Анализ трудового потенциала коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:26, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – анализ теоретических подходов и практики оценки трудового потенциала коммерческого банка, и на этой основе - определение возможных направлений развития трудового потенциала коммерческого банка.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• обобщить теоретические подходы к определению трудового потенциала коммерческого банка;
• определить основные подходы к оценке трудового потенциала коммерческого банка;
• рассмотреть особенности оценки персонала коммерческого банка как способа анализа трудового потенциала банка;
• проанализировать основные мотивы трудовой деятельности персонала коммерческого банка;
• определить возможные направления развития трудового потенциала коммерческого банка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТРУДОВОГО 10
ПОТЕНЦИАЛА КОММЕРЧЕСКОГО БАНК 10
1.1 Понятие и структура трудового потенциала 10
1.2 Управление трудовым потенциалом коммерческого банка: 17
содержание и цели 17
1.3 Оценка трудового потенциала коммерческого банка 29
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛИАЛА ОАО «ГАЗПРОМБАНК» В Г.КЕМЕРОВО И ОЦЕНКА ЕГО ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА 40
2.1 Организационно-правовая характеристика филиала ОАО «Газпромбанк» в г. Кемерово и основные направления его деятельности 40
2.2 Характеристика организационной структуры и кадрового состава 44
«Газпромбанк» (ОАО) (Филиальная сеть – ф-л ГПБ (ОАО) в г. Кемерово) 44
2.3. Оценка трудового потенциала персонала в филиале 54
«Газпромбанк» (ОАО) в г. Кемерово 54
ГЛАВА 3 ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ГПБ (ОАО) 62
3.1 Оценка персоналом ГПБ содержательных характеристик трудовой деятельности (по итогам опроса сотрудников филиала ГПБ (ОАО) в г. Кемерово) 62
1.Со стороны руководства? 70
Чел. 70
% 70
2. Со стороны коллег? 70
Чел. 70
% 70
3.2. Мотивация персонала банка к производительному труду 72
3.3 Направления развития трудового потенциала 83
коммерческого банка 83
Исследуемому объекту необходимо: 87
повышать производительность труда сотрудников следующими способами: 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 97
Приложение А Корпоративный кодекс работника АБ «Газпромбанк» (ЗАО) 97
Приложение Б Анкета 112
А Н К Е Т А 112
Напишите, на какой должности Вы сейчас работаете?: 112
6)Начальник отдел 112
7)Зам. начальника отдела 112
8) Ведущий специалист 112
Как бы вы оценили практическую необходимость, полезность того, что вам приходится делать на работе? 114
Как Вы оцениваете обеспеченность кадрами Вашего структурного подразделения? 114
Можете ли Вы рассчитывать на помощь со стороны руководства и коллег по работе в трудных житейских ситуациях? 117
1.Со стороны руководства? 117
2. Со стороны коллег по работе? 117
Как бы Вы оценили социально-психологический климат в коллективе? 118
Как Вы считаете, что может служить причиной конфликтов между сотрудниками? 118
Если бы создавалась новое подразделение (отделение), с каким количеством человек из Вашего нынешнего подразделения (отделение) Вы бы хотели работать на новом рабочем месте? 118
В какой степени размер Вашей зарплаты зависит от: (Дайте ответ по каждой строке) 118
Какой механизм формирования заработной платы вы считаете справедливым? 118

Файлы: 1 файл

Диплом рабочий.doc

— 1.17 Мб (Скачать файл)
  • поиск и формирование необходимого трудового потенциала;
  • анализ и использование возможностей уже существующего трудового потенциала.

Для совершенствования  трудового потенциала важным моментом является оценка трудового потенциала коммерческого банка, которая предполагает установление взаимосвязей между различными показателями использования трудового потенциала банка и целями кредитной организации, которые зависят от состояния внешних и внутренних факторов. Важной задачей кадровых служб банков является разработка моделей, раскрывающих связь между конечными результатами производства и степенью использования относительно ограниченных трудовых ресурсов. Выявление подобных связей осложнено тем, что многие банки стремятся сохранить кадровый состав при одновременном сокращении фонда оплаты труда и без учета вклада персонала в конечные результаты деятельности банка. Возникает проблема поиска новых мотиваций к труду и формирования оптимального трудового потенциала, использующего эти мотивации.

Задачи в области совершенствования трудового потенциала банка:

-разработка  способа формирования трудового  потенциала определенного уровня качества, соответствующего выбранной банком производственной цели;

- установление зависимостей (логических, математических, статистических) между целями кредитной организации и трудовым потенциалом;

-определение степени  влияния количественных и качественных характеристик трудового потенциала на результаты производственной деятельности и ее цели;

  • выработка способов принятия оптимальных управленческих решений на базе представления характера взаимосвязей в структуре трудового потенциала;
  • определение возможностей сохранения трудового потенциала на ближайшую и отдаленную перспективу при его невостребованности в настоящее время, а также в условиях неопределенности.

Для решения  поставленных задач необходима разработка приемлемых для практического применения методов анализа трудового потенциала, отражения его состояния и динамики в тот или иной период времени. Исследования трудового потенциала служат для описания его структуры, выделения особенностей его использования, представления в качестве динамически изменяющегося объекта, осуществления прогноза будущих изменений его состояния во взаимосвязи с управляющими воздействиями и целями производственной системы.

Анализ научно-теоретической  и научно-практической литературы по исследуемой проблеме показал, что не существует единых подходов к оценке трудового потенциала коммерческого банка. В целом, исследования оценки трудового потенциала осуществляются, на наш взгляд, по трем основным направлением;

    1. анализ кадровых возможностей кредитной организации, связанных с привлечением и развитием трудовых ресурсов;
    2. оценка деловых, профессиональных, личностных характеристик персонала, характеризующих качество рабочей силы (деловая оценка персонала);
    3. анализ мотивации персонала коммерческого банка в качестве резерва повышения рентабельности труда.

Каждый из этих подходов представляет определенный интерес  с точки зрения развития трудового  потенциала банка.

Анализ трудового потенциала организации осуществляется с использованием показателей, предназначенных для отражения и оценки всех его наиболее значимых компонентов. Общей проблемой для всех указанных подходов является определение компонентов и показателей трудового потенциала. Разработка системы показателей, предоставляющих подобную возможность, является наиболее сложной и трудоемкой задачей, так как требует достаточного уровня знаний и наиболее полного использования творческого потенциала экспертов. При этом задействуются экономико-математические методы, методы статистического и финансового анализа, методы получения, анализа и обработки экспертной информации, социологические методы исследования и т. д.

Использование чрезмерного множества показателей, характеризующих компоненты, затрудняет понимание трудового потенциала. При выборе и разработке показателей следует исходить из принципа целесообразности, выбирая те из них, которые в наибольшей степени характеризуют компоненты и по возможности имеют явный, однозначный смысл.

В рамках первого подхода исследователи трудового потенциала (например, Радько С.Г., Афанасьева А.И.) анализ трудового потенциала предлагают проводить на основании описания его структуры, выделения компонентов, представления их в качестве динамически изменяющегося объекта, осуществления прогноза будущих изменений его состояния во взаимосвязи с управляющими воздействиями и целями производственной системы. [50]

С ресурсной точки  зрения, компоненты трудового потенциала оцениваются с точки зрения их количественной характеристики, вклада в финансово-экономические показатели банка и находят широкое применение в практике экономической деятельности банка. Показателями трудового потенциала служат специально разработанные коэффициенты. Данный способ наиболее приемлем в ситуациях, в которых качественным компонентам требуется дать количественную оценку. Именно при подобном подходе наиболее отчетливо проявляется необходимость творчески подходить к проведению функционально-стоимостного анализа трудового потенциала коммерческого банка. При таком подходе показатели, например, здоровья удобно отражать количеством времени, потерянного по болезни; умения и профессионализма - тарифным разрядом и т. д.

Следует отметить, что  первый подход более удобен в тех  случаях, когда требуется оперативность анализа или отсутствует возможность глубокого анализа трудового потенциала по причине нехватки подготовленных специалистов, наличия временных ограничений и т. д. При выборе показателей следует руководствоваться имеющимся опытом в сфере экономической деятельности, прибегая к экономико-математическим построениям тогда, когда это необходимо, например, при отсутствии приемлемого для отражения компонента показателя.

В таблице 1.2 отражена примерная (достаточно универсальная) характеристика компонентов трудового потенциала, которая может быть использована и в практике работы коммерческого банка. [50, с 274]

Динамику компонентов  трудового потенциала по периодам удобно отражать, используя знаки «+» и «-», характеризующие общую тенденцию изменения показателей компонентов. Знак «плюс» покажет желаемое (положительное) экономическое изменение, знак «минус» — нежелаемое (отрицательное). По полученным данным строится сводная таблица тенденций изменения показателей компонентов (табл. 1.2).

Таблица 1.2 - Сводная таблица  тенденций изменения показателей  компонентов

 

Компонент

Изменение тенденции по периодам

Динамика изменения

Здоровье 

Образование

Возраст

Стаж работы на предприятии

Стремление к труду 

Предпринимательские способности

Рентабельность труда

+,+,+

+,+,+

-, -, -

+, -, +

+,+,+

-, +, +

 

- + -

Улучшение Улучшение Ухудшение

Улучшение

Улучшение Улучшение 

 

Ухудшение


Такой подход (табл. 1.2) позволяет  получить представление о совокупном изменении трудового потенциала банка с учетом значимости компонентов.

Выделение резких перепадов в динамике развития компонентов позволит принимать верные управленческие решения относительно кадровой политики банка. Полученные при этом результаты в эффективной степени способствуют достижению целей предприятия.

В основе второго  подхода лежит оценка профессиональных, деловых и пр. качеств работника, характеризующих качество рабочей силы и определение возможностей их развития. Так, например, Озеров М.Я. обращает внимание на необходимость развития  функциональных качеств рабочей силы, к которым относит:

- совокупность и уровень  знаний, характеризующих получение  профессионального образования;

- специфичность имеющейся  подготовки, т.е. соответствие полученных специальных знаний определенному характеру работы;

- профессиональная компетентность, то есть возможность умело  и грамотно использовать полученные  знания в процессе осуществления  конкретной трудовой деятельности;

- разнообразность профессиональных навыков, т.е. способность к выполнению задач смежных профессий и др. [43, с.89]

Оценка персонала - целенаправленный процесс установления соответствия способностей, мотиваций и других качественных характеристик персонала  требованиям должности или рабочего места.

Оценка персонала –  это деятельность субъекта оценки по оцениванию объекта оценки для получения  информации о его качественных и  количественных характеристик, необходимой для проведения различных управленческих воздействий, осуществления обратной связи между субъектом и объектом управления персоналом в организации.

Оценка персонала позволяет  выявить и проверить:

    • выполнение должностных обязанностей сотрудниками банка;
    • особенности поведения и личности, сильные и слабые стороны каждого сотрудника банка, предпочтительные участки работы для каждого, что приведет к повышению производительности труда;
    • эффективность деятельности сотрудника банка, конкретизировать должностные обязанности;
    • уровень компетенции банковского служащего;
    • сопоставить индивидуальные результаты со стандартными требованиями (по уровням и специфике должностей);
    • наметить перспективы карьерного роста отдельного сотрудника, определить программу обучения сотрудников необходимым навыкам;
    • отследить изменения, произошедшие с сотрудником за период между оценками.

При проведении оценки персонала  коммерческого банка также важную роль играют компоненты и показатели оценки.

Компоненты оценки зависят  от того, проводится ли она по объективным  критериям или субъективным. Для эффективной оценки персонала важным фактором является разработка критериев оценки.  Критерий  оценки персонала - мера оценки соответствия фактического состояния установленным требованиям, условиям или нормам.

Объективные критерии оценки характеризуют результативность деятельности персонала банка и оценивается такими показателями, как количество и стоимостное значение  заключенных договоров кредитования; отсутствие (наличие) жалоб клиентов; трудовая дисциплина и т.д.

Субъективными критериями оценки являются личные характеристики (исполнительность, ответственность) и деловые качества сотрудника. Оценка деловых качеств персонала – это целенаправленный процесс установления качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места. [см. 19]

Таким образом, оценка персонала  должна соответствовать ключевым показателям эффективности (КПЭ) - это показатели деятельности Банка, его подразделений и сотрудников, устанавливаемые в области профессиональной деятельности, характеризующие эффективность достижения стратегических (ключевых) целей Банка и результативность выполнения индивидуальных функций (задач, заданий).

Деловые качества персонала  коммерческого банка в последнее  время все чаще оцениваются на основе компетентностного подхода.

Компетенции - атрибуты личности, которые важны для успешного выполнения профессиональной деятельности на соответствующей позиции и которые могут быть измерены через наблюдаемое поведение. Компетенция — это наблюдаемое поведение, которое сотрудник демонстрирует на рабочем месте, проявляемые личностные качества и способности, а также профессиональные знания и навыки, необходимые для успешного выполнения должностных обязанностей.

В рамках компетентностного  подхода оцениваются, как правило, знания, умения, навыки и профессионально-важные характеристики личности. При всей универсальности набора (перечня) корпоративных компетенций они могут трактоваться по-разному для разных должностных уровней в организации.

Например, компетенция  «работа в команде» для исполнителя будет выглядеть следующим образом:

  • Имеет четкое представление об основных обязанностях сотрудников своего коллектива;
  • Демонстрирует дружеские отношения с членами команды;
  • Оказывает помощь в деятельности другим сотрудникам.

Для менеджера эта компетенция будет трактоваться как

«лидерство в команде», а именно:

  • Вырабатывает и транслирует принципы командной работы;
  • Поддерживает командный дух;
  • Стремится к созданию хорошей репутации;
  • Способствует поддержанию дружеской атмосферы, хорошего морального климата и духа сотрудничества.

Индикатор компетенции - описание поведения, которое наблюдается в действиях человека, для определения степени выраженности определенной компетенции.

Информация о работе Анализ трудового потенциала коммерческого банка