Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ брендинга в современном менеджменте и их эффективного использования в отечественной практике. Для осуществления данной цели целесообразно выполнить следующие задачи:
Во-первых, необходимо рассмотреть понятие бренда и брендинга, их составляющие элементы и классификацию.
Во-вторых, необходимо описать основные этапы создания бренда, его разработки и продвижения, а также методы оценки стоимости бренда организации и его узнаваемости.
Введение 5
1 Концептуальные основы брендинга 7
1.1 Сущность бренда 7
1.2 Составляющие элементы бренда 9
1.3 Классификация брендов 13
2 Основные этапы создания бренда и оценки его результативности 18
2.1 Этапы разработки и продвижения бренда 18
2.2 Методы оценки стоимости бренда организации и его узнаваемости 23
3 Особенности брендинга и необходимость его развития в организациях Республики Беларусь 28
3.1 Зарубежный опыт брендинга и возможности его использования в отечественной практике 28
3.2 Проблемы и перспективы белорусского брендинга 33
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А 46
Зона С, получаемая из пересечения идеологической основы с информационным пространством, включает все, что связано с системой коммуникации.
Бренд имеет набор качественных и количественных характеристик, таких, как ожидаемое качество, осведомленность о бренде, лояльность или приверженность бренду, индивидуальность бренда и ценовая премия.
Ожидаемое качество. Часто потребитель осуществляет покупку, опираясь лишь на визуальные образы и представления, так как не может апробировать товар на месте. Он обращается к своему прежнему опыту или опыту ближайшего окружения, чтобы соотнести положительные свойства, которые он может извлечь из использования определенного бренда, и уровень качества, который ему действительно нужен.
Осведомленность о бренде. Включает способность потребителя узнавать или припоминать бренд внутри данной товарной категории в объеме, достаточном для совершения покупки. Как правило, знакомые бренды пользуются большим предпочтением.
Лояльность или приверженность бренду. С одной стороны, это число потребителей, постоянно пользующихся брендом при наличии альтернатив, а с другой стороны – это показатель степени проникновения бренда в сознание потребителя.
Индивидуальность бренда. Это уникальная особенность марки, оригинальная и неповторимая, делающая бренд недосягаемым для конкурентов и желанным для потребителей. Зачастую индивидуальность бренда отражает ряд характеристик, таких как дружелюбие, надежность, достоинства, моральные ценности. Это помогает потребителю подобрать себе достойного партнера.
Ценовая премия. Это дополнительная сумма денег, которую потребитель готов заплатить за бренд. Это плата за стабильный уровень качества, сэкономленное при выборе время, вход в социальную группу, престиж и т.п.
Бренд в отличие от обычного товара воздействует на потребителя с трех сторон:
1) на функциональном уровне бренд сообщает максимум полезной информации и гарантирует стабильную сумму потребительских свойств;
2) на культурном уровне отражается система ценностей, которые разделяют целевой сегмент потребителей и организация-производитель или продавец;
3) на эмоционально-психологическом уровне создаются устойчивые долгосрочные положительные отношения с потребителями. [4, с. 30]
1.3 Классификация брендов
Существует большое количество разрозненных классификаций брендов, однако единое систематизированное представление о бренде отсутствует.
Бренды делятся:
- по охвату территории;
- по принадлежности;
- по объекту брендирования;
- по сфере применения;
- по продуктовому охвату;
- по срокам и целям создания;
- по стратегической основе;
- по удовлетворяемой потребности.
По охвату территории:
1. Локальный бренд –
точечная торговая марка,
2. Национальный бренд
– это достояние всей страны,
символизирующее национальные
3. Глобальный бренд –
общеизвестный бренд,
По принадлежности:
1. Бренд производителя
– самая распространенная
2. Совместный бренд,
3. Лицензионный бренд,
права на использование или
производство которого
4. Частный бренд –
это собственный бренд
По объекту брендирования:
1. Бренд товара (компании)
– это привычный для обывателя
вид бренда, в основе которого
материальный продукт или
2. Бренд услуги – брендирование нематериальной составляющей, выражающейся в действиях конкретных лиц в пользу других.
3. Бренд человека – широко известный и признанный человек.
4. Бренд территории –
любой город, страна, континент
или другая географическая
5. Бренд технологии –
уникальный процесс создания
какой-либо добавленной
6. Бренд религии (идеи)
– глубокая вера и убеждения
человека. Многие вероисповедания
порой ведут ожесточенную
По сфере применения:
1. В2В-бренд (business to business – бизнес для бизнеса) – бренд, функционирующий на промышленных рынках. Его конечным потребителем являются юридические лица (предприятия. корпорации), а основу составляет полупродукт, используемый для производства конечного товара.
2. В2С-бренд (business to customers – бизнес для потребителя) – потребительский бренд. Его конечным потребителем является конкретный человек или группа лиц. В основе лежит завершенный и готовый к употреблению продукт.
По продуктовому охвату:
1. Товарный бренд –
эксклюзивный бренд
2. Зонтичный бренд –
продвижение нового продукта
под уже известным брендом.
Преимущества: экономия издержек
на маркетинговых составляющих,
дополнительная реклама
3. Корпоративный бренд
– бренд компании или группы
экономических субъектов,
По срокам и целям создания:
1. Краткосрочный бренд
– бренд, жизненный цикл
2. Среднесрочный бренд
– бренд, в необходимости
3. Долгосрочный бренд
– отражает истинную цель
По удовлетворяемой
1. Функциональный бренд
– представляет собой бренд,
удовлетворяющий потребность
2. Символический бренд
– бренд, значительная часть
коммуникаций которого
3. Сенсорный бренд –
удовлетворяет потребность во
взаимодействии и практическом
опыте, которая связана с
По стратегической основе:
1. Родовой бренд – бренд, который не предлагает преимуществ по сравнению с другими брендами, не обладает дополнительной ценностью.
2. Бренд с высокой
добавленной стоимостью –
3. Мощный бренд – бренд, предлагающий релевантные дополнительные выгоды по приемлемой цене. Имеет относительно большую рыночную долю, что позволяет получать экономию на масштабах.
4. Продуктивный бренд
– бренд, добившийся в
Среди всех разновидностей
бренда, сложно найти такой, который
представляет только одну группу, в
основном он является интегрированным
образом нескольких разновидностей
с одной преобладающей
2 ОСНОВНЫЕ
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ БРЕНДА И
2.1 Этапы разработки и
Белорусский рынок имеет свою специфику с позиций продвижения бренда. На раскрутку новой марки потребительских товаров на отечественном рынке требуется существенно меньше времени при более низких, по сравнению с зарубежным рынком затратах. Приток иностранных марок вынуждает белорусские предприятия заняться активной рекламной поддержкой своих марок.
Процесс разработки бренда состоит из следующих этапов:
1) Проведение подготовительных маркетинговых исследований. Этот этап необходим для ответа на следующие вопросы:
2) «Нейминг». На этом этапе происходит придумывание, подбор оригинального названия бренда.
Нейминг (от англ. to name – называть, давать имя) – комплекс работ, связанный с имяобразованием, т.е. подбором (поиском, придумыванием) подходящего наименования для всего того, что с точки зрения заказчика нуждается в собственном имени.
Всю комплексную работу по неймингу можно разделить на несколько этапов:
1) Маркетинговое исследование.
В ходе маркетингового исследования рынка данной (подобной) продукции выясняются уникальность данного товара на рынке, возможная ценовая категория, преимущества по сравнению со смежным (конкурентным) товаром, на кого ориентирован данный товар. Также выясняются те аспекты, на которых может строиться рекламная кампания товара. После проведенных исследований разрабатывается позиционирование товара и вот только после этого можно приступать к неймингу.
2) Творческое задание.
На этом этапе маркетологи с заказчиком формируют подробное задание для копирайтеров. В творческом задании подробно описаны результаты всех маркетинговых исследований (целевая аудитория, ситуация потребления, выгоды для потребителей), дано подробное описание самого товара (что он из себя представляет, сложный или простой товар и т.п.), а также подробно описан производитель товара. Надо помнить, что чем больше будет информации у копирайтера (от маркетолога, от заказчика), тем быстрее и качественнее он сможет выполнить его часть работы.
3) Генерация идей.
После того, как сформулировано творческое задание, приступают к процессу генерации.
Первый этап генерации заключается в фиксации любых предлагаемых вариантов, близких к требованиям, указанным в творческом задании. При накоплении достаточно большого числа возможных названий производится их сортировка по направлениям. Производится анализ этих направлений, и творческий директор (или сам заказчик) решает, какие из них стоит развивать дальше, а от каких нужно отказаться, и есть ли необходимость подумать в каком-то новом направлении. Также творческий директор выбирает наиболее удачные варианты из уже имеющихся, чтобы они служили ориентиром для дальнейшей работы. Все вышеперечисленное входит в понятие корректировки. Как правило, бывает достаточно одной корректировки, но иногда их бывает несколько.