Теоретические основы планирования и финансирования расходов бюджетной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение расходов бюджетных учреждений на примере учреждения здравоохранения, выявление наиболее важных принципов планирования и финансирования в области расходов бюджетных организаций.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной выпускной квалификационной работе:
- рассмотреть понятие бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение.
- определить основные методы планирования и финансирования бюджетных расходов
- выявить причины реформирования бюджетных учреждений
- проанализировать процесс составления сметы расходов и порядок ее исполнения
- проанализировать исполнение территориальной программы государственных гарантий
- выявить особенности планирования и финансирования расходов бюджетного учреждения
- определить проблемы и перспективы планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений
- выявить проблемы финансирования учреждений здравоохранения и рассмотреть пути их решения

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы планирования и финансирования расходов бюджетной организации 6
1.1 Понятие бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение 6
1.2. Планирование расходов бюджетных учреждений 15
1.3. Особенности финансирования бюджетных учреждений 23
1.4. Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения в современной экономике, их классификация 30
2. Анализ особенностей планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений на примере организации здравоохранения 40
2.1. Анализ исполнения сметы расходов на примере ГБУ "Шадринская центральная районная больница" 40
2.2.Анализ показателей результативности использования бюджетных средств на примере ГБУ "Шадринская центральная районная больница". 46
2.3. Анализ составления и исполнения территориальной программы государственных гарантий 49
3. Проблемы и перспективы планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений 59
3.1.Реформа бюджетных учреждений 59
3.2. Пути повышения результативности использования бюджетных средств бюджетной организации 64
3.3 Проблемы финансирования учреждений здравоохранения и пути их решения в России 69
Заключение 80
Список использованной литературы 83

Файлы: 1 файл

Doc1.doc

— 865.00 Кб (Скачать файл)

Продолжает  расти бюджетная сеть. Перевод бюджетных учреждений в

автономные  учреждения произошел только в нескольких субъектах Российской Федерации  и практически не состоялся на федеральном уровне. Остается ограниченным опыт внедрения государственных (муниципальных) заданий. Необходимость достижения долгосрочных целей социально- экономического развития Российской Федерации в условиях адаптации бюджетной системы к сокращению и замедлению темпов роста бюджетных доходов, повышение требований к эффективности деятельности органов

государственной власти и местного самоуправления, увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по модернизации управления общественными финансами Российской Федерации.

Правительство РФ заинтересовано в повышении эффективности  бюджетных расходов, и для этого оно прилагает максимум усилий. Так, например, разрабатываются программы повышения эффективности бюджетных расходов в соответствии с Посланием Президента Российской

Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации сроком на 3 года. Целью программы повышения эффективности бюджетных расходов на период с 2010 по 2012 год является повышение эффективности деятельности публично-правовых образований по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных и муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, выполнению государственных (муниципальных) функций, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.

Базовым условием достижения цели данной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.

Для достижения цели программы необходимо решение  следующих основных задач:

- четко определить  сферы и механизмы обеспечения  ответственности публично-правовых  образований и органов государственной  власти и местного самоуправления внутри публично-правового образования;

- обеспечить  более тесную увязку стратегического  и бюджетного планирования, определить  плановые результаты бюджетных  расходов и обеспечить мониторинг  их достижения с точки зрения  целеполагания бюджетных расходов;

- оптимизировать  объемы и порядок предоставления  государственных услуг, а также  выполнения государственных функций;

- повысить качество  управления в общественном секторе,  в том числе путем адаптации  инструментов корпоративного менеджмента;

- создать механизмы  стимулирования участников бюджетного  процесса для повышения эффективности  бюджетных расходов и проведения  структурных реформ;

- усилить прозрачность  и подотчетность деятельности  органов государственной власти  и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.

Для решения  указанных задач в 2010-2012 годах  предлагается принять

решения по следующим  основным направлениям:

1) внедрение  программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

2) восстановление  трехлетнего бюджета;

3) переход к  программному бюджету;

4) развитие новых  форм оказания государственных  (муниципальных) услуг;

5) реформирование  государственного (муниципального) финансового контроля;

6) совершенствование  механизмов государственных (муниципальных)  закупок;

7) повышение  эффективности бюджетных расходов  по направлениям государственной  политики (отраслям экономики и  социальной сферы);

8) создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Планирование  и исполнение бюджета должно сопровождаться полной информацией о направлениях и результатах использования ресурсов, на основе которой должны приниматься решения об изменении бюджетной политики, а органы исполнительной власти – нести ответственность за качественное исполнение своих функций.

3.3 Проблемы финансирования учреждений здравоохранения и пути их решения в России.

Права граждан  Российской Федерации на охрану здоровья заложены в Конституции страны, а  реализация их связана с общим  уровнем развития здравоохранения. Ограниченные ресурсы, выделяемые в последние годы из бюджетов разных уровней на здравоохранение, не позволяют обеспечить улучшение качества медицинской помощи населению, увеличивать до необходимого объема проведение профилактических мер. Несмотря на некоторое улучшение финансирования здравоохранения в последние годы, объем выделяемых средств остается недостаточным для нормального функционирования отрасли.

В основу формирования систем охраны здоровья и здравоохранения  должны быть заложены принципы государственной  ответственности за здоровье граждан и ответственности граждан за свое здоровье.

Вместе с  тем за последние несколько лет  Россия регрессировала по основным показателям  здоровья населения: уровню смертности и средней продолжительности  жизни, заболеваемости и инвалидности населения, в том числе в связи с проблемами в системе здравоохранения.

В настоящее  время необходима модернизация и  повышение эффективности здравоохранения  исходя из главного приоритета – сохранение и укрепление здоровья человека. В  этой связи возрастает значимость системы здравоохранения как важного компонента обеспечения здоровья населения. [42]

Здравоохранение как социальный институт, воздействуя  на формирование и эффективное использование  человеческого капитала, может выступать  в качестве социальной предпосылки  экономического роста, фактора обеспечения конкурентоспособной экономики страны на мировом рынке.

К основным проблемам  системы здравоохранения следует  отнести следующее:

- конституционные  гарантии бесплатной медицинской  помощи носят декларативный характер  и не сбалансированы с финансовыми ресурсами, а права граждан на ее получение четко не определены. На практике это означает снижение доступности медицинской помощи определенного качества для основной части населения. В результате человек, имеющий низкие доходы, не может получить необходимую ему, по состоянию здоровья, медицинскую помощь. Как следствие, нарастает платность при получении медицинской помощи, в том числе в теневых формах;

- управление  ресурсами здравоохранения осуществляется  неэффективно, используемая бюджетно-сметная модель финансирования консервирует избыточную сеть медицинских учреждений.

Направление дополнительных средств в здравоохранение в  связи с неэффективностью ее организационно-финансовых механизмов не изменит ситуацию.

Имеются диспропорции между видами и уровнями медицинской помощи – приоритет отдается дорогостоящим стационарным методам лечения. Из-за отсутствия финансовых стимулов эффективного хозяйствования страдает качество предоставляемой медицинской помощи при возрастающих издержках.

- страховые принципы финансирования здравоохранения не получили должной реализации. Системы обязательного страхования рисков, связанные со здоровьем граждан, страхование на случай болезни, от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, по временной нетрудоспособности в связи с болезнью и другие разобщены;

- обязательное  медицинское страхование не ввело  страховые механизмы, способствующие  развитию конкуренции и не  включило в оборот здравоохранения  необходимого объема финансовых  ресурсов, не стало механизмом их эффективного расходования;

- работники  здравоохранения относятся к  одной из самых мало оплачиваемых  категорий. Система и уровень  оплаты труда не мотивируют  их к качественной и результативной  работе;

- отмечается  увеличение стоимости новых медицинских технологий и рост затрат на здравоохранение, что обостряет проблему экономической эффективности использования ресурсов;

- происходит  усиление импортозависимости по  лекарственным средствам и медицинской  технике и оборудованию;

- отсутствие  системообразующих законов, регулирующих сферу здравоохранения, не позволило сформировать единство этого социального института, а переход к частноправовому регулированию данных отношений привел к ослаблению управляющей функции государства, не сформированы и рыночные отношения между субъектами системы здравоохранения;

- существующая  многоканальность финансирования  и различный правовой режим  расходования финансовых средств  бюджетов всех уровней, обязательного  и добровольного медицинского  страхования, платных услуг, является одной из причин их неэффективного расходования;

- наблюдается  потеря системности и управляемости  отраслью при сохранившихся органах  управления всех уровней;

Реформирование  здравоохранения должно основываться на национальных целях, стратегии приоритетов, оптимальном использовании ресурсов и целостном подходе.

В основе предлагаемых мер должен быть заложен принцип  конкретизации государственных  гарантий медицинской помощи для  человека на социально приемлемом уровне при обеспечении баланса ресурсов и обязательств системы здравоохранения по оказанию медицинской помощи надлежащего качества, с использованием следующих направлений:

1. Развитие стандартизации  в здравоохранении, как основы  реструктуризации медицинской помощи.

2. Распределение  обязанностей по финансированию медицинской помощи между государством, работодателями и гражданами.

3. Перевод лечебных  учреждений на одноканальное  финансирование.

Цены на их услуги должны отражать реальные затраты медицинских  учреждений и устанавливаться в  результате коллективных переговоров с участием профсоюзов, работодателей, профессиональных медицинских ассоциаций и органов власти соответствующего региона. Это позволит внедрить доказавшие свою эффективность в ряде территорий способы оплаты медицинских услуг по объемам деятельности, мотивирующие лечебные учреждения повышать качество услуг и одновременно сокращать издержки.

Переход к полным тарифам, целесообразно, осуществить  поэтапно. Для этого предлагается на первом этапе включить в тариф  и обеспечить полное возмещение расходов, связанных непосредственно с оказанием медицинских услуг, а оплату расходов на содержание и развитие медицинских учреждений сохранить за собственником.

При доведении  сети учреждений здравоохранения до оптимальной численности, возможно, будет осуществить переход на оплату по полному тарифу, обеспечивающему возмещение всех расходов, по аналогии с частными медицинскими учреждениями.

4. Осуществление  реструктуризации медицинской помощи, направленной на сокращение издержек  и формирование модели управляемой  медицинской помощи на основе планирования объемов медицинской помощи и ее ресурсного обеспечения. Развитие менее затратных форм организации медицинской помощи.

Для решения  этой задачи необходимо:

- усиление профилактического  направления в здравоохранении  на основе формирования новой тарифной политики;

- включение  профессиональных медицинских ассоциаций  в формирование системы стандартизации  в здравоохранении и работу, направленную  на сокращение издержек;

- переход от  двухэтапной системы организации  медицинской помощи, включающей поликлинику и больницу, к многоэтапной системе и формирование моделей организации медицинской помощи в зависимости от плотности населения, места проживания (город, село), профилей заболеваемости, территориальной доступности медицинской помощи, включая:

1. развитие института  общей врачебной практики рассматривать  как расширение функций участкового  терапевта, участкового педиатра  и приобретение ими отдельных  функций врачей-специалистов (ВОП  для взрослого населения, ВОП  для детского населения), а также изменение возраста пациентов – модель семейного врача, которую более целесообразно реализовать преимущественно в сельской местности и небольших городских поселениях, в том числе – самостоятельно хозяйствующего субъекта;

2. развитие модели  многопрофильных поликлиник, объединяющих педиатрическую, терапевтическую и акушерско-гинекологическую помощь, включение их в единые центры с больницей;

3. совершенствование  и продвижение модели организации  медико-социальной помощи, включающей  медицинский уход, контроль назначений и выполнение назначений, реализуемый на дому и в специализированных отделениях сестринского ухода в структуре больниц на основе долевого участия средств социального обеспечения и здравоохранения;

4. создание нормативной  базы, обеспечивающей развитие стационарозамещающих форм организации медицинской помощи, включая доступность для амбулаторных больных высокоспециализированной медицинской помощи в больничных учреждениях;

5. проведение  медико-экономического анализа деятельности  службы скорой помощи, разработка клинических рекомендаций, позволяющих врачу-диспетчеру верифицировать показания для неотложной помощи на дому, транспортировке в стационар и оказания неотложной помощи, включая необходимый объем диагностических исследований в специализированном отделении краткосрочного пребывания больницы;

6. разработку  модели центра самопомощи для  городов, особенно крупных (имеются  зарубежные аналоги).

По экспертным оценкам итогом проведения реструктуризации медицинской помощи должно стать  снижение необходимости лечения в больничных условиях в 3-4 раза. Сэкономленные средства можно направить на развитие медицинских технологий, что, в свою очередь, обеспечит медико-экономический эффект без снижения доступности медицинской помощи для граждан.

Реструктуризация должна обеспечить перегруппировку ресурсов внутри и между звеньями, этапами и уровнями медицинской помощи в целях использования наилучших и наименее затратных решений с учетом меняющихся потребностей в услугах.

Информация о работе Теоретические основы планирования и финансирования расходов бюджетной организации