рублей или на 5,12%. Программа, финансируемая за счет бюджета по факту за 2006 год составила 20837,19 рублей, а по плану на 2007 год – 23577,31 рублей, что больше на 2740,12 рублей или на 11,62 %.
По скорой помощи, стационарной медицинской помощи фактические затраты, по сравнению с 2005 годом, увеличились это могло быть вызвано тем, что например по скорой помощи цены на горюче смазочные материалы возросли. По стационарной помощи было увеличены тарифы со стороны территориального фонда обязательного медицинского страхования. Так как возросли цены на коммунальные услуги, питание, медикаменты и перевязочные средства. А по амбулаторной помощи и помощи в дневных стационарах всех типов количество затрат сократилось так как в прошлом году не все перевязочные средства были израсходованы. Возрос норматив на одного жителя.
Сумма затрат, необходимых для выполнения муниципального заказа в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи за 2008-2009гг. и показатели муниципального заказа представлены в таблице 2.3.4 приложения 6.
По данным таблицы 2.3.4 за 2008 год можно сделать вывод: Сумма затрат, необходимых для выполнения муниципального заказа в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи составляет по факту за 2007 год 48079,26 тыс. рублей, а по плану на 2008 год 69707,44 тыс. рублей, что на 21628,18 тыс. рублей или на 45 % больше в.т.ч. затраты, за счет обязательного медицинского страхования по факту за 2007 год составила 28197,00 тыс. рублей, а по плану на 2008 год 43227,50 тыс. рублей, что больше на 15030,50 тыс. рублей или на 53,3%; а затраты, финансируемые за счет бюджета составили по факту за 2007 год составили 19882,26 тыс. рублей, а по плану на 2008 год – 26479,94 тыс. рублей, что больше на 6597,68 тыс. рублей или на 33,18%.
Анализируя данные можно отметить, что в 2008 году, по сравнению с 2007 годом, количество затрат по скорой помощи значительно возросло, так же как и по амбулаторной и стационарной помощи. Это было вызвано тем что, стоимость на горюче смазочные материалы возросла. Были увеличены тарифы по стационарной амбулаторной и скорой помощи. По бюджету же тарифы были увеличены по амбулаторной и стационарной помощи.
В 2009 году результаты следующие: общая стоимость программы за 2008 год по факту составила 76858,14, а по плану на 2009 год 82367,9 тыс. рублей, что больше на 7,2%, в том числе затраты за счет средств ОМС составили по факту 2008 года 41195,78, а по плану на 2009 год 50323,10, что больше на 22,2%; затраты за счет средств бюджета по факту 2008 года составили 35662,36, а по плану 2009 год 32044,80 тыс. рублей, что меньше на 10,1%.
Сумма затрат, необходимых для выполнения муниципального заказа в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи за 2009-2010гг. и показатели муниципального заказа представлены в таблице 2.3.5 приложение 7
По данным таблицы 2.3.5 за 2009 год можно сделать вывод: Сумма затрат, необходимых для выполнения муниципального заказа в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи составляет по факту за 2009 год 87935,03 тыс. рублей, а по плану на 2010 год 107177,30 тыс. рублей, что на 19242,27 тыс. рублей или на 21,9 % больше в.т.ч. затраты, за счет обязательного медицинского страхования по факту за 2009 год составили 50561,78 тыс. рублей, а по плану на 2010 год 65934,50 тыс. рублей, что больше на 15372,72 тыс. рублей или на 30,4%; а затраты, финансируемые за счет бюджета по факту за 2009 год составили 37373,24 тыс. рублей, а по плану на 2010 год – 41242,90 тыс. рублей, что больше на 3869,66 тыс. рублей или на 10,4%.
Сумма затрат, необходимых для выполнения муниципального заказа в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи составляет по факту за 2010 год 98113,3 тыс. рублей, а по плану на 2011 год 104776,10 тыс. рублей, что на 6662,80 тыс. рублей или на 6,8 % больше в.т.ч. затраты, за счет обязательного медицинского страхования по факту за 2010 год составили 58134,18 тыс. рублей, а по плану на 2011 год 63564,20 тыс. рублей, что больше на 5430,02 тыс. рублей или на 9,3%; а затраты, финансируемые за счет бюджета по факту за 2010 год составили 39979,12 тыс. рублей, а по плану на 2011 год – 41211,90 тыс. рублей, что больше на 1232,78 тыс. рублей или на 3,1%.
Из всего выше сказанного
следует вывод что в общем
затраты на исполнение территориальной
программы государственных