Анализ эффективности мотивации и стимулирования сотрудников организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 15:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучение процесса мотивирования и стимулирования персонала в организации.
Задачи:
- изучить теоретические основы мотивирования и стимулирования персонала в организации;
- провести анализ системы мотивирования и стимулирование персонала ОАО «МГТС»;
- исследовать действие мотивационного и стимулирующего механизма в процессе управления персоналом ОАО «МГТС»;
- предложить возможное направление работы по повышению мотивирования и стимулированию персонала ОАО «МГТС»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА МОТИВИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ………………………………………6
1.1. Сущность мотивации и мотивирования ………………………………….6
1.2. Использование теорий мотивации в практике управления персоналом ………………………………………………………………………………13
1.3. Элементы процесса мотивирования и стимулирования ………………..21
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………… …………..29
2.1. Характеристика объекта исследования …………………………………..29
2.2. Диагностика показателей производственно-хозяйственной деятельности организации ………………………………………………………………...35
2.3. Анализ практики мотивирования и стимулирования в организации …..48
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА МОТИВИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………...61
3.1. Мероприятия по совершенствованию процесса мотивирования и стимулирования в организации …………………………………………..61
3.2. Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию процесса мотивирования и стимулирования в организации ……………72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………83

Файлы: 1 файл

Анализ эффективности мотивации и стимулирования сотрудников организации (на примере)..doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

 

В 2009 г., в результате проведения анализа эффективности использования трудовых ресурсов в ОАО МГТС выявлено снижение средней трудоемкости единицы продукции (работ, услуг) (с 0,000672 чел./тыс. руб. до 0,000536 чел./тыс. руб.), что связано с ростом объема выполненных работ и услуг при снижении среднесписочной численности работников предприятия. Темп снижения средней трудоемкости единицы продукции составил в 2009 г. 20,23%. Данная тенденция  оценивается как положительно влияющая на хозяйственную деятельность предприятия.

В связи с увеличением фонда оплаты труда, подлежащего включению в издержки производства, на 244 579 тыс. руб., выявлен рост величины начислений на ФОТ в размере 63 590 тыс. руб., и, соответственно, наблюдается рост общей суммы затрат, включаемых в издержки производства и относящиеся непосредственно к использованию трудовых ресурсов с 1 565 616 тыс. руб. до 1 873 785 тыс. руб.  Темп прироста общей величины издержек, относящихся к использованию трудовых ресурсов, составил 19,68%, что соответствует темпу роста фонда оплаты труда в 2009 г. (19,68%).

Таким образом, за анализируемый период рост общей величины издержек (затрат), связанных с потреблением трудовых ресурсов в ОАО МГТС  составил  308 169 тыс. руб. [27].

Проведем расчет влияния факторов на изменение величины издержек (затрат) производства связанных с потреблением трудовых ресурсов в ОАО МГТС.

1. Влияние изменения объема произведенных работ (услуг) на величину издержек (затрат) производства, относящихся непосредственно к использованию трудовых ресурсов (∆ЗО) определяется  по формуле (12):

∆ЗО   =  (7413453 – 5930476) * 0,000672 * 311,925 * 26 % = 391 498 тыс.руб.

Таким образом, в 2009 г. за счет роста объема произведенных работ и услуг издержки производства, относящиеся непосредственно к использованию трудовых ресурсов, возросли на 391 498  тыс.руб.

2. Влияние изменения трудоемкости единицы продукции на величину издержек (затрат) производства, относящихся к использованию трудовых ресурсов (∆ЗТЕ) определяется по формуле (13):

∆ЗТЕ = 7413453 * (0,000536 – 0,000672) * 311,925 * 26 % = - 396 018 тыс.руб.

Следовательно, снижение трудоемкости единицы продукции в отчетном году способствовало снижению величины издержек (затрат) производства, относящихся к использованию трудовых ресурсов на 396 018 тыс.руб.

3.  Влияние изменения средней заработной платы работников предприятия на величину издержек (затрат) производства, относящихся к использованию трудовых ресурсов (∆ЗЗП) определяется по формуле (14):

∆ЗЗП = 7413453 * 0,000536 * (374,403 – 311,925) * 26 % = 312 689 тыс. руб.

Таким образом, рост средней заработной платы работников в 2009 г. повлек за собой рост величины издержек (затрат) производства, относящихся к использованию трудовых ресурсов на 312 689 тыс. руб.

4. Влияние изменения ставки ЕСН на величину издержек (затрат) производства, относящихся к использованию трудовых ресурсов (∆ЗЗП) определяется по формуле (15):

∆ ЗЕСН   =  7413453 * 0,000536 * 374,403 * (26 % - 26 %) = 0 тыс. руб.

Таким образом, в связи с тем, что ставка Единого социального налога (ЕСН) в 2009 г. по сравнению с 2008 г. не изменилась и составляет 26 %, данный фактор не оказал влияния на величину издержек (затрат) производства, относящихся к использованию живого труда [11].

Путем суммирования полученных результатов произведем расчет общего изменения величины издержек (затрат) производства, относящихся к использованию трудовых ресурсов на предприятии в 2009 г. по сравнению с 2008 г..

391 498 + (- 396 018) + 312 689 + 0 = 308 169 тыс. руб.

Таким образом, под влиянием рассмотренных факторов общий прирост величины издержек (затрат) производства, относящихся непосредственно к использованию трудовых ресурсов в 2009 г. составил 308 169 тыс. руб.

В (Табл.9) проведем расчет комплексного показателя эффективности работы персонала ОАО МГТС.

 

 

 

 

 

Таблица   9

Расчет комплексного показателя эффективности работы персонала ОАО МГТС

Код показателя

Наименование показателя

2008 г

2009 г

% выполнения

Функция стимулирования

Скорректированный показатель (У)

Весовой коэффициент, доли (В)

Частный показатель эффективности, баллы (

)

01

Производительность труда (выработка на одного работника), тыс.руб./чел.

1488,76

1866,42

125,3

У=Х

125,3

0,20

25,06

02

Соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы

1,349

1,263

93,62

У=Х

93,62

0,15

14,04

03

Потери рабочего времени на одного работника, чел./дни

0,70

1,00

142,86

У=200-Х

57,14

0,15

8,57

04

Текучесть кадров, %

7,81

8,11

103,84

У=200-Х

96,16

0,20

19,23

05

Уровень трудовой дисциплины, нарушений/чел.

0,024

0,027

112,50

У=200-Х

87,50

0,15

13,12

06

Соотношение рабочих к численности руководителей и служащих, чел./чел.

1,81

1,82

100,55

У=Х

100,55

0,15

15,08

 

Итого

         

1,00

95,10


 

Как видно, итоговое значение комплексного показателя эффективности работы персонала П = 95,10 баллов, что свидетельствует в целом об удовлетворительной работы персонала ОАО МГТС. Из шести критериев выполнено два главных критерия – рост производительности труда и соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы [37].

Считаем, что внедрение внесенных в выпускной квалификационной работе предложений по стимулированию труда работников ОАО МГТС будет способствовать повышению мотивации работников и увеличению их производительности труда, что в целом окажет влияние на эффективность деятельности предприятия.

Так, в 2010г. за счет повышения мотивации и стимулирования персонала:

  • возможет рост производительности труда работников на 10%. Это будет способствовать росту объемов оказания услуг до 8 154 800 тыс. руб.;
  • фонд заработной платы персонала ОАО МГТС после введения нового порядка оплаты труда возрастет на 8%, при этом отмена уравнительного принципа оплаты труда позволит значительно увеличить среднюю заработную плату работников, относящихся ответственно к выполнению трудовых обязанностей, что повысит материальную заинтересованность в качестве труда на предприятии;
  • в 2009г. темп роста производительности труда (10%) превысит темп роста заработной платы (8%), т.е. будет являться экономически оправданным;
  • повышение мотивации персонала ОАО МГТС будет способствовать снижению потерь рабочего времени на каждого работника с 1,00 дн./чел. до 0,7 дн./чел.; снижению текучести кадров с 8,11%  до 5,2%; повышению уровня трудовой дисциплины с 0,027 нарушений/чел. до 0,010 нарушений /чел.

С учетом планируемых показателей проведем расчет прогнозируемого комплексного показателя эффективности работы персонала ОАО МГТС [29].

Итоговое значение комплексного показателя эффективности работы персонала ОАО МГТС после внедрения на предприятии внесенных в выпускной квалификационной работе предложений по повышению мотивации и стимулирования персонала возрастет с 95,10 баллов до 123,40 баллов, что превышает нормативный показатель в 100 баллов.

Рост значения комплексного показателя, эффективности работы персонала ОАО МГТС подтверждает вывод, что повышение мотивации и стимулирования труда персонала действительно будет способствовать росту производительности работников и в целом улучшению показателей работы предприятия.

Выводы:

Итак, в данной главе мы рассмотрели и предложили руководителям ОАО МГТС  с целью повышения производительности труда и совершенствования системы мотивирования и стимулирования работников ОАО МГТС:

1. Внедрить на предприятии усовершенствованную  систему оплаты труда.

2. Ввести на предприятии новый порядок премирования.

3. Разработать Положение о системе  мотивации и материального стимулирования  персонала ОАО МГТС.

4. Сформировать в ОАО МГТС  единую систему нематериального  стимулирования с выделением  основных направлений ее совершенствования:

Определили, что одним из основных факторов мотивации персонала для выполнения работы является оплата труда, выступающая в форме заработной платы. С учетом каких факторов должна строиться система вознаграждения за труд в ОАО МГТС и какие принципы должны учитываться при начислении заработной платы в ОАО МГТС.

Сделали вывод, что итоговое значение комплексного показателя эффективности работы персонала ОАО МГТС возрастет с 95,10 баллов до 123,40 баллов, что превышает нормативный показатель в 100 баллов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы:

В повышении производительности труда персонала на современных предприятиях большое значение имеет применяемая система мотивирования и стимулирования работников. Процесс стимулирования представляет собой такое воздействие на работника, которое включает в свою сферу его потребности, интересы, желания, стремления, цели, мотивацию поведения.

В работе были рассмотрены теоретические основы процесса мотивирования и стимулирования, дано понятие сущности мотивации и мотивирования, какие существуют мотивы и как они формируются, а также исследовали использование мотивации в практике управления персоналом.

Выделили основные виды стимулирования призванные играть ведущую роль в повышение трудовой активности. В процессе изучения было выявлено что, стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.

Также была дана характеристика исследуемого объекта, изучены основные направления деятельности организации, рассмотрена организационная структура ОАО МГТС и ее построение.

Были рассмотрены основные финансовые и экономические показатели ОАО МГТС и приведена динамика всех показателей за 2008 – 2009 гг.,  на основание проведенного анализа в целом отметили повышение эффективности деятельности ОАО МГТС в 2009 г. по сравнению с периодом 2008 г.

Анализ практики мотивирования и стимулирования в организации и опрос работников показывает, что для 54 % опрошенных основным фактором является заработная плата, которая приносит им некоторое материальное удовлетворение. Моральное удовлетворение от работы испытывают только по 1-ому из опрошенных работников ЗмТУ и ОТУ.

Исследование показало, что системой премирования удовлетворенны только 48 % опрошенных, 32 % - ею удовлетворены частично, и 20 % не удовлетворенны.

На основе проведенного нами исследования системы   мотивирования и стимулирования персонала ОАО МГТС можно сделать вывод, что система мотивирования и стимулирования персонала на предприятии не является эффективной, и нуждается в совершенствовании с учетом новых подходов и тенденций  кадрового менеджмента.

Нами были предложены следующие основные направления развития системы мотивирования и стимулирования персонала на ОАО МГТС:

  • Развитие системы управления деловой карьерой;
  • Применение новых стимулирующих форм оплаты труда;
  • Расширение использования социально-психологических факторов в стимулировании персонала, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

По результатам исследования, проведенным в работе было предложено ОАО МГТС с целью повышения производительности труда и совершенствования системы мотивирования и стимулирования работников ОАО МГТС:

1. Внедрить на предприятии усовершенствованную  систему оплаты труда.

2.   Ввести на предприятии  новый порядок премирования.

3. Разработать Положение о системе  мотивации и материального стимулирования  персонала ОАО МГТС.

4. Сформировать в ОАО МГТС  единую систему нематериального стимулирования с выделением основных направлений ее совершенствования.

Проведенный нами расчет экономической эффективности внесенных предложений позволил сделать вывод, что их внедрение действительно будет способствовать росту производительности труда; увеличению средней заработной платы работников, снижению потерь рабочего времени на каждого работника; снижению текучести кадров; повышению уровня трудовой дисциплины на предприятии.

Рост значения, комплексного показателя эффективности работы персонала ОАО МГТС подтверждает вывод, что повышение мотивирования и стимулирования персонала действительно будет способствовать росту производительности работников и в целом улучшению показателей работы предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации.  Федеральный закон от 30 ноября 2001 г. № 197-ФЗ.  //Российская газета.  2001.  31 декабря.
  2. Постановление Госкомстата РФ от 04.08.2003 г. № 72 «Об утверждении инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения»
  3. «Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения». Утверждена постановлением Госкомстата РФ от 04.08.2003 г. № 72.
  4. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), введен в действие Постановлением № 367 Госстандарта России с 1 января 1996 г., внесены изменения от 29.12.2003 г.
  5. Аширов Д.А. Управление персоналом: учеб, пособие. — М.:   ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 432 с.
  6. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.Ю. Базаров. - 4-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с.
  7. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности.   - М.: Финансы и статистика, 2008. – 288с.
  8. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: Проспект. 2006. – 504с.
  9. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: Учебник. – М.: Проспект. 2010. – 688с.
  10. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономист. 2006. – 670с.
  11. Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 176с.
  12. Герчикова И.Н.: Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ – ДАНА. 2007. – 511с.
  13. Горфинкель В.Я., Купряков Е.М.  Экономика предприятия.  - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – 516с.
  14. Грузинов В.П., Грибов В.Д.  Экономика предприятия.  2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 208с.
  15. Деркач Д.И.  Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.  - М.: Финансы и статистика, 2008. – 292с.
  16. Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В.Д.. Шмелева А.Н.. Шестопал Н.Ю. – М.: ИНФРА-М. 2008. – 440с.
  17. Дронов Р.И.  Оценка финансового состояния предприятия.  // Финансы.  - 2007. - № 4.  - С. 15 – 19.
  18. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: Учебник /Под ред. чл.-корр. РАН И. И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 396с.
  19. Жданкин Н.А. Мотивация персонала. Измерение и анализ: Библиотека журнала «Кадры предприятия». – М.: Финпресс, 2010. – 272с.
  20. Зайцева О. А., Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачева Н. И. Основы менеджмента: Ученое пособие для вузов / Науч. Редактор А. А. Радугин. – М.: центр, 2005. – 432 с.
  21. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: Учеб. пособие для вузов. / Е.П. Ильин - СПб. и др.: Питер, 2008. - 508 с.
  22. Каверин, С.Б. Мотивация труда. / С.Б. Каверин - М.: Ин-т психологии РАН, 2008. - 224 с.
  23. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 304 с.
  24. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 320 с.
  25. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.  - М.: Проспект, 2007. – 620с.
  26. Кравченко Л.И. История менеджмента: Учебное пособие. – М.: Академический проект. 2009. – 560с.
  27. Лифинец А. С. Основы управления персоналом. – Иваново.: Дом книги, 2006. – 256 с.
  28. Лукаш Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом: Учебное пособие. – М.: Финпресс, 2007. – 208с.
  29. Лукашевич В.В. Основы управления персоналом: Учебное пособие / 2-е изд. – М. перераб. и доп., ВУЗ. КНОРУС. 2008. – 240с.
  30. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия, «Инфра-М», Москва-Новосибирск, 2006.- 432с.
  31. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х.. Альберт М.. Хеддоури Ф.. – М.: Вильямс. 2007. – 672с.
  32. Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.В. Лукашевича. Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007. – 256с.
  33. Минков Е.Г. Мотивация: структура и функционирование: Учебное пособие. – М.: Феникс+, 2007. – 416с.
  34. Мишурова И.В. Управление мотивацией персонала: Высшее обр. – М.: Феникс, 2010. -272с.
  35. Мордовин С.К. Управление персоналом: Современная российская практика. 2-е изд. - Спб.: Питер, 2005. - 304 с.
  36. Одегов Ю.Г. Мотивация персонала: Учебное пособие / Руденко Г.Г.. Апенько С.Н.. Мерко А.И.. – М.: Альфа-Пресс, 2010. – 640с.
  37. Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г.. Румянцева З.П.. Саломатин Н.Л.. – М.: ИНФРА-М. 2008. – 735с.
  38. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: «Новое знание», 2007. – 688с.
  39. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Экономика, 2005. – 592с.
  40. Соломанидина Т.О. Управление мотивацией персонала: Учебно- практическое пособие. – М.: Топ-персонал, 2005. -128с.
  41. Спивак В.А. Управление персоналом для менеджеров: Высшее экономич. обр. – М.: Эксмо. 2007. – 624с.
  42. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала: Учебное пособие. – М.: ГроссМедиа, ГроссМедиа Ферлаг, 2007. – 224с.
  43. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С.  Финансы предприятий. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 488с.
  44. Интернет сайт: www.mgts.ru , ссылка: http://mgts.ru/service-centres/
  45. Интернет сайт: www.mgts.ru , ссылка: http://mgts.ru/company/payphones/

Информация о работе Анализ эффективности мотивации и стимулирования сотрудников организации