Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 16:26, курсовая работа
Реализация целей и задач менеджмента персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика - главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. В настоящее час кадровая политика - это сознательная, целенаправленная дело по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.
Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация «прозрачна» для потенциальных сотрудников на любом уровне, сюда можно прийти и начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства.
Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации.
Таблица 1.1.1 Сравнительная характеристика открытой и закрытой кадровой политики
Кадровый процесс |
Типы кадровой политики | |
открытая |
закрытая | |
Набор персонала |
ситуация высокой конкуренции |
отсутствие притока новых рабочих рук |
Адаптация персонала |
возможность быстрого включения в конкурентные отношения |
эффективная адаптация за счет института наставников, |
Обучение персонала |
часто проводится во внешних центрах |
часто проводится во внутрикорпоративных центрах |
Продвижение |
затруднена возможность роста |
предпочтение отдается сотрудникам компании |
стимулирование персонала |
предпочтение отдается вопросам стимулирования (внешняя мотивация) |
предпочтение отдается вопросам мотивации (удовлетворение потребности) |
Внедрение инноваций |
постоянное инновационное воздействие со стороны новых сотрудников |
необходимость специально инициировать процесс разработки инноваций |
Поэтому содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу, также касается принципиальных позиций предприятия в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации.
В зависимости от стадии
формирования кадровой политики предприятия
А.Н. Митин выделил различные
- принцип плановости
предполагает прогнозирование
- принцип гуманизации трудовых отношений закрепляет права персонала на неприкосновенность сферы частной жизни, на защиту конфиденциальной информации о личности;
- принцип комплексной
оценки личности при
- принцип соответствия
должности и кандидата на пост
подразумевает, что качества
- принцип конкретности означает необходимость учета не только общего соответствия должности и кандидата, но и сложившейся ситуации в конкретных условиях организации (наличие подготовительного персонала на момент отбора, перспективы развития организации, постановка новых стратегических и тактических задач и т.д.);
- принцип компенсации
предполагает подбор персонала,
- принцип отражения
- принцип сочетания при
отборе на должности лиц,
Следование этим и другим принципам кадровой политики в их совокупности обеспечивает успех организации. Но эти принципы являются лишь отправными идеями для деятельности руководителей, их умения и способности творчески применить эти основные правила в менеджменте персоналом организации.
Задачи кадровой стратегии включают:
- поднятие престижа предприятия;
- исследование атмосферы внутри предприятия;
- анализ
перспективы развития
- обобщение
и предупреждение причин
Повседневная реализация кадровой стратегии, а также одновременно оказание помощи руководству, при выполнении ими задач управления предприятием, лежат в оперативной области управления кадрами.
Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы.
Кадровая политика должна увеличивать возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем.
Управление кадрами в рамках предприятия имеет стратегический и оперативный аспекты. Организация управления персоналом вырабатывается на основе концепции развития предприятия, состоящей из трех частей:
- производственный;
- финансово- экономический;
- социальный (кадровая политика).
Кадровая политика организации определяется рядом факторов, которые разделяют на внутренние и внешние.
К внешним факторам относятся: ситуация на рынке труда (количественные и качественные характеристики предложения труда по профессиям предприятия, условия предложения); спрос на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень заработной платы; влиятельность профсоюзов, жесткость в отстаивании интересов работников; состояние экономической конъюнктуры; перспективы развития рынка труда; требования трудового законодательства, принятая культура работы с наемным персоналом и др.
Внутренними факторами являются структура и цели организации; требования производства, стратегия развития предприятия; территориальное размещение; применяемые технологии; финансовые возможности предприятия, определяемый ими допустимый уровень издержек на управление персоналом; господствующая культура сложившиеся отношения и морально-психологический климат в коллективе; количественные и качественные характеристики имеющегося персонала и направленность их изменения в перспективе.
Е.В. Маслов утверждает, что правильно выбранная кадровая политика обеспечивает :
- своевременное укомплектование
кадрами рабочих и
- формирование необходимого уровня трудового потенциала коллектива предприятия при минимизации затрат (экономия в разумных пределах издержек, связанных с наймом работников, подготовкой кадров с учетом не только расходов в текущем периоде, но и на последующую переподготовку и повышение квалификации и т.д.);
- стабилизацию коллектива
благодаря учету интереса
- формирование более
высокой мотивации к
- рациональное использование рабочей силы по квалификации и в соответствии со специальной подготовкой и т.д.
Однако достижение этих результатов может быть при правильной оценке осуществимости кадровой политики конкретных организационно-технических и социальных условиях. Такая оценка необходима уже на стадии выбора кадровой политики.
Из выше сказанного
можно сделать вывод, что
1.2. Показатели
эффективности кадровой
Критериями оценки деятельности руководителя в области кадровой политики выступают компетентность в теоретических и практических вопросах, связанных с умением подобрать и эффективно использовать работников на своем предприятии, организовать и направить работу коллектива на эффективное достижение поставленной цели. Особенность труда руководителя заключается в том, что его личный вклад в результаты производства оцениваются по показателям работы возглавляемого им предприятия, то есть по трудовым показателям.
В качестве критериев оценки кадровой политики выступает система трудовых показателей предприятия.
Под системой трудовых показателей следует понимать совокупность количественных и качественных измерителей степени эффективности применения живого труда в процессе производства.
Предпосылкой и основой
Эффективность кадровой политики во
многом зависит от уровня образования
административно-
В системе мер, направленных на повышение
эффективности работы предприятия
и укрепление его финансового
состояния, важное место занимают вопросы
рационального использования
Важным показателем
Для оценки уровня производительности
труда применяется систему
Наиболее обобщающим показателем
производительности труда является
среднегодовая выработка
Уровень и динамика роста производительности труда зависит от:
- структурные сдвиги в производстве;
- технический уровень
- совершенствование управления, организация производства и труда;
- ввод в действие и освоение новых объектов.
Влияние всех указанных выше факторов
на рост производительности труда оценивается
в относительной экономии рабочей
силы, которая выражает собой результат
трудосбережения при
Система трудовых показателей в совокупности преследует следующие цели:
-обеспечение неуклонного
- достижение экономии труда и фонда заработной платы;
- соблюдение правильных