Анализ и совершенствование системы информационного обеспечения принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:59, дипломная работа

Описание работы

Логика развития экономических процессов в России, ограниченность финансовых средств, отсутствие инвестиций ставят труднейшие задачи перед организациями. Резкие колебания конъюнктуры спроса на рынке при жесткой конкуренции напрямую влияют на принятие управленческих решений.
Для уменьшения степени риска при принятии решений необходимо иметь оперативную информацию о состоянии материальных, денежных и людских ресурсов на текущий момент, об узких местах, куда нужно направлять средства. В условиях многономенклатурного и наукоемкого производства все эти проблемы невозможно решить без эффективной организации сбора и обработки информации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 9
1.1 Теоретические основы принятия управленческих решений 9
1.2. Теоретико – методологические основы информационного обеспечения управленческой деятельности 18
3. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 36
2.1. Общая характеристика объекта анализа 36
2.2. Анализ системы информационного обеспечения принятия решений 55
2.3. Анализ материально-технического оснащения информационного обеспечения принятия решений 67
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 79
3.1.1. Рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения 79
3.1.2. Разработка локального Положения «Об организации информационного обеспечения управления в администрации города Георгиевска» 85
3.1.3. Предложение по использованию экспертной системы для принятия управленческих решений 89
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 103

Файлы: 1 файл

диплом_Баласанян.doc

— 1.28 Мб (Скачать файл)

     Проведенный анализ позволяет сделать следующие  выводы:

  • высокий уровень централизации власти
  • отсутствие делегирования полномочий
  • предельная загрузка главы администрации и его полная ответственность по всем вопросам
  • номинальная ответственность руководителей отделов
  • жесткая структура исполнителей.

     Все информационные потоки в администрации города Георгиевска можно разделить на два вида: внешние и внутренние.

     К внешним относится информация, циркулирующая  между муниципалитетом, организациями, вышестоящей властью и  населением.

     Ко  внутренней относится управленческий документооборот администрации (см. рис. 16), информационные массивы, статистическая информация и т.д.

     Надо  отметить, что информация может быть двух видов – необработанная и обработанная. Скажем, информация, поступающая от потребителей, является первичной, необработанной, а внутренняя или, например, статистическая информация – чаще всего уже имеет определенную структуру и формат, что позволяет ее легче формализовать и быстрее обрабатывать. При этом она должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к информации.

     Рисунок 16. Основные информационные потоки

     Получаемая информация накапливается, обрабатывается и становится информационным ресурсом, включаемым в общую информационную систему, а Глава администрации и руководящие работники – владельцами информационного ресурса. При этом возникают две большие проблемы: возможность поиска необходимой информации и возникновение избыточности информации.

     Рассмотрим  основные информационные потоки и ресурсы.

     Информационные  потоки.

     Перечислим  виды, источники и получателей  информации, поступающей в администрацию:

     От  муниципальных служащих – поступает делопроизводителю и далее по назначению - руководителю:

  • служебные записки;
  • докладные;
  • заявления;
  • обращения и т.п.

     От  организаций и предприятий –  поступает в профильные подразделения администрации города Георгиевска, откуда затем после обработки выделяется необходимая база для эффективного управления, которая и составляет основу информационного обеспечения принятия управленческих решений:

  • социальная – информация о различных слоях населения (военнослужащих, пенсионерах, несовершеннолетних);
  • экономическая – информация о ценах, налогах, финансово-экономическом положении предприятий и города в целом, статистическая;
  • юридическая, правовая – законы, указы, постановления, распоряжения, письма и циркуляры;
  • организационная;
  • справочная – реестры, справочники, перечни.

     Информационные  ресурсы.

     Информация, поступая в те или иные отделы, подразделения, накапливается там, определенным образом обрабатывается и структурируется, образуя информационные ресурсы.

     В силу естественных объективных причин ресурсы являются распределенными, формируясь в различных подразделениях администрации.

     Далее следует понимать, что при обработке  часть  информации остается на бумаге, часть переводится в электронный вид, некоторая часть особо ценной информации существует в обоих видах.

     Такие логически связанные структуры  информации мы будем называть базами данных (БД).

     Структуры, хранящие и обрабатывающие базы данных, неизбежно вынуждены обеспечивать актуальность информации, т.е. регулярно ее обновлять и корректировать. Такие структуры мы будем называть источниками информационных ресурсов.

     Кратко  перечислим основные информационные ресурсы  и их источники.

     В разрезе подразделений – базы данных по финансам и бухгалтерскому учету (единственная автоматизированная информационная система на базе «1.С»), по экономической и социальной сфере города, по персоналу, муниципальному маркетингу, оперативная и т.д.

     Данный  список можно продолжать и дальше, но здесь отмечены все основные базы данных, которые формируются в  структурных подразделениях администрации города Георгиевска и используются для принятия управленческих решений.

     Так же используются в работе информационные ресурсы таких организаций, как Правоохранительные органы, Налоговая инспекция по городу Георгиевску и Георгиевскому району, система «Консультант - Плюс». Информация из указанных источников используется для обеспечения оптимального управленческого процесса с учетом возможных изменений инфраструктуры деятельности организации.

     Сегодня уже многие пришли к мысли, что  информационная культура и культура работы с документами - это часть производственной культуры, а та, в свою очередь, является важной предпосылкой успешной деятельности в условиях рынка. Поэтому информационное обеспечение и как его составляющая система документооборота - такая же часть управленческой инфраструктуры, абсолютно равноправная и необходимая, как и оборудование, ресурсы и персонал. Эта идея понятна любому руководителю.  Руководитель теряет много времени от неправильно или несвоевременно оформленных документов – то есть неудовлетворительного и искаженного информационного обеспечения, от неверных управленческих решений или от невозможности быстро найти нужный документ или информацию.

       Все документы, которые обращаются  в системе и информационного  обеспечения принятий управленческих решений, в администрации города Георгиевска разделяют следующим образом:

  1. Входящие
  2. Исходящие
  3. Приказы (основные документы в непосредственной реализации управления)
    • по основной деятельности
    • по командировкам
    • по личному составу
  4. Внутренние
    • финансовые
    • служебные

     Затраты на информационное обеспечение в  администрации – это работа с документами, которая складывается из нескольких моментов. Это время на составление документа и на его регистрацию. Затраты времени на составление документов зависят от сложности документа, от наличия уже подобных готовых документов и от технического обеспечения (наличие современного персонального компьютера, программного обеспечения и принтера). Затраты на регистрацию документа состоят из времени согласования, регистрации у секретаря, утверждения и доведения до исполнителя. Многие руководители не обращают внимания на такие затраты, но в крупных организациях количество обращаемых документов может существенно возрастать. Поэтому проведём анализ количества документов обращаемых в организации, определим их основные потоки.

     Делопроизводителем  организации ведётся регистрация  всех документов в специальных журналах. Кроме того, действует система контроля поручений. Проанализируем поток документов по годам для того, чтобы просмотреть динамику информационного обеспечения по данной подсистеме. Анализ дополнительно проведём по месяцам, для определения пиковых нагрузок и сезонности.

     Функции делопроизводителя:

  1. Приём и регистрация внутренней, входящей, исходящей корреспонденции.
  2. Приём на подпись проектов писем, приказов по основной деятельности.
  3. Подготовка приказов по командировкам сотрудников на основании подписанных ректором служебных записок.
  4. Проверка правильности составления всех документов, передаваемых на подпись Главе администрации.
  5. Регистрация внутренних, входящих и исходящих документов в автоматизированной системе делопроизводства.
  6. Регистрация приказов по основной деятельности и по командировкам сотрудников с оформлением командировочных удостоверений.
  7. Доведение до исполнителей приказов по основной деятельности.
  8. Формирование дел и сдача их в архив.
  9. Контроль за правильностью ведения делопроизводства в подразделениях.

     Функции секретаря - референта:

  1. Регистрация передаваемых подразделениями счетов и других документов на оплату и передача их в бухгалтерию.
  2. Постановка документов с резолюциями на контроль и снятие с контроля.
  3. Передача документов исполнителям и в сектор делопроизводства.
  4. Извещение сотрудников о проводимых совместно с Главой администрации совещаниях.
  5. Оперативная связь со сторонними организациями и отдельными гражданами (телефон, факс и т.д.)
  6. Учёт приёма граждан и сотрудников по личным и служебным вопросам.
  7. Формирование подписки предприятия и контроль поступления подписных изданий.
  8. Составление графика работы сотрудников работающих на штатных должностях по совместительству.
  9. Выполнение машинописных и копировально-множительных работ.
  10. Ведение протокола заседаний ректоратов, оформление выписок из протоколов.
  11. Ежедневное составление совместно с Главой администрации плана его работы на день.

     Фактически в приёмной работают два человека. Они вдвоём не в состоянии выполнять все эти функции. Нет чёткого установленного времени на регистрацию документов. Документ на подписи у руководителя может пролежать неограниченное время или потеряться. Электронная почта не используется, так как простое оповещение сотрудников делается по телефону или устно при встрече. Могут часто возникать ситуации, когда руководитель на служебной записке разрешает, а затем при появлении счёта или приказа– запрещает, противореча себе. Главой администрации явно перегружен информацией и документами для оптимального принятия решений.

     В администрации города Георгиевска есть утверждённая схема документооборота. Ниже на рисунке представлена схема документооборота.

 

     Рисунок 17. Схема документооборота 

     В результате просмотра журнала регистрации  и анализа полученной информации была составлена таблица, где представлена сводная информация по каждому виду документа в динамике по годам (2005 -2007). Из таблицы 7 можно определить структурную характеристику документооборота и как она меняется по годам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 7.

     Анализ  структуры документооборота

  Количество  документов Темпы роста, %
Наименование  документа  2005 2006 2007 в 2006 в 2007
к 2005 к 2006
Входящие 124 203 268 164 132
Исходящие 384 402 431 105 107
Приказы 870 798 934 92 117
в том числе:          
- по основной деятельности 157 116 196 74 169
- по командировкам 215 328 222 153 68
- по личному составу 498 354 516 71 146
Внутренние 3841 3980 4080 104 103
в том числе:          
- финансовые 1492 1022 1056 68 103
- управленческая докумментация 2349 2958 3024 126 102
Итого в год: 5219 5383 5713 103 106
В среднем за день 20 21 22 103 106
Доходы  бюджета, тыс.руб. 482330 562230 743975 116,6% 132,3%

Информация о работе Анализ и совершенствование системы информационного обеспечения принятия решений