Антикризисное управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 18:02, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по восстановлению и дальнейшему поддержанию хозяйственной устойчивости предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
• определить основное содержание антикризисного управления;
• раскрыть особенности организации и управления хозяйственной устойчивостью на предприятии;
• обосновать необходимость системного подхода к моделированию оценки хозяйственной устойчивости организации;
• проанализировать и оценить хозяйственную устойчивость предприятия;
• разработать комплекс мероприятий по восстановлению и обеспечению хозяйственной устойчивости организации.
Для решения этих задач рекомендуется использовать следующие методы:
• общематематические; общестатистические;
• индикаторный (коэффициентный) анализ; вертикальный (структурный) метод анализа показателей; горизонтальный (временный) метод анализа показателей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. НАУЧНО-МЕТОГДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ ………………………….... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Основное содержание антикризисного управления . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Особенности организации и управления хозяйственной
устойчивостью на предприятии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3. Модели и методы оценки хозяйственной устойчивости
предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
ОАО «КОСОГОРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД» . . . . . . .19
2.1. Краткая характеристика предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2. Анализ хозяйственно-финансового состояния
ОАО «Косогорский металлургический завод» . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.3. Анализ финансовой устойчивости предприятия . . . . . . . . . . . . . . . 29
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. . . . . . . . .39
3.1. Программа реструктуризации ОАО «Косогорский
металлургический завод» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
3.2. Реализация механизмов обеспечения интересов собственников . . . 45
3.3. План финансового оздоровления цементного цеха
ОАО «Косогорский металлургический завод» . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64

Файлы: 1 файл

ТЕКСТ ДИПЛОМА.doc

— 662.50 Кб (Скачать файл)

 

     Небольшой объем цемента КМЗ поставляет в розничную торговлю, которая осуществляется через сеть магазинов. КМЗ закупил упаковочное оборудование и расфасовывает цемент в мешки по 50 кг и 5 кг, их внешний гораздо привлекательнее, чем у конкурентов и удовлетворяет международному качеству упаковки. Внешний вид и качество упаковки позволит ему привлечь дополнительных потребителей.

     Упаковка - одно из средств продвижения  товара на рынок. Поскольку  в Советском Союзе рынка не  было, то и стимула для развития  упаковочных технологий не было. В тех случаях, когда упаковка была все же необходима, закупали импортное оборудование.

     Когда поток  импортных упакованных товаров  хлынул в нашу страну, конкуренция  заставила отечественных производителей  срочно решать вопрос упаковки  своих товаров. В первую очередь  это коснулось розничных товаров, однако, с падением системы нормированного распределения и сокращением объемов строительства возникла жесткая конкуренция между производителями цемента, которая выдвинула упаковку в число приоритетных проблем почти каждого цементного завода. Дело в том, что за последние несколько лет спрос на навальный цемент уменьшился более чем в 2 раза. Между тем спрос на упакованный цемент по-прежнему превышает предложение. Дефицит упакованного цемента наблюдается на протяжении 6 месяцев в году и имеет наглядное выражение: длинные очереди «самовывозников» при готовности покупателей цену, час то превышающую цену неупакованного цемента в 2 раза и более.

Абсолютное большинство  конечных потребителей цемента предприятия  и фирмы строительного профиля, то есть оптовики.

Упаковка цемента - это  упаковка транспортная. Биг-бэги и бесподдоные  пакеты разрабатывались специально как транспортная упаковка. Их вес, конструкция и габариты оптимизированы с точки зрения механизированной погрузки и удобства размещения в  транспортных средствах. Вес обычных мешков, загружаемых в транспортные средства «россыпью», также определятся технологией погрузки «вручную», а не объемом растворомешалки.

     Все требования  к упаковке цемента вытекают  из условия удобства и экономичности  при транспортировке и хранении.

     Немало важно для московских потребителей качество 
цемента. Опыт показывает, что в последние годы у крупных 
потребителей все больше и больше появляется желание 
использовать высокомарочный цемент. Для ответственных 
железобетонных конструкций больше пригоден портландцемент «ПО    М500 ДО». Да и в цене единицы готовой железобетонной продукции, в конечном счете, выигрываешь.

     Нужно учитывать и то,  что многие  покупатели предпочитают своего      традиционного      производителя.      Так,      московские железобетонные      заводы      издавна      привыкли     работать     с быстротвердеющем   цементом   марки «М400»   «Воскресенского цементного завода»: он    легко    разгружается,    не    забивает цементопроводы, имеет высокую группу по пропариванию.

     КМЗ должен наладить в ближайшем будущем выпуск цемента «М500», так как спрос на данную марку растет, цемент «М300» отживает свой век и должен быть изъят из производства.

     КМЗ должен  обратить внимание  на ритмичность,  скорость и надежность своих поставок.

     Себестоимость продукции занимает чрезвычайно важное положение среди экономических показателей предприятия. В текущей хозяйственной деятельности без учета и анализа себестоимости продукции не может обойтись ни одно предприятие. Себестоимость продукции сохраняет свое значение и в условиях рынка, поскольку любая деятельность должна начинаться с установления уровня затрат на создаваемую продукцию. Все сказанное имеет непосредственное отношение к цементной промышленности.

     Как известно, целью деятельности в условиях рыночной экономики является получение прибыли. Увеличение прибыли возможны двумя путями:

за счет роста цен  либо путем снижения затрат на производство (и реализацию) продукции, т.е. ее себестоимости.

     Первый путь менее приемлем, поскольку не всегда возможен и оказывает отрицательные влияние на уровень жизни населения. Поэтому наиболее объективный путь - снижение себестоимости продукции, но для этого необходимо постоянное изучение, анализ себестоимости как экономической категории вообще и ее проявлений в условиях конкретной отрасли промышленности, в частности, цементной.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.2.

Структура затрат на производство цемента 

(в % к полной себестоимости  2007 года)

По экономическим элементам  затрат

%

Сырье и основные материалы

14.8

Вспомогательные материалы

9,4

Топливо

21.5

Электроэнергия

11.6

Заработная плата и отчисления

13.5

Амортизация основных фондов

17.2

Прочие расходы

12

По калькуляционным  статьям затрат

Сырье, основные и вспомогательные материалы

25.3

Топливо на технологические пели

22.3

Электроэнергия на технологические  цели

11,7

Заработная плата основных производственных рабочих и отчисления

2,3

Расходы на подготовку и  освоение производства

0.8

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

24.4

Цеховые, общезаводские и прочие расходы

9.4

Внепроизводственные расходы

3.8


 

Структура затрат на производство цемента на КМЗ отличается от средней по стране. Наибольший удельный вес в структуре затрат на КМЗ занимают сырье и основные материалы и затраты на электроэнергию, их доля составляет соответственно 43,23% и 30,83%. В среднем по стране наибольший удельный вес занимают затраты на топливо и амортизация     основных     фондов,     их    доля     соответственно составляет 21,5% и 17,2%, все остальные затраты занимают примерно одинаковую долю в структуре затрат. КМЗ необходимо снизить затраты на сырье и основные материалы и увеличить затраты на амортизацию основных фондов.

КМЗ должен разработать  производственную программу, которая позволит цементному цеху бесперебойно работать и получать максимум прибыли.

Производственная программа  предприятия рассчитывается на основании  имеющихся производственных мощностей  предприятия в разрезе выпускаемой  номенклатуры изделий и услуг, для  которых определен режим наибольшего благоприятствования на рынке данного вида продукции и услуг, а также определен объем продукции, который способен "поглотить" соответствующий сегмент рынка. Производственная программа, рассчитанная на имеющиеся мощности предприятия, сравнивается с объемом потребности рынка соответствующего вида продукции и определяется необходимый и достаточный прирост объемов продукции, который вместе с выпускаемой ранее продукцией найдет на рынке реализацию потребителям.

Исходя из потребностей рынка в объеме продукции, определяется необходимый производственный потенциал предприятия, который отражен в таблице 3.3. Таблица составлена с учетом точки безубыточности производства по каждому виду цемента, расчет точек без убыточности на весь период приведен в приложении.

Таблица 3.3

Производственная программа  предприятия

Наименование продукции

Объем выпуска продукции, в тоннах

Год

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

ШПЦ М-300

4695,31

767,65

898,06

1071,65

ШПЦ М-400

28401,82

48 463,92

51 761,17

88 362,91

ПЦ Д20 М-300

13392,87

17815,41

28 960,75

25 165,24

ПЦДОМ-300

13795,24

18705,75

29841,41

24 652,62

ПЦ ДО М-400

7 943,73

7 128,00

13075,42

29176,00

ПЦ Д20 М-400

6 094,85

3 467,30

5 704,57

10238,78

Итого

74 323,82

96 348,02

130241,37

178667,20


 

 

 

 

 

 

Таблица 3.4.

Структура выпуска  продукции предприятия (в расчете  по объему производства в тоннах)

 

Наименование продукции

Структура выпуска продукции, %

Год

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

ШПЦ М-ЗОО

6,317%

0,797%

0,690%

0,600%

ШПЦ М-400

38,214%

50,301%

39,742%

49,457%

ПЦ Д20 М-ЗОО

18,020%

18,491%

22,236%

14,085%

ПЦ ДО М-ЗОО

18,561%

19,415%

22,912%

13,798%

ПЦ ДО М-400

10,688%

7,398%

10,039%

16,330%

ПЦ Д20 М-400

8,200%

3,599%

4,380%

5,731%

Итого

100,000%

100,000%

100,000%

100,000%


 

Таблица 3.3 показывает, что при объеме производства 74323 тонны в 2010 году КМЗ обеспечит себе бесперебойную работу и получит максимум прибыли. Точка безубыточности в 2010 году 25811,20 тонн.

Из таблицы 3.4 видно, что предприятие производит больший объем цемента марки ШПЦ М-400, так как на рынке он пользуется повышенным спросом. К концу периода (в году) КМЗ планирует отказаться от марки цемента ШПЦ М-300, так как данная марка отжила свой век и уже не пользуется спросом на рынке. В планах предприятия начать выпуск цемента марки М-500, которая играет ведущую роль на цементном рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В результате  проведенных в рамках выпускной  квалификационной работы исследований  решены поставленные задачи и  сделаны соответствующие выводы:

1. Определено основное содержание антикризисного управления. Антикризисное   управление это важная составляющая менеджмента в любом Российском предприятии. В условиях рыночной нестабильности хорошо налаженное антикризисное управление позволяет достичь стабильного положения предприятия на рынке. Формированию антикризисной программы должен предшествовать обстоятельный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченности собственными средствами, существующих и возможных заказов, спроса и цен на продукцию и услуги. Это позволяет выявить причины кризисного состояния, наметить способы его преодоления. Антикризисное управление в первую очередь должно быть связано с регулированием потоков денежных средств и затрат, формирующих кредиторскую задолженность. Критерии принятия решений в антикризисном управлении должны отличаться от критерия нормального управления. В рамках «нормального» управления данный критерий можно свести к достижению стратегических целей развития в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние в долгосрочном аспекте целью является полная финансовая стабилизация, а в краткосрочном аспекте критерием становится максимизация или экономия денежных средств. Исходя из этого критерия и строит свою работу антикризисный управляющий.

     В современных условиях антикризисное управление предприятием в хозяйственном механизме часто играет решающую роль в дальнейшем существовании предприятия.

2.  Раскрыты особенности организации и управления хозяйственной устойчивостью предприятия.

     Организация  и управление хозяйственной устойчивостью  предприятия являются важнейшим  аспектом работы финансово-экономической  службы предприятия и включает  целый ряд организационных мероприятий, охватывающих планирование, оперативное управление,  а также создание гибкой системы управления всем предприятием и его подразделений.

3. Обоснована необходимость  систематического подхода к моделированию  оценки хозяйственной устойчивости предприятия.

     Хозяйственная  устойчивость включает в себя  понятие экономической устойчивости  и финансовой устойчивости.

     При проведении  анализа экономической устойчивости  предприятие следует выделять  два блока: анализ проблем   и анализ оборачиваемости активов. При анализе проблем исследуются объем продаж,  структура продукции, цены реализации, себестоимость реализуемой продукции. При анализе оборачиваемости (основных средств,  долгосрочных вложений, нематериальных активов) и оборотного капитала (денежных средств, запасов, дебиторской задолженности).

     Анализ  финансовой устойчивости предприятия  также содержит два блока: анализ  платежеспособности и анализ  рисков.

4. Проанализирована и  оценена хозяйственная устойчивость  ОАО «Косогорский металлургический завод».

     Сумма непокрытого убытка (57,1 млн. руб.), полученного в 2005 г., на 333,06 % (или на 43,92 млн. руб.) превысила сумму убытка (13,19 млн. руб.), полученного в 2004 г. В 2006 г. величина убытка отчетного года составила 80,89 млн. руб.

     В целом  за анализируемый период общая  сумма непокрытых убытков возросла на 124,81 млн. руб., что составляет 946,5 % от суммы непокрытых убытков на 01.01.2005 года.

Оценка вероятности  банкротства проведена по системе  критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса      неплатежеспособных      предприятий,

Согласно расчетам, величина коэффициента текущей ликвидности на все отчетные даты не достигла рекомендованного в постановлении уровня (2,0).

Уровень коэффициента обеспеченности собственными средствами ниже установленной нижней границы (0,1). За анализируемый период величина коэффициента текущей ликвидности уменьшилась с 0,869 до 0,53, а величина коэффициента обеспеченности собственными средствами возросла с -0,003 до 0,082 (см. табл.2.13).

Информация о работе Антикризисное управление предприятием