Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 16:43, курсовая работа
Как показывает обзор научной литературы, бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:
конкретный проект производства определенного товара (услуг) — создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);
изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.
Также нужно не только осознавать собственные сильные и слабые конкурентные стороны, но и ознакомить читателя бизнес-плана с сильными сторонами и указать пути устранения слабых сторон.
Назначение главы бизнес-плана, посвященной персоналу, заключается в том, чтобы продемонстрировать потенциальному инвестору структуру управления предприятием, компетенцию и сыгранность команды управляющих, их умение вести дело. Бизнес-плана должен отвечать на вопрос: способна ли управляющая команда предприятия зарабатывать деньги?
При описании структуры управления предприятием важно не просто декларировать организационную структуру, но обязательно обосновать, показать, почему предлагаемая схема управления является наилучшей для данной фирмы.
Большое значение потенциальные инвесторы придают компетенции и профессионализму управляющего персонала. Исследования, проведенные американскими аналитиками, показывают, что в 98 % случаях причиной неудач предпринимателей, начинающих дело в малом бизнесе, является слабость управления. Остальные случаи неудач объясняются влиянием факторов, не зависящих от лиц, работающих на данном предприятии.
Указанные 98 % распределяются следующим образом (таблица 20) [17, с. 56].
Таблица 20 - Причины неудач бизнеса, связанных с управлением, в % к итогу
Причина |
Процент |
Управленческая некомпетентность |
45 |
Отсутствие опыта в данной области бизнеса |
9 |
Отсутствие опыта руководящей работы |
18 |
Отсутствие специальных знаний |
20 |
Пренебрежение бизнесом |
3 |
Мошенничество |
2 |
Катастрофы |
1 |
Прочее |
2 |
Всего |
100 |
Таким образом, нужно убедить потенциальных инвесторов в компетентности и профессионализме рабочей команды, а также предложить план действий по устранению выше указанных отрицательных факторов в случае их возникновения.
Особую роль потенциальные инвесторы, кредиторы и другие отдают финансовому планированию. При составлении финансового плана нужно исходить из того, что читатель разбирается в финансовых операциях очень хорошо, лучше того, кто разрабатывал бизнес-план. Поэтому основное правило: не утаивать. О выявленных недостатках собственного предприятия лучше сказать, как о подлежащих решению проблемах.
Основные вопросы, на которые внимание инвесторов и кредиторов обращается в первую очередь:
Ядром финансового плана является таблица потока наличности. По этой таблице можно судить о том, хватает или не хватает средств для реализации проекта в каждый момент времени, предусмотренный графиком расчета [34, с. 157].
Анализ и планирование движения денежных средств составляет основу успешной деятельности, поскольку одной из основных задач предприятия является поддержание текущей платежеспособности предприятия.
Планируя предстоящие действия и принимая решение по будущим событиям, предприниматель отнюдь не желает, чтобы события не наступали и действия не осуществлялись. Но неопределенность будущего заставляет задуматься о возможности наступления тех или иных событий или совершения тех или иных действий. Возможность получения отрицательного результата называется риском. Отрицательный или положительный результат связан только с ожиданиями предпринимателя, так как само событие не может нести риска (падение курса рубля для одних предпринимателей доход, для других – убыток).
Любой проект подвержен риску, который заключается в угрозе финансовых потерь, ведущей к краху проекта или разорению предприятия в целом. Анализ рисков осуществляется на основе качественного и количественного подходов.
Выявление рисков и их оценка важны с точки зрения заблаговременного принятия профилактических мер, а уж если что произойдет, то решительно выправлять положение, опираясь на то, что было наработано. Составляя бизнес-план, необходимо планировать комплекс мероприятий, связанных с предотвращением рисков. Такой комплекс мероприятий содержит ряд организационных решений, направленных на снижение риска: страхование, хеджирование, установление лимита на расходы, резервирование, распределение риска, диверсификация и получение дополнительной информации [34, с. 205].
Следует выявить набор простых рисков, которые могут возникнуть при выполнении проектов. Перечень возможных простых рисков представлен в таблице 21. Кроме того, необходимо определить вероятность каждого риска.
Таблица 21 - Простые риски
Вид риска |
Компенсирующее воздействие |
Уникальность преимущества нового предприятия |
Поиск нового уникального преимущества |
Поддержка местных органов власти и общественных организаций |
Затраты на приобретение лицензий, разрешений, доступ к информации |
Географическое положение |
Затраты на решение транспортных проблем, экологических проблем, климатических проблем |
Удаленность от транспортных развязок и маршрутов общественного транспорта |
Затраты на создание подъездных путей, повышенные эксплуатационные расходы, создание службы перевозки работников предприятия |
Удаленность от инженерных сетей или недоступность инженерных сетей |
Затраты на подводку инженерных коммуникаций, превышающих обычное подключение (электроэнергия, вода, тепло, линии связи) |
Собственная платежеспособность |
Увеличение объема заемных средств и снижение чистой прибыли из-за выплат процентов |
Неустойчивость спроса |
Снижение цен, затраты на поиск новых сегментов рынка, разработка нового продукта, покупка лицензии на производство более совершенного продукта |
Снижение цен конкурентами на основе увеличения объема производства или эффективной политики в области затрат |
Изменение политики управления затратами, снижение цен, уменьшение объема продаж при сохранении цен |
Рост налогов |
Изменение структуры затрат, лоббирование проекта |
Снижение платежеспособности потребителей |
Переориентация на другой сегмент рынка, снижение затрат, выпуск альтернативных более дешевых продуктов, модернизация при сохранении цен |
Рост цен на сырье и материалы |
Снижение чистой прибыли, рост цен на собственную продукцию |
Недостаток оборотных средств |
Изменение финансового управления, увеличение кредитов |
Отсутствие квалифицированной рабочей силы |
Затраты на обучение, затраты на приобретение технологий, не требующих привлечения рабочих высокой квалификации |
Уровень оплаты труда |
Затраты на более высокую заработную плату, текучесть кадров, снижение производительности труда |
Социальная инфраструктура |
Затраты на содержание социальной инфраструктуры |
Состояние машин и оборудования |
Затраты на организацию ремонта |
Производственная мощность |
Затраты на создание дополнительных производственных мощностей или привлечение субподрядчиков при росте рынка |
Экологическая обстановка |
Резервы средств на компенсацию экологических катастроф, затраты на экологические проекты |
Вредность производства |
Рост эксплуатационных затрат |
Складирование отходов |
Увеличение себестоимости |
Прочие |
Резерв средств на компенсацию прочих расходов |
Один из распространенных недостатков при разработке бизнес-плана: вместо объективного поиска альтернатив предпочтение отдается излюбленному варианту.
Для каждой цели, как правило, существует множество альтернативных решений по ее достижению, но зачастую выбирается только одна, излюбленная альтернатива.
Поэтому важно выяснить:
Целенаправленно отобранные и полно документированные альтернативы позволяют найти рациональное, а возможно и лучшее решение и обеспечивают экономичный образ действия.
Реализация проекта характеризуется среди прочего тем, что отклонения и изменения – ожидаемое явление, с которым можно и нужно справиться. Поэтому нужно знать:
Знание и проведение изменений предполагает однозначную заданную систему документации и фиксирование текущего прогресса. Возникающие на этой основе документы для принятия решения должны содержать альтернативные решения с представлением неизбежных изменений цели. Ответственные лица должны принимать решения и действовать, чтобы предотвратить дальнейший «ущерб».
Итак, необходимо составить дерево целей. На рисунке 7 представлено «начало» дерева целей – основные цели.
Рисунок 7 - Основные цели предприятия
Цель: организовать объем продаж в размере 21 700 тыс. руб., - имеет свои подцели и требует выполнения определенных задач. Дерево целей для нее представлено на рисунке 8.
Рисунок 8 - Дерево целей для реализации плана объема продаж
Цель минимизации издержек также имеет свои подзадачи. Дерево целей представлено на рисунке 9.
Рисунок 9 - Дерево целей для реализации плана минимизации издержек
В соответствии с целями предприятия можно составить так называемый план организационных мероприятий с привязкой к срокам и ответственным лицам. План мероприятий представлен в таблице 22.
Таблица 22- План организационных мероприятий
№ |
Наименование мероприятия |
Ответственное лицо |
Сроки |
Средства |
1 |
Оформление документов |
Юрист ОАО «ЩЛЗ» |
До 01.07.09 |
Организационные расходы |
2 |
Заключение договоров с заводами |
Директор ОАО «ЩЛЗ - wellmaks» |
До 01.07.09 |
- |
3 |
Подбор персонала |
Директор ОАО «ЩЛЗ - wellmaks» |
01.06.09 – 31.07.09 |
Расходы на рекламные объявления |
4 |
Закупка торгового и офисного оборудования, машин |
менеджер по закупкам |
01.07.09 – 15.07.09 |
- |
5 |
Поиск офисного помещения |
Директор ОАО «ЩЛЗ» |
01.07.09 – 15.07.09 |
- |
6 |
Организация связи |
Директор ОАО «ЩЛЗ» |
01.07.09 – 31.07.09 |
Расходы на услуги связи |
7 |
Установка и подключение оборудования |
Произв. рабочие |
01.07.09 – 31.07.09 |
Расходы включены в цену оборудования |
8 |
Заключение договоров с поставщиками и закупка товаров |
менеджер по закупкам |
С 01.07.09 |
- |
9 |
Обучение сотрудников |
Директор ОАО «ЩЛЗ» |
С 01.07.09 |
- |
10 |
Управление ассортиментом товаров |
менеджер по закупкам |
С 01.07.09 |
- |
11 |
Анализ и управление затратами |
Директор ОАО «ЩЛЗ» |
С 01.06.09 |
- |
Риск проекта может быть связан, прежде всего, с постепенным снижением спроса. Вторым основным риском является усиление активности конкурентов, возможно использование ими нечестных методов.
Ниже в таблице 23 представлены риски, распределенные по стадиям осуществления проекта.
Таблица 23 - Риски по стадиям осуществления проекта
Риски |
Веса Wi |
Подготовительная стадия | |
Удаленность от инженерных сетей |
1/5 |
Отношение местных властей |
1/5 |
Непредвиденные затраты |
1/5 |
Недобросовестность подрядчиков |
1/5 |
Несвоевременная поставка оборудования |
1/5 |
Стадия функционирования. Экономические риски | |
Неустойчивость спроса |
1/5 |
Снижение цен конкурентами |
1/5 |
Появление новых конкурентов |
1/5 |
Порча или потеря товара |
1/5 |
Невыполнение договоров поставки товаров |
1/5 |
Стадия функционирования. Финансовые риски | |
Рост налогов. Изменение налогообложения |
1/4 |
Повышение оптовых цен на товары |
1/4 |
Инфляция |
1/4 |
Непредвиденные затраты |
1/4 |
Стадия функционирования. Технические риски | |
Изношенность оборудования |
1/3 |
Непредвиденные затраты на ремонт |
1/3 |
Ограниченность площадей (торговых и складских) |
1/3 |
Стадия функционирования. Социальные риски | |
Трудности с набором квалифицированного персонала |
1/4 |
Недостаточный уровень зарплаты |
1/4 |
Квалификация кадров |
1/4 |
Текучесть кадров |
1/4 |
Стадия функционирования. Экологические риски | |
Твердые отходы |
1/4 |
Близость домов |
1/4 |
Вредные условия труда |
1/4 |
Складирование отходов |
1/4 |
Информация о работе Бизнес-план ОАО «Щербинский лифтостроительный завод»