Цели и целеполагание управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Разработка и принятие управленческих решений – это один из основных составляющих любого управленческого процесса.
При разработке управленческого решения особую значимость имеет процесс целеполагания.
Интерес к организации процессов целеполагания в практике управления возник в начале 60-х годов ХХ века. Многочисленные исследования, проведенные в последующие десятилетия, зафиксировали тот факт, что постановка целей является активной творческой деятельностью и требует использования различных методов.
О важности целеполагания свидетельствует тот факт, что он выделяется всеми современными исследователями в самостоятельный этап процесса разработки управленческих решений.
Цель определяет то, ради чего создают систему. Качество цели определяет успех или неудачу принятого решения
Таким образом, весьма актуальным является изучение этапа целеполагания в разработке управленческих решений, так как определение ясных, однозначно сформулированных целей может иметь решающее значение практически для всех типов организаций – государственного и муниципального управления, коммерческих, общественных.
Целью курсовой работы является изучение процесса целеполагания и целевых технологий при разработке и принятии управленческого решения.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 479.00 Кб (Скачать файл)


Ханты-Мансийск – 2011

 

 

Содержание

 

Введение

 

Разработка и принятие управленческих решений – это один из основных составляющих любого управленческого процесса. 

При разработке управленческого решения особую значимость имеет процесс целеполагания.

Интерес к организации процессов целеполагания в практике управления возник в начале 60-х годов ХХ века. Многочисленные исследования, проведенные в последующие десятилетия, зафиксировали тот факт, что постановка целей является активной творческой деятельностью и требует использования различных методов.

О важности целеполагания свидетельствует тот факт, что он выделяется всеми современными исследователями в самостоятельный этап процесса разработки управленческих решений.

Цель определяет то, ради чего создают систему. Качество цели определяет успех или неудачу принятого решения

Таким образом, весьма актуальным является изучение этапа целеполагания в разработке управленческих решений, так как определение ясных, однозначно сформулированных целей может иметь решающее значение практически для всех типов организаций – государственного и муниципального управления, коммерческих, общественных.

Целью курсовой работы является изучение процесса целеполагания и целевых технологий при разработке и принятии управленческого решения.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие  задачи:

    • раскрыть сущность и содержание понятий целеполагание, цель;
    • рассмотреть функции, виды и свойства целей;
    • определить основные методы разработки целей;
    • рассмотреть оценку степени достижения цели;
    • дать характеристику целевым и процессорным технологиям разработки и реализации управленческих решений;
    • рассмотреть процесс целеполагания в деятельности Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2010 год с использованием метода «дерева целей»;
    • дать характеристику реализуемым Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры целевым программам;
    • проанализировать систему показателей по достижению целей программ.

Структура работы обусловлена  целью и задачами исследования и  состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

В первой главе – «Теоретические основы целеполагания» – раскрыта сущность процесса целеполагания, выявлены основные методы разработки целей, изучена оценка степени достижения целей.

Вторая глава –  «Технологии процесса разработки и реализации управленческих решений» – посвящена применению профессиональных управленческих технологий разработки и реализации управленческих решений, в частности, целевым и процессорным технологиям.

В третьей главе –  «Целеполагание в процессе разработки и принятия управленческих решений в органах исполнительной власти» – рассмотрен процесс целеполагания в Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на основе анализа его деятельности за 2010 год.

При написании курсовой работы основными источниками информации послужили региональное законодательство, посвященное целевым программам, доклады Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также работы таких авторов, как Гасанов А.З., Литвак Б.Г., Смирнов Э.А, Шеметов П.В и другие.

1. Теоретические  основы целеполагания

1.1. Понятие  целеполагания и цели

 

По мнению А.З.Гасанова, целеполагание (выбор цели) в процессе выработки и принятия управленческих решений является одним из наиболее ответственных и определяющих элементов всей системы управления (менеджмента) и вторым среди основных этапов разработки управленческих решений [9].

Целеполагание представляет собой двуединый процесс человеческой деятельности, связанный с определением цели как субъективно-идеального образа желаемого (целеобразование, целеформирование) и воплощением ее в объективно-реальном результате (целереализация).

По своему содержанию функция целеполагания – это сложный и развернутый во времени процесс, имеющий свои специфические закономерности, не свойственные иным управленческим функциям. Эта функция определяет содержание всех остальных, является их объединяющим звеном и реализуется во всех сферах социального управления.

Целеполагание пронизывает  и определяет все стадии управленческой работы: информационную, организационную, регулирующую, координирующую, контрольную.

Основные этапы целеполагания:

1. Диагностика процесса, анализ результатов предыдущей деятельности.

2. Предварительная формулировка цели.

3. Сбор всей информации, анализ соответствия выбранной цели принципам целеполагания.

4. Уточнение цели, формулирование задач.

5. Выбор способов достижения цели, планирование деятельности.

6. Реализация задач.

7. Постоянная сверка достигнутых результатов поставленным целям.

Таким образом, в соответствии с выбранной целью формируется стратегия и тактика развития организации, разрабатываются прогнозы и планы действий, оцениваются результаты принятых решений.

Под целью следует  понимать состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация, то есть идеальный результат деятельности в будущем [13. С. 87].

Цели в своей основе объективны. Они являются формой проявления причинно-следственных отношений функционирования системы, отражают требования законов  экономического, социального, технологического развития, а также влияния внешней  среды. Правильная формулировка целей имеет значительное психологическое воздействие на поведение людей в социально-экономических системах. Люди чувствуют себя более уверенно и более эффективно работают, когда знают, к чему стремятся. При наличии ясных и точных целей каждый индивидуум осознает свои достижения и получает разумное удовлетворение, что способствует созданию устойчивого психологического климата в коллективе и результативной деятельности.

Правильная формулировка целей является весьма сложным делом  и зависит от ряда факторов.

Во-первых, это многообразие целей для одной и той же ситуации. Оно определяется как внешними факторами, так и внутренним разнообразием  хозяйственной системы. Любая система есть часть более сложной системы. При этом одна и та же подсистема может быть составной частью разных систем. Но поскольку цели этих систем различны, то и цели подсистем тоже разные. Они зависят от функции, для выполнения которой эти подсистемы включены в более общую систему. Все это делает неоднозначной работу по формированию целей управления организационными системами. Отсюда очевидно, что любая система обладает многообразием целей в зависимости от того, с каких позиций ее рассматривать. [18. C. 124]

Во-вторых, в сложных  системах каждая подсистема или элемент  имеет собственные имманентные цели наряду с заданиями, поступающими сверху, например цели отдела, филиала организации. Возникает проблема совмещения этих целей.

В-третьих, трудность  формирования целей состоит в  отсутствии точного количественного  измерения многих из них в силу следующих причин:

    • цели многозначны, противоречивы или неясны;
    • альтернативные варианты достижения намеченных целей многообразны и неочевидны;
    • показатели эффективности достижения целей не обеспечивают соизмерения степени достижения;
    • предсказания на основе различных методов слишком неопределенны. [18. C. 125]

Таким образом, формулирование целей – процесс очень сложный. Важно подчеркнуть, что достижение каких-либо целей возможно только при соответствии их содержания объективным обстоятельствам. Отсюда следует, что степень достижения цели определяется характером такого соответствия. Это положение является ведущим методическим правилом в целеполагании.

1.2. Функции,  виды и свойства целей

 

Сформулированные  при разработке стратегии и тактики  цели, чтобы эффективно исполнять свое предназначение, должны удовлетворять определенным требованиям.

Основными требованиями к целям являются: комплексность, системность, согласованность, достижимость, конкретность, гибкость, приемлемость, четкость или ясность, измеряемость, мотивированность, совместимость, персонифицированность.[9]

Рассмотрим  их более подробно.

Комплексность следует рассматривать как состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация. То есть цель должна охватывать все аспекты проблемной ситуации.

Системность предполагает, что состояние объекта управления, к которому стремится организация, обеспечивается соответствующими управленческими механизмами на всех этапах управления.

Согласованность означает, что цели организации не должны противоречить друг другу. Если имеются конкурирующие цели, то должна быть определена оптимальная последовательность их реализации. Если же среди целей организации встречаются противоречащие друг другу, то необходимо найти компромиссное решение.

Достижимость предполагает, что состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация, должно быть действительно реальным при складывающейся ситуации и существующих тенденциях ее изменения. Нереальная цель обрекает организацию на неудачу.

Конкретность означает, что цель, поставленная организацией, не должна быть расплывчатой, а должна предлагать для своей реализации четкие управленческие воздействия. Цель обязана четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки её следует достичь и кто должен достигать цель. За сформулированной целью должна просматриваться последовательность конкретных мероприятий, обеспечивающих ее реализацию.

Гибкость означает, что избранная организацией цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы оставалась возможность ее корректировки в случае изменения внешних или внутренних условий, при которых предполагалось ее достижение.

Приемлемость следует рассматривать как требование, в соответствии с которым избранные организацией цели должны быть приемлемы для основных субъектов, определяющих деятельность организации, а так же для тех, кому предстоит обеспечивать достижение поставленных организацией целей. Также при установлении целей необходимо учитывать интересы общества, такие, например, как развитие условий среды проживания в местном масштабе и т.п.

Четкость или ясность предполагает, что цели должны быть недвусмысленно сформулированы и понятны исполнителям.

Измеряемость цели обеспечивается выработкой количественных и качественных критериев и параметров оценки степени ее реализации. Измеряемость цели достигается за счет создания и функционирования механизма обратной связи.

Мотивированность предполагает связь целей организации с системой вознаграждения исполнителей.

Совместимость означает, что все множество целей, самой организации и ее подразделений, различных категорий персонала и отдельных сотрудников, должны быть совместимы и непротиворечивы.

Персонифицированность предполагает наличие персональной ответственности за реализацию цели.

Функции целей представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Функции  целей

 

Цели организации бывают различных видов. Они подразделяются на официальные (стратегические), оперативные и операционные (тактические) [9].

Официальные цели определяют общее назначение организации и  декларируются в уставе или положении  об организации. Они объясняют необходимость  организации для общества, имеют  внешнюю направленность и выполняют  важную защитную функцию, создавая организации соответствующий имидж.

Оперативные цели определяют, чем на самом деле в текущий  период занимается организация, и могут  не полностью совпадать на конкретный период с официальными целями. Такие  цели имеют внутреннюю направленность и призваны мобилизовать ресурсы организации.

Операционные цели еще  более конкретны и измеряемы, чем оперативные. Они направляют деятельность конкретных работников и  позволяют давать оценку их работе.

Первый тип целей  называют так же стратегическими, два  последних – тактическими. Стратегические цели формируются при определении долговременной политики развития организации, а тактические – при решении оперативных, как правило, средне- и краткосрочных задач управления. Естественно, что при формировании тактических целей учитываются стратегические цели организации. Более того, тактические цели ставятся организацией для обеспечения достижения ее стратегических целей. В то же время совокупность тактических целей при их анализе может оказывать влияние на корректировку стратегических целей. [13. C. 91]

Цели бывают траекторные и точечные. Траекторные (их еще называют направляющими) определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта. В то же время точечные цели формулируются как стремление достичь вполне конкретного результата. [13. C. 92]

Информация о работе Цели и целеполагание управленческой деятельности