Цели и целеполагание управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Разработка и принятие управленческих решений – это один из основных составляющих любого управленческого процесса.
При разработке управленческого решения особую значимость имеет процесс целеполагания.
Интерес к организации процессов целеполагания в практике управления возник в начале 60-х годов ХХ века. Многочисленные исследования, проведенные в последующие десятилетия, зафиксировали тот факт, что постановка целей является активной творческой деятельностью и требует использования различных методов.
О важности целеполагания свидетельствует тот факт, что он выделяется всеми современными исследователями в самостоятельный этап процесса разработки управленческих решений.
Цель определяет то, ради чего создают систему. Качество цели определяет успех или неудачу принятого решения
Таким образом, весьма актуальным является изучение этапа целеполагания в разработке управленческих решений, так как определение ясных, однозначно сформулированных целей может иметь решающее значение практически для всех типов организаций – государственного и муниципального управления, коммерческих, общественных.
Целью курсовой работы является изучение процесса целеполагания и целевых технологий при разработке и принятии управленческого решения.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 479.00 Кб (Скачать файл)

Данная технология базируется на статистических методах, теории размытых множеств, теории разработки решений  в условиях неопределенностей. Авторство на программу и полученные результаты принадлежит руководителю и исполнителю.

По итогам данного  параграфа можно сделать вывод, что при разработке и принятии управленческих решений большое  значение имеет постановка целей. Ориентация на цели достигается в результате применения управленческих технологий разработки и реализации управленческих решений. Они включают целевые и процессорные технологии. В состав целевых входят инициативно-целевая, программно - целевая и регламентная технологии.

Сегодня программно-целевой  подход, в основе которого лежит использование деревьев целей, является одним из основных методов перспективного планирования.

2.3. Процессорные  технологии как инструментальные  средства для реализации целевых  технологий

 

Для успешного выполнения каждая целевая технология разработки управленческих решений имеет свой набор процессорных технологий, представляющих механизм реализации целевых технологий.

В состав процессорных входят шесть  технологий управления: по результатам, на базе потребностей и интересов, путем постоянных проверок и указаний, в исключительных случаях, на базе «искусственного интеллекта» и на базе активизации деятельности персонала. На рис.5 приведена схема наборов при реализации технологий целевого управления.

Рисунок 5 – Схема наборов при реализации технологии целевого управления

 

Технология управление по результатам. Эта технология основана на приоритете конечных результатов над планированием и прогнозированием. Основной функцией, реализуемой руководителями, является координация (корректировка) действий и решений в зависимости от полученного результата.

Данная технология хорошо реализуется для средних и  малых организаций или подразделении, в которых [16. C. 57]:

    • время между принятием решений и результатом их выполнения минимально (часы, несколько дней);
    • отсутствуют непреодолимые трудности в быстром приобретении требуемых ресурсов или возврате невостребованных;
    • профессионализм руководителя организации или руководителя проекта достаточно высок;
    • характер производства преимущественно механизированный.

Основу данной технологии составляют бизнес-план и разработки по принятию управленческих решений в условиях возможных неопределенностей. Известно, что наиболее необходимые факторы для разработки эффективного управленческого решения либо неизвестны, либо точно неопределимы.

В зависимости от ситуации и конечного результата руководитель должен постоянно корректировать расстановку и обучение кадров, технологию и организацию труда, номенклатуру и качество применяемых материалов и т.д.

Реализация данной технологии требует проведения аналитической  работы либо силами самого руководителя, либо с помощью специалистов, владеющих  знаниями в области психологии, социологии, маркетинга, экономики и в других необходимых областях деятельности. Эта работа базируется на анализе текущей информации, проведении опросов, определении проблем и подготовке предложений по корректировке тактических и стратегических решений, создании информационной базы.

Данная технология самая  дешевая среди остальных технологий, так как не требует затрат на разработку детальных планов и расчета средств на реализацию решений.

Технология предусматривает  два этапа в реализации [16. C. 59]:

    1. разработка нового или выбор типового решения и его реализация до получения первого результата;
    2. сравнение результата с нормативными показателями. Если отклонение фактического результата от нормативных показателей превышает допустимые величины, то проводится корректировка решения. Если отклонения допустимы, то последняя версия решения не корректируется и цикл продолжается.

Действие технологии завершается по достижении цели, зафиксированной  в технологии целевого управления.

Технология управление на базе потребностей и интересов. Она основана на приоритете межличностных отношений над другими средствами и методами для формирования взаимодействия между работниками, участвующими в реализации поставленной цели.

Взаимодействие между руководителем  и подчиненным при реализации данной технологии может возникнуть только при условии, что воздействие затрагивает потребности и интересы, как самого руководителя, так и подчиненного. Все остальные варианты воздействий приводят к противодействию подчиненного.

Данная технология эффективно реализуется  в крупных и средних организациях в небольших регионах (городах, поселках и т. д.), где деятельность организации существенно влияет на муниципальную инфраструктуру. Например, в городах и поселках с развитой текстильной промышленностью, где одна большая организация дает жизнь ряду более мелких обслуживающих предприятий.

Дополнительные условия  применения технологии [16. C. 60]:

    • большой временной интервал между принятием или корректировкой решения и получением результата;
    • преимущественно коллективный характер работы;
    • наличие тесных семейных, бытовых и производственных связей с большинством организаций, расположенных в том же административном регионе – селе, поселке и т. д.;
    • наличие рынка специалистов.

Численность персонала, задействованного в данной технологии, не ограничивается. Основной функцией, реализуемой руководителями, являются планирование и организация взаимодействия между участниками трудового процесса, положительный результат гарантируется.

Данная технология воздействует на выбор и удовлетворение потребностей и интересов работников непосредственно  от руководителя, а не через решение  самого работника.

Технология управление путем постоянных проверок и указаний. Технология основана на приоритете контроля и жесткого управления персоналом над другими средствами и методами для формирования взаимодействия между работниками, участвующими в реализации поставленной цели. Контроль и жесткое управление обоснованы тем, что при этом человек лучше реализует свои потребности в самовыражении, самопроявлении, стабильности и порядке.

Данная технология эффективно реализуется в небольших организациях, в которых авторитет и профессионализм руководителя вне сомнений, в особенности в новых наукоемких организациях, учебных заведениях или на предприятиях, где на договорной основе работают консультанты-менеджеры.

Для реализации данной технологии необходимо осуществить следующую  организационную и функциональную подготовку [16. C. 61]:

    • сформировать специально для выполнения конкретной цели набор элементов системы управления;
    • по каждому элементу набора элементов системы управления составить перечень и объем требуемых ресурсов (материальных, технологических, финансовых и др.);
    • для каждого работника или группы работников составить подробный план выполнения заданий с указанием даты и объема ее важнейших этапов.

Технология управление в исключительных случаях. Эта технология основана на приоритете профессионализма исполнителей или отработанной и хорошо выполнимой производственной технологии над другими средствами и методами для успешного выполнения порученных или выбранных заданий.

Исключительный случай – это устойчивый набор ситуаций, мешающий исполнителю надлежащим образом и в срок выполнить порученное задание. Исключительный случай не относится к форс-мажорным ситуациям, например, болезнь или увольнение сотрудников, отключение электроэнергии в производственных помещениях, брак при производстве изделий. Обычно интеллектуальный уровень исключительной ситуации (помехи) значительно ниже, чем уровень предмета деятельности специалистов. Например, в работе отдела системных программистов случаются различные помехи: отключение электричества, задержки в поставках бумаги, картриджей и т. д. Если руководитель отдела – человек менее квалифицированный, чем его ключевые работники, но оперативно и квалифицированно устраняющий помехи, то дела отдела пойдут успешно, если нет, то возникнут устойчивые конфликты.

Данная технология эффективно реализуется в небольших организациях, работающих либо по жестко регламентированной технологии, либо в организациях с доверительной (функциональной) структурой управления. Жестко регламентированная технология предусматривает четкое распределение всех управленческих и производственных функций среди персонала, создание отлаженного взаимодействия. Доверительная структура управления – это феномен рыночной экономики. Она обычно формируется при создании новой организации (ООО, ОАО, ЗАО и др.), в которой руководители ключевых подразделений и исполнители связаны между собой дружескими или семейными отношениями, могут профессионально выполнять основные виды деятельности.

В данной структуре руководитель осуществляет линейное воздействие на всех участках производственного процесса по административным функциям, а по экономическим, технологическим и другим функциям оказывает подчиненным и коллегам требуемое содействие. Руководитель находится в ситуации: равный среди равных. Исполнитель может также часть своих работ передать на нижестоящий уровень и выступать по отношению к нему как линейный руководитель и как советник.

Управленческая технология предусматривает точное следование духу и букве производственной технологии и полное доверие решениям руководителей  всех ключевых подразделений.

Технология управление на базе «искусственного интеллекта». Эта технология основана на приоритете отработанной практики, статистики и современных экономико-математических методов, реализованных в виде баз знаний или баз данных с применением современных информационных компьютерных технологий. Искусственный интеллект – это система современных информационных технологий, моделирующих некоторые стороны мыслительной деятельности человека при разработке и реализации решений [16. C. 63].

Данная технология особо  эффективна для любых организаций  с большим объемом типовых  сложных процедур.

Технология основана на том, что подавляющее большинство  отклонений в работе организаций  являются штатными, т.е. повторяющимися, с известным набором решений по их устранению. Внештатные отклонения обычно возникают на базе штатных и поэтому набор решений по их устранению может быть получен путем корреляции штатных методов решений с помощью информационной системы. Например, Президент РФ (по данным на март 2004 г.[19]) ежедневно получает около 2,5 тысяч почтовых отправлений, из них лишь какая-то определенная часть наиболее важных попадают на его стол. В год Президент РФ отвечает некоторое количество писем. Остальная часть писем обрабатывается преимущественно с помощью компьютерных интеллектуальных систем считывания, распознавания текста, формирования ответов и необходимых действий со стороны специалистов.

При наступлении непредвиденных ситуаций, мешающих выполнению задания, руководитель с помощью «искусственного интеллекта» разрабатывает варианты корректировок, выбирает наилучший и координирует процесс выполнения задания. В случае неготовности компьютерной системы обработать данные по новой ситуации руководитель берет управление на себя или поручает это другим исполнителям. Новое решение заносится в базу данных с указанием полученных результатов (положительных или отрицательных).

Данная технология требует  высокого уровня профессиональной подготовки специалистов по работе с информационными системами. Руководители не вмешиваются в дела друг друга. Общий руководитель только координирует действия руководителей подразделений и выполняет ограниченный перечень своих функций. Каждый руководитель замыкает на себе только часть функций, необходимых для выполнения работы конкретным исполнителем.

Технология управление на базе активизации деятельности персонала. Эта технология основана на приоритете стимулов и поощрений для работника над другими средствами и методами для успешного выполнения порученных или выбранных заданий. Она эффективна при преимущественно ручном производстве, когда производительность труда и качество выпускаемой продукции в основном определяются настроением, психологией и состоянием здоровья работника, а также социально-психологическим климатом в коллективе. Штат сотрудников неограничен. Технология требует наличия системы слежения за действием стимулов и поощрений на деятельность каждого работника или коллектива.

Активизация деятельности объединяет два понятия: стимулирование (моральное и материальное) и мобилизацию. К моральному стимулированию относятся выдача ответственных заданий, доверие, благодарности, правительственные награды, повышение в должности или представление к ним и т. п., к материальному – выплаты в денежной и товарной форме, в форме услуг, знаний и информации. Мобилизация – это формирование в работнике на базе патриотизма моральных ценностей человека и общества новых движущих сил («второго дыхания») для достижения поставленных целей [16. C. 64]. К приемам мобилизации относятся лозунги, призывы, просьбы, приказы, личный пример руководителя или коллег, самосознание важности выполняемого задания и т. п.

Данная технология воздействует на удовлетворение потребностей и интересов работников не прямо от руководителя, как в технологии управления на базе потребностей и интересов, а через решения самого работника. Технология требует высокого уровня профессиональной подготовки специалистов по работе с персоналом.

Информация о работе Цели и целеполагание управленческой деятельности