Бизнес-план ОАО «Щербинский лифтостроительный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Как показывает обзор научной литературы, бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:
конкретный проект производства определенного товара (услуг) — создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);
изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Файлы: 1 файл

Теоретические основы бизнес-планирования.doc

— 637.00 Кб (Скачать файл)

Составлению бизнес-плана должна предшествовать работа по сбору информации об объеме потенциального спроса, производственных и финансовых потребностях предприятия. Имея такую информацию, предприниматель сможет еще до составления бизнес-плана оценить жизнеспособность самой концепции нового предприятия [1, с.102].

Важнейшей составной частью бизнес-плана является ресурсное обеспечение проекта. Этот раздел должен содержать сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для проведения в жизнь предпринимательского проекта, источниках и способах получения ресурсов. В широком смысле слова ресурсное обеспечение охватывает:

- материальные ресурсы (материалы, полуфабрикаты, сырье, энергия, здания, помещения, оборудование, аппаратура, средства транспорта и связи);

- трудовые ресурсы (работники всех  категорий);

- финансовые ресурсы (текущие денежные  средства, капиталовложения, кредиты, валюта, ценные бумаги);

- информационные ресурсы (статистическая, научно - техническая и др. информация).

Бизнес-план – это программа осуществления бизнес - операций, действия фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

Многообразие бизнес-планов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут существенно различаться сферой приложения, составом предметной области, масштабом, деятельностью, составом участников, степенью сложности, влиянием результатов и т.д [1, с. 96].

Множество разнообразных бизнес - проектов может быть классифицировано по различным основаниям:

- тип проекта – технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;

- класс проекта – по составу  и структуре проекта и его  предметной области;

- масштаб проекта – по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир;

- длительность проекта – по  продолжительности периода осуществления проекта;

- сложность проекта – например, по степени финансовой, технической или другой сложности;

- вид проекта – по характеру  предметной области проекта.

По предложенным основаниям можно выделить основные разновидности бизнес-планов:

- тип проекта – технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;

- класс проекта – моно-, мульти-, мегапроект.

Как следует из названия каждого из трех классов проектов:

- монопроект – это отдельный  проект различного типа, вида  и масштаба;

- мультипроект – это комплексный  проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления;

- мегапроект – целевые программы  развития регионов, отраслей и  других образований, включающие  в свой состав ряд моно и  мультипроектов.

Масштабы проекта могут быть мелкими, средними, крупными и очень крупными. Это деление проектов очень условное. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме – межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.

Бизнес-план является основной составляющей делового проекта. Он составляется для принятия обоснованного решения и плана действий, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности бизнес - проекта. Бизнес-план является главным документом для кредиторов и основным инструментом для исполнителей. От правильности составления этого документа зависят получение одобрения проекта и его жизнеспособность.

При составлении бизнес-плана даются ответы на вопросы:

- Так ли уж хороша идея?

- На кого рассчитан новый  продукт, услуга?

- Найдет ли этот продукт, услуга  своего покупателя?

- С кем придется конкурировать?

Основными элементами бизнес-плана являются:

- титульный лист 

- вводная часть (резюме);

- аналитический раздел;

- содержательный раздел (сущность  проекта);

- разделы внутрифирменного планирования.

Ключевые моменты бизнес-планирования – это оценка инициаторами проекта:

- возможности, необходимости и  объема выпуска продукции (услуг);

- потенциальных потребителей;

- конкурентоспособности продукта  на внутреннем и внешнем рынках;

- показателей различных видов  эффективности (коммерческой, региональной, бюджетной);

- достаточности капитала у инициатора  бизнес-идеи и возможных источников  финансирования;

Из перечисленного выше можно сделать вывод, что бизнес-план – это:

- изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта;

- определение степени жизнеспособности  и будущей устойчивости предприятия;

- конкретизация перспективы бизнеса  в виде системы количественных и качественных показателей развития;

- развитие перспективного (стратегического) взгляда на компанию и ее  рабочую среду путем получения  ценного опыта планирования [4, с. 201].

Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками приведен на рисунке 1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Процесс бизнес-планирования

Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие [8, с. 8]:

- инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;

- прогнозирование – предвидение  и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;

- оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;

- координация и интеграция –  учет взаимозависимости всех  структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;

- безопасность управления –  обеспечение информацией о возможных  рисках для своевременного принятия  упреждающих мер по уменьшению  или предотвращению отрицательных  последствий;

- упорядочение – создание единого  общего порядка для успешной  работы и ответственности;

- контроль – возможность оперативного  отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной  его корректировки;

- воспитание и обучение –  благоприятное воздействие образцов  рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;

- документирование – представление  действий в документальной форме, что может быть доказательством  успешных или ошибочных действий  менеджеров фирмы.

При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде.

1) Необходимость. Обязательное применение  планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.

2) Непрерывность. Процесс планирования  должен осуществляться постоянно путем последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов и скользящего планирования.

3) Эластичность и гибкость. Приспособление  первоначальных планов к изменяющимся  условиям осуществляется путем  введения плановых резервов по  основным показателям, применение  эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных, использование оперативных планов для учета возникающих изменений среды; использование альтернативных планов.

4) Единство и полнота (системность). Системность достигается тремя  основными способами: наличием единой экономической цели, составлением общего сводного плана социально-экономического развития, включением в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений.

5) Точность и детализация. Любой  план должен быть составлен  с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели.

6) Экономичность. Расходы на планирование  должны соизмеряться с получаемыми  от него выгодами. Вклад планирования  в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.

7) Оптимальность. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений. Оптимальность выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.

8) Связь уровней управления. Достигается тремя способами: детализацией планов «сверху - вниз»,  укрупнением планов «снизу-вверх», частичным делегированием полномочий.

9) Участие. Активное участие персонала  в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других.

Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой в конечном счете ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально-экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.

Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.

Первым этапом бизнес-планирования является анализ внешней среды:

- экономической и политической  ситуации в стране (экономическая политика государства, политическая стабильность, культурные особенности);

- отрасли (темпы роста, цикличность, международные воздействия, финансовые характеристики);

- рынка (изменения и тенденция  развития конъюнктуры, альтернативные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены);

- спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчивость);

- ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на  окружающую среду).

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики бизнес-плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, определяя позитивное и негативное их воздействие на него. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает предприятию время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности [5, с. 154].

С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

- где сейчас находится предприятие;

- где, по мнению руководства, должно  находиться предприятие в будущем;

- что должно сделать руководство, чтобы предприятие переместилось из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где его хочет видеть руководство?

Основными внешними факторами, оказывающими то или иное воздействие на предприятие можно назвать следующие:

- политические;

- международные;

- социальные;

- экономические;

- экологические;

- культурная среда.

Второй этап бизнес-планирования - оценка потенциальных возможностей предприятия (прежде всего, с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска), что позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведение на рынке, а также обеспечить принятие грамотных управленческих решений. С этой целью необходимо провести исследования следующих положений:

а) Маркетинг. При проведении маркетинга заслуживает внимания семь общих областей для анализа и исследования:

- доля рынка и конкурентоспособность;

- разнообразие и качество ассортимента  изделий;

- рыночная демографическая статистика;

- рыночные исследования и разработки;

- предпродажное и послепродажное  обслуживание клиентов;

- эффективный сбыт, реклама и  продвижение товара;

- прибыли.

б) Финансы предприятия. Анализ финансового состояния может принести пользу предприятию и содействовать повышению эффективности процесса бизнес - планирования. Детальный анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся  внутренние потенциальные возможности либо слабые места, а также относительное положение фирмы в сравнении с ее конкурентами. Изучение финансовой деятельности может открыть руководству зоны сильных внутренних и слабых сторон в долгосрочной перспективе.

в) Операции. Весьма важным для длительного выживания предприятия является непрерывный анализ управления операциями. Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить в ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями следующие:

- может ли предприятие производить  товары по более низкой цене, чем конкуренты? Если нет, то почему?

- какой доступ имеет предприятие  к новым материалам? Зависит ли  предприятие от единственного  поставщика или ограниченного  количества поставщиков?

Информация о работе Бизнес-план ОАО «Щербинский лифтостроительный завод»