Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить методы разрешения конфликтов в ресторане «Золотой Колос».
Задачи работы:
- определение сущности конфликта, как объекта управления на предприятиях и в организациях;
- рассмотрение методов разрешения конфликтов;
- анализ методов разрешения конфликтов на предприятии «Золотой Колос».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 КОНФЛИКТ, КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1 Понятие конфликтов в организации, их классификация 5
1.2 Причины возникновения конфликтов 10
ГЛАВА 2 АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ: ВИДЫ, СТАДИИ ПРОТЕКАНИЯ, МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ
2.1 Виды конфликтов 15
2.2 Структура протекания конфликтов 19
2.3 Методы разрешения конфликтов 28
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАНА «Золотой колос»
3.1 Краткая характеристика ресторана «Золотой Колос» 37
3.2 Методы разрешения конфликтов ресторана «Золотой Колос» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
5. По степени открытости конфликтных взаимодействий: открытые и скрытые формы конфликта.
Открытые конфликты
Скрытые конфликты составляют
основную часть конфликтных
2.2 Структура протекания конфликтов
Конфликт можно рассматривать в узком, и в широком смыслах. В узком – это непосредственное столкновение сторон, в широком - процесс, состоящий из несколько этапов, в рамках которого столкновения является лишь один из них. На первом этапе складывается конфликтная ситуация, т.е. такое положение дел, при котором ценности, интересы, установки сторон объективно вступают в противоречие с друг другом, но открытого столкновения еще нет. Такая ситуация может возникнуть как «по инициативе» сторон, так и без их участия, в том числе и быть переданной им «по наследству» [24, с. 116].
Структура конфликта включает:
Субъектами являются участники взаимодействия, которые могут быть представлены индивидами, группой индивидов, педагогической организацией.
Предмет конфликта – конкретные материальные и духовные ресурсы, неудовлетворенные потребности, желания, интересы субъектов взаимодействия, т.е. то, из-за чего возник конфликт.
Конфликтные отношения – форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия для завершения конфликта.
Конфликтная ситуация – развитие конфликта в конкретный временной период.
Конфликтные противоречия – основные пункты разногласий субъектов конфликта, их противоположных интересов, устремлений, потребностей.
Причины конфликта – те условия, которые привели к обострению противоречий, возникновению конфликта.
Каждый конфликт имеет пространственные и временные характеристики, которые представлены в таблице 1(Приложение 1).
Каждый конфликт имеет свою динамику развития, которая включает следующие стадии:
1 стадия – предконфликтные отношения, накопление проблем, их неразрешенность, появление напряженности в отношениях;
2 стадия – обострение противоречий, устойчивый негативный психологический фон в отношениях; постоянная негативная, порой агрессивная конфронтация;
3 стадия – конфликтная ситуация, открытый конфликт между субъектами, отсутствие взаимопонимания;
4 стадия – разрешение конфликта;
5 стадия – постконфликтная стадия, ситуация, новое содержание отношений между участниками конфликта.
Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения. Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Этот объект должен быть принципиально неделимым или казаться таковым в глазах соперников.
Предконфликтная стадия — это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информация, власть, престиж, связи и т.п. В то же время происходят консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте. Для предконфликтной стадии характерно также формирование каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий. Причем применяется та из них, которая в наибольшей степени соответствует ситуации. Под стратегией понимается видение ситуации участниками конфликта, формирование цели по отношению к противоборствующей стороне и, наконец, выбор способа воздействия на противника [22, с.113].
В свою очередь, в развитии предконфликтной ситуации выделяют несколько этапов и фаз. Рассмотрю их по очереди (этапы):
1. Определение причин
конфликта, когда члены
2. Оценка ресурсов и
возможностей соперников (например,
члены группы узнают, что их
соперники обладают прочными
связями с руководством своей
организации или с
3. Поиск сторонников и
союзников в конфликте. В
4. Скрытые конфликтные
взаимодействия, которые включают
маскировки, провокации и другие
способы психологического
В предконфликтной стадии социологи выделяют две фазы. Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации — накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.
Вторая фаза начинается с инцидента или повода, т.е. какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, т.е. противоположности их интересов, целей, ценностей и т.д. На второй фазе первой ступени конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения. Предконфликтная стадия представляет научный и практический интерес как для ученых, так и для управленцев, поскольку при правильном выборе стратегии, способов действий можно предотвращать возникающие конфликты.
Признаком перехода скрытой стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению.
Конфликтное поведение (непосредственно конфликт) характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение — это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Действия, составляющие инцидент, делятся на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей. К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба, спортивное состязание и т.п. Такого рода действия, как правило, легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные. Поскольку открытый «обмен ударами» хорошо виден со стороны в ходе конфликта, в него могут быть втянуты сочувствующие и просто наблюдатели. Активные открытые действия обычно расширяют сферу конфликта, они ясны и предсказуемы. Ко второй группе относятся скрытые действия соперников в конфликте. Известно, что в ходе конфликтов противники чаще всего пытаются замаскировать свои действия, запутать, обмануть соперничающую сторону. Эта скрытая, завуалированная, но тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию. Основным образом действий в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление. Это означает, что один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет другого действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности и неприязни к откровенной враждебности, которая психически закрепляется в «образе врага». Таким образом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение [26, с.95].
Разрешение конфликта. Внешним
признаком разрешения конфликта
может служить завершение инцидента.
Это значит, что между конфликтующими
сторонами прекращается конфликтное
взаимодействие. Именно завершение, а
не временное прекращение. Разрешение
конфликта осуществляется как через
изменение объективной
Разрешение конфликта
возможно лишь при изменении конфликтной
ситуации. Это изменение может
принимать разные формы. Но наиболее
эффективным изменением конфликтной
ситуации, позволяющим погасить конфликт,
считается устранение причины конфликта.
При рациональном конфликте устранение
причины с неизбежностью
Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:
1. Во время переговоров
приоритет должен отдаваться
обсуждению содержательных
2. Стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности.
3. Стороны должны
4. Участники переговоров
должны стремиться превратить
значительную и скрытую часть
конфликтной ситуации в
5.Все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу.
Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.
Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик как отдельных групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп, повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он развивает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.
Предвидение возможных вариантов
развития событий создает условия
для результативного управления
индивидуальными социально-
Информация о работе Алгоритм управления конфликтом: виды, стадии протекания, методы разрешения