Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 18:02, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по восстановлению и дальнейшему поддержанию хозяйственной устойчивости предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
• определить основное содержание антикризисного управления;
• раскрыть особенности организации и управления хозяйственной устойчивостью на предприятии;
• обосновать необходимость системного подхода к моделированию оценки хозяйственной устойчивости организации;
• проанализировать и оценить хозяйственную устойчивость предприятия;
• разработать комплекс мероприятий по восстановлению и обеспечению хозяйственной устойчивости организации.
Для решения этих задач рекомендуется использовать следующие методы:
• общематематические; общестатистические;
• индикаторный (коэффициентный) анализ; вертикальный (структурный) метод анализа показателей; горизонтальный (временный) метод анализа показателей.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. НАУЧНО-МЕТОГДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ ………………………….... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Основное содержание антикризисного управления . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Особенности организации и управления хозяйственной
устойчивостью на предприятии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3. Модели и методы оценки хозяйственной устойчивости
предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
ОАО «КОСОГОРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД» . . . . . . .19
2.1. Краткая характеристика предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2. Анализ хозяйственно-финансового состояния
ОАО «Косогорский металлургический завод» . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.3. Анализ финансовой устойчивости предприятия . . . . . . . . . . . . . . . 29
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. . . . . . . . .39
3.1. Программа реструктуризации ОАО «Косогорский
металлургический завод» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
3.2. Реализация механизмов обеспечения интересов собственников . . . 45
3.3. План финансового оздоровления цементного цеха
ОАО «Косогорский металлургический завод» . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
В связи с тем, что дочерние предприятия являются самостоятельными юридическими лицами взаимные поставки товаров, работ и услуг облагаются НДС в общем порядке, что приводит к удорожанию их как для завода, так и для дочерних предприятий. Для того, чтобы свести к минимуму связанные с этим потери рекомендуется КМЗ заключить с дочерними предприятиями, с которыми имеются значительные производственные связи и в соответствии взаимные поставки работ, услуг, договора о совместной деятельности. Основное требование заключения договора о совместной деятельности состоит в том, что результатом этой совместной деятельности должно быть совместное участие в производстве продукции, работ услуг реализуемых на сторону, в этом случае НДС не взимается.
КМЗ может заключить договор с ДАО ТЭЦ о совместной деятельности по производству, реализации чугуна. Для этого одной из сторон КМЗ поручается ведение баланса о совместной деятельности. На указанном балансе учитывается имущество каждого из сторон передаваемое для совместной деятельности. Отдельно учитываются и затраты общих сторон по осуществлению совместной деятельности и в этом балансе отдельно учитываются совместные результаты финансовой деятельности.
Накладные расходы в целом КМЗ могут быть отнесены на себестоимость совместно производимой продукции не полностью, а только частично по одному из двух приемов:
1) пропорционально объему совместно производимой
продукции;
2) по расчету, исходя из затрат непосредственно
связанных
совместно
производимой продукцией.
Отнести на себестоимость совместно производимой продукции только части накладных расходов выгодно для КМЗ, т.к. себестоимость продукции будет ниже отпускных цен и для цели налогообложении не потребуется пересчет объема реализованной продукции и соответственно увеличения налога на прибыль.
Во вступительном балансе дочернего предприятия
в пассиве
указывается величина уставного капитала,
в активе должна быть
отражена стоимость имущества передаваемого
дочернему
предприятию по передаточному акту, в
обосновании которого
должна быть приведена инвентаризационная
ведомость.
Инвентаризацию имущества и формирование
передаточного акта целесообразно приурочить
к отчетной дате.
Положительные моменты реструктуризации путем создания ДАО.
Отрицательный момент - нельзя механически передать кредиторскую задолженность дочерних предприятий, так как они не являются правопреемниками основного общества, и для решения этого вопроса приходится искать «обходные пути».
О соблюдении интересов акционеров, в т.
ч. работников. Соблюдение интересов акционеров обеспечив
3.2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ СОБСТВЕННИКОВ
В процессе общей реструктуризации обычно возникает дилемма: старый собственник (государство) или новый собственник будет реструктуризировать предприятие? Эта дилемма решается, исходя из трех критериев:
Обычно перед приватизацией проводятся два первых направления реструктуризации, что может обеспечить значительное повышение цены продажи при минимальных затратах. Третье направление требует больших расходов, высокой квалификации и длительного времени, т.е. должно проводиться новым собственником. Он в свою очередь, определяет свое отношение к преемственности цены покупки, исходя из необходимости и возможности стратегической структурной перестройки. Слишком высокая стоимость стратегической реструктуризации нередко отпугивает потенциальных покупателей и заставляет принципиально изменить способ приватизации.
В конечном итоге решение вопроса о том, проводить ли реструктуризацию перед приватизацией, для государства сводится к выбору:
- продать ли собственность дороже (так как промедление с продажей ведет к падению рыночной стоимости имущества) или же провести мероприятия по максимизации стоимости активов и только потом выгодно продать предприятие стратегическим инвесторам (что потребует времени, дополнительных усилий и средств).
Проведение
первого этапа
работ по «расчистке»
задолженности предприятий
позволяет выявить картину
их
действительной дееспособности
Соответствующими критериями можно считать следующие:
- готовность владельцев и менеджеров осуществить реальные шаги по реструктуризации;
- наличие шансов на восстановление или достижение конкурентоспособности;
- возможность участия в «кластерах развития», то есть в группах предприятий, работающих совместно в целях создания конкурентоспособной продукции.
Предприятия-должники, не отвечающие ни одному из указанных требований, должны попадать под процедуру банкротства. В том случае, если для подобного предприятия не находится эффективного собственника, способного осуществить его санацию при сохранении прежнего профиля или путем его перепрофилирования, оно ликвидируется. Если предприятие является перспективным, то оно совместно с государством ищет пути выхода из кризисной ситуации.
Одним из
возможных шагов для
В результате приватизации государственный аппарат самоустраняется от контроля за использованием производственного капитала (из-за распыления акций), а новые собственники не смогли взять на себя эти функции (из-за недостаточной законодательной защиты права собственности).
Основой для дополнительной эмиссии акций может стать дооценка капитала предприятий при проведении переоценки основных средств по их рыночной стоимости, то есть с учетом возможной доходности использования капитала в будущем. Для этих целей не годятся отчетные бухгалтерские данные предприятий.
Проведение переоценки
в этой ситуации должно быть поручено
независимым оценщикам в
Если в результате оценки стоимость капитала окажется больше покрытой проведенной ранее эмиссиями акций, то на величину превышения нужно осуществить выпуск дополнительных обыкновенных акций. При этом такие акции должны в первоочередном порядке передаваться федеральным и местным органам власти в погашение задолженности перед их бюджетами.
Очевидно, само по себе увеличение доли государства (в лице федеральных или местных органов власти) в структуре капитала приватизированных предприятий не поможет ни пополнить бюджет, ни навести порядок на предприятиях. Однако это создаст законные и не нарушающие механизмов рыночной экономики - основания для усиления влияния государства на деятельность менеджеров (увольнение менеджеров, занятых разворовыванием капитала) и созданием нового механизма управления государственными пакетами акций. Соответствующая система управления может быть построена исходя из следующих подходов;
- создание государственных или государственно-частных (федеральных или региональных) холдинговых компаний для управления пакетами акций технологически связанных предприятий;
- передача пакетов акций в собственность формируемым интегрированным структурам в общем на передачу в федеральную собственность соответствующего количества акций данной группы;
- использование института представителей государства в АО (государственный чиновник, управляющий пакетом акций);
- использование договора траста, если закрепление пакета акций в государственной собственности имеет своей целью получение определенных доходов в виде налоговых платежей или дивидендов по акциям.
3.3. ПЛАН ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЦЕМЕНТНОГО ЦЕХА ОАО «КМЗ»
План финансового оздоровления
(бизнес-план) одного из
предполагаемых дочерних предприятий
проведем на примере
цементного цеха, который практически
всегда во всех
источниках выделяется как самостоятельная
единица
Косогорский цементный завод. План финансового оздоровления
направлен
на восстановление
платежеспособности и поддержание эффективной
деятельности с учетом предоставления
государственной финансовой поддержки
для проведения санационных мероприятий.
Проблема реконструкции всегда была актуальной
для цементных заводов, а в настоящее время
она стала просто жизненно необходимой,
определяющей судьбу производства.
Эта проблема является комплексной, но ключевым вопросом «быть или не быть» самой реконструкции является разработка на базе завода и его ресурсов такой технологической схемы, структура и параметры которой обеспечивают по сравнению с известными передовыми технологиями удельные капитальные затраты значительно меньше, чем затраты на строительство нового завода сухого способа производства.
Желание
привлечь покупателей в период
общего снижения потребления
цемента привело многие заводы
к работе с минимальной
Цена тонны цемента конкретной географической точки складывается из отпускной цены заводы и железнодорожного тарифа. Поскольку транспортный тариф достаточно высок, область сбыта цементного завода, в которой цена остается конкурентоспособной, может быть рассчитана. Вместе с тем граница области сбыта не остается на месте из-за скачков на энергоносителей и на перевозки. Производитель должен не только постоянно отслеживать эти изменения, но и достаточно качественно прогнозировать их.
Как видно из таблицы 3.1 цены на цемент у основных конкурентов КМЗ ниже (Липецкая, Брянская область). Средняя цена за I тонну цемента на КМЗ 300 рублей, заводу необходимо пересмотреть свою ценовую политику и снизить издержки производства. Пересмотр производственной программы, направлен на совершенствование производственного процесса, что позволит снизить себестоимость цемента.
Таблица 3.1
Динамика средних цен на цемент по РФ в 2006 году, т/рубль
март |
апрель |
май | |
Республика Коми |
- |
506.5 |
644.3 |
Вологодская область |
354.8 |
384.1 |
362.6 |
Ленинградская область |
345.5 |
331.2 |
_ |
Псковская область |
511.7 |
458.1 |
449 |
Брянская область |
216.5 |
285 |
243.5 |
Костромская область |
_ |
600.4 |
600.4 |
Нижегородская область |
461.1 |
463.7 |
477.8 |
Белгородская область |
460 |
459.2 |
458.9 |
Липецкая область |
259 |
272.7 |
269.2 |
Волгоградская область |
354.1 |
359.4 |
_ |
Свердловская область |
284,8 |
284.4 |
279,7 |
Томская область |
583.4 |
586.1 |
576.3 |
Калининградская область |
353.7 |
368.8 |
382.8 |
Тульская область |
300,6 |
315,2 |
310,8 |