Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:14, курсовая работа
Разработка и принятие управленческих решений – это один из основных составляющих любого управленческого процесса.
При разработке управленческого решения особую значимость имеет процесс целеполагания.
Интерес к организации процессов целеполагания в практике управления возник в начале 60-х годов ХХ века. Многочисленные исследования, проведенные в последующие десятилетия, зафиксировали тот факт, что постановка целей является активной творческой деятельностью и требует использования различных методов.
О важности целеполагания свидетельствует тот факт, что он выделяется всеми современными исследователями в самостоятельный этап процесса разработки управленческих решений.
Цель определяет то, ради чего создают систему. Качество цели определяет успех или неудачу принятого решения
Таким образом, весьма актуальным является изучение этапа целеполагания в разработке управленческих решений, так как определение ясных, однозначно сформулированных целей может иметь решающее значение практически для всех типов организаций – государственного и муниципального управления, коммерческих, общественных.
Целью курсовой работы является изучение процесса целеполагания и целевых технологий при разработке и принятии управленческого решения.
Каждая целевая программа обязательно должна включать в себя так называемый целевой раздел. В нем фиксируются цель и подцели будущей деятельности, приводятся исходные данные о предполагаемых и желаемых результатах, об ограничениях экономического, социально-политического, технического, ресурсного и иного характера, указывается предполагаемая последовательность достижения целей.[17]
Для достижения стратегической
цели и тактических задач
Особенностями целевых программ, реализуемых Департаментом, являются [10. C. 27]:
Ведомственные целевые программы направлены на решение целей и задач социально-экономического развития, соответствующих полномочиям и функциям, возложенным на Депсоцразвития Югры.
Программная деятельность Департамента в 2010 году реализовывалась в следующих целевых программах [11. C. 72-78] (см. приложение 5):
1. Ведомственная целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие системы социального обслуживания граждан старшего поколения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» на 2009-2011 годы».
Цель программы – развитие взаимоувязанных организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления комплексных мер по повышению качества жизни пожилых людей и созданию условий для их полноценной жизнедеятельности, содействие развитию в автономном округе социального обслуживания граждан старшего поколения.
2. Ведомственная целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие системы социального обслуживания и реабилитации инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) военнослужащих и ветеранов боевых действий на 2010-2012 годы».
Цель программы – совершенствование системы социального обслуживания и комплексной реабилитации инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) военнослужащих и ветеранов боевых действий.
3. Ведомственная целевая программа «Сопровождение и развитие автоматизированной информационной системы органов труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2010-2012 годы».
Цель Программы – повышение качества обслуживания населения и эффективности государственного управления в сфере социальной защиты населения.
4. Целевая программа автономного округа «Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2008-2012 годы».
Цель Программы – повышение качества жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры путем создания условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры автономного округа инвалидам и маломобильным группам населения, реализации их творческого и профессионального потенциала.
5. Целевая программа автономного округа «Социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» на 2010-2014 годы.
Цель программы – повышение качества и уровня жизни инвалидов, эффективное решение проблем инвалидности и инвалидов в автономном округе.
6. Целевая программа Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Дети Югры» на 2006 - 2010 годы.
Цель программы – создание условий для полноценной жизни и гармоничного развития детей Ханты-Мансийского автономного округа–Югры.
7. Программа «Демографическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2008-2010 годы.
Цель программы – создание условий для повышения вклада собственного воспроизводства населения в демографическую динамику и повышение доли постоянных жителей в населении автономного округа.
Таким образом, как и всякое управленческое решение, целевая программа разрабатывается на основе анализа и оценки сложившейся ситуации и принимается в установленном порядке. Целевые программы характеризует конкретность цели, четкая ориентированность на достижение конечных результатов всех планируемых действий. Отличительной чертой таких программ является также строгая определенность используемых ресурсов и источников их получения.
На уровне Ханты-Мансийского автономного округа - Югры задачи обеспечения необходимого уровня государственных социальных гарантий для населения занимают приоритетное положение. Поэтому Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры координирует и осуществляет реализацию различных целевых программ.
Эффективность целевой программы определяется как в целом по программе, так и по отдельным этапам ее выполнения, конкретными показателями. По каждой из поставленных целей и задач должны быть представлены четко обозначенные качественные и количественные результаты. Эффективность мероприятий оценивается по степени их влияния на улучшение качества жизни населения, улучшение показателей социальной сферы и экономики региона [12. C. 121].
Рассмотрим показатели
достижения целевых программ, реализуемых
Департаментом социального
Таблица 1 – Основные показатели реализации целевых программ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Название целевой программы |
Показатели |
«Развитие системы социального обслуживания граждан старшего поколения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» на 2009-2011 годы (ВЦП) |
Показатели результативности:
Ожидаемые конечные результаты программы и показатели социально-экономической эффективности:
|
«Развитие системы социального обслуживания и реабилитации инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) военнослужащих и ветеранов боевых действий» на 2010-2012 годы (ВЦП) |
Показатели результативности:
количество приобретенного медицинского, диагностического, реабилитационного оборудования составит 63 ед. |
«Сопровождение и развитие
автоматизированной информационной системы
органов труда и социальной защиты
населения Ханты-Мансийского |
Показатели результативности:
|
«Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2008-2012 годы (ЦП) |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели:
Ожидаемые конечные результаты программы:
|
«Социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» на 2010-2014 годы (ЦП) |
Ожидаемые конечные результаты программы:
а) создание для инвалидов с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата интернет-класса на базе учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Государственная библиотека Югры»; б) организация информационного сопровождения для инвалидов с нарушением слуха на базе государственного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа «Окружная телерадиокомпания «Югра»; в) приобретение трех специальных транспортных средств для учреждений соц. обслуживания населения автономного округа для организации транспортного обслуживания инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата;
|
«Дети Югры» на 2006 - 2010 годы (ЦП) |
Ожидаемые конечные результаты программы:
а) снижение показателей материнской смертности до 20 промилле на 100000 детей родившихся живыми; б) снижение младенческой и детской смертности на 10%; в) снижение заболеваемости беременных женщин – на 5%.
|
«Демографическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2008-2010 годы (ЦП) |
Ожидаемые конечные результаты программы:
|
Таким образом, в Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры процессу целеполагания уделяется особое внимание. Он имеет четко сформулированную миссию, стратегическую цель и тактические задачи. Для постепенного достижения стратегической цели и решения тактических задач Департамент разрабатывает, координирует и осуществляет реализацию различных целевых программ.
Каждая целевая программа обязательно должна содержать показатели результативности реализации программы.
В целом программы оцениваются системой количественных и качественных показателей, из которых используются следующие:
Эффективность мероприятий
в социальной сфере оценивается
через улучшение
.
В ходе работы поставленная цель достигнута, задачи выполнены, что подтверждается нижеследующими выводами и положениями.
Раскрыты теоретические основы процесса целеполагания как одного из самых основных этапов при разработке и принятии управленческого решения. Рассмотрены целевые и процессорные технологии разработки и реализации управленческих решений. Исследован процесс целеполагания в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации на примере Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с использованием метода «дерева целей».
Под целеполаганием понимается сложный процесс, включающий не только образование целей, но и их проверку, корректировку, согласование, прогнозирование.
Цели представляют собой выражение желаемых состояний, которые должны возникнуть как результат принятия решений.
Для того чтобы сформулированные цели эффективно исполняли свое предназначение они должны удовлетворять определенным требованиям, основными из которых являются комплексность, системность, согласованность, достижимость, конкретность, гибкость, приемлемость, четкость или ясность, измеряемость, мотивированность, совместимость, персонифицированность.
Цели бывают различных видов, например, официальные, оперативные и операционные, стратегические и тактические, траекторные и точечные, долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные и другие. Особое значение в системе целеполагания занимают стратегические цели организации, так как являются высшими и определяющими для всех остальных.
Используются различные методы разработки целей. В качестве такого инструмента может быть использован метод написания сценария. Сценарий как документ, описывающий возможное будущее состояние системы в зависимости от складывающихся и предполагаемых ситуаций, позволяет сформулировать общие направления развития системы, ее конечную (на конец прогнозируемого периода) цель функционирования или то состояние, которого она может достигнуть. Но не всегда оправданно применение метода написания сценариев для решения текущих задач.
Метод построения дерева целей дает возможность отразить с помощью дедуктивно-логической модели весь круг задач, которые требуется решить для достижения главной цели, постепенно их детализируя и переходя к системам, подсистемам и их элементам.
Деревья целей широко используются при программно-целевом планировании структурами федерального и регионального уровня, концернами, фирмами при разработке крупномасштабных проектов и программ и другими организациями.
Для того чтобы система целей, сформированная организацией, была измеримой, необходимо наличие набора критериев, показателей, которые позволяют определить степень достижения каждой из целей. Если систематизация целей представлена в виде дерева целей, то в виде дерева могут быть представлены и критерии.
Направленность процесса разработки и реализации управленческих решений на достижение запланированной цели достигается при помощи управленческих технологий разработки и реализации управленческих решений. В их состав входят целевые и процессорные технологии. Целевые технологии включают инициативно-целевую, программно-целевую и регламентную технологии. Каждая целевая технология наиболее эффективна при использовании вместе с ней набора процессорных управленческих технологий. Процессорные технологии обслуживают целевые, являясь по отношению к ним инструментарием.
Основное требование к государственному и муниципальному управлению – их эффективность в достижении целей, реализации функций и задач. Выполнение данного требования зависит от целесообразности, своевременности, содержательности управленческих решений, которые являются важнейшим связующим звеном процесса управления.
Исследование процесса целеполагания в деятельности Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры позволило сделать вывод, что данному этапу в разработке и принятии управленческих решений Департамента уделяется должное внимание.
Информация о работе Цели и целеполагание управленческой деятельности