Управление собственным капиталом предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является управление собственным капиталом предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Определить понятие, состав и структура собственного капитала;
• Определить задачи и функции управления собственным капиталом организации;
• Рассмотреть стоимость источников собственного капитала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. Сущность и значение собственного капитала в управлении финансами предприятия
5
1.1.Понятие, состав и структура собственного капитала
5
1.2. Задачи и функции управления собственным капиталом организации
8
1.3. Стоимость источников собственного капитала
17
ГЛАВА 2. Анализ управления собственным капиталом на ООО тр. «БНПС»

24
2.1. Оценка финансового состояния ООО тр. «БНПС»
24
2.2. Анализ формирования финансовых ресурсов ООО тр. «БНПС»
38
2.3. Анализ формирования собственных источников средств ООО тр. «БНПС»

42
ГЛАВА 3. Пути совершенствования управления собственным капиталом предприятия ООО тр. «БНПС»

48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
52
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ (Вариант 1)
53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
62

Файлы: 1 файл

Курсовая ФИНАНС МЕНЕДЖ.doc

— 982.00 Кб (Скачать файл)

Рис. 2. Источники формирования  собственного капитала

В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, она формирует преимущественную часть его собственных финансовых ресурсов, обеспечивает прирост собственного капитала, а соответственно и рост рыночной стоимости предприятия. Определённую роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, особенно на предприятиях с высокой стоимостью используемых собственных основных средств и нематериальных активов; однако сумму собственного капитала предприятия они не увеличивают, а лишь являются средством его реинвестирования. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.

В составе внешних  источников формирования собственных  финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого (путём дополнительных взносов средств в уставный фонд) или акционерного (путём дополнительной эмиссии и реализации акций) капитала. Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь (как правило, такая помощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям разного уровня). В число прочих внешних источников входят бесплатно передаваемые предприятию материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса.

Основу управления собственным  капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных  финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективного управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.

Основными задачами управления собственным капиталом являются:

  • определение целесообразного размера собственного капитала;
  • увеличение, если требуется, размера собственного капитала за счёт нераспределенной прибыли или дополнительного выпуска акций;
  • определение рациональной структуры вновь выпускаемых акций;
  • определение и реализация дивидендной политики[5, с.110].

Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам.

1. Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия.

На первом этапе анализа изучаются общий объем формирования собственных финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объёма реализуемой продукции предприятия, динамика удельного веса собственных ресурсов в общем объёме формирования финансовых ресурсов в предплановом периоде.

На втором этапе анализа  рассматриваются источники формирования собственных финансовых ресурсов. В  первую очередь изучается соотношение  внешних и внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения собственного капитала за счёт различных источников.

На третьем этапе  анализа оценивается достаточность  собственных финансовых ресурсов, сформированных на предприятии в предплановом периоде.

2. Определение общей  потребности в собственных финансовых ресурсах. Эта потребность определяется по следующей формуле:

             Псфр = (Пк * Уск) / 100 – СКн + Пр,                  (1)

где Псфр – общая потребность  в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде;

Пк – общая потребность  в капитале на конец планового  периода;

Уск – планируемый  удельный вес собственного капитала в общей его сумме;

СКн – сумма собственного капитала на начало планируемого периода;

Пр – сумма прибыли  направляемой на потребление в плановом периоде.

Рассчитанная общая  потребность охватывает необходимую  сумму собственных финансовых ресурсов формируемых как за счет внутренних, так и за счёт внешних источников.

3. Оценка стоимости  привлечения собственного капитала  из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала формируемого за счёт внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия.

4. Обеспечение максимального  объёма привлечения собственных  финансовых ресурсов за счёт  внутренних источников. До того, как обращаться к внешним источникам  формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности их формирования за счёт внутренних источников. Так как равными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов предприятия являются сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений, то в первую очередь следует, в процессе планирования этих показателей, предусмотреть возможности их роста за счёт различных резервов.

5. Обеспечение необходимого  объёма привлечения собственных  финансовых ресурсов из внешних источников. Объём привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счёт внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счёт внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счёт внешних источников нет необходимости.

Потребность в привлечении  собственных финансовых ресурсов за счёт внешних источников  рассчитывается по следующей формуле:

                  СФРвнеш = Псфр – СФРвнут ,                        (2)

где СФРвнеш – потребность  в привлечении собственных финансовых ресурсов за счёт внешних источников;

Псфр – общая потребность  в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде;

СФРвнут – сумма собственных  финансовых ресурсов планируемых к  привлечению за счёт внутренних источников.

Обеспечение удовлетворения потребности в собственных финансовых ресурсах за счёт внешних источников планируется за счёт привлечения дополнительного паевого капитала, дополнительной эмиссии акций или за счёт других источников.

6. Оптимизация соотношения  внутренних и внешних источников  формирования собственных финансовых  ресурсов. Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях:

- обеспечение минимальной  совокупной стоимости привлечения  собственных финансовых ресурсов. Если стоимость привлечения собственных  финансовых ресурсов за счёт  внешних источников существенно  превышает планируемую стоимость привлечения заёмных средств, то от такого формирования собственных ресурсов следует отказаться;

- обеспечение сохранения  управления предприятием первоначальными  его учредителями.

Управление собственным  капиталом предприятия включает также определение оптимального соотношения между собственными и заёмными финансовыми ресурсами[6, с. 200-202].

Финансовый рычаг («финансовый  леверидж») - это финансовый механизм управления рентабельностью собственного капитала за счёт оптимизации соотношения  используемых собственных и заёмных финансовых средств.

Эффект финансового  рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря  использованию кредита, несмотря на платность последнего.

Эффект финансового  рычага возникает из-за расхождения между экономической рентабельностью и «ценой» заёмных средств. Экономическая рентабельность активов представляет собой отношение величины эффекта производства (т.е. прибыли до уплаты процентов за кредиты и налога на прибыль) к суммарной величине совокупного капитала предприятия (т.е. всех активов или пассивов). Предприятие должно изначально наработать такую экономическую рентабельность, чтобы средств хватило, по крайней мере, для уплаты процентов за кредит.

Для расчёта эффекта  финансового рычага  применяется следующая формула:

   ЭФР = (1 – ст. н/о) × (ЭР - %ср) × ЗК/СК,                   (3)

где ЭФР — эффект финансового рычага, %.

ст. н/о — ставка налога на прибыль, в десятичном выражении.

ЭР — экономическая рентабельность активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %.

%ср — средний размер ставки процентов за кредит, %. Для более точного расчёта можно брать средневзвешенную ставку за кредит.

ЗК — средняя сумма используемого заёмного капитала.

СК — средняя сумма собственного капитала.

Эффект финансового  рычага определяет границу экономической  целесообразности привлечения заёмных  средств.

Высокое положительное  значение ЭФР показателя свидетельствует  о том, что предприятие предпочитает обходиться собственными средствами, недостаточно использует инвестиционные возможности и не преследует цели максимизации прибыли. В этой ситуации акционеры, получив скромные дивиденды, могут начать продавать акции, снижая рыночную стоимость компании.

К основным функциям управления собственным капиталом можно отнести:

Защитную функцию. Собственный капитал позволяет сохранять платёжеспособность предприятия путём создания резерва активов, позволяющих предприятию функционировать, несмотря на угрозу появления убытков. При этом, однако, предполагается, что большая часть убытков покрывается не за счёт капитала, а текущих доходов предприятия. Капитал играет роль своеобразной защитной «подушки» и позволяет предприятию продолжать деятельность в случае возникновения крупных непредвиденных потерь или расходов. Для финансирования подобных затрат существуют различные резервные фонды, включаемые в собственный капитал.

Оперативную функцию. Она имеет второстепенное значение по сравнению с защитной. Она включает ассигнование собственных средств на приобретение земли, зданий, оборудования, а также создание финансового резерва на случай непредвиденных убытков. Этот источник финансовых ресурсов незаменим на начальных этапах деятельности предприятия, когда учредители осуществляют ряд первоочередных расходов. На последующих этапах развития предприятия роль собственного капитала не менее важна, часть этих средств вкладывается в долгосрочные активы, в создание различных резервов. Хотя основным источником покрытия затрат на расширение операций служит накапливаемая прибыль, предприятия часто прибегают к новым выпускам акций или долгосрочных займов при проведении мероприятий структурного характера – открытии филиалов, слияниях.

Распределительную функцию. Она связана  с участием в распределении полученной прибыли.

Регулирующую функцию. Она связана с особой заинтересованностью общества в успешном функционировании предприятий.

Названные функции собственного капитала показывают, что собственный капитал  – основа коммерческой деятельности любого предприятия. Он обеспечивает его  самостоятельность и гарантирует его финансовую устойчивость, являясь источником сглаживания негативных последствий различных рисков, которые несёт предприятие.

Повышение эффективности  управления собственным капиталом  стимулируется с одной стороны  стремлением к улучшению финансовых результатов деятельности компании и росту благосостояния её собственников, с другой стороны - зависимостью компании от внешнего экономического окружения, оценивающего её деятельность со стороны и образующего систему хозяйственных взаимосвязей с нею[8, с. 10 - 12].

 

 

1.3. Стоимость источников  собственного капитала

Стоимость собственного капитала, по сути, представляет собой  отдачу на вложенные инвесторами  в деятельность компании ресурсы  и может быть использована для  определения рыночной оценки собственного капитала и прогнозирования возможного изменения цен на акции фирмы в зависимости от изменения ожидаемых значений прибыли и дивидендов.

В современных условиях хозяйствования для большинства предприятий наиболее остро стоит проблема выбора источников финансирования своей деятельности. Общая сумма средств, которую необходимо уплатить за привлечение и использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему, называется ценой капитала. До сих пор остается проблемным определение цены собственного капитала предприятий. Проблема заключается в том, что при общей экономической сущности источники собственного капитала имеют различия.

Основными источниками собственного капитала предприятия являются:

- привилегированные акции;

- обыкновенные акции;

- нераспределенная прибыль  и приравненные к ней средства.

Существуют различные подходы  к определению стоимости обыкновенных и привилегированных акций, а  также нераспределенной прибыли.

Если предприятия выпускает  привилегированные акции (PS), размещаемые по цене PPS, и планирует выплачивать по ним фиксированный дивиденд DIVPS, то цену привлеченного таким способом капитала удобно определять как доходность бессрочной ренты с учетом всех затрат на эмиссию (fc):

Информация о работе Управление собственным капиталом предприятия