Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ брендинга в современном менеджменте и их эффективного использования в отечественной практике. Для осуществления данной цели целесообразно выполнить следующие задачи:
Во-первых, необходимо рассмотреть понятие бренда и брендинга, их составляющие элементы и классификацию.
Во-вторых, необходимо описать основные этапы создания бренда, его разработки и продвижения, а также методы оценки стоимости бренда организации и его узнаваемости.
Введение 5
1 Концептуальные основы брендинга 7
1.1 Сущность бренда 7
1.2 Составляющие элементы бренда 9
1.3 Классификация брендов 13
2 Основные этапы создания бренда и оценки его результативности 18
2.1 Этапы разработки и продвижения бренда 18
2.2 Методы оценки стоимости бренда организации и его узнаваемости 23
3 Особенности брендинга и необходимость его развития в организациях Республики Беларусь 28
3.1 Зарубежный опыт брендинга и возможности его использования в отечественной практике 28
3.2 Проблемы и перспективы белорусского брендинга 33
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А 46
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет»
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Брендинг в современном менеджменте: теоретические основы и их использование в отечественной практике
по дисциплине «Менеджмент»
Студент
экономического факультета
5 курса, группы ЗЭ-70
шифр 071469
Руководитель
к.т.н., доцент
Витебск
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
5 | |
1 |
Концептуальные основы брендинга |
7 |
1.1 |
Сущность бренда |
7 |
1.2 |
Составляющие элементы бренда |
9 |
1.3 |
Классификация брендов |
13 |
2 |
Основные этапы создания бренда и оценки его результативности |
18 |
2.1 |
Этапы разработки и продвижения бренда |
18 |
2.2 |
Методы оценки стоимости бренда организации и его узнаваемости |
23 |
3 |
Особенности брендинга и необходимость его развития в организациях Республики Беларусь |
28 |
3.1 |
Зарубежный опыт брендинга и возможности
его использования в |
28 |
3.2 |
Проблемы и перспективы |
33 |
Заключение |
43 | |
Список использованных источников |
45 | |
Приложение А |
46 |
ВВЕДЕНИЕ
Практика брендинга присуща человеческим взаимоотношениям уже давно, однако осознанно она начала применяться лишь в последние столетия.
Первоначально бренд являлся
исключительно инструментом маркировки
принадлежности собственности, визуально
закрепляя права собственника на
какой-либо предмет, выполняя тем самым
функцию идентификации
Постепенно бренды превращаются в мощное оружие конкуренции, инструмент создания деловой репутации, отражающие особенности процесса интеграции, производства, научно-технической и инновационной деятельности, маркетинга и всеобщую ориентацию на рыночные потребности. Брендинг внедряется в менеджмент организаций всех типов и видов деятельности – он одинаково важен как для небольшой фирмы, так и для транснациональной высокотехнологической компании.
Еще до недавнего времени
в Республике Беларусь сочетание
«белорусский бренд» звучал для одних
как насмешка, для других – как
что-то невероятное. Однако на данный момент
Беларусь обладает целым рядом мощных
и дорогостоящих брендов, способных
составить конкуренцию
Таким образом, объектом изучения курсовой работы будет бренд, а предметом – его роль в современном менеджменте.
Целью данной курсовой работы
является изучение теоретических основ
брендинга в современном
Во-первых, необходимо
рассмотреть понятие бренда и
брендинга, их составляющие
Во-вторых, необходимо описать основные этапы создания бренда, его разработки и продвижения, а также методы оценки стоимости бренда организации и его узнаваемости.
И, в-третьих, проанализировать необходимость развития брендинга в организациях Республики Беларусь, рассматривая проблемы и перспективы белорусского брендинга.
1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ БРЕНДИНГА
1.1 Сущность бренда
Отечественные и зарубежные
учения по-разному трактуют понятие
«бренд», и однозначного определения
этого понятия нет. Понятия «торговая
марка», «торговый знак» и «товар»
близки по смыслу, но различаются по
содержанию и назначению, а функциональные
особенности бренда в определенной
степени связаны с отношениями
между производителями и
Среди определений понятия «бренд» наиболее распространены следующие определения зарубежных исследователей:
1) Д. Огилви определил бренд, как неосязаемую сумму свойств продукта: его имени, упаковки и цены, его истории, репутации и способа рекламирования. Бренд также является сочетанием впечатления, которое он производит на потребителей, с результатом их опыта в использовании бренда.
2) Американская ассоциация маркетинга трактует бренд, как название, термин, знак, символ или дизайн, а также их комбинации, которые предназначены для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и для отличия их от товаров или услуг конкурентов.
3) Дж. Якоби определил, что бренд – это убедительное обещание качества, обслуживания и ценности на длительный период, которое подтверждается испытанием продукта, повторными покупками и удовлетворением от их использования.
4) Д. Д’Алессандро, отметил, что бренд – это более чем реклама или маркетинг. Это все, что происходит в голове человека относительно продукта, когда он видит его логотип или слышит название.
5) А. Эллвуд считает, что бренд – это аура, окружающая товар или услугу, которая демонстрирует его позитивные стороны и отличает от товаров и услуг, предлагаемых потребителю конкурентами.
6) И.В. Грошев и А.А. Краснослободцев считают, что бренд – это идентифицируемый образ материального объекта или услуги в сознании потребителя, обладающий ассоциативностью и цельностью, что позволяет различать и выбирать тот или иной товар (услугу). [4, с. 20]
Белорусские исследователи определяют бренд, как:
1) последовательный набор функциональных, эмоциональных и самовыразительных обещаний целевому потребителю, которые для него уникальны, значимы и отвечают его потребностям наилучшим образом;
2) нечто вызывающее ассоциации с определенным источником конкретного предложения;
3) образ, торговая марка плюс набор эмоциональных ощущений, стереотипов;
4) комплекс представлений о компании, долгосрочная программа: имя, термин, дизайн, символ или любая другая характеристика, идентифицирующая товар или услугу продавца как отличные от тех, что принадлежат другим продавцам. [2, с. 179]
Все определения уникальны, однако они не меняют главный смысл: бренд существует в сознании потребителя или не существует вообще, а материальная составляющая является его живым подтверждением.
В настоящее время бренды
символизируют доверие, стабильность,
удовлетворяют различные
1) Функциональное качество бренда (назначение) основано на способности товара, лежащего в основе бренда, выполнять свое назначение в соответствии со стандартами.
2) Индивидуальное качество бренда (ценность) выражается в способности бренда соответствовать жизненным ценностям потребителей.
3) Социальное качество бренда (уважение) обеспечивает потребителям принадлежность к социальной группе, позволяет получить социальное признание и одобрение.
4) Коммуникативное качество бренда (обещание) основано на его способности поддерживать отношения с потребителями, суммируя все характеристики функционального, индивидуального и социального качества и предлагая особые выгоды потребителю.
Выделяют следующие функции бренда:
- отличительная (заключается в отличимости продукции от конкурентных аналогов);
- гарантийная (содействует
в выборе товара высокого
- рекламная (способствует
быть объектом рекламного
- защитная (заключается в правовой защите выпускаемой продукции);
- эстетическая (формирует художественный и эстетический вкус);
- экономическая (заключается в получении дополнительной прибыли). [4, с. 24]
Далее рассмотрим составляющие элементы бренда.
1.2 Составляющие элементы бренда
Бренд может рассматриваться как комплекс следующих структурных компонентов (рис 1.1).
Рис. 1.1 – Структурные компоненты бренда
Атрибуты – это совокупность
внешних идентификационных
Ценности – это
Выгоды – это функциональные
и эмоциональные достоинства
бренда, то, что получит потребитель
в результате использования брендированных
товаров. Следует различать
Культура – это транслируемая в окружающую среду практика взаимодействия организации в любой точке контакта с брендом. Это изложенная на бумаге неформальная система поведения организации, а также отдельных личностей по отношению к любому экономическому субъекту, попадающему в зону соприкосновения с брендом.
Устойчивость – это способность бренда, с одной стороны, нести неизмененное сообщение, а с другой – постоянно адаптироваться к внешним условиям.
Имидж – это набор уникально-индивидуальных ассоциаций, то, что в настоящий момент находится в умах потребителей.
Тип потребителя – это
характерный сегмент индивидов,
останавливающих свой выбор на данном
бренде, группа потребителей, обладающих
определенными
Бренд формируется из трех основных составляющих (рис. 1.2):
1) материальной основы: товар – выполняемые им функции, физические характеристики, обеспечиваемое качество товара;
2) идеологической основы: основная идея бренда, ассоциативный ряд бренда, образы-представления, образы-персонажи;
3) информационного пространства бренда: информация и средства передачи информации – в том числе и покупатели.
Рис. 1.2 – Основные составляющие бренда
Зона А, получаемая из пересечения материальной и идеологической основы, включает такие элементы, как цена, упаковка, товарный знак, логотип (в том числе и звуковой), фирменный лозунг, фирменная цветовая гамма и фирменный полиграфический стиль.
Зона В, получаемая из пересечения материальной основы с информационным пространством, содержит все, что связано с системой дистрибьюции товара. Данная зона приобретает большое значение, если в роли основы бренда выступают товары повседневного спроса.