Анализ трудового потенциала коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:26, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – анализ теоретических подходов и практики оценки трудового потенциала коммерческого банка, и на этой основе - определение возможных направлений развития трудового потенциала коммерческого банка.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• обобщить теоретические подходы к определению трудового потенциала коммерческого банка;
• определить основные подходы к оценке трудового потенциала коммерческого банка;
• рассмотреть особенности оценки персонала коммерческого банка как способа анализа трудового потенциала банка;
• проанализировать основные мотивы трудовой деятельности персонала коммерческого банка;
• определить возможные направления развития трудового потенциала коммерческого банка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТРУДОВОГО 10
ПОТЕНЦИАЛА КОММЕРЧЕСКОГО БАНК 10
1.1 Понятие и структура трудового потенциала 10
1.2 Управление трудовым потенциалом коммерческого банка: 17
содержание и цели 17
1.3 Оценка трудового потенциала коммерческого банка 29
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛИАЛА ОАО «ГАЗПРОМБАНК» В Г.КЕМЕРОВО И ОЦЕНКА ЕГО ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА 40
2.1 Организационно-правовая характеристика филиала ОАО «Газпромбанк» в г. Кемерово и основные направления его деятельности 40
2.2 Характеристика организационной структуры и кадрового состава 44
«Газпромбанк» (ОАО) (Филиальная сеть – ф-л ГПБ (ОАО) в г. Кемерово) 44
2.3. Оценка трудового потенциала персонала в филиале 54
«Газпромбанк» (ОАО) в г. Кемерово 54
ГЛАВА 3 ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ГПБ (ОАО) 62
3.1 Оценка персоналом ГПБ содержательных характеристик трудовой деятельности (по итогам опроса сотрудников филиала ГПБ (ОАО) в г. Кемерово) 62
1.Со стороны руководства? 70
Чел. 70
% 70
2. Со стороны коллег? 70
Чел. 70
% 70
3.2. Мотивация персонала банка к производительному труду 72
3.3 Направления развития трудового потенциала 83
коммерческого банка 83
Исследуемому объекту необходимо: 87
повышать производительность труда сотрудников следующими способами: 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 97
Приложение А Корпоративный кодекс работника АБ «Газпромбанк» (ЗАО) 97
Приложение Б Анкета 112
А Н К Е Т А 112
Напишите, на какой должности Вы сейчас работаете?: 112
6)Начальник отдел 112
7)Зам. начальника отдела 112
8) Ведущий специалист 112
Как бы вы оценили практическую необходимость, полезность того, что вам приходится делать на работе? 114
Как Вы оцениваете обеспеченность кадрами Вашего структурного подразделения? 114
Можете ли Вы рассчитывать на помощь со стороны руководства и коллег по работе в трудных житейских ситуациях? 117
1.Со стороны руководства? 117
2. Со стороны коллег по работе? 117
Как бы Вы оценили социально-психологический климат в коллективе? 118
Как Вы считаете, что может служить причиной конфликтов между сотрудниками? 118
Если бы создавалась новое подразделение (отделение), с каким количеством человек из Вашего нынешнего подразделения (отделение) Вы бы хотели работать на новом рабочем месте? 118
В какой степени размер Вашей зарплаты зависит от: (Дайте ответ по каждой строке) 118
Какой механизм формирования заработной платы вы считаете справедливым? 118

Файлы: 1 файл

Диплом рабочий.doc

— 1.17 Мб (Скачать файл)

Анализ соответствия моделируемых (идеальных) компетенций  персонала в соответствии с занимаемой должностью и реальное состояние (наличие компетенции) у объекта оценки позволит определить резервы повышения трудового потенциала, поскольку такая ценка персонала дает возможность изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей для оценки перспектив роста. Результаты оценки персонала позволяют выявить сотрудников, неудовлетворяющих, удовлетворяющих и существенно превышающих стандарты труда, что позволит аргументировано продвигать сотрудников по служебной лестнице, более эффективно разрабатывать программы обучения для сотрудников, формировать кадровый резерв для продвижения их по карьерной лестнице, увольнять сотрудников, не соответствующих требованиям должности, набирать в штат работников наиболее соответствующих должности и профессии и т.д..

В рамках третьего подхода оценка трудового потенциала рассматривается с точки зрения мотивации персонала банка.

В самом общем  виде мотивацию человека к деятельности можно представить в виде совокупности внутренних и внешних по отношению к человеку сил, которые, непрерывно воздействуя на него, побуждают к совершению тех или иных действий. При этом, как отмечают современные исследователи трудовой мотивации, связь между этими силами и конкретными действиями человека определяется очень сложной системой взаимодействий, индивидуальной для каждого человека, поэтому различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил, то есть влияние мотивации на конкретного человека зависит от многих факторов и индивидуально. [71, с.89]

Понимая вышесказанное, можно дать более детализированное определение мотивации.

Мотивация - совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, задающих границы, формы, степень интенсивности деятельности, уровень затраты усилий, старания, добросовестности, настойчивости и придающие ей направленность, ориентацию на достижение определенных целей. [71, с.89]

Мотивация не является реально наблюдаемым фактом, это  сконструированное понятие, то есть ее нельзя непосредственно наблюдать или измерить эмпирическим путем. Чаще в практике управления персоналом мотивация анализируется с помощью методов социологических опросов, в которых анализируются внутренние (не наблюдаемые) мотивы трудового поведения. Показателями мотивации являются степень удовлетворенности тем или иным фактором (условием) трудовой деятельности, а также поведенческие стратегии персонала, которые могут меняться в зависимости от изменения мотивационных факторов (желание сменить место работы, изменение трудовой активности и т.д.).

Изучение мотивации  необходимо для решения многих практических задач коммерческого банка. Знания о мотивационном процессе, потребностях человека, стимулировании и т.п. многие годы широко применяются в практике управления персоналом коммерческих банков.

Как отмечает Волгина  Н.А., мотивация персонала особенно важна в сферах, использующих интеллектуальный и высококвалифицированный труд, к которым, безусловно, относятся кредитные организации. Как известно, работники могут активно способствовать росту эффективности деятельности организации, а могут безразлично относиться к результатам деятельности, противодействовать нововведениям, нарушающим привычный для них ритм работы. Только заинтересованный в своей работе человек и удовлетворённый ею может по настоящему эффективно работать и приносить пользу организации. В этом - главная задача продуманной системы мотивации труда. По ее мнению, методологическая база мотивации труда в финансовокредитных организациях на данный момент ещё недостаточно сформирована и требует комплексного исследования её теоретических и прикладных аспектов. [см.,6]

Факторы, влияющие на мотивацию  труда банковского персонала, можно разделить на две группы: косвенные и прямые (непосредственные).

К факторам, непосредственно  влияющим на мотивацию персонала  коммерческого банка, относят во-первых, постоянное обновление и усложнение спектра услуг, внедрение новых технологий для ускорения банковских операций. Поэтому необходимо постоянно держать под контролем текущий уровень знаний сотрудников, квалификацию и ее соответствие новым этапам развития банковских операций посредством тестирования, аттестации и других форм. Второй фактор - высокая степень ответственности за проведенные операции и принятые решения. Это характерно практически для всех работников коммерческих банков. Например, недостаточно проанализированная кредитная история заемщика может обернуться для банка большими убытками. Особенно очевидна высокая степень ответственности руководителей высшего и среднего звена управления. Их работа в немалой степени связана с рисками, а последствия сказываются на работе банка в целом.

Специфические (особые) факторы  оказывают сильное влияние на характер, содержание и качество труда банковских работников. Так, исследования Ильясова С.М. посвященные мотивации персонала коммерческого банка показали, что на вопрос, часто ли они ощущают негативные психические состояния (стресс, сильное утомление, раздражительность и т.д.), связанные с работой, ответ "достаточно часто" дают 33% операционистов и руководителей и каждый пятый специалист отдела. [17, с.64]

Факторы, косвенно влияющие на мотивацию

Первый фактор этой группы - переориентация рынка банковских услуг с "рынка продавца" на "рынок покупателя". В настоящее время банки вынуждены бороться за каждого клиента. Ни один банковский работник не должен оставаться в стороне, поскольку в условиях острой конкуренции главным инструментом повышения конкурентоспособности становится деятельность каждого банковского работника - от операциониста до президента.

Высокий уровень внутрибанковской специализации затрудняет комплексное  решение проблем, координацию деятельности различных отделов и подразделений. Приобретают значимость неформальные связи, которые желательно поддерживать и развивать, так как они восполняют недостаток информации и способствуют взаимообменам знаниями общей ситуации, складывающейся в организации. Регулярный обмен аналитическими и прогностическими материалами помогает в управлении операциями, балансом и т.д. Например, информация от отдела валютных операций об изменении курса доллара сигнализирует кредитному отделу о возможном в ближайшее время пересмотре ставок по кредитам.

Наличие в рамках одного банковского учреждения совершенно разных по функциям и отраслевой принадлежности секторов, отделов, подразделений предполагает применение разнообразных методов мотивации, систем оценки персонала, подходов и принципов премирования и материального вознаграждения. Сильная мотивация труда, с одной стороны, залог процветания и развития банка, с другой - фактор психологической устойчивости работника.

 

ГЛАВА 2 ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛИАЛА ОАО «ГАЗПРОМБАНК»  В Г.КЕМЕРОВО И ОЦЕНКА ЕГО ТРУДОВОГО  ПОТЕНЦИАЛА

2.1 Организационно-правовая характеристика филиала ОАО «Газпромбанк» в г. Кемерово и основные направления его деятельности

 

Акционерный банк газовой  промышленности «Газпромбанк» (Открытое акционерное общество) – один из крупнейших универсальных финансовых институтов России, предоставляющий широкий спектр банковских, финансовых, инвестиционных продуктов и услуг корпоративным и частным клиентам, финансовым институтам, институциональным и частным инвесторам.

Был создан 31 июля 1990 года с наименованием «Коммерческий банк газовой промышленности (Газпромбанк)». Решение общего собрания участников Банка от 21 августа 1996г. организационно-правовая форма приведена в соответствие с действующим законодательством и определена как «общество с ограниченной ответственностью».

28 марта 2001 года «Газпромбанк»  преобразован в закрытое акционерное  общество с наименованием «Акционерный банк газовой промышленности «Газпромбанк» (Закрытое акционерное общество)».

В 2006 году Банк преобразован в открытое акционерное общество, что обеспечивает возможность публичного размещения акций и дальнейшего расширения капитальной базы за счет отечественных и зарубежных инвесторов. 

Полное фирменное наименование: «Газпромбанк» (Открытое акционерное  общество). Сокращенное наименование: ГПБ (ОАО)

Местонахождение головного  офиса: г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 63.

Согласно Уставу ГПБ (статья 5) Уставной капитал Банка составляет 19 997 777 000 рублей [1, с.8]

Газпромбанк» - 3-й в  России по основным финансовым показателям, 4-й банк в Центральной и Восточной Европе. Банк обслуживает ключевые отрасли российской экономики – газовую, нефтяную, атомную, химическую и нефтехимическую, черную и цветную металлургию, электроэнергетику, машиностроение и металлообработку, транспорт, строительство, связь, агропромышленный комплекс, торговлю и другие отрасли.

Розничный бизнес также  является стратегически важным направлением деятельности Банка, и его масштабы последовательно увеличиваются. Частным клиентам предлагается полный набор услуг: кредитные программы, депозиты, расчетные операции,  электронные банковские карты и др.

Газпромбанк занимает сильные  позиции на отечественном и международном  финансовых рынках, являясь одним  из российских лидеров по организации  и андеррайтингу выпусков корпоративных облигаций, управлению активами, в сфере частного банковского обслуживания, корпоративного финансирования и других областях инвестиционного банкинга.

В числе клиентов Газпромбанка – около 3 миллионов физических и порядка 45 тысяч юридических лиц.

За 2010 год чистая прибыль Банка увеличилась в 1,6 раза и составила 14,5 млрд руб. при 9,2 млрд руб. за 2009 год (без учета событий после отчетной даты). Собственные средства (капитал) Банка на 01.01.2011 составили 229 млрд рублей. [см. 65]

Основными источниками  прибыли Банка являются процентные и комиссионные доходы, а также доходы от реализации в 2010 году инвестиционных вложений. Другим важным фактором, повлиявшими на прибыль, является улучшение качества активов, что привело к  восстановлению на доходы резервов на возможные потери.

Активы Банка по состоянию на 01.01.2011 составляют 1 838 млрд руб. при 1 704 млрд руб. на 01.01.2010 (рост составил 8%).

Основные показатели продемонстрировали рост:

    • объем кредитов, предоставленных юридическим и физическим лицам за 2010 год, превысил триллион рублей, увеличившись за год на 26%;
    • объем средств, размещенных в Газпромбанке корпоративными клиентами, увеличился на 13% (1,2 трлн руб.);
    • объем депозитов физических лиц увеличился на 42%, превысив двести миллиардов рублей.

В составе разветвленной  региональной сети Газпромбанка 43 филиала и пять  дочерних и зависимых российских банков. Газпромбанк участвует в капитале  трех зарубежных банков – Белгазпромбанка (Белоруссия),  Арэксимбанка (Армения) и  Gazprombank (Switzerland) Ltd г. Цюрихе (Швейцария). ГПБ (ОАО) также открыты представительства в Пекине (Китай), Улан-Баторе (Монголия) и Нью-Дели (Индия). [41]

Составляющими успеха Газпромбанка являются:

    • Взвешенная политика, ориентация на работу с реальным сектором экономики, преимущественно с промышленными предприятиями;
    • Поддержка акционеров;
    • Чувство ответственности, воля и желание выполнять свои обязательства перед кредиторами, контрагентами и вкладчиками.

Приоритетными направлениями в работе Газпромбанка являются: повышение эффективности расчетов предприятий; кредитно-инвестиционная деятельность; реализация целевых банковских программ (крупнейшая депозитарная сеть, система безналичных расчетов на основе пластиковых карт, единый расчетный центр, Интернет-дилинг и др.).

Персонал Банка в 2010 году составляет более 6 тысяч человек.

«Газпромбанк» обладает рейтингами инвестиционного уровня крупнейших международных агентств. Присвоенный агентством Moody’s Investor’s Service рейтинг долгосрочных депозитов в иностранной валюте находится на уровне странового потолка – Ваа2, а рейтинг долговых обязательств – один из наивысших в России – А3. Рейтинги инвестиционного уровня BBB- присвоены также агентством Standard & Poor’s как для долгосрочных кредитов, так и для долговых заимствований Банка.

В отличие от многих других крупных российских банков Газпромбанк практически без потерь прошел через поразивший в 2008-2009 годах российскую банковскую систему кризис. Своевременное проведение расчетов, выполнение всех обязательств перед клиентами, готовность к сотрудничеству позволили Банку не только сохранить, но и существенно упрочить достигнутые позиции.

Филиал банка "Газпромбанк" (ОАО) в г. Кемерово создан 12 марта  2007 года, внесен в Книгу государственной регистрации кредитных организаций с присвоением порядкового номера 354/36. Филиал стал тридцать четвертым территориальным подразделением региональной сети банка.

Местонахождение филиала  в г. Кемерово: ул. Соборная, д.3

Филиал в Кемерово осуществляет комплексное обслуживание как физических, так и юридических  лиц. Банк предоставляет широкий спектр банковских продуктов и услуг.

Богатый опыт Газпромбанка в области осуществления банковских операций и его обширная инфраструктура в совокупности с высоким профессиональным уровнем сотрудников создают реальную основу для успешной деятельности филиала. Клиентская база Газпромбанка диверсифицирована, и в Кузбассе филиал работает со всеми отраслями промышленности, предлагая полный перечень банковских продуктов и услуг наивысшего качества.

Информация о работе Анализ трудового потенциала коммерческого банка