Теоретические основы планирования и финансирования расходов бюджетной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение расходов бюджетных учреждений на примере учреждения здравоохранения, выявление наиболее важных принципов планирования и финансирования в области расходов бюджетных организаций.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной выпускной квалификационной работе:
- рассмотреть понятие бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение.
- определить основные методы планирования и финансирования бюджетных расходов
- выявить причины реформирования бюджетных учреждений
- проанализировать процесс составления сметы расходов и порядок ее исполнения
- проанализировать исполнение территориальной программы государственных гарантий
- выявить особенности планирования и финансирования расходов бюджетного учреждения
- определить проблемы и перспективы планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений
- выявить проблемы финансирования учреждений здравоохранения и рассмотреть пути их решения

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы планирования и финансирования расходов бюджетной организации 6
1.1 Понятие бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение 6
1.2. Планирование расходов бюджетных учреждений 15
1.3. Особенности финансирования бюджетных учреждений 23
1.4. Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения в современной экономике, их классификация 30
2. Анализ особенностей планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений на примере организации здравоохранения 40
2.1. Анализ исполнения сметы расходов на примере ГБУ "Шадринская центральная районная больница" 40
2.2.Анализ показателей результативности использования бюджетных средств на примере ГБУ "Шадринская центральная районная больница". 46
2.3. Анализ составления и исполнения территориальной программы государственных гарантий 49
3. Проблемы и перспективы планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений 59
3.1.Реформа бюджетных учреждений 59
3.2. Пути повышения результативности использования бюджетных средств бюджетной организации 64
3.3 Проблемы финансирования учреждений здравоохранения и пути их решения в России 69
Заключение 80
Список использованной литературы 83

Файлы: 1 файл

Doc1.doc

— 865.00 Кб (Скачать файл)

Расходные обязательства  субъекта Российской Федерации, устанавливаются  законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной  власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов

Российской  Федерации.

В случае, если в субъекте Российской Федерации  превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих  субвенций, финансовое обеспечение  дополнительных расходов, необходимых  для полного исполнения указанных  расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Органы государственной  власти субъекта Российской Федерации  не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Так же услуги гражданам  могут быть предоставлены за их личные средства, а именно, если у пациента нет полюса, то оказание медицинских услуг медицинскими работниками в муниципальном учреждении будет предоставлено за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами. Например, заключение договора о добровольном медицинском страховании осуществляется за счет прибыли (доходов) предприятий и личных средств граждан.

Помимо средств  бюджета, средств, поступающих от оказания платных услуг населению, источниками финансирования здравоохранения могут быть такие:

– дополнительные заказы местных органов самоуправления, вышестоящих органов управления с выделением дополнительных ресурсов на их реализацию;

– часть сумм, взысканных с юридических лиц и граждан за ущерб, причиненный нарушением санитарных норм, загрязнением окружающей среды;

– средства, полученные медицинскими учреждениями с юридических  лиц, получивших расстройство здоровья по вине этих юридических лиц и  граждан;

– часть средств, сэкономленных в результате снижения заболеваемости с временной утратой  трудоспособности;

– добровольные взносы граждан и юридических  лиц. Эти средства поступают в  единый фонд финансовых средств и  расходуются на общих основаниях, если вносившие не указали целевое их назначение. Все средства, получаемые помимо бюджета, не учитываются при ассигнованиях из бюджета.

Средства, полученные из всех источников, образуют единый фонд финансовых средств учреждения и  расходуется по смете учреждения здравоохранения.

При этом нужно  отметить, что средства государственной  и муниципальной систем здравоохранения  практически полностью формируются  за счет средств бюджетов различных  уровней. За счет этих средств реализуется  государственная политика в области охраны здоровья, которая включает в себя:

– разработку и  реализацию целевых программ;

– обеспечение  профессиональной подготовки кадров;

– финансирование научных исследований;

-развитие материально-технической  базы учреждений здравоохранения;

– оплату особо дорогостоящих видов лечения;

– финансирование медицинских учреждений, оказывающих  помощь при социально значимых заболеваниях;

– оказание медицинской  помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий и  катастроф.

Финансовая  основа государственной системы обязательного медицинского страхования – отчисления страхователей на обязательное медицинское страхование и бюджетные платежи за обязательное медицинское страхование неработающего населения. Финансовые средства аккумулируются в фондах обязательного медицинского страхования: Федеральном и территориальных, являющихся самостоятельными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и созданных для обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фондов не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию.

Следующий элемент  системы обязательного медицинского страхования – страховая медицинская  организация, выполняющая следующие  основные функции:

- организация  и финансирование обязательного медицинского страхования путем оплаты медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с территориальной программой и договорами обязательного медицинского страхования;

- осуществление  контроля за объемом, сроками  и качеством оказываемых медицинских услуг.

Средства, поступившие  от территориального фонда обязательного  медицинского страхования в соответствии с заключенным страховой медицинской  организацией договором, носят целевой  характер и используются на оплату медицинских услуг, формирование резерва по оплате медицинских услуг и финансированию предупредительных мероприятий, оплату расходов по ведению дела, в том числе на оплату труда работников медицинских страховых организаций по нормативам, установленным территориальным фондом

Основной элемент системы здравоохранения – медицинские учреждения, являющиеся конечным получателем средств и оказывающие непосредственно медицинские услуги населению. Медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования оказывают учреждения с любой формой собственности, имеющие соответствующие лицензии. Порядок оказания медицинской помощи населению, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования, определяется совместно территориальными органами управления здравоохранения и фондами обязательного медицинского страхования.

Порядок оплаты медицинских услуг, предусмотренных  территориальной программой и оказанных  застрахованным гражданам в пределах территории субъекта РФ, где они  проживают, определяется территориальными правилами обязательного медицинского страхования и положением о порядке оплаты медицинских услуг [25, С. 27].

Финансирование  медицинских учреждений осуществляется в соответствии с выбранным способом оплаты медицинской помощи по согласованным  тарифам. Тарифы на медицинские и иные услуги в системе обязательного страхования устанавливаются на основе единых методических подходов, определенных положением о порядке оплаты медицинских услуг. Порядок согласования и индексации тарифов на медицинские услуги устанавливается территориальными правилами обязательного медицинского страхования.

Медицинские учреждения ведут учет услуг, оказанных застрахованным, и предоставляют страховым медицинским  организациям и фонду сведения по установленным формам отчетности. Расчеты  с медицинскими учреждениями производятся путем оплаты их счетов.

Несмотря на введение системы обязательного  медицинского страхования, размеры  государственного финансирования здравоохранения, включающие бюджетные ассигнования и взносы в систему обязательного  медицинского страхования, надо признать недостаточными для выполнения существующих государственных обязательств перед населением. Как следствие при сокращении государственного финансирования происходит сокращение масштабов профилактики заболеваний и нарастание платности медицинской помощи. Данные обследований расходов населения показывают, что объем личных расходов населения на медицинские услуги и лекарства сопоставим с размерами государственного финансирования этой сферы. Это существенно снижает доступность медицинской помощи, причем в наиболее сложном положении оказываются наименее обеспеченные группы населения. Растущее число больных вынуждено отказываться от лечения и приобретения нужных лекарств [38].

Дисбаланс между  государственными обязательствами  и реальными финансовыми возможностями оказывает разрушительное влияние на всю систему здравоохранения. Происходит сокращение масштабов профилактики заболеваний и нарастание платности медицинской помощи. Расходы на медицинские нужды перекладываются на население. Легальная и теневая оплата медицинских услуг и приобретение лекарственных средств населением составляют сегодня по различным оценкам от 25 до 45% совокупных расходов государства и населения на здравоохранение. В сложившейся ситуации, когда за получение формально бесплатной медицинской помощи приходится платить, в худшем положении оказываются менее обеспеченные слои населения и семьи, живущие вне крупных городов. Они вынуждены тратить на медицинскую помощь большую часть своих доходов и чаще отказываться от лечения и приобретения нужных лекарств. Все это ведет к углублению социальной напряженности. Для достижения реальной сбалансированности государственных гарантий медицинского обслуживания населения с их финансовым обеспечением сегодня, видимо, не обойтись без внесения определенных корректив в конституционную норму о бесплатном медицинском обслуживании для всех граждан. Эта норма, определенная в 41 статье Конституции – обеспечение всем гражданам равного доступа и бесплатной медицинской помощи. Необходимо эту статью пересмотреть и легализовать то, что существует в реальности.

Возможность введения системы финансового соучастия (софинансирование) в российской государственной медицине – вопрос в своей основе политический – представляет собой, возможно, наиболее радикальное изменение концепции реформирования отечественного здравоохранения. Тем более что в существующих проектах софинансирования соплатежи населения должны составлять существенную часть доходов системы здравоохранения и играть решающую роль в нормализации функционирования отрасли.

В настоящее  время все существующие системы  здравоохранения можно описать  с помощью трех основных экономических  моделей:

– платная медицина, основанная на рыночных принципах с  использованием частного медицинского страхования;

– государственная  медицина с бюджетной системой финансирования;

– система здравоохранения, основанная принципах социального  страхования и регулирования  рынка с многоканальной системой финансирования.

В бюджетной  медицине стоимость услуг приравнивается к какому-либо нормативному показателю (показателям). В отечественном здравоохранении таким показателем – ключевой рутиной финансового планирования является койко-место в лечебно-профилактическом учреждении.

Доходы учреждений от платных медицинских услуг, учитываются  в бюджете как доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Оперативный учет доходов, поступивших в местный  бюджет, проводится по единым кодам  классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Учреждения бюджетополучатели  отражают произведенные расходы по соответствующим единым кодам ведомственной, функциональной и экономической классификаций расходов. Это позволяет упростить контроль за движением средств, упорядочить бухгалтерскую отчетность.

В заключение всего  вышесказанного подведем итоги. Как было определено, бюджетные учреждения – это одна из самых многочисленных групп организаций, функционирующих в нашем государстве. Их деятельность связана с оказанием различных услуг населению, и от того, насколько своевременно и полно бюджетные учреждения будут финансироваться, зависит качество оказываемых ими услуг, а значит и качество жизни населения. В данной главе были определены проблемы финансирования бюджетных организаций и намечены пути их решения. Наиболее детально решение этих вопросов будет рассмотрено в последующих главах.

2. Анализ  особенностей планирования и  финансирования расходов бюджетных  учреждений на примере организации  здравоохранения

2.1. Анализ  исполнения сметы расходов на  примере ГБУ "Шадринская центральная  районная больница"

Финансовая деятельность бюджетных учреждений состоит в получении, организации движения и использования финансовых ресурсов.

Контроль за полнотой удовлетворения потребностей учреждения в денежных ресурсах и  эффективностью их использования осуществляется на основе бюджетного нормирования, с учетом бюджетной классификации, которые дают возможность определить сумму затрат на расчетную единицу плана работы и оценить обоснованность затрат по видам и направлениям.

Существенное  влияние на организацию бухгалтерского учета, содержание отчетности, проведение анализа исполнения смет расходов учреждений и организаций, финансируемых из государственного бюджета, оказывает бюджетная классификация (группировка доходов и расходов бюджета).

Бюджетная классификация  предполагает научно обоснованную обязательную группировку доходов и расходов бюджета по однородным

признакам, закодированным в определенном порядке. Бюджетная  классификация имеет организующее и правовое значение. Первое проявляется  в том, что она позволяет единообразно учитывать доходы и расходы бюджета; составлять отчетность об использовании бюджета; осуществлять контроль и анализ по каждому виду доходов и расходов; кодировать показатели бюджетов и отчетов в связи с необходимостью их машинной обработки. Правовое значение бюджетной классификации заключается в том, что все показатели доходов и расходов, предусмотренные в бюджете и указанные в соответствующих подразделениях бюджетной классификации, являются финансовыми планами, обязательными для исполнения.

Доходы бюджета  – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов.

Расходы бюджета  – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государственного и  местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы (рис. 2.1)

Рис. 2.1. Классификация  расходов государственного бюджета  РФ

Функциональная  классификация – группировка  расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Разделы:

- государственное  управление и местное самоуправление;

- судебная власть;

- международная  деятельность;

- национальная  оборона;

Информация о работе Теоретические основы планирования и финансирования расходов бюджетной организации