Управление дебиторской задолженностью на предприятии на примере ЗАО «Челныводоканал»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Поэтому основной целью данной дипломной работы является разработка и обоснование рекомендаций к более эффективному управлению дебиторской задолженностью организации.
В этой связи в качестве главных задач работы можно выделить:
- изучение теоретических основ управления дебиторской задолженностью;
- оценка системы управления дебиторской задолженности на предприятии;
- формирование информации, позволяющей проанализировать дебиторскую задолженность;
- разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления дебиторской задолженности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ…………………………………………………………….6
•Понятие и классификация дебиторской задолженности……………..6
1.2. Методологические основы анализа дебиторской задолженности……11
1.3. Механизм управления дебиторской задолженности…………………..23
2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ЗАО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ»………….…………...28
2.1. Организационная и функциональная структура предприятия………..30
2.2. Рынки снабжения и сбыта……………………………………………….33
2.3 Характеристика основных факторов производственного процесса…...34
2.3.1 Состав и структура основных фондов……………………………...34
2.3.2. Численность работников и кадровая политика предприятия…….36
2.3.3. Структура затрат на производство продукции……………………37
2.3.4. Характеристика финансового состояния
ЗАО «Челныводоканал»…………………………………………………...38
2.4. Анализ динамики, структуры и эффективности использования
дебиторской задолженности организации…………………………………..42
2.5. Анализ показателей оборачиваемости дебиторской задолженности...47
6.Управление дебиторской задолженностью на предприятии………….49
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ЗАО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ»…………………………54
3.1. Рекомендации по совершенствованию системы управления
дебиторской задолженности………………………………………………….54
3.2 Экономическая эффективность от внедрения предлагаемых
мероприятий…………………………………………………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….62

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

 Установив достоверность дебиторской задолженности, проанализировав данные, отраженные во  втором разделе баланса предприятия, нужно проанализировать состав и структуру дебиторской задолженности, дать оценку с точки зрения её реальной стоимости, распределить дебиторскую задолженность по срокам образования, определить качество и ликвидность этой задолженности.

 Два   существенных   понятия,  которые   должны   быть  не  раз делимы  друг  от  друга  -  это   дебиторская   и   кредиторская  задолженность,  которые  взаимосвязаны  между  собой.  Потому,  что  при  увеличении  оборачиваемости   дебиторской  задолженности,  предприятие  может   погасить   свои   обязательства   перед   большим   количеством  своих  кредиторов.

 Показатели  оборачиваемости дебиторской задолженности  рассчитываются  по  данным  бухгалтерской   отчетности  и  рассматриваются в динамике.

                               (1.7)

где Коб.д.з. – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;

Врп – выручка от реализации продукции;

СВдз – средняя величина  дебиторской задолженности.

Динамика коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности  показывает  рост  (при увеличении коэффициента) или снижение (при уменьшении коэффициента) коммерческого кредита, предоставленного  организацией.

                                                                              (1.8)                                               где Од.з.(дн) -  оборачиваемость дебиторской задолженности в днях (период погашения;

Д – длительность отчетного периода в днях;

Коб.д.з. – коэффициент  оборачиваемости дебиторской задолженности.

Оборачиваемость  в  днях  дебиторской  задолженности  показывает средний  срок  погашения  дебиторской  задолженности  в  отчетном  периоде (чем больше показатель, тем выше риск непогашения дебиторской задолженности).

                                        ,                                    (1.9)

где Д д.з.  доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств;

ДЗ – дебиторская  задолженность;

ОС – оборотные средства.

Чем выше данный показатель, тем менее мобильна структура  оборотных средств.

                                          ,                                           (1.10)           

где Дс.д.з. –  доля сомнительной дебиторской задолженности в составе  дебиторской задолженности;

СДЗ – сомнительная дебиторская задолженность;

ДЗ – дебиторская  задолженность.

Этот  показатель  характеризует  «качество»  дебиторской  задолженности (тенденция  к  его  росту  свидетельствует  о  снижении  ликвидности).

Показатели оборачиваемости  можно рассчитывать также по отдельным  видам дебиторской задолженности. Результаты анализа оборачиваемости  дебиторской задолженности используются для оценки финансового состояния  организации и для управления дебиторской задолженностью.

 

1.3. Механизм управления дебиторской задолженности

 

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Задачами управления дебиторской  задолженностью являются:

- ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

- выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

- определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;

- ускорение востребования долга;

- уменьшение бюджетных долгов;

- оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в области  управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

- исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;

- периодический пересмотр предельной суммы кредита;

-использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;

- формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;

- выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);

- определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;

- формирование условий обеспечения взыскания задолженности;

- формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;

- использование современных форм рефинансирования задолженности;

- диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий  предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы  стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

1. Определение системы  характеристик, оценивающих кредитоспособность  отдельных групп покупателей.  По товарному (коммерческому)  кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

- объем хозяйственных  операций с покупателями и  стабильность их осуществления;

- репутация покупателя  в деловом мире;

- платежеспособность  покупателя;

- результативность хозяйственной  деятельности покупателя;

- состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

- объем и состав  чистых активов, которые могут  составлять обеспечение кредита  при неплатежеспособности покупателя  и возбуждении дела о его  банкротстве.

2. Формирование и экспертиза информационной базы проведения кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки.  Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

3. Группировка покупателей  продукции по уровню кредитоспособности  основывается на результатах  ее оценки и предусматривает  обычно выделение следующих их  категорий:

- покупатели, которым  кредит может быть предоставлен  в максимальном объеме, т.е. на  уровне установленного кредитного  лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

- покупатели, которым  кредит может быть предоставлен  в ограниченном объеме, определяемом  уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым  кредит может быть предоставлен  в ограниченном объеме, определяемом  уровнем допустимого риска невозврата  долга;

- покупатели, которым  кредит не предоставляется (при  недопустимом уровне риска не возврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

4. Дифференциация кредитных  условий в соответствии с уровнем  кредитоспособности покупателей,  наряду с размером кредитного  лимита, может осуществляться по  таким параметрам как срок  предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п..

Для управления дебиторской задолженностью  фирмам в российских экономических  условиях можно использовать следующие  приемы.

  1. Исключение из числа партнеров предприятия дебиторов с высоким уровнем риска. Эта мера приема как для развитых рыночных отношений, как и для периода становления и развития рынка следует отметить, что в последнем случае указанный способ особенно эффективен.
  2. Периодический пересмотр предельной суммы кредита. Определение предельных размеров предоставляемых кредитов  должно исходить из финансовых возможностей предприятия, прогнозируемого числа получателей кредита и оценки уровня кредитного риска. Фиксированный максимальный предел суммы задолженности может быть дифференцирован по группам предстоящих дебиторов, исходя из финансового состояния отдельных клиентов.
  3. Использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами, поскольку ожидание оплаты «живыми деньгами» может обойтись гораздо дороже.
  4. Формирование принципов осуществления расчетов фирмы с контрагентами на предстоящий период. При формировании приемлемых форм расчета следует учитывать, что при покупке продукции наиболее эффективными являются расчеты с использованием векселей, а при продаже продукции – расчеты посредствам аккредитива.
  5. Выявление финансовых возможностей предоставления фирмой товарного (коммерческого) или потребительского кредита.
  6. Определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту, а также по выданным авансам.
  7. Формирование условий обеспечения взыскания дебиторской задолженности. В процессе формирования этих условий на фирме должна быть определена система мер, гарантирующих получение долга. К таким мерам относятся: оформление товарного кредита обеспеченным векселем; требование страхования дебиторами кредитов, предоставляемых на продолжительный срок и др.
  8. Формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства контрагентами – дебиторами.
  9. Определение процедуры взыскания дебиторской задолженности. Эта процедура должна предусматривать сроки и форму предварительного и последующего напоминаний контрагента – дебиторам о дате платежа, возможность пролонгирования долга, срока и порядка взыскания долга и другие действия.

При оценке общей задолженности  предприятию его контрагентов не следует упускать из виду случаи скрытой  дебиторской задолженности, возникающие  при расчетах предприятия с поставщиками на условиях предоплаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ЗАО «Челныводоканал»

 

Закрытое акционерное  общество "Челныводоканал" учреждено  как дочернее предприятие ОАО "КАМАЗ" на основании действующего законодательства 11 января 1996 г.

Основной целью деятельности предприятия является снабжение хозпитьевой водой городов, населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий Юго-восточной части Республики Татарстан. Многочисленный опыт работы столь обширной сети водоснабжения делает ЗАО "Челныводоканал" поистине уникальным предприятием, не имеющим аналогов в России. Кроме того, деятельность предприятия заключается в очистке промышленных, бытовых и других стоков.

Задачами общества являются:

- обеспечение хозпитьевой,  производственной и технической  водой города Набережные Челны, ОАО "КАМАЗ" и хозпитьевой водой городов и предприятий юго-восточной части Татарстана

- очистка промышленных  стоков ОАО "КАМАЗ" 

- очистка хозбытовых  сточных вод промышленной и  жилой зоны в г. Набережные  Челны 

- проектирование, ремонт, монтаж и наладка оборудования инженерных сооружений и коммуникаций

- обеспечение требований  экологической безопасности окружающей  среды 

В число партнёров  данного общества входят крупнейшие компании Закамского территориально-промышленного  комплекса Республики Татарстан и Российской Федерации: ОАО "КАМАЗ", ОАО "Татнефть", ТатЭнерго, объекты жилищно-социальной сферы города Набережные Челны. Качество подготовки хозпитьевой воды контролируется аккредитованной лабораторией предприятия по 83 показателям и полностью соответствует всем санитарным требованиям. Качество очистки сточных вод контролируется по 32 показателям. По некоторым показателям вода, сбрасываемая после очистки в реку Кама, по составу даже чище речной воды.

С 1997 года ЗАО "Челныводоканал" является прибыльным предприятием с мощной материально-технической базой и большим экономическим потенциалом, у предприятия большие планы на будущее. В 2001 году ему были переданы в аренду сети водоснабжения и водоотведения северо-восточной части города Набережные Челны, а в 2003 году - внутриплощадочные сети ОАО "КАМАЗ", включая объекты и сооружения по очистке промышленных стоков. С 1 июля 2008 года согласно Постановлению исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны сети водоснабжения и водоотведения юго-западной части города переданы на обслуживание ЗАО «Челныводоканал».

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью на предприятии на примере ЗАО «Челныводоканал»