Цели и целеполагание управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Разработка и принятие управленческих решений – это один из основных составляющих любого управленческого процесса.
При разработке управленческого решения особую значимость имеет процесс целеполагания.
Интерес к организации процессов целеполагания в практике управления возник в начале 60-х годов ХХ века. Многочисленные исследования, проведенные в последующие десятилетия, зафиксировали тот факт, что постановка целей является активной творческой деятельностью и требует использования различных методов.
О важности целеполагания свидетельствует тот факт, что он выделяется всеми современными исследователями в самостоятельный этап процесса разработки управленческих решений.
Цель определяет то, ради чего создают систему. Качество цели определяет успех или неудачу принятого решения
Таким образом, весьма актуальным является изучение этапа целеполагания в разработке управленческих решений, так как определение ясных, однозначно сформулированных целей может иметь решающее значение практически для всех типов организаций – государственного и муниципального управления, коммерческих, общественных.
Целью курсовой работы является изучение процесса целеполагания и целевых технологий при разработке и принятии управленческого решения.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 479.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, процесс разработки и реализации управленческих решений должен быть направлен на достижение запланированной цели. Это достигается при помощи управленческих технологий. Данные технологии включают методы и средства сбора и обработки информации, приемы эффективного воздействия на персонал, принципы, законы и закономерности организации и управления, системы контроля.

В состав технологий разработки и реализации управленческих решений входят целевые технологии и процессорные. Процессорные технологии обслуживают целевые, являясь по отношению к ним инструментарием. Целевые технологии включают инициативно-целевую, программно-целевую и регламентную технологии. Каждая целевая технология разработки управленческих решений наиболее эффективна при использовании вместе с ней набора процессорных управленческих технологий (приоритеты их применения определяет руководитель).

Процессорные технологии разработки управленческих решений – это управление по результатам,  управление на базе потребностей и интересов, управление путем постоянных проверок и указаний, управление в исключительных случаях, управление на базе «искусственного интеллекта», управление на базе активизации деятельности персонала. Все они имеют свои особенности применения.

 

3. Целеполагание  в процессе разработки и принятия  управленческих решений в органах  исполнительной власти

3.1. Построение  «дерева целей» на основе анализа деятельности Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2010 год

 

Принятие решений составная часть любой управленческой функции. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций органами исполнительной власти.

В экономическом словаре  под редакцией Б. А. Райзберга [14]: «Целеполагание – первичная фаза управления, выработки и принятия решений, заключающаяся в постановке генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем, назначением (миссией) системы, стратегическими установками».

Рассмотрим этап целеполагания  на примере органа исполнительной власти Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Департамент социального  развития Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры (Депсоцразвития Югры) является исполнительным органом государственной  власти Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры, осуществляющим функции  по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере социального развития, включая социальную защиту населения (государственную социальную помощь, социальное обслуживание населения, социальную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов), опеку и попечительство, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, государственное пенсионное обеспечение лицам, замещавшим государственные должности автономного округа, должности государственной гражданской службы автономного округа, демографическую политику.[6]

В соответствии с постановлением Правительства Ханты - Мансийского автономного округа – Югры от 07.04.2006 № 69-п «О докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования» (с изменениями от 22.02.2008, 21.09.2009), а также с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249 и утвержденным им Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» Депсоцразвития Югры готовит доклад о результатах работы Департамента за предыдущий год и на определенный плановый период.

Согласно выше сказанному в соответствии с перспективный планом работы Депсоцразвития Югры на 2011 год в марте текущего года по состоянию на 01.01.2011 года был подготовлен доклад «Итоги работы Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2010 году, задачи и приоритетные направления деятельности на 2011 и последующие годы».

В докладе формулируются стратегические цели Департамента. Для каждой стратегической цели приводятся формулировки и краткие характеристики соответствующих тактических задач (основных направлений деятельности).

На основе данного  доклада, используя метод построения дерева целей, можно построить иерархическую лестницу целей (см. приложение 4).

Миссией Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является обеспечение социальной безопасности жителей Югры.[10. C. 8]

Стратегическая  цель Департамента на долгосрочный период – повышение уровня и качества социальных гарантий населению Ханты - Мансийского автономного округа – Югры. [11]

Выбор указанной цели обусловлен особой значимостью реализации государственных гарантий в сфере  социальной защиты населения для  проведения активной политики по развитию человеческого капитала, достижения социальной стабильности и устранения возникающих социальных деформаций [4], для повышения уровня и качества жизни населения автономного округа.

Таким образом, деятельность Департамента по достижению поставленной стратегической цели направлена на реализацию гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан в сфере труда (гарантированный минимальный уровень оплаты труда и т.п.) и социальной защиты населения (обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, отдельных категорий граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пособий, выплат и т.п.).

Повышение уровня и качества социальных гарантий населению автономного округа со стороны Департамента обеспечивается, главным образом, за счет:

    • формирования определенного уровня ресурсной обеспеченности (нормативной правовой, бюджетной, материально-технической, кадровой, информационной) для повышения доступности и качества услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания;
    • поддержания материального благополучия граждан и обеспечения гарантий социальной поддержки социально уязвимых категорий населения и семей с детьми;
    • создания условий для улучшения демографической ситуации в автономном округе;
    • организации деятельности по  профилактике социального сиротства,  предусматривающей создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем  на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку кровной семьи;
    • обеспечения приоритета семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей;
    • совершенствования потенциала отрасли (материально-технического, кадрового, технологического).

Достижение поставленной стратегической цели предполагает решение трех тактических задач, которые соответствуют установленным сферам деятельности Департамента.

Тактические задачи Департамента включают [11]:

    1. Содействие развитию человеческого потенциала, способности к самообеспечению и занятости (в том числе самореализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации).
    2. Поддержание уровня доходов социально уязвимых слоев населения посредством осуществления социальных выплат и пособий, мер социальной поддержки.
    3. Реализация мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию последствий социальных вызовов.

Для решения тактических задач разрабатывается ряд определенных мероприятий.

Для достижения первой тактической  задачи установлены мероприятия  в сфере опеки и попечительства:

    1. Сокращение доли детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей, проживающих в автономном округе, путем совершенствования системы раннего выявления детей, права и законные интересы которых нарушены, и взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  в вопросах раннего предупреждения семейного неблагополучия.
    1. Увеличение доли детей, передаваемых на воспитание в семьи граждан, за счет уменьшения количества детей, проживающих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    1. Формирование системы подбора и подготовки замещающих родителей, внедрение дистанционного образования замещающих родителей.
    2. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере опеки и попечительства, системы контроля за исполнением органами местного самоуправления переданных отдельных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства.
    3. Обеспечение соблюдения прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
    4. Совершенствование системы постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
    5. Формирование системы защиты прав совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными, ограниченно дееспособными, а также граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защищать свои права и исполнять обязанности.

Для решения второй тактической задачи определены мероприятия в сфере предоставления социальных гарантий отдельным категориям граждан и семьям с детьми:

    1. Обеспечение реализации в полном объеме действующих мер социальной поддержки и социальной помощи, обеспечивающей усиление принципа адресности, установленных федеральным законодательством, законодательством автономного округа.
    1. Реализация мероприятий, направленных на формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
    1. Организация и обеспечение безопасного отдыха и оздоровления детей социально незащищенных категорий, проживающих в учреждениях социального обслуживания, образования, в климатически благоприятных зонах Российской Федерации. Обеспечение охвата отдыхом и оздоровлением не менее 75% детей указанной категории.

Для достижения третьей  тактической задачи установлены  мероприятия в сфере оказания социальных услуг гражданам, нуждающимся в социальной помощи:

    1. Внедрение новой модели социальной поддержки населения на условиях «социального контракта».
    1. Развитие системы управления качеством социальных услуг, предоставляемых в автономном округе (продолжить разработку региональных государственных стандартов социального обслуживания населения по требованиям к контролю качества социальных услуг, системе качества социальных услуг в автономном округе; создать систему сертификации социальных услуг).
    1. Разработка комплекса мер по повышению доступности социальных услуг для граждан пожилого возраста и формирование инфраструктуры, комфортной для их проживания.
    2. Развитие инновационных технологий предоставления социальных услуг, включая, в том числе, развитие  программ  патронатного (опекунского) и семейного ухода за пожилыми людьми.
    3. Развитие платных социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
    4. Переход на предоставления государственных услуг в электронном виде, для решения которой будет дорабатываться автоматизированная информационная система Департамента, с помощью которой предоставляются данные услуги.
    5. Организация работы по совершенствованию правового положения учреждений, подведомственных Депсоцразвития Югры.

По итогам данного  параграфа можно сделать вывод, что процессу целеполагания в Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры уделяется должное внимание, а сам процесс четко прописан и регламентирован.

3.2. Разработка  целевых программ на основе  «дерева целей»

 

Для эффективного решения  поставленных Департаментом задач  разрабатываются и реализуются бюджетные целевые программы – долгосрочные целевые программы автономного округа или ведомственные целевые программы.

Целевые программы отличает уникальность, нестандартность самой разработки. Это проявляется по многим параметрам:

    • по значимости решаемой проблемы;
    • по ее масштабам и глубине анализа;
    • по срокам реализации намечаемых мер;
    • по используемым ресурсам;
    • по субъектам и процедуре разработки.

Рассматриваемые программы относятся к так называемым профессиональным решениям, требующим для своей подготовки научного анализа собранной информации, управленческого опыта и компетентности.

Информация о работе Цели и целеполагание управленческой деятельности