Антикризисное управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 18:02, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по восстановлению и дальнейшему поддержанию хозяйственной устойчивости предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
• определить основное содержание антикризисного управления;
• раскрыть особенности организации и управления хозяйственной устойчивостью на предприятии;
• обосновать необходимость системного подхода к моделированию оценки хозяйственной устойчивости организации;
• проанализировать и оценить хозяйственную устойчивость предприятия;
• разработать комплекс мероприятий по восстановлению и обеспечению хозяйственной устойчивости организации.
Для решения этих задач рекомендуется использовать следующие методы:
• общематематические; общестатистические;
• индикаторный (коэффициентный) анализ; вертикальный (структурный) метод анализа показателей; горизонтальный (временный) метод анализа показателей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. НАУЧНО-МЕТОГДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ ………………………….... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Основное содержание антикризисного управления . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Особенности организации и управления хозяйственной
устойчивостью на предприятии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3. Модели и методы оценки хозяйственной устойчивости
предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
ОАО «КОСОГОРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД» . . . . . . .19
2.1. Краткая характеристика предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2. Анализ хозяйственно-финансового состояния
ОАО «Косогорский металлургический завод» . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.3. Анализ финансовой устойчивости предприятия . . . . . . . . . . . . . . . 29
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. . . . . . . . .39
3.1. Программа реструктуризации ОАО «Косогорский
металлургический завод» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
3.2. Реализация механизмов обеспечения интересов собственников . . . 45
3.3. План финансового оздоровления цементного цеха
ОАО «Косогорский металлургический завод» . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64

Файлы: 1 файл

ТЕКСТ ДИПЛОМА.doc

— 662.50 Кб (Скачать файл)

     В связи с тем, что дочерние предприятия являются самостоятельными юридическими лицами взаимные поставки товаров, работ и услуг облагаются НДС в общем порядке, что приводит к удорожанию их как для завода, так и для дочерних предприятий. Для того, чтобы свести к минимуму связанные с этим потери рекомендуется КМЗ заключить с дочерними предприятиями, с которыми имеются значительные производственные  связи  и  в   соответствии   взаимные   поставки работ, услуг, договора о совместной деятельности. Основное требование заключения договора о совместной деятельности состоит в том, что результатом этой совместной деятельности должно быть совместное участие в производстве продукции, работ услуг реализуемых на сторону, в этом случае НДС не взимается.

     КМЗ может заключить договор с ДАО ТЭЦ о совместной деятельности по производству, реализации чугуна. Для этого одной из сторон КМЗ поручается ведение баланса о совместной деятельности. На указанном балансе учитывается имущество каждого из сторон передаваемое для совместной деятельности. Отдельно учитываются и затраты общих сторон по осуществлению совместной деятельности и в этом балансе отдельно учитываются совместные результаты финансовой деятельности.

     Накладные расходы в целом КМЗ могут быть отнесены на себестоимость совместно производимой продукции не полностью, а только частично по одному из двух приемов:

1) пропорционально объему совместно производимой 
продукции;

2) по расчету, исходя из затрат непосредственно связанных 
совместно

производимой продукцией.

Отнести на себестоимость  совместно производимой продукции  только части накладных расходов выгодно для КМЗ, т.к. себестоимость  продукции будет ниже отпускных цен и для цели налогообложении не потребуется пересчет объема реализованной продукции и соответственно увеличения налога на прибыль.

Во вступительном балансе дочернего предприятия в пассиве 
указывается величина уставного капитала, в активе должна быть 
отражена стоимость имущества передаваемого дочернему 
предприятию по передаточному акту, в обосновании которого 
должна быть приведена инвентаризационная ведомость. 
Инвентаризацию имущества и формирование передаточного акта целесообразно приурочить к отчетной дате.

 Положительные моменты реструктуризации путем создания ДАО.

  1. Упрощенный порядок. В связи с тем, что при величине уставных капиталов до 50% активов КМЗ решение принимает Совет директоров.
  2. Сравнительная быстрота  и оперативность осуществления реструктуризации.
  3. Возможность регулирования всех сторон деятельности 
    дочернего предприятия.
  4. На балансе КМЗ образуется значительная сумма 
    ликвидного имущества (стоимость акций ДАО, которая может 
    быть частично направлена на погашение кредиторской 
    задолженности комбината без ущерба для производственного 
    аппарата).

     Отрицательный момент - нельзя механически передать кредиторскую задолженность дочерних предприятий, так как они не являются правопреемниками основного общества, и для решения этого вопроса приходится искать «обходные пути».

     О соблюдении интересов акционеров, в т. ч. работников. Соблюдение интересов акционеров обеспечивается предоставлением права приобретения акций дочерних предприятий; оформляется порядок решения Совета директоров КМЗ. Формально конвертация акций основного общества и дочерних предприятий не производится. Такая конвертация в Законе об АО не предусмотрена, но по существу эта операция не отличается от конвертации. Необходимо определить количество акций КМЗ, которые их владельцы хотят обменять на акции дочерних предприятий. Для этого среди акционеров распространяется и заполняется ими предварительный подписной или заявительный лист, в котором каждый акционер, желающий обменять свои акции КМЗ на акции одного или нескольких дочерних предприятий, указывает количество принадлежащих ему акций и количество акций, которые он желает обменять, а так же указывает какие именно акции (какого ДАО он желает получить в обмен на КМЗ),

 

 

 

3.2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ  ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ СОБСТВЕННИКОВ

 

     В процессе общей реструктуризации обычно возникает  дилемма: старый собственник (государство) или новый собственник будет реструктуризировать предприятие? Эта дилемма решается, исходя из трех критериев:

  • финансовая реструктуризация за счет обшей расчистки балансов и пересмотра обязательств;
  • организационная реструктуризация, т.е. отделения от основных видов деятельности, не относящиеся к ней производства с соответствующим разделением активов;
  • структурная перестройка с целью улучшения рыночных позиций предприятия.

Обычно перед приватизацией  проводятся два первых направления  реструктуризации, что может обеспечить значительное повышение цены продажи  при минимальных затратах. Третье направление требует больших  расходов, высокой квалификации и длительного времени, т.е. должно проводиться новым собственником. Он в свою очередь, определяет свое отношение к преемственности цены покупки, исходя из необходимости и возможности стратегической структурной перестройки. Слишком высокая стоимость стратегической реструктуризации нередко отпугивает потенциальных покупателей и заставляет принципиально изменить способ приватизации.

В конечном итоге  решение вопроса о том, проводить  ли реструктуризацию перед приватизацией, для государства сводится к выбору:

- продать ли собственность дороже (так как промедление с продажей ведет к падению рыночной стоимости имущества) или же провести мероприятия по максимизации стоимости активов и только потом выгодно продать предприятие стратегическим инвесторам (что потребует времени, дополнительных усилий и средств).

Проведение      первого      этапа     работ      по «расчистке» 
задолженности   предприятий   позволяет   выявить   картину   их 
действительной дееспособности и перспективности.

Соответствующими  критериями можно считать следующие:

     - готовность владельцев и менеджеров осуществить реальные шаги по реструктуризации;

     - наличие шансов на восстановление или достижение конкурентоспособности;

    - возможность  участия  в «кластерах  развития», то  есть   в группах предприятий, работающих совместно в целях создания конкурентоспособной продукции.

Предприятия-должники, не отвечающие ни одному из указанных  требований, должны попадать под процедуру  банкротства. В том случае, если для  подобного предприятия не находится эффективного собственника, способного осуществить его санацию при сохранении прежнего профиля или путем его перепрофилирования, оно ликвидируется. Если предприятие является перспективным, то оно совместно с государством ищет пути выхода из кризисной ситуации.

     Одним из  возможных шагов для нормализации  ситуации может и должна стать реструктуризация собственности. Речь идет об организации дополнительной эмиссии акций или иных ценных бумаг предприятия и об использовании вырученных от их продажи средств или самих ценных бумаг для погашения задолженности перед бюджетом или внебюджетными фондами Реально это означает увеличение доли федеральной или муниципальной собственности в капитале предприятия. Реструктуризация собственности необходимости потому, что сегодня, спустя достаточно длительное время после завершения ваучерной приватизации, можно констатировать: она не решила ни одной из задач - ни создания класса частных собственников с соответствующим изменение общественной психологии, ни обеспечения возможностей привлечения предприятиями финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг для формирования нового физического капитала (за редкими исключениями), ни существенного увеличения притока иностранных инвестиций.

В результате приватизации государственный аппарат самоустраняется        от контроля за использованием производственного капитала (из-за распыления акций), а новые собственники не смогли взять на себя эти функции (из-за недостаточной законодательной защиты права собственности).

Основой для дополнительной эмиссии акций может стать дооценка капитала предприятий при проведении переоценки основных средств по их рыночной стоимости, то есть с учетом возможной доходности использования капитала в будущем. Для этих целей не годятся отчетные бухгалтерские данные предприятий.

Проведение переоценки в этой ситуации должно быть поручено независимым оценщикам в отношении  к наиболее перспективным предприятиям.

Если в результате оценки стоимость капитала окажется больше покрытой проведенной ранее эмиссиями акций, то на величину превышения нужно осуществить выпуск дополнительных обыкновенных акций. При этом такие акции должны в первоочередном порядке передаваться федеральным и местным органам власти в погашение задолженности перед их бюджетами.

Очевидно, само по себе увеличение доли государства (в лице федеральных или местных органов власти) в структуре капитала приватизированных предприятий не поможет ни пополнить бюджет, ни навести порядок на предприятиях. Однако это создаст законные и не нарушающие механизмов рыночной экономики - основания для усиления влияния государства на деятельность менеджеров (увольнение менеджеров, занятых разворовыванием капитала) и созданием нового механизма управления государственными пакетами акций. Соответствующая система управления может быть построена исходя из следующих подходов;

- создание государственных или государственно-частных (федеральных или региональных)   холдинговых компаний  для управления пакетами акций технологически связанных предприятий;

- передача пакетов акций в собственность формируемым интегрированным структурам в общем на передачу в федеральную собственность соответствующего количества акций данной группы;

- использование института представителей государства в АО (государственный чиновник, управляющий пакетом акций);

- использование договора траста, если закрепление пакета акций в государственной собственности имеет своей целью получение определенных доходов в виде налоговых платежей или дивидендов по акциям.

 

3.3. ПЛАН ФИНАНСОВОГО  ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЦЕМЕНТНОГО ЦЕХА  ОАО «КМЗ»

 

План финансового оздоровления (бизнес-план) одного из 
предполагаемых дочерних предприятий проведем на примере 
цементного цеха, который практически всегда во всех 
источниках выделяется как самостоятельная единица 
Косогорский цементный завод. План финансового оздоровления 
направлен      на      восстановление платежеспособности и поддержание эффективной деятельности с учетом предоставления государственной финансовой поддержки для проведения санационных мероприятий. Проблема реконструкции всегда была актуальной для цементных заводов, а в настоящее время она стала просто жизненно необходимой, определяющей судьбу производства.

     Эта проблема является комплексной, но ключевым вопросом «быть или не быть» самой реконструкции является разработка на базе завода и его ресурсов такой технологической схемы, структура и параметры которой обеспечивают по сравнению с известными передовыми технологиями удельные капитальные затраты значительно меньше, чем затраты на строительство нового завода сухого способа производства.

       Желание  привлечь покупателей в период  общего снижения потребления  цемента привело многие заводы  к работе с минимальной рентабельностью,  что чревато дефицитом оборотных  средств на заводе. С другой  стороны, при существующем в  России уровне налогов, когда с каждого заработанного рубля приходилось отдавать 86 копеек государству, нет однозначного ответа на вопрос, что лучше - иметь устойчивый сбыт, зачастую кредитуя потребителей цемента, или иметь максимальную прибыль при минимальной отгрузке.

     Цена тонны цемента конкретной географической точки складывается из отпускной цены заводы и железнодорожного тарифа.   Поскольку   транспортный   тариф   достаточно   высок, область сбыта цементного завода, в которой цена остается конкурентоспособной, может быть рассчитана. Вместе с тем граница области сбыта не остается на месте из-за скачков на энергоносителей и на перевозки. Производитель должен не только постоянно отслеживать эти изменения, но и достаточно качественно прогнозировать их.

Как видно из таблицы 3.1 цены на цемент у основных конкурентов КМЗ ниже (Липецкая, Брянская область). Средняя цена за I тонну цемента на КМЗ 300 рублей, заводу необходимо пересмотреть свою ценовую политику и снизить издержки производства. Пересмотр производственной программы, направлен на совершенствование производственного процесса, что позволит снизить себестоимость цемента.

 

 

 

 

Таблица 3.1

Динамика средних цен  на цемент по РФ в 2006 году, т/рубль

 

 

март

апрель

май

Республика Коми

-

506.5

644.3

Вологодская область

354.8

384.1

362.6

Ленинградская область

345.5

331.2

_

Псковская область

511.7

458.1

449

Брянская область

216.5

285

243.5

Костромская область

_

600.4

600.4

Нижегородская область

461.1

463.7

477.8

Белгородская область

460

459.2

458.9

Липецкая область

259

272.7

269.2

Волгоградская область

354.1

359.4

_

Свердловская область

284,8

284.4

279,7

Томская область

583.4

586.1

576.3

Калининградская область

353.7

368.8

382.8

Тульская область

300,6

315,2

310,8

Информация о работе Антикризисное управление предприятием