Анализ кадровой политики СБ РФ ОАО «Северо-Кавказский банк» и выявление проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

В данной работе излагаются теоретические вопросы, связанные с использованием трудовых ресурсов организации, анализа их использования на предприятии, раскрывается методы и критерии оценки, а также показатели эффективности кадрового потенциала.
Цель работы - проанализировать деятельность организации, ее кадровый потенциал и определить возможные пути его совершенствования.

Содержание работы

Введение
с. 3
Глава 1. Теория оценки кадрового потенциала предприятия
с. 6
1.1 Кадровый потенциал предприятия
с. 6
1.2 Критерии и методы оценки кадрового потенциала предприятия
с. 11
1.3 Показатели эффективности кадрового потенциала
с. 18
Глава 2. Характеристика предприятия
с. 23
2.1 Общая характеристика ОАО «Сбербанк России»
с. 23
2.2 Организационная структура СБ РФ ОАО «Северо-Кавказский банк»
с. 32
Глава 3. Диагностика проблем предприятия
с. 37
3.1 Анализ кадровой политики СБ РФ ОАО «Северо-Кавказский банк» и выявление проблем

с. 37
3.2 Принятие управленческого решения выявленной проблемы
с. 46
Заключение
с. 50
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовик по менеджменту.docx

— 567.02 Кб (Скачать файл)

Практики и теоретики менеджмента утверждают, что для любого человека важна самореализация. Одной из сторон самореализации является максимально возможное продвижение по служебной лестнице. Это выражается в том, что каждый работник должен быть уверен в возможности получить повышение при условии качественного выполнения своей работы, росте его профессионализма и квалификации.

Перед каждым сотрудником ставятся задачи, за ходом выполнения которых ведется постоянный контроль со стороны как администрации, так и коллег. В банке принята система аттестации сотрудников и проходит она раз в два года.

Аттестация кадров банка проводится с целью определения квалификации, результативности, уровня знаний и навыков работников, их деловых и иных значимых качеств занимаемой должности. Аттестация кадров банка направлена на улучшение качественного состава кадров, наиболее рациональную их расстановку и эффективное использование, повышение ответственности работников за полученные задания, рост их трудовой активности.

Анализ кадрового состава позволил определить, что среди женщин, работающих в банке, 78% замужем и имеют от одного до четырех детей в возрасте старше четырех лет. В отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком ни находится ни одна сотрудница банка. Оставшиеся 22% не состоят в браке, из них 18 имеют детей в возрасте от 5 лет и старше. Причем, общий процент детей дошкольного возраста невелик, всего 4% всего общего числа детей женского персонала. Проведенные исследования позволяют сказать, что при трудоустройстве предпочтение отдается женщинам либо имеющим детей школьного возраста, либо не имеющим детей и в ближайшие 3-5 лет не планирующими обзаводится семьей. Данная ситуация и отношение администрации к этому вопросу настораживает, принимая во внимание общий кризис деторождения в нашей стране. Подобное отношение напрямую ставит сотрудниц банка перед дилеммой – либо рожать и не работать, либо работать и не рожать. Это явные признаки половой дискриминации, поскольку наличие детей у мужчин не является одним из главенствующих факторов при трудоустройстве и дальнейшей работы.

Половой признак является также одним из главных факторов при карьерном росте, учитывают факт, что 86% руководящих постов банка занято мужчинами. В штате банка нет ни одного инвалида, что говорит о невнимании администрации банка к проблемам данного социального слоя населения.

СБ РФ ОАО «Северо-Кавказский банк» уделяет пристальное внимание проблеме обучения и повышению квалификации своих сотрудников. Ярким свидетельством этому выступает тот факт, что 8% общей суммы, выделяемой на оплату труда, уходит на подготовку специалистов. Регулярно для служащих банка проводятся специализированные семинары по различным направлениям банковской деятельности. Ряд сотрудников ежегодно отправляется на стажировку в СБ РФ, расположенные в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

Относительно системы оплаты труда можно сказать, что каждый сотрудник имеет жестко регулируемый оклад, который индексируется через определенный период времени с учетом темпов инфляции. Следует отметить, что банковская сфера на сегодняшний день одна из самых высокооплачиваемых. Самая низкая заработная плата в ОАО «Северо-Кавказский банк» у уборщиц, самая высокая у председателя банка.

Администрация банка не принимает никаких мер по его оздоровлению. Морально-психологический климат является одним из главных факторов эффективной работы всей организации, следовательно, эта проблема нуждается в незамедлительном решении.

Для выявления главной проблемы предприятия СБ РФ «Северо-Кавказский банк» составим матрицу проблем и граф проблем.

Таблица 4.

Матрица проблем

Проблема

1

2

3

4

5

6

7

Сумма причин

1. Узкая специализация

 

4

     

2

 

6

2. Высокая концентрация системы управления

2

   

3

     

5

3. Слабая управленческая подготовка высшего руководства

3

       

4

3

9

4. Недоверие высшего руководства руководителям среднего звена

       

5

5

4

14

5. Напряжённая морально-психологическая атмосфера

 

4

2

4

 

2

 

12

6. Личный контроль всех процессов предприятия

2

3

 

4

     

9

7. Текучесть кадров

4

2

 

5

5

2

 

18

Сумма следствий

11

13

2

16

10

15

7

 

Рис. 4. Граф проблем

В целом кадровая политика осуществляется достаточно эффективно и способствует достижению цели банка, получения прибыли. Однако, кадровая политика вСБ РФ ОАО «Северо-Кавказскийбанк» нуждается в целом ряде преобразований, которые помогут персоналу работать более эффективно на благо всей организации.

На основе всего выше сказанного можно сделать вывод, что в результате проводимой кадровой политики на предприятии СБ РФ «Северо-Кавказский банк» наблюдается текучесть кадров. Поскольку руководство уделяет мало внимания морально-психологическому здоровью персонала, карьерному росту каждого отдельного сотрудника, поощрению работников, то кадры, имеющие узкую направленность, вынуждены искать новое место работы, с более благоприятными условиями. Таким образом, проблема текучести кадров является одной из важнейших и нуждается в решении.

3.2 Принятие управленческого решения выявленной проблемы

Анализ выявил проблему текучести кадров. Рассмотрим  возможные последствия для банка, к которым приводит текучесть персонала. Персонал банка является носителем "человеческого капитала", который в отличие от вещественного неотделим от конкретного сотрудника. Эффективность банка напрямую зависит от профессионализма его сотрудников. Уровень профессионализма, в свою очередь, может рассматриваться как совокупность личностных и коллективных знаний сотрудников, интеллектуального потенциала банка. Для развития интеллектуального потенциала банка необходимы постоянные и значительные инвестиции в "человеческий капитал". Текучесть же приводит, во-первых, к деинтеллектуализации банка, во-вторых, к прямой потере инвестиций в "человеческий капитал". 

Поскольку в подавляющем большинстве банков проблемой является именно высокий уровень текучести, а не полное отсутствие последней, на практике управление уровнем текучести персонала выражается в проведении мероприятий, направленных на его снижение.  

Бороться  с самой текучестью бессмысленно. Для того чтобы ее снизить, необходимо устранить причины, приводящие к ее росту или способствующие сохранению на высоком уровне. Поэтому следующей задачей должна стать разработка комплекса управленческих решений, направленных на нормализацию уровня текучести, то есть приведение к уровню ниже критического значения. Схема анализа выявления проблем представлена в таблице 4.

Таблица 4.

Схема анализа выявления причин появления проблем

Уточняющий вопрос

Проблема есть

Проблем нет

Анализ

Что изменилось

1

2

3

4

5

«Что, кто» - объект

Текучесть кадров средних и низших должностей

Текучесть кадров высших должностей

Уход по причине морально-психологического напряжения в коллективе

-

«Где» - место

Места работы кадров средних и низших должностей в дополнительных офисах

Места работы кадров высших должностей в основном офисе

Отдалённость администрации

-

1

2

3

4

5

«Когда» - время

Текучесть в последние 5 лет

Раньше текучести не было

Назначен новый руководитель

Изменилась система деловых отношений между начальником и подчинённым, атмосфера в коллективе

«В какой степени» - интенсивность

Текучесть кадров средних и низших должностей (23 случая)

Текучесть кадров высших должностей наблюдается редко

Должность, частота (повторяемость ситуации)

-


Есть 2 основных причины появления текучести кадров. Первая причина – руководство не уделяет внимание морально-психологическому состоянию персонала. Вторая – отсутствие системы поощрения. Для того чтобы искоренить данные причины необходимо провести комплекс мероприятий:

  1. Руководству следует уделять большее внимание межличностным отношениям в коллективе и стараться сплотить его. Для это необходимо организовать выездные обучающие семинары. На этих семинарах произойдёт не только сплочение коллектива, но и развитие профессиональных навыков нестандартными методами. Эффективность данного мероприятия сложно переоценить. Организация выездного семинара с приглашением специалистов для проведения тренингов на 100 человек будет стоить приблизительно 350000 рублей. Семинар следует провести в пансионате «Надежда» г. Кисловодск. Срок проведения: первые выходные августа 2014 года.  Это позволит повысить эффективность работы и снизить текучесть кадров. Тем самым окупится за 2 месяца работы.
  2. Еще одним способом создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе является проведение праздничных корпоративов и поздравление сотрудников с праздниками.
  3. Если атмосфера в коллективе напряжённая, то для ее смягчения можно проводить ежедневную 10 минутную дыхательную гимнастику. Это не потребует дополнительных затрат, но приведёт к тому, что персонал будет настроен более позитивно по отношению к клиентам и коллегам.  А это в свою очередь существенно повысит эффективность работы.
  4. Для того чтобы уменьшить текучесть кадром, необходимо ввести систему премирования и поощрения. Это не только поможет решить проблему, но и послужит дополнительной мотивацией к повышению эффективности работы предприятия.

Важно отметить, что достижение положительных результатов в ходе проведения комплекса таких мероприятий вовсе не является основанием для того, чтобы забыть о текучести и сосредоточиться на других проблемах. Наблюдение за уровнем текучести следует проводить на постоянной основе, периодически возвращаясь к тем или иным элементам мероприятий по управлению текучестью персонала. В условиях обострения конкуренции и снижения доходности многие организации ищут резервы повышения собственной  рентабельности. Один из таких резервов заключен в управлении уровнем текучести персонала, от которого в немалой степени зависит эффективность деятельности банка. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Осознание значения реализации эффективной кадровой политики и координации деятельности по управлению кадровым потенциалом организации кредитно-финансовой сферы сегодня просто необходимы, поскольку эффективность работы всей организации зависит от качества работы всех сотрудников.

Данная работа позволила убедиться в том, что для успешного решения стоящих перед предприятием проблем необходимо разработать эффективную политику кадровой работы, позволяющую в полной мере использовать имеющиеся в учреждении трудовые ресурсы.

Только сбалансированная работа по всем направлениям позволит создать условия для мотивации более высокой производительности труда персонала и удовлетворенности работой.

В данной работе кадровый потенциал рассматривался как одна из составляющих причин эффективной работы предприятия в целом. Целью работы явился анализ существующей кадровой политики финансово-кредитного учреждения и разработка мероприятий ее совершенствования.

Для реализации целей и задач была изучена кадровая политика СБ РФ ОАО «Северо-Кавказский банк». Были проанализированы все положительные и отрицательные стороны. Изучение сущности кадровой политики позволило сделать следующие выводы. В настоящее время главной целью системы управления кадровой политикой является обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития.

Современная социально-экономическая и политическая ситуация в России заставляет многих руководителей пересмотреть свои приоритеты в управлении трудовыми ресурсами организации. Поэтому осознание необходимости использования научного подхода к управлению людскими ресурсами позволит руководству разработать четкую кадровую политику, которая будет способствовать более эффективному использованию кадрового потенциала организации.

Исследования кадрового потенциала СБ РФ ОАО «Северо-Кавказский банк» показали, что администрацией банка учитываются далеко не все факторы при работе с кадрами. Наиболее эффективно кадровая политика осуществляется в области политики обучения и политики оплаты труда. Политика занятости нуждается в детальной доработке осуществляемых мероприятий. А политика производственных отношений и политика благосостояния фактически вообще не учитывается при работе с кадрами. В итоге, возникает проблема текучести кадров и вся кадровая политика банка нуждается в ряде преобразований.

В качестве рекомендаций в целях повышения эффективности кадровой политики был предложенкомплекс мер по искоренению выявленной проблемыСБ РФ ОАО «Северо-Кавказский банк»: введение системы поощрения, снятие морально-психологического напряжения и развитие межличностных отношений между сострудниками.

Информация о работе Анализ кадровой политики СБ РФ ОАО «Северо-Кавказский банк» и выявление проблем