Управление дебиторской задолженностью на предприятии на примере ЗАО «Челныводоканал»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Поэтому основной целью данной дипломной работы является разработка и обоснование рекомендаций к более эффективному управлению дебиторской задолженностью организации.
В этой связи в качестве главных задач работы можно выделить:
- изучение теоретических основ управления дебиторской задолженностью;
- оценка системы управления дебиторской задолженности на предприятии;
- формирование информации, позволяющей проанализировать дебиторскую задолженность;
- разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления дебиторской задолженности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ…………………………………………………………….6
•Понятие и классификация дебиторской задолженности……………..6
1.2. Методологические основы анализа дебиторской задолженности……11
1.3. Механизм управления дебиторской задолженности…………………..23
2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ЗАО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ»………….…………...28
2.1. Организационная и функциональная структура предприятия………..30
2.2. Рынки снабжения и сбыта……………………………………………….33
2.3 Характеристика основных факторов производственного процесса…...34
2.3.1 Состав и структура основных фондов……………………………...34
2.3.2. Численность работников и кадровая политика предприятия…….36
2.3.3. Структура затрат на производство продукции……………………37
2.3.4. Характеристика финансового состояния
ЗАО «Челныводоканал»…………………………………………………...38
2.4. Анализ динамики, структуры и эффективности использования
дебиторской задолженности организации…………………………………..42
2.5. Анализ показателей оборачиваемости дебиторской задолженности...47
6.Управление дебиторской задолженностью на предприятии………….49
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ЗАО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ»…………………………54
3.1. Рекомендации по совершенствованию системы управления
дебиторской задолженности………………………………………………….54
3.2 Экономическая эффективность от внедрения предлагаемых
мероприятий…………………………………………………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….62

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

1. Разработка шаблонов  договоров, заключаемых с потенциальными  дебиторами.

2. Заключение договора  и выставление счета на оплату  выполненных услуг.

3. Контроль за оплатой  (уведомление о сумме и расчетных  сроках погашения дебиторской задолженности; звонки с напоминанием об окончании расчетного срока оплаты).

4. Осуществление воздействия  на дебиторов (юридические, экономические).

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ  ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ЗАО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ»

 

3.1. Рекомендации по  совершенствованию системы управления  дебиторской задолженности

 

Систему управления дебиторской  задолженностью условно можно разделить  на два крупных блока: кредитную  политику и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности. Выполнив анализ системы управления дебиторской задолженность в ЗАО «Челныводоканал», можно предложить следующие пути ее совершенствования:

- ввести планирование объема дебиторской задолженности и мотивировать на его достижение сотрудников предприятия, вовлеченных в процесс управления дебиторской задолженностью;

- совершенствовать механизм истребования долга. Для этого предприятию рекомендуется, во-первых, при приближении срока погашения дебиторской задолженности высылать дебиторам уведомления о сумме и сроках погашения дебиторской задолженности, во-вторых, производить ежедневные звонки с напоминанием об окончании расчетного срока оплаты;

- систематизировать работу  с договорами потребителей услуг, для чего провести классификацию потребителей по группам в зависимости от суммы оказываемых услуг, определить сроки и форму расчетов с потребителями услуг согласно классификации, закрепить ответственных, отвечающих за конкретную группу потребителей;

- ввести систему мотивации персонала, отвечающего за работу с дебиторской задолженностью, ориентированную на снижение объема просроченной дебиторской задолженности до запланированного уровня;

- при заключении договоров  с покупателями предусмотреть  предоставление определённых скидок для покупателей, при условии предварительной оплаты приобретаемых услуг.

Реализация предложенных рекомендаций будет способствовать ускорению  оборачиваемости средств, вложенных  в расчёты с дебиторами и повышению  эффективности деятельности фирмы, сокращению просроченной дебиторской задолженности.

 

3.2 Экономическая эффективность от внедрения предлагаемых мероприятий

 

Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию ее общего размера, ускорение срока оборачиваемости.

Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженность по оценке специалистов ЗАО «Челныводоканал» приведут к уменьшению дебиторской задолженности  в среднем на 15%.

В таблице 3.1 представлен расчет экономической эффективности от внедрения предлагаемых мероприятий на 15%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1

Экономическая эффективность  от внедрения предлагаемых мероприятий на 2010 год.

№ п/п

Показатели

До внедрения

После внедрения

Отклонения

%

1

Дебиторская задолженность, тыс.руб.

162388

138030

-24358

15

2

Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз 

8,3

9,5

+1,2

15

3

Период погашения дебиторской  задолженности, дней

43

38

-5

21


 

Из таблицы 3.1 видно, что после внедрения предлагаемых мероприятий оборачиваемость дебиторской задолженности увеличится на 1,2 раза, а период погашения дебиторской задолженности уменьшится на 5 дней.

Рассчитаем экономический  эффект от рекомендуемой к выполнению работы по своевременному и полному  погашению дебиторской задолженности.

До внедрения мероприятий  по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью предприятие использовало краткосрочный кредит в сумме 90000 тыс.руб. под 19% годовых. В итоге операционные расходы по обслуживанию кредита составили в течение 2009 года 17100, тыс. руб. Эта сумма является упущенной выгодой предприятия в силу несовершенства системы управления дебиторской задолженностью.

По состоянию на 01.01.10. сумма безнадежной к взысканию дебиторской задолженности увеличилась на 13300 тыс. руб., при своевременном проведении претензионной работы это дало бы предприятию внереализационные доходы. Воспользуемся данными таблицы 3.1, где продолжительность одного оборота дебиторской задолженности в 2009 году равна 43 дням.

Таким образом,  суммарная  упущенная выгода вследствие несовершенства работы с дебиторской задолженностью в ЗАО «Челныводоканал» составляет:

Оценка влияния предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на финансовый результат  представлены в таблице 3.2

Таблица 3.2

Влияние работы с дебиторской  задолженностью

на финансовый результат за 2009 г.

№ п/п

Показатели

2009 г. фактический

2009 г. проектный

Абсолютное отклонение

1

Выручка от реализации, тыс.руб.

1330397

1330397

-

2

Себестоимость от реализации, тыс.руб.

1159428

1159428

-

3

Проценты к уплате, тыс.руб.

22100

22100

-

4

Прочие операционные  доходы, тыс.руб.

40299

57700,8

+17401,8

5

Прочие операционные расходы, тыс.руб.

67584

67584

-

6

Прибыль до налогообложения 

121584

138985

+17401,8

7

Прибыльность продаж,  %

9,3

10,4

+1,1

8

Прибыльность производства, %

10,5

12

+1,5


 

Из таблицы 3.2. видно, что в результате  внедрения мероприятий по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью прибыль увеличится на 17401,8 тыс.руб., прибыльность (рентабельность )продаж услуг увеличиться на 1,1%, а прибыльность (рентабельность) производства увеличиться на 1,5%.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

За анализируемый период 2007-2009 гг. при оценке и анализе  деятельности предприятия можно  отметить изменения, причем, как положительные, так и отрицательные.

Произошло увеличение основных производственных фондов. Также выросла  доля новых основных средств в  общей стоимости. Причем с каждым годом увеличивается рентабельность основных средств, эффективность их использования также возросла.

В структуре объема реализации продукции наибольший удельный вес  во все года занимает хозпитьевая  вода. Её доля в 2009 г. составляет 43,29%. Однако удельный вес по сравнению с 2007 г. сократился на 4,65%. План по ассортименту продукции в 2009 г. выполнен на 99,61%. Наблюдается повышение качества хозяйственно-питьевой воды с каждым годом.

Численность предприятия  с каждым годом меняется, то возрастает, то снижается. За все года в течение  анализируемого периода показатель численности отклоняется от плановой величины. Это можно объяснить проведением мероприятий по оптимизации численности персонала, путем перехода к новым технологиям.

Значительно снизилась  трудоемкость, вследствие чего резко  возросла производительность труда. К  тому же заработная плата работников растет более высокими темпами, чем производительность труда.

Выручка от реализации растет более высокими темпами, чем себестоимость. Это и объясняет существенное увеличение прибыли от реализации за 2009 г., которая составила 56602 тыс. руб.

Величина же чистой прибыли, составлявшая в 2007 г. 9757 тыс. руб., снизилась  в 2008 г. на 23,1%, а в 2009 г. наблюдается  такое же резкое увеличение до 15825 тыс. руб.

Большое влияние на оборачиваемость  капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, и на финансовые результаты работы предприятия оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности.

Исходя из проведенного анализа динамики и структуры дебиторской задолженности, можно сделать вывод, что в ЗАО «Челныводоканал» несмотря на проводимую работу с дебиторами, ее размер  из года в год сохраняется на одном уровне. Это свидетельствует о том, что на предприятии есть потребность в мероприятиях, которые бы привели не только к поддержанию дебиторской задолженности на одном уровне, но и к ее уменьшению.

Из результатов анализа  видно, что дебиторская задолженность в анализируемом периоде всегда превышает кредиторскую задолженность. Эта ситуация означает отвлечение собственных средств в дебиторскую задолженность, что отрицательно сказывается на финансовом состоянии организации. Причем ситуация усугубляется, что видно по сравнению данных 2008 и 2009 гг. (на 7,6% увеличилось отвлечение собственных средств в сравнении с 2008 годом). Данная проблема предприятия объясняется спецификой деятельности: по российскому законодательству услуги за пользование водой, отвод канализации и пр., оплачиваются по факту, не допускается взимание авансовых платежей. Поэтому такое соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей является нормальным явлением для организации данного вида деятельности.

Положительным фактором является тот момент, что, несмотря на рост дебиторской задолженности  в 2009 году по сравнению с 2008 годом  на 0,16% происходит уменьшение кредиторской задолженности на 6%.

Следует отметить, что оборачиваемость дебиторской задолженности за период 2007-2009 гг. ежегодно увеличивается (на 1,1 оборота в 2008 г. по сравнению с 2007 г. и на 0,6 оборота в 2009 г. по сравнению с 2008 г.). Соответственно происходит ежегодное сокращение срока оборачиваемости дебиторской задолженности (на 8 дней в 2008 г. по сравнению с 2007 г. и на 3,5 дня в 2009 г. по сравнению с 2008 г.). Эта тенденция положительно характеризует работу организации с дебиторами. Но все же, в 2009 г. оборачиваемость дебиторской задолженности возрастает уже меньшими темпами, чем в 2008 году и на этот факт следует обратить внимание.

Оборачиваемость кредиторской  задолженности за период 2007-2009 гг. также ежегодно увеличивается (на 1,8 оборота в 2008 г. по сравнению с 2007 г. и на 2 оборота в 2009 г. по сравнению с 2008 г.). Также наблюдается ежегодное уменьшение срока оборачиваемости кредиторской задолженности (на 3,8 дня в 2008 г. по сравнению с 2007 г. и на 3,2 дня в 2009 г. по сравнению с 2008 г.). Это говорит о том, что предприятие достаточно строго следит за своей платежной дисциплиной.

Таким образом, проведенный  анализ структуры и динамики дебиторской  задолженности, показал, что несмотря наряд положительных моментов в  работе организации, все же усилить контроль состояния расчетов с дебиторами, особенно по просроченным платежам, возможно изменить определенные условия кредитования дебиторов, стимулирующих своевременную оплату за услуги и другие виды экономических воздействий.

Анализ оборачиваемости  дебиторской задолженности показал, что наибольшая оборачиваемость дебиторской задолженности наблюдается в 2009 г., когда она составляла 8,2 оборотов, что выше уровня 2008 г. на 0,6 оборота. В 2008 г. оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась на 1,1 оборот по отношению к 2007 г. Соответственно, период погашения дебиторской задолженности в 2009 г. уменьшился на 3,5 дня относительно 2008 г., а в 2008 г. - на 8 дней к 2007 г.. То есть, существует тенденция к повышению оборачиваемости дебиторской задолженности, но темп ее замедляется. Средняя дебиторская задолженность за анализируемый период сохраняется примерно на одном уровне. При этом наблюдает


Информация о работе Управление дебиторской задолженностью на предприятии на примере ЗАО «Челныводоканал»