Цели и целеполагание управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Разработка и принятие управленческих решений – это один из основных составляющих любого управленческого процесса.
При разработке управленческого решения особую значимость имеет процесс целеполагания.
Интерес к организации процессов целеполагания в практике управления возник в начале 60-х годов ХХ века. Многочисленные исследования, проведенные в последующие десятилетия, зафиксировали тот факт, что постановка целей является активной творческой деятельностью и требует использования различных методов.
О важности целеполагания свидетельствует тот факт, что он выделяется всеми современными исследователями в самостоятельный этап процесса разработки управленческих решений.
Цель определяет то, ради чего создают систему. Качество цели определяет успех или неудачу принятого решения
Таким образом, весьма актуальным является изучение этапа целеполагания в разработке управленческих решений, так как определение ясных, однозначно сформулированных целей может иметь решающее значение практически для всех типов организаций – государственного и муниципального управления, коммерческих, общественных.
Целью курсовой работы является изучение процесса целеполагания и целевых технологий при разработке и принятии управленческого решения.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 479.00 Кб (Скачать файл)

Каждая целевая программа обязательно должна включать в себя так называемый целевой раздел. В нем фиксируются цель и подцели будущей деятельности, приводятся исходные данные о предполагаемых и желаемых результатах, об ограничениях экономического, социально-политического, технического, ресурсного и иного характера, указывается предполагаемая последовательность достижения целей.[17]

Для достижения стратегической цели и тактических задач Департамент  социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  в 2010 году координировал и осуществлял реализацию 7 целевых программ,  в том числе 3 ведомственных целевых программ.

Особенностями целевых программ, реализуемых Департаментом, являются [10. C. 27]:

    • межведомственный характер;
    • наличие собственных расходных обязательств в межведомственных программах (подпрограммы);
    • значительный объем расходных обязательств обусловлен наличием широкого спектра закрепленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа гарантий отдельным категориям граждан, являющихся полномочиями Департамента социального развития.

Ведомственные целевые  программы направлены на решение целей и задач социально-экономического развития, соответствующих полномочиям и функциям, возложенным на Депсоцразвития Югры.

Программная деятельность Департамента в 2010 году реализовывалась в следующих целевых программах [11. C. 72-78] (см. приложение 5):

1.  Ведомственная целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие системы социального обслуживания граждан старшего поколения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» на 2009-2011 годы».

Цель программы – развитие взаимоувязанных организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления комплексных мер по повышению качества жизни пожилых людей и созданию условий для их полноценной жизнедеятельности, содействие развитию в автономном округе социального обслуживания граждан  старшего поколения.

2.  Ведомственная целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие системы социального обслуживания и реабилитации инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) военнослужащих и ветеранов боевых действий на 2010-2012 годы».

Цель программы – совершенствование системы социального обслуживания и комплексной реабилитации инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) военнослужащих и ветеранов боевых действий.

3. Ведомственная целевая программа «Сопровождение и развитие автоматизированной информационной системы органов труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  на 2010-2012 годы».

Цель Программы – повышение  качества обслуживания населения и  эффективности государственного управления в сфере социальной защиты населения.

4. Целевая программа автономного округа «Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2008-2012 годы».

Цель Программы – повышение качества жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры путем создания условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры автономного округа инвалидам и маломобильным группам населения, реализации их творческого и профессионального потенциала.

5. Целевая программа автономного округа «Социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»  на 2010-2014 годы.

Цель программы – повышение качества и уровня жизни инвалидов, эффективное решение проблем инвалидности и инвалидов в автономном округе.

6.  Целевая программа Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Дети Югры» на 2006 - 2010 годы.

Цель программы – создание условий для полноценной жизни и гармоничного развития детей Ханты-Мансийского автономного округа–Югры.

7. Программа «Демографическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2008-2010 годы.

Цель программы – создание условий для повышения вклада собственного воспроизводства населения в демографическую динамику и повышение доли постоянных жителей в населении автономного округа.

Таким образом, как и всякое управленческое решение, целевая программа разрабатывается на основе анализа и оценки сложившейся ситуации и принимается в установленном порядке. Целевые программы характеризует конкретность цели, четкая ориентированность на достижение конечных результатов всех планируемых действий. Отличительной чертой таких программ является также строгая определенность используемых ресурсов и источников их получения.

На уровне Ханты-Мансийского автономного округа - Югры задачи обеспечения необходимого уровня государственных социальных гарантий для населения занимают приоритетное положение. Поэтому Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  координирует и осуществляет реализацию различных целевых программ.

 

 

3.3. Система показателей по достижению целей программ

 

Эффективность целевой программы определяется как в целом по программе, так и по отдельным этапам ее выполнения, конкретными показателями. По каждой из поставленных целей и задач должны быть представлены четко обозначенные качественные и количественные результаты. Эффективность мероприятий оценивается по степени их влияния на улучшение качества жизни населения, улучшение показателей социальной сферы и экономики региона [12. C. 121].

Рассмотрим показатели достижения целевых программ, реализуемых  Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Информацией послужили утвержденные нормативные правовые акты по каждой из программ (табл. 1).

 

Таблица 1 – Основные показатели реализации целевых программ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Название целевой  программы

Показатели

«Развитие системы социального  обслуживания граждан старшего поколения в

Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» на 2009-2011 годы   (ВЦП)

Показатели результативности:

  • увеличение количества граждан старшего поколения, получивших в учреждениях социального обслуживания населения различных форм собственности гарантированные государством социальные услуги на 10%;
  • повышение степени удовлетворенности граждан старшего поколения качеством услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания до 97%;
  • обеспечение выравнивания учреждений социального обслуживания по степени оснащенности материально-технической базы путем доукомплектования необходимым оборудованием 11 учреждений (32% существующих);
  • реализация не менее 5 инновационных технологий социального обслуживания граждан старшего поколения;
  • осуществление перевода 10% государственных учреждений социального обслуживания на иные организационно-правовые формы хозяйствования.

 

 

Ожидаемые конечные результаты программы и показатели социально-экономической эффективности:

  • сформированность системы организационных, правовых, социально-экономических условий, направленных на повышение качества жизни пожилых людей, их полноценной жизнедеятельности, развитие в автономном округе социального обслуживания граждан старшего поколения;
  • повышение нравственных и духовных ценностей посредством пропаганды позитивного отношения к старости, гражданам старшего поколения;
  • организация и развитие образовательной работы с гражданами старшего поколения, направленной на преодоление социальной изоляции, установления новых контактов, получения новых знаний;
  • повышение степени удовлетворенности возрастающей потребности граждан старшего поколения в социальных услугах, минимизации факторов социальных рисков, свойственных пожилым людям.

«Развитие системы социального  обслуживания и реабилитации инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) военнослужащих и ветеранов боевых действий» на 2010-2012 годы   (ВЦП)

Показатели результативности:

  • к окончанию реализации программы в учреждениях социального обслуживания ежегодно будут получать реабилитационное лечение 140 инвалидов боевых действий;
  • ежегодно в учреждениях социального обслуживания будут получать реабилитационное лечение 150 членов семей погибших (умерших) военнослужащих и ветеранов боевых действий;

количество приобретенного медицинского, диагностического, реабилитационного оборудования составит 63 ед.

«Сопровождение и развитие автоматизированной информационной системы  органов труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры»  на 2010-2012 годы   (ВЦП)

Показатели результативности:

  • приведение системы безопасности в соответствие с требованиями федерального законодательства по защите персональных данных;
  • повышение эффективности государственного регулирования сферы социальной защиты населения путем объединения автономных электронных баз данных по предоставлению мер социальной поддержки гражданам в единую распределенную базу данных в сфере социальной защиты населения автономного округа;
  • информирование в электронном виде граждан о предоставлении государственных услуг в области предоставления мер социальной поддержки.

«Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных  групп населения к объектам социальной инфраструктуры

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2008-2012 годы  (ЦП)

Важнейшие целевые индикаторы и  показатели:

  • сооружение и обустройство входных групп, оснащенных пандусами, оборудование широкими ступенями, из материалов, предусматривающих минимальное скольжение, установка поручней, расширение проходов, устранение порогов в 120 окружных объектах социальной инфраструктуры;
  • обеспечение удобства в использовании инвалидами и другими маломобильными группами населения специальных мест (ванные комнаты, душевые кабины, санитарные узлы и другие объекты) в 68 учреждениях социальной инфраструктуры автономного округа;
  • приобретение и сооружение лифтов в 12 окружных учреждениях;
  • благоустройство территорий, подъездных путей, автостоянок 39 окружных учреждений для создания условий беспрепятственного доступа инвалидам и маломобильным группам населения к учреждениям;
  • приобретение и установка около 236 единиц специального технологического, инженерного оборудования, лестничных подъемников, кресел, устройств, систем информации для организации передвижения инвалидов внутри зданий и пользования услугами, предоставляемыми учреждениями социальной инфраструктуры;
  • приобретение 157 единиц специализированных транспортных средств для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения;
  • проведение 4 семинаров и совещаний, конкурсов по созданию безбарьерной среды среди предприятий, общественных организаций инвалидов, спортивных учреждений, мониторинга состояния формирования безбарьерной среды в автономном округе, издание 6 научно-методических сборников.

Ожидаемые конечные результаты программы:

  • увеличение числа инвалидов и маломобильных групп населения в пользовании услугами объектов социальной инфраструктуры, транспорта, информации и связи в автономном округе;
  • увеличение количества и качества предоставляемых услуг для инвалидов и маломобильных групп населения административными, образовательными, культурными, спортивными, медицинскими, социальными учреждениями автономного округа;
  • создание условий для доступного, удобного транспортного обслуживания инвалидов и маломобильных групп населения;
  • повышение независимости инвалидов и маломобильных групп населения в общественной и профессиональной жизнедеятельности.

«Социальная поддержка  и социальное обслуживание инвалидов  в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»  на 2010-2014 годы  (ЦП)

Ожидаемые конечные результаты программы:

  • реализация прав инвалидов на обеспечение условий для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к информации:

а) создание для инвалидов  с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного  аппарата интернет-класса на базе учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Государственная библиотека Югры»;

б) организация информационного  сопровождения для инвалидов  с нарушением слуха на базе государственного учреждения Ханты-Мансийского автономного  округа «Окружная телерадиокомпания «Югра»;

в) приобретение трех специальных транспортных средств для учреждений соц. обслуживания населения автономного округа для организации транспортного обслуживания инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата;

  • создание условий для увеличения объема и повышения качества предоставляемых услуг в области социального обслуживания инвалидов, социальной адаптации и реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства, физической культуры и спорта;
  • оказание содействия в получении образования (не менее 140 человек);
  • создание для инвалидов трех рабочих мест по осуществлению сборки кресел-колясок на базе государственного предприятия Ханты-Мансийского автономного округа «Реабилитационно-технический центр»;
  • подготовка не менее 30 сурдопедагогов в учреждениях социального обслуживания автономного округа и учреждениях специального (коррекционного) образования автономного округа, двух тренеров по работе с инвалидами в учреждениях физической культуры и спорта автономного округа.

«Дети Югры» на 2006 - 2010 годы   (ЦП)

Ожидаемые конечные результаты программы:

  • улучшение положения детей социально-незащищенных категорий, формирование, с учетом социальной политики, позитивных тенденций снижения масштабов уровня бедности и социального неравенства семей и детей;
  • улучшение социально-медицинской помощи женщинам и детям, перераспределение приоритетов в сторону развития служб охраны материнства и детства, социального обслуживания семьи и детей и как следствие:

а) снижение показателей материнской  смертности до 20 промилле на 100000 детей родившихся живыми;

б) снижение младенческой и детской  смертности на 10%;

в) снижение заболеваемости беременных женщин – на 5%.

  • повышение качества реабилитации детей-инвалидов, обеспечение им доступа к образованию, спорту, культуре, успешная адаптация и интеграция в общество, снижение распространенности инвалидности до 15 промилле на 10000 детского населения;
  • охват различными формами отдыха и оздоровления практически всех детей школьного возраста;
  • организация временной занятости до 15 тыс. несовершеннолетних в период каникул и в свободное от учебы время;
  • сокращение социального сиротства, устройство для воспитания в семейной среде не менее 80% ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение социальной защищенности воспитанников детских домов;
  • обеспечение 10% детей-сирот от общего количества детей-сирот, нуждающихся в получении жилой площади, жильем;
  • снижение числа безнадзорных и беспризорных детей, юных правонарушителей и преступников, детей, находящихся в социально-опасном положении;
  • создание условий для реализации способностей одаренных детей;
  • создание оптимальной структуры учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, оказывающих всестороннюю помощь и поддержку детям, укрепление их материально-технической базы, расширение комплекса социальных, медицинских, образовательных услуг и их максимальное приближение к потребителям, повышение эффективности деятельности всех служб.

«Демографическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2008-2010 годы   (ЦП)

Ожидаемые конечные результаты программы:

  • повышение суммарного коэффициента рождаемости (среднего числа детей, рожденных одной женщиной) до 1,7 - 1,8;
  • увеличение абсолютного числа родившихся на 10 - 12%;
  • повышение общего коэффициента рождаемости (число родившихся на 1000 населения) до 14,4 - 14,6;
  • увеличение продолжительности жизни до 64,4 года для мужчин и 75,2 года для женщин;
  • сокращение смертности до 460 мужчин и 104 женщин на 100000 трудоспособных лиц в возрасте 20 - 39 лет; до 1118 мужчин и 362 женщин на 100000 трудоспособных лиц в возрасте 40 - 59 лет;
  • увеличение постоянно проживающего населения автономного округа до 22 процентов;
  • удовлетворение потребности автономного округа в трудовых ресурсах за счет увеличения трудовой миграции из регионов Российской Федерации до уровня 80000 - 90000 человек в год.

 

Таким образом, в Департаменте социального развития Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры процессу целеполагания уделяется особое внимание. Он имеет четко сформулированную миссию, стратегическую цель и тактические задачи. Для постепенного достижения стратегической цели и решения тактических задач Департамент разрабатывает, координирует и осуществляет реализацию различных целевых программ.

Каждая целевая программа обязательно должна содержать показатели результативности реализации программы.

В целом программы  оцениваются системой количественных и качественных показателей, из которых  используются следующие:

    • показатели целей программы;
    • показатели эффективности конечных результатов, где оцениваются экономические, социальные и другие эффекты, в полной мере отражающие полезность (ожидаемую, полученную) осуществления программы, эффективность обслуживания ею соответствующих пользователей;
    • специфические показатели, необходимость и состав которых устанавливаются в зависимости от характера и особенностей каждой программы.

Эффективность мероприятий  в социальной сфере оценивается  через улучшение соответствующих  демографических и социальных показателей.

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе работы поставленная цель достигнута, задачи выполнены, что подтверждается нижеследующими выводами и положениями.

Раскрыты теоретические основы процесса целеполагания как одного из самых основных этапов при разработке и принятии управленческого решения. Рассмотрены целевые и процессорные технологии разработки и реализации управленческих решений. Исследован процесс целеполагания в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации на примере Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с использованием метода «дерева целей».

Под целеполаганием понимается сложный процесс, включающий не только образование целей, но и их проверку, корректировку, согласование, прогнозирование.

Цели представляют собой выражение желаемых состояний, которые должны возникнуть как результат принятия решений.

Для того чтобы сформулированные цели эффективно исполняли свое предназначение они должны удовлетворять определенным требованиям, основными из которых являются комплексность, системность, согласованность, достижимость, конкретность, гибкость, приемлемость, четкость или ясность, измеряемость, мотивированность, совместимость, персонифицированность.

Цели бывают различных  видов, например, официальные, оперативные  и операционные, стратегические и тактические, траекторные и точечные, долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные и другие. Особое значение в системе целеполагания занимают стратегические цели организации, так как являются высшими и определяющими для всех остальных.

Используются различные методы разработки целей. В качестве такого инструмента может быть использован метод написания сценария. Сценарий как документ, описывающий возможное будущее состояние системы в зависимости от складывающихся и предполагаемых ситуаций, позволяет сформулировать общие направления развития системы, ее конечную (на конец прогнозируемого периода) цель функционирования или то состояние, которого она может достигнуть. Но не всегда оправданно применение метода написания сценариев для решения текущих задач.

Метод построения дерева целей дает возможность отразить с помощью дедуктивно-логической модели весь круг задач, которые требуется решить для достижения главной цели, постепенно их детализируя и переходя к системам, подсистемам и их элементам.

Деревья целей широко используются при программно-целевом  планировании структурами федерального и регионального уровня, концернами, фирмами при разработке крупномасштабных проектов и программ и другими организациями.

Для того чтобы система целей, сформированная организацией, была измеримой, необходимо наличие набора критериев, показателей, которые позволяют определить степень достижения каждой из целей. Если систематизация целей представлена в виде дерева целей, то в виде дерева могут быть представлены и критерии.

Направленность процесса разработки и реализации управленческих решений на достижение запланированной цели достигается при помощи управленческих технологий разработки и реализации управленческих решений. В их состав входят целевые и процессорные технологии. Целевые технологии включают инициативно-целевую, программно-целевую и регламентную технологии. Каждая целевая технология наиболее эффективна при использовании вместе с ней набора процессорных управленческих технологий. Процессорные технологии обслуживают целевые, являясь по отношению к ним инструментарием.

Основное требование к государственному и муниципальному управлению – их эффективность в  достижении целей, реализации функций  и задач. Выполнение данного требования зависит от целесообразности, своевременности, содержательности управленческих решений, которые являются важнейшим связующим звеном процесса управления.

Исследование процесса целеполагания в деятельности Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры позволило сделать вывод, что данному этапу в разработке и принятии управленческих решений Департамента уделяется должное внимание.

Информация о работе Цели и целеполагание управленческой деятельности