Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 16:26, курсовая работа
Реализация целей и задач менеджмента персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика - главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. В настоящее час кадровая политика - это сознательная, целенаправленная дело по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.
- обеспечение потребности в
кадрах необходимой
- установление оптимального
Эффективность управления кадрами зависит от многих факторов, которые можно разделить на внешние, оказывающие влияние вне зависимости от интересов предприятия, и внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять. К внешним факторам можно отнести такие, как общеэкономическая ситуация, политика государства, в том числе налоговое законодательство и прочие.
Факторы внешней среды могут быть объединены в две группы: нормативные ограничения и ситуация на рынке труда.
Например, присутствие в нормах некоторых стран запретов на применение тестов при приеме на работу вынуждает сотрудников служб управления персоналом быть очень изобретательными в проектировании программ отбора и ориентации персонала. Стратегию деятельности подобных объединений, их традиции и приоритеты в средствах борьбы необходимо учитывать длясоздание и реализации эффективных кадровых программ.
Факторы внутренней среды. Наиболее значимыми представляются следующие факторы:
1.Цели предприятия, их
2. Стиль управления, закрепленный, в том числе, и в структуре организации.
3. Условия труда: степень вредности работы для здоровья; месторасположение рабочих мест; продолжительность и структурированность работы; взаимодействие с другими людьми во время работы.
Как правило, наличие даже небольшого числа непривлекательных для работников задач требует от менеджера по персоналу создания специальных программ привлечения и удержания сотрудников в организации.
Качественные характеристики трудового коллектива. Так, работа в составе успешного коллектива может быть дополнительным стимулом.
Стиль руководства. Независимо от стиля руководства, предпочитаемого конкретным менеджером, важны следующие его цели:
- максимальное включение
- обеспечение конструктивного взаимодействия членов группы;
- получение адекватной
Таким образом, для эффективной кадровой политики необходимо учитывать вышеназванные факторы, то есть управление будет эффективным, если своевременно и рационально реагировать на любое изменение рассмотренных выше факторов.
Эффективность кадровой политики нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать:
- личные качества (представления
о ценностях, самосознание, основная
позиция, отношение к риску,
роль личных мотивов,
- зависимость от предстоящих
задач (содержат ли они
- организационные условия (
- условия окружающей среды (
Дж.М. Иванцевич и А.А. Лобанов предложили методику анализа эффективности кадровой политики, где критерии оценки сгруппированы следующим образом:
1. Собственно экономическая
2. Степень удовлетворенности
3. Косвенные показатели
Каждый из вышеперечисленных показателей и их комбинации выражают эффективность управления персоналом, для целей оценки их сопоставляют с заранее заданными значениями.
Оценка эффективности
Таблица 1.2.1 Статистические показатели эффективности управления персоналом
Направления анализа |
Показатели |
Производительность труда |
Объем реализации на одного работника и его динамика Объем прибыли до уплаты налогов на одного работника и его динамика |
Улучшение качества продукции, услуг |
Количество рекламаций и их динамика Удельный вес брака и его динамика |
Продолжение таблицы 1.2.1
Социально-психологический климат в коллективе |
Взаимоотношения с коллегами Взаимоотношения с руководством Взаимоотношения с общественностью, коллегами |
Уровень удовлетворенности персонал |
Соответствие организационных и личных целей Коэффициент текучести персонала и его динамика Уровень конфликтности в коллективе |
В качестве результативного показателя, характеризующего социальную эффективность управления, выберем коэффициент текучести.
Этот показатель отражает динамику персонала фирмы и также выступает в роли факторного, косвенно влияющего на производительность труда. Если фирма имеет хорошие производственные показатели, но текучесть персонала высока, значит на фирме низкая стабильность персонала, а, учитывая, что повышенная текучесть может дорого обходиться предприятию, следует более тщательно подходить к анализу причин, по которым люди покидают организацию.
Движение кадров на
Коэффициент приема кадров рассчитывается по формуле 1.2.1:
где П – количество принятых на работу за определенный период времени, чел.;
R – среднесписочная численность работников за тот же период времени.
Коэффициент выбытия кадров рассчитывается по формуле 1.2.2:
где В – количество выбывших работников (уволенных по собственному желанию, уволенных за нарушение трудовой дисциплины, вышедшие на пенсию, поступившие в учебные заведения, призванные в Вооруженные силы) за определенный период времени, чел.
Коэффициент текучести,
(1.2.3)
Кроме того, велико влияние
на производительность труда
факторов межличностного
Поэтому психологический
Из всего вышеперечисленного можно сделать обобщающий вывод, что показатели эффективности кадровой политики это:
- расходы кадровой службы в процентах от общих расходов компании;
- динамика
годового бюджета кадровой
- соотношение
численности персонала
- расходы кадровой службы на одного сотрудника компании;
- время заполнения
вакансии работника в
- объем расходов по найму всего, на одного принятого сотрудника;
- процент вновь принятых сотрудников от общего числа работающих;
- уровень качества трудовой жизни – результат опроса работников по оценке удовлетворенности их потребностей, условиями труда, морального климата в коллективе, оплаты труда и т.д.;
- число уволенных из компании по инициативе работников;
- эффективность
взаимодействия кадровой
- оценка программ обучения;
- расходы
при проведении специальных
- своевременность
и полнота решения
1. 3. Зарубежный опыт организации кадровой политики
Республика Беларусь на современном этапе своего развития переживает процесс, утверждение таких принципов и методов управления общественными процессами, кадровой политики, которые совместимы с социально- ориентированной рыночной экономикой. В отношении зарубежного опыта, белорусские ученые уже преодолели крайности, связанные как с полным отрицанием его применимости в условиях Беларуси, так и с попытками его полного копирования. Сам по себе зарубежный опыт неоднозначен. С одной стороны, каждый опыт несет на себе отпечаток национально-специфических условий тех стран, в которых он развивается. С другой стороны, в большинстве случаев можно выделить общезначимые, универсальные принципы, подходы в сфере кадровой политики, а в частности в системе кадрового обеспечения государственных и муниципальных учреждений.
При рассмотрении
данного вопроса, в первую
В Японии не
применяются отбор и назначение
работников на должности со строго
очерченным кругом обязанностей, с
четко определенными
В подавляющем
большинстве случаев
2.Трудовая мораль, являясь синтетическим понятием, подразумевает отношение к делу, сотрудникам, фирме, а также общий стиль работы. Она пронизывает все уровни организационной системы фирмы. Наиболее ярко трудовую мораль на японском предприятии характеризует общепринятый порядок внутрифирменного поведения при возникновении экономических трудностей: прекращаются сверхурочные работы и затраты на их оплату;
прекращается наем новой рабочей
силы;уменьшается заработная плата,
начиная сверху, причем высокооплачиваемые
работники, как правило, сами подают
заявления об уменьшении своей заработной
платы;максимально возможное
3.Соблюдение пяти принципов работы (“пяти си”) является одним из элементов трудовой морали. Эти принципы заключаются в следующем: избавиться от ненужных предметов на рабочих местах; правильно располагать и хранить нужные предметы; поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте; поддерживать постоянную готовность рабочего места к проведению работ; усвоить правила дисциплины и соблюдать все перечисленные принципы.
Безукоризненное
выполнение этих принципов всеми
работниками фирмы вырабатывает
у них необходимую ориентировку
на производственный процесс, создает
условия для эффективной
Принцип совместного владения информацией обеспечивается благодаря:
- комплексному характеру квалификации каждого работника как по горизонтали, так и по вертикали; каждый работник может исполнять обязанности практически всех работников одного с ним уровня в данном и смежном подразделениях, нижестоящих работников, а также большое количество обязанностей непосредственного руководителя;
- широкой информированности
- системе пожизненного найма,
при которой затраты на