Анализ системы мотивации в городской туберкулезной больнице №2
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 18:14, курсовая работа
Описание работы
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании.
Содержание работы
Реферат 5 Введение 6 1 Теоретические аспекты мотивации персонала в организации 9 1.1 Сущность, задачи и методы мотивации. Теории мотивации 9 1.2 Понятие и принципы материального стимулирования труда 17 1.3 Зарубежный опыт материального стимулирования 22 1.4 Основные теории мотивации в системе управления здравоохранением 24 2 Анализ системы мотивации в городской туберкулезной больнице №2 26 2.1 Характеристика объекта исследования 26 2.2 Организационная структура управления 27 2.3Анализ основных показателей деятельности учреждения 29 2.4 Проблема мотивации труда работников в здравоохранении 37 3 Рекомендации по созданию системы мотивации персонала предприятия 41 Заключение 47 Список использованных источников
Согласно теории А. Маслоу все
эти потребности можно расположить в строгой
иерархической последовательности в виде
пирамиды, в основании которой лежат первичные
потребности, а вершиной являются вторичные.
- эгомотивы (потребность в самовыражении,
самореализации и т.п.);
- потребность в определенном
статусе (роли) (признание);
- социальные потребности
(жажда общения, дружбы и т.п.);
- потребности в безопасности
и свободе перемещения (одежда
и т.п.);
- существенные (физиологические)
потребности (питание, воспроизведение
и т.п.)
Смысл такого иерархического
построения заключается в том, что приоритетны
для человека потребности более низких
уровней и это сказывается на его мотивации.
Другими словами, в поведении человека
более определяющим является удовлетворение
потребностей сначала низких уровней,
а затем, по мере удовлетворения этих потребностей,
становятся стимулирующим фактором и
потребности более высоких уровней.
Переход с уровня на уровень
снизу вверх. Долг руководителя заключается
в том, чтобы тщательно наблюдать за своими
подчиненными, своевременно выяснять,
какие активные потребности движут каждым
из них, и принимать решения по их реализации
с целью повышения эффективности работы
сотрудников.
Критика теории Маслоу:
Хотя теория человеческих
потребностей Маслоу дала руководителям
весьма полезное описание процесса мотивации,
последующие экспериментальные исследования
подтвердили ее не полностью. Четкой пятиступенчатой
иерархической структуры потребностей
по Маслоу, по-видимому, просто не существует.
Не получила полного подтверждения и концепция
наиважнейших потребностей. Удовлетворение
какой-либо одной потребности не приводит
к автоматическому задействованию потребностей
следующего уровня в качестве фактора
мотивации деятельности человека. Основная
критика теории сводилась к тому, что ей
не удалось учесть индивидуальные отличия
людей.
В итоге «руководители
должны знать, что предпочитает
тот или иной сотрудник из вознаграждений,
и что заставляет какого-то из ваших подчиненных
отказываться от совместной работы с другими.
Разные люди любят разные вещи, и если
руководитель хочет эффективно мотивировать
своих подчиненных, он должен чувствовать
их индивидуальные потребности».
Теория мотивации Дэвида Мак
Клелланда.
С развитием экономических
отношений и совершенствованием управления
значительная роль в теории мотивации
отводится потребностям более высоких
уровней. Представителем этой теории является
Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению
структура потребностей высшего уровня
сводится к трем факторам:
1) Потребность во власти;
2) Потребность в успехе;
3) Потребность в причастии
к какому-либо делу.
При таком утверждении успех
расценивается не как похвала или признание
со стороны коллег, а как личные достижения
в результате активной деятельности, как
готовность участвовать в принятии сложных
решений и нести за них персональную ответственность.
Стремление к власти должно не только
говорить о честолюбии, но и показывать
умение человека успешно работать на разных
уровнях управления в организациях, а
стремление к признанию — его способность
быть неформальным лидером, свое собственное
мнение и уметь убеждать окружающих в
его правильности.
Согласно теории Мак Клелланда
люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить
эту свою потребность и могут это сделать
при занятии определенных должностей
в организации.
Управлять такими потребностями
можно, подготавливая работников к переходу
по иерархии на новые должности с помощью
их аттестации, направления на курсы повышения
квалификации и т.д. Такие люди имеют широкий
круг общения и стремятся его расширить.
Их руководители должны способствовать
этому.
Теория мотивации Фредерика
Герцберга.
Эта теория появилась в связи
с растущей необходимостью выяснить влияние
материальных и нематериальных факторов
на мотивацию человека.
Фредерик Герцберг создал двухфакторную
модель, которая показывает факторы, вызывающие
удовлетворенность работой.
Таблица 1 - Факторы, влияющие
на удовлетворенность в работе
Гигиенические факторы
Мотивация
Политика фирмы и администрации
Условия работы
Заработок
Межличностные отношения
Степень непосредственного контроля за работой
Успех
Продвижение по службе
Признание и одобрение результата
Высокая степень ответственности
Возможность творческого и
делового роста
Первая группа факторов (гигиенические
факторы) связана с самовыражением личности,
ее внутренними потребностями, а также
с окружающей средой, в которой осуществляется
сама работа. Вторая группа факторов мотивации
связана с характером и сущностью самой
работы. Руководитель здесь должен помнить
о необходимости обобщения содержательной
части работы.
Гигиенические факторы Ф. Герцберга,
как видим, соответствуют физиологическим
потребностям, потребности в безопасности
и уверенности в будущем.
Разница в рассмотренных теориях
следующая: по мнению А.Маслоу, после мотивации
рабочий обязательно начинает лучше работать,
по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет
лучше работать только после того, как
решит, что мотивация неадекватна.
Таким образом, содержательные
теории мотивации базируются на исследовании
потребностей и выявлении факторов, определяющих
поведение людей1.
Применимость теории Герцберга
в практике управления:
Согласно теории, наличие
гигиенических факторов не будет
мотивировать работников, оно только
предотвратит возникновение чувства
неудовлетворенности работой. Для
того чтобы добиться позитивной
мотивации, руководитель должен
обеспечить наличие не только
гигиенических, но и мотивирующих
факторов. Многие организации попытались
реализовать эти теоретические выводы
посредством программ обогащения труда.
В ходе выполнения программ обогащения
труда, работа перестраивается и расширяется
так, чтобы приносить больше удовлетворения
и вознаграждений ее непосредственному
исполнителю. Обогащение труда направлено
на структурирование трудовой деятельности
таким образом, чтобы дать почувствовать
исполнителю сложность и значимость порученного
ему дела, независимость в выборе решений,
отсутствие монотонности и рутинных операций,
ответственность за данное задание, ощущения
выполнения отдельной и самостоятельной
работы. Хотя концепция обогащения труда
успешно используется во многих ситуациях,
но она подходит для мотивации не всех
людей. Для того чтобы ее использовать
эффективно, необходимо составит перечень
гигиенических и особенно мотивирующих
факторов и дать возможность сотрудникам
самим определить и указать то, что они
предпочитают.
Критика теории Герцберга:
Хотя эта теория
эффективно использовалась в
ряде организаций, были и критические
замечания. В основном они были связаны
с методами исследований. Действительно,
когда людей просят описать ситуации,
когда им бывало хорошо или плохо после
выполнения работы, то они связывают благоприятные
ситуации с ролью своей личности и объектов,
которые они контролируют, а неблагоприятные
– с ролью других людей и вещей, которые
от них не зависят. Поэтому результаты,
которые получал Герцберг, были частично
результатами того, как он задавал вопросы.
Таким образом, один и тот же фактор может
вызвать удовлетворение работой у одного
человека и неудовлетворение у другого,
и наоборот.
Кроме того, Герцберг
предполагал наличие сильной корреляции
между удовлетворением от работы и производительностью
труда. Как показывают другие исследования,
такая корреляция существует не всегда.
Например, человек может любить свою работу,
считает коллег своими друзьями и, общаясь
с ними, удовлетворяет свои социальные
потребности. Вместе с тем такой человек
может считать болтовню с коллегами более
важным делом, чем выполнение порученной
ему работы. Таким образом, несмотря на
высокую степень удовлетворения работой
производительность может оказаться низкой.2
Понятие и принципы материального
стимулирования труда
Стимулирование труда - это
метод воздействия на трудовое поведение
работника через мотивацию. Понятие «стимулирование
труда» в социальных науках означает целенаправленное
воздействие на социальный объект, обеспечивающее
поддержание его определенного состояния.
Исходя из данного определения, стимулирование
труда - это целенаправленное или нецеленаправленное
воздействие на человека или группу людей
с целью поддержания определенных характеристик
их трудового поведения, прежде всего
меры трудовой активности. При стимулировании
побуждение к труду происходит через удовлетворение
различных потребностей личности, что
является вознаграждением за трудовые
усилия.
Стимулирование труда основывается
главным образом на материальных средствах
вознаграждения, поощрения и санкций,
в качестве которых выступает заработная
плата. Оплата труда связана прежде всего
с трудовым и экономическим поведением,
а не с конфликтным, отклоняющимся от норм.
В социально-экономической
системе, основанной на товарно-денежных
отношениях, значимость заработной платы
для человека нормальна и бесспорна. Однако
это не означает, что любая оплата труда
является одновременно и его стимулированием.
Наблюдения и исследования специалистов
позволяют утверждать, что существует
немало ситуаций, в которых оплата труда
по объективным и субъективным причинам
не оказывает стимулирующего воздействия
на саму трудовую деятельность людей.
В связи со сказанным теорию стимулирования
труда можно свести к решению двух взаимосвязанных
задач:
-нахождению границ, в
которых заработная плата, исходя
из ее экономических законов,
вообще может являться средством
стимулирования, подчиняться целям
стимулирования и управляться
с точки зрения этих целей;
-определению тех конкретных
принципов и методов организации
оплаты труда, которые были бы наиболее
эффективны в стимулировании трудовой
деятельности индивидуального и совокупного
работников и при этом не противоречили
бы экономическим законам.
Трудовая деятельность, как
и всякая активность, характеризуется
целым рядом ценностных аспектов, которые
и выступают конкретными целями в стимулировании
труда, образуя его структуру. С точки
зрения данной структуры, различаются
недифференцированный и дифференцированный
эффекты стимулирования.
Суть недифференцированного
эффекта в том, что под воздействием одного
стимула (например, оплаты труда) достигаются
одновременно все цели, приводятся в норму
все показатели трудовой деятельности.
В случае же дифференцированного эффекта
стимулирования цели относительно независимы,
самостоятельны, в частности это проявляется
в том, что один и тот же стимул воздействует
на многие аспекты труда, но в разной мере
и с разными результатами; одна или несколько
целей предполагают отдельное, особенное
стимулирование; одна цель стимулирования
противоречит другой.
Дифференцированный эффект
стимулирования выражается, например,
в следующих проблемных ситуациях.
Погоня за количественными
результатами в стимулировании негативно
отражается на качественных.
Ориентация на количественные
и качественные результаты одновременно
приводит к экономической нерациональности
труда или негативно отражается на сроках
выполнения работ и обязательствах.
Одна и та же оплата труда стимулирует
количественные результаты, но не стимулирует
качественные, поскольку работник уже
достиг предела своих способностей в определенной работе.
Поддержание материальными
поощрениями или санкциями дисциплины,
регламента и исполнительности не всегда
является стимулированием самой работы.
Стремление величиной заработной
платы сохранить или привлечь кадры иногда
приводит лишь к сохранению или притоку
рабочей силы (неадекватной по квалификации
и количеству).
Одна и та же оплата труда может
оказывать разное воздействие на трудовую активность в условиях дефицита
кадров и их достатка (кадры могут просто
спекулировать на своей незаменимости,
значимости для производства в данный
момент).
Особенность оплаты труда в
неблагоприятных условиях и во внеурочное
время заключается в том, что стимулирование
является не вознаграждением за конкретные результаты труда, а
компенсацией за моральный и физический
ущерб, который трудно точно измерить,
критерии которого во многом субъективны
(здесь необходим особый подход к работнику,
беседа с ним по поводу заработной платы).
Проявление недифференцированного
и дифференцированного эффекта стимулирования
в сфере труда зависит от:
размера оплаты труда (с помощью большей оплаты труда вероятнее достижение большего спектра целей);
содержания и организации труда
(иногда именно они определяют степень
взаимосвязанности разных аспектов трудовой
активности);
особенностей личности работника
(его мнения о величине стимула, способностей в разных аспектах трудовой
активности).
В рамках теории стимулирования
очень важен вопрос о его классификации.
Возможно, выделение достаточно большого
количества видов стимулирования: