Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:14, курсовая работа
Разработка и принятие управленческих решений – это один из основных составляющих любого управленческого процесса.
При разработке управленческого решения особую значимость имеет процесс целеполагания.
Интерес к организации процессов целеполагания в практике управления возник в начале 60-х годов ХХ века. Многочисленные исследования, проведенные в последующие десятилетия, зафиксировали тот факт, что постановка целей является активной творческой деятельностью и требует использования различных методов.
О важности целеполагания свидетельствует тот факт, что он выделяется всеми современными исследователями в самостоятельный этап процесса разработки управленческих решений.
Цель определяет то, ради чего создают систему. Качество цели определяет успех или неудачу принятого решения
Таким образом, весьма актуальным является изучение этапа целеполагания в разработке управленческих решений, так как определение ясных, однозначно сформулированных целей может иметь решающее значение практически для всех типов организаций – государственного и муниципального управления, коммерческих, общественных.
Целью курсовой работы является изучение процесса целеполагания и целевых технологий при разработке и принятии управленческого решения.
Таким образом, процесс разработки и реализации управленческих решений должен быть направлен на достижение запланированной цели. Это достигается при помощи управленческих технологий. Данные технологии включают методы и средства сбора и обработки информации, приемы эффективного воздействия на персонал, принципы, законы и закономерности организации и управления, системы контроля.
В состав технологий разработки и реализации управленческих решений входят целевые технологии и процессорные. Процессорные технологии обслуживают целевые, являясь по отношению к ним инструментарием. Целевые технологии включают инициативно-целевую, программно-целевую и регламентную технологии. Каждая целевая технология разработки управленческих решений наиболее эффективна при использовании вместе с ней набора процессорных управленческих технологий (приоритеты их применения определяет руководитель).
Процессорные технологии разработки управленческих решений – это управление по результатам, управление на базе потребностей и интересов, управление путем постоянных проверок и указаний, управление в исключительных случаях, управление на базе «искусственного интеллекта», управление на базе активизации деятельности персонала. Все они имеют свои особенности применения.
Принятие решений составная часть любой управленческой функции. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций органами исполнительной власти.
В экономическом словаре под редакцией Б. А. Райзберга [14]: «Целеполагание – первичная фаза управления, выработки и принятия решений, заключающаяся в постановке генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем, назначением (миссией) системы, стратегическими установками».
Рассмотрим этап целеполагания на примере органа исполнительной власти Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Депсоцразвития Югры) является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере социального развития, включая социальную защиту населения (государственную социальную помощь, социальное обслуживание населения, социальную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов), опеку и попечительство, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, государственное пенсионное обеспечение лицам, замещавшим государственные должности автономного округа, должности государственной гражданской службы автономного округа, демографическую политику.[6]
В соответствии с постановлением Правительства Ханты - Мансийского автономного округа – Югры от 07.04.2006 № 69-п «О докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования» (с изменениями от 22.02.2008, 21.09.2009), а также с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249 и утвержденным им Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» Депсоцразвития Югры готовит доклад о результатах работы Департамента за предыдущий год и на определенный плановый период.
Согласно выше сказанному в соответствии с перспективный планом работы Депсоцразвития Югры на 2011 год в марте текущего года по состоянию на 01.01.2011 года был подготовлен доклад «Итоги работы Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2010 году, задачи и приоритетные направления деятельности на 2011 и последующие годы».
В докладе формулируются стратегические цели Департамента. Для каждой стратегической цели приводятся формулировки и краткие характеристики соответствующих тактических задач (основных направлений деятельности).
На основе данного доклада, используя метод построения дерева целей, можно построить иерархическую лестницу целей (см. приложение 4).
Миссией Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является обеспечение социальной безопасности жителей Югры.[10. C. 8]
Стратегическая цель Департамента на долгосрочный период – повышение уровня и качества социальных гарантий населению Ханты - Мансийского автономного округа – Югры. [11]
Выбор указанной цели обусловлен особой значимостью реализации государственных гарантий в сфере социальной защиты населения для проведения активной политики по развитию человеческого капитала, достижения социальной стабильности и устранения возникающих социальных деформаций [4], для повышения уровня и качества жизни населения автономного округа.
Таким образом, деятельность Департамента по достижению поставленной стратегической цели направлена на реализацию гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан в сфере труда (гарантированный минимальный уровень оплаты труда и т.п.) и социальной защиты населения (обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, отдельных категорий граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пособий, выплат и т.п.).
Повышение уровня и качества социальных гарантий населению автономного округа со стороны Департамента обеспечивается, главным образом, за счет:
Достижение поставленной стратегической цели предполагает решение трех тактических задач, которые соответствуют установленным сферам деятельности Департамента.
Тактические задачи Департамента включают [11]:
Для решения тактических задач разрабатывается ряд определенных мероприятий.
Для достижения первой тактической задачи установлены мероприятия в сфере опеки и попечительства:
Для решения второй тактической задачи определены мероприятия в сфере предоставления социальных гарантий отдельным категориям граждан и семьям с детьми:
Для достижения третьей тактической задачи установлены мероприятия в сфере оказания социальных услуг гражданам, нуждающимся в социальной помощи:
По итогам данного параграфа можно сделать вывод, что процессу целеполагания в Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры уделяется должное внимание, а сам процесс четко прописан и регламентирован.
Для эффективного решения
поставленных Департаментом задач
разрабатываются и реализуются
Целевые программы отличает уникальность, нестандартность самой разработки. Это проявляется по многим параметрам:
Рассматриваемые программы относятся к так называемым профессиональным решениям, требующим для своей подготовки научного анализа собранной информации, управленческого опыта и компетентности.
Информация о работе Цели и целеполагание управленческой деятельности