Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 15:36, дипломная работа
Цель исследования – изучение процесса мотивирования и стимулирования персонала в организации.
Задачи:
- изучить теоретические основы мотивирования и стимулирования персонала в организации;
- провести анализ системы мотивирования и стимулирование персонала ОАО «МГТС»;
- исследовать действие мотивационного и стимулирующего механизма в процессе управления персоналом ОАО «МГТС»;
- предложить возможное направление работы по повышению мотивирования и стимулированию персонала ОАО «МГТС»;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА МОТИВИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ………………………………………6
1.1. Сущность мотивации и мотивирования ………………………………….6
1.2. Использование теорий мотивации в практике управления персоналом ………………………………………………………………………………13
1.3. Элементы процесса мотивирования и стимулирования ………………..21
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………… …………..29
2.1. Характеристика объекта исследования …………………………………..29
2.2. Диагностика показателей производственно-хозяйственной деятельности организации ………………………………………………………………...35
2.3. Анализ практики мотивирования и стимулирования в организации …..48
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА МОТИВИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………...61
3.1. Мероприятия по совершенствованию процесса мотивирования и стимулирования в организации …………………………………………..61
3.2. Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию процесса мотивирования и стимулирования в организации ……………72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………83
Таким образом, краткий анализ льгот и услуг, оказываемых работникам ОАО МГТС, позволяет отметить их достаточный уровень мотивирования и стимулирования.
При мотивации и стимулировании сотрудников ОАО МГТС важным фактором являются и нематериальные формы вознаграждения.
Эти формы можно отнести к нескольким группам:
Первая группа нематериальных факторов мотивации определяет возможность самореализации сотрудника, участие его в управлении делами подразделения предприятия. В эту группу следует отнести и реальность программы развития сотрудника, повышение его профессионального уровня, перспективы служебной карьеры.
Ко второй группе нематериальных факторов мотивации относятся формы материально-технической (социальной) поддержки.
Третья группа – факторы морального поощрения сотрудников (знаки отличия, благодарности, грамоты).
Четвертая группа - условия труда (техническая оснащенность, транспортное обеспечение, размеры рабочего помещения и прочее).
При реализации первой группы нематериальных факторов мотивации трудовой деятельности работников ОАО МГТС применяются следующие методы [40].
1. На предприятии поощряется повышение уровня образования и квалификации работников, в том числе:
2. В сферу мотивации входит и работа по привлечению работников к совершенствованию дел своего предприятия. В подразделениях ОАО МГТС периодически проводятся конкурсы и движения «Думай, как сделать качественнее» и «Сократи расходы». Все внесенные работниками предложения своевременно и оперативно рассматриваются комиссией, в состав которой входят представители администрации и совета трудового коллектива. Наиболее интересные предложения принимаются к внедрению на предприятии, а их авторам выносятся благодарности, которые подкрепляются единовременными денежными премиями.
3. В ОАО МГТС администрация уделяет внимание и возможности морального поощрения работников. В частности в подразделениях предприятия отработана и внедрена система морального поощрения работников, в которую входит присвоение работникам звания почетного работника ОАО МГТС с вручение знака отличия, направление благодарственных писем семье и родителям работников, достигших высоких трудовых показателей и некоторые другие меры.
Высшие знаки отличия и присвоение звания почетного работника ОАО МГТС присваиваются на основании решения Правления Общества один раз в год при праздновании дня рождения предприятия.
Другие меры морального поощрения, такие как благодарность, письмо, поздравительная телеграмма, вручаются по факту отличия, к юбилейным датам, и имеют менее торжественный характер.
Нельзя не сказать о несомненной пользе морального поощрения. Секрет успеха здесь в информационном, чутком и душевном подходе к таким процедурам. Так, Благодарственное письмо о хорошей работе сына или дочери, направленное родителям этого старательного сотрудника от имени Генерального директора предприятия имеет высокий воспитательный эффект. Конечно, надо все знаки, письменные благодарности вручать в присутствии родных и близких награждаемых [35].
Очень серьезный рычаг справедливого решения проблем поощрения сотрудников — система регулярных опросов персонала. Как правило, такие опросы дают довольно объективную картину — действительно ли лучшие люди поощряются руководителями (не только материальными видами, но и другими). Главное, это обеспечить проведение таких анонимных опросов регулярно, внимательно изучать их результаты и использовать в практической работе.
Главное в работе по системе мотивации и стимулирования труда сотрудников — это четкая обратная связь и анализ ее результативности. Если опросы сотрудников показывают явные нарушения в премировании или сбои в системе материально-технической поддержки, то должна быть незамедлительная реакция администрации подразделений — от информации на оперативном совещании до выхода на Правление предприятия [36].
Экономическая характеристика трудового потенциала, данная в предыдущих пунктах, свидетельствует, что ОАО МГТС обладает трудоспособным, достаточно квалифицированным персоналом, недостатки использования которого объясняются в основном, производственными причинами (потерями рабочего времени). Для того чтобы выработать рекомендации по совершенствованию управления производительностью стратегию в ОАО МГТС, необходимо выяснить, как стимулируется труд работников предприятия. Для этого использовались материалы социологического исследования. Форма анкеты приведены в Приложении 3.
В социологическом исследовании приняли участие 50 работников предприятия, в том числе 16 работников Замоскворецкого телефонного узла (ЗмТУ) (32 %), 14 работников Останкинского телефонного узла (ОТУ) (28 %) и 20 работников Тушинского телефонного узла (ТуТУ) (40 %).
Респондентов преимущественно представляли женщины (68 % от общего числа опрошенных) в возрасте от 30 до 50 лет (62 % от числа опрошенных).
Подавляющее число опрошенных имеют высшее образование (54 %) и неоконченное высшее (22 %).
Для социологического исследования выдвигалась следующая рабочая гипотеза: существует нереализованность многих трудовых ожиданий персонала, что снижает экономическую и социальную эффективность его мотиваций к труду, отрицательно влияет на результаты деятельности в целом.
Достижение цели социологического исследования предусматривало выяснение следующих блоков вопросов:
В (Табл.5) и на (Рис.15) приведены результаты анализа факторов трудовой деятельности работников ОАО МГТС на основании изучения заполненных анкет.
Таблица 5
Распределение мнений респондентов о факторах трудовой деятельности работников ОАО МГТС
Группа респондентов |
Факторы трудовой деятельности | |||||
Материаль-ное удовлетворение |
Моральное удовлетворение |
Повышение образовательного уровня |
Служебная карьера |
Интересная работа |
Самоутвердение | |
ЗмТУ, чел % |
8 16 |
1 2 |
2 4 |
- - |
2 4 |
3 6 |
ОТУ, чел. % |
3 6 |
1 2 |
- - |
2 4 |
6 12 |
2 4 |
ТуТУ, чел. % |
16 32 |
- - |
- - |
4 8 |
- - |
- - |
Итого, чел % |
27 54 |
2 4 |
2 4 |
6 12 |
8 16 |
5 10 |
Таким образом, для большей части опрошенных (54 %) основным фактором является заработная плата, которая приносит им некоторое материальное удовлетворение. Указанный фактор трудовой деятельности в качестве основного назвали преимущественно мужчины - работники ТуТУ. Среди работников ЗмТУ и ОТУ данный фактор также является немаловажным.
Моральное удовлетворение от работы испытывают только по 1-ому из опрошенных работников ЗмТУ и ОТУ. Это женщины, в возрасте от 50-ти и старше лет, имеющие высшее образование и большой стаж работы в ОАО МГТС (4 %).
В качестве главного фактора трудовой деятельности «Возможность повышения образовательного уровня» отметили только 2-е из опрошенных молодых специалистов ЗмТУ (4 %).
Заинтересованность в служебной карьере выявлена в качестве фактора трудовой деятельности у 12 % опрошенных, среди которых были преимущественно мужчины - работники ТуТУ.
Факторы «Интересная работа» и «Способ самоутверждения» присутствовали только в ответах женщин, специалистов ЗмТУ и ОТУ.
Таким образом, как следует из (Рис.15) и анализа ответов респондентов, преимущественным фактором трудовой деятельности работников ОАО МГТС является возможность получения денежного вознаграждения за труд.
Анализ результатов проведенного опроса позволил выявить следующее смотреть Приложение 2.
- 40 % опрошенных работников
- 48 % опрошенных работников
При анализе ответов было выявлено, что это, в основном, работники, имеющие либо небольшой стаж работы на предприятии, либо недостаточный образовательный уровень, в связи с чем им присвоен более низкий квалификационный разряд. В общей сумме, их заработная плата существенно ниже, чем у других работников предприятия, при этом, по их мнению, они вносят не менее весомый вклад в трудовые показатели предприятия. Считаем, что с одной стороны данные замечания справедливы, а с другой стороны, более низкий уровень оплаты труда, при возможности его повышения, должен способствовать стремлению данной категории работников к повышению своей квалификации, что будет способствовать и росту их оплаты труда [33].
Системой премирования удовлетворены полностью только 48 % опрошенных, т.е. менее половины. 32 % - ею удовлетворены частично, и 20 % - не удовлетворены. При опросе было выявлено, что денежная сумма премий опрошенных в целом удовлетворяет, однако, по мнению респондентов, администрациям подразделений следует более широко информировать работников о методах ее распределения и отдельные вопросы выносить на собрание трудового коллектива.
Системой льгот и услуг, в соответствии с коллективным договором между работниками и администрацией ОАО МГТС, полностью удовлетворены 88 % опрошенных и 12 % удовлетворены частично. В частности, отдельные нарекания вызывает система распределения путевок в пансионаты Черноморского и Азовского побережья в летнее время года.
Технической оснащенностью рабочих мест и условиями трудовой деятельности удовлетворены 72 % опрошенных, что составляет подавляющее большинство. Неудовлетворенность условиями труда у 16 % опрошенных вызвана объективными факторами, связанными с работой на открытом воздухе в зимнее время года.
Сложившейся системой повышения квалификации на предприятии и условиями для получения высшего образования полностью удовлетворены 92% опрошенных. Однако, перспективы для служебной карьеры по месту работы видят в настоящее время только 36 % респондентов, 40 % опрошенных считают повышение по должности возможным, но маловероятным, и 24 % не видят перспектив своего профессионального роста.
Факторы морального поощрения удовлетворяют полностью 84 % опрошенных и 16 % удовлетворены ими частично.
Возможностью самовыражения в трудовой деятельности удовлетворенность высказали только 24 % опрошенных и 32 % полностью удовлетворены процессом труда на предприятии. При этом у 60 % и 44 % соответственно, данные потребности в процессе трудовой деятельности не находят удовлетворения. Данная ситуация, согласно опроса, связана с высоким уровнем централизации управления и недостаточным делегированием полномочий [34].
Взаимодействие с руководителем имеет для подчиненного очень важное значение. В (Табл.6) приведены результаты опроса работников ОАО МГТС о влиянии их взаимоотношений с руководством на эффективность трудовой деятельности.
Таблица 6
Результаты опроса работников ОАО МГТС о влиянии их взаимоотношений с руководством на эффективность трудовой деятельности
№ п/п |
Вопрос |
Частота отметок, % |
1. |
Устраивают ли Вас отношения с руководителем? - да - нет |
80 20 |
2. |
Что Вас не устраивает в руководителе: - недостаточный уровень квалификации - отсутствие взаимопонимания - жесткий контроль - отсутствие доверия к подчиненным - неумение слушать - не учитывает интересы подчиненных - не рассматривает вопросы карьеры - не рассматривает вопросы повышения квалификации |
12 16 10 12 6 20 4 14 |
3. |
Ваши беседы с руководителем проходят: - по плану - случайно |
68 32 |
4. |
Вопросы, обсуждаемые с руководителем: - производственные - стратегия развития фирмы, подразделения - планы Вашей работы - оценка Вашей деятельности - ваши личные планы - ваша карьера - социальная поддержка |
42 18 16 10 4 2 6 |
5. |
Гордитесь ли Вы своим руководителем? - да - нет |
72 28 |
Информация о работе Анализ эффективности мотивации и стимулирования сотрудников организации