Цели и задачи менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 18:37, лекция

Описание работы

История управленческой мысли своими корнями уходит в глубь веков и тысячелетий. Практика управления так же стара, как и само человечество. Однако управление в древности нельзя было называть менеджментом в полном смысле. Скорее всего, оно представляло собой предысторию менеджмента и имело зачаточный, примитивный и ненаучный характер. Шел длительный и необходимый процесс накопления практического опыта управления и его осмысления.

Содержание работы

1.История и эволюция менеджмента…………………………………………………………….9

2.Закономерности и принципы менеджмента………………………………………………14

3.Функции менеджмента……………………………………………………………………………….19

4.Разработка и принятие управленческих решений………………………………………25

5.Планирование деятельности организации. Миссия и цель………………………...31

6.Руководство и лидерство…………………………………………………………………………..38

7.Мотивация и стимулирование………………………………………………………………….…43

8.Контроль в процессе управления………………………………………………………………46

9.Управление культурой, изменениями и развитием организации………………..52

10.Стратегия и стратегическое управление………………………………………………….57

11.Управление проектами………………………………………………………………………………61

12.Управление информационной системой организации……………………………..69

13.Управление культурой, изменениями и развитием организации………………72

14.Стратегия и стратегическое управление…………………………………………………..77

15.Особенности корпоративного управления………………………………………………80

Файлы: 1 файл

учебное пособие.doc

— 1,013.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          МЕНЕДЖМЕНТ

                

 

 

 

 

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА - 2009

 

      Содержание

 

 

 

1.История  и эволюция менеджмента…………………………………………………………….9

 

2.Закономерности  и принципы менеджмента………………………………………………14

 

3.Функции  менеджмента……………………………………………………………………………….19

 

4.Разработка  и принятие управленческих решений………………………………………25

 

5.Планирование  деятельности организации. Миссия  и цель………………………...31

 

6.Руководство  и лидерство…………………………………………………………………………..38

 

7.Мотивация  и стимулирование………………………………………………………………….…43

 

8.Контроль  в процессе управления………………………………………………………………46

 

9.Управление  культурой, изменениями и развитием  организации………………..52

 

10.Стратегия  и стратегическое управление………………………………………………….57

 

11.Управление  проектами………………………………………………………………………………61

 

12.Управление  информационной системой организации……………………………..69

 

13.Управление  культурой, изменениями и развитием  организации………………72

 

14.Стратегия  и стратегическое управление…………………………………………………..77

 

15.Особенности  корпоративного управления………………………………………………80

 

16.Эффективность  менеджмента и способы ее оценки…………………………………83

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………88

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.История  и эволюция менеджмента

1.1.Эволюция управленческой  деятельности и менеджмента

История управленческой мысли своими корнями уходит в глубь веков и тысячелетий. Практика управления так же стара, как и само человечество. Однако управление в древности нельзя было называть менеджментом в полном смысле. Скорее всего, оно представляло собой предысторию менеджмента и имело зачаточный, примитивный и ненаучный характер. Шел длительный и необходимый процесс накопления практического опыта управления и его осмысления.

Первые попытки теоретического осмысления управления начались в эпоху становления капитализма в странах Запада. Попытки дать объяснение мотивов активной деятельности людей были сделаны рядом ученых и практиков в XVII—XVIII вв., такими, как англичане Томас Гоббс и Джемс Стюарт, Неремия Бентам , Адам Смит , Роберт Оуэн и др.

Заметный толчок и интерес к теоретическому осмыслению управления появился в условиях промышленной революции в странах Запада и Америке в середине XIX — начале ХХ в. В этот период шел процесс становления и оформления управления как науки. ХХ в. — период эволюционного развития науки управления, т.е. менеджмента, путем возникновения различных концепций и школ менеджмента.

В литературе имеется несколько подходов и школ управления, каждая из которых акцентирует внимание на определенных позициях и взглядах.

Так, в учебнике американского ученого М. Меекопа  «Основы менеджмента» (1994) выделяются четыре подхода:

  1. Подход с точки зрения научного управления — школа научного управления .
  2. Административный подход — классическая (административная школа) .
  3. Подход с точки зрения человеческих отношений и науки о поведении — школа человеческих отношений и поведенческих наук .
  4. Подход с точки зрения количества методов — школа науки управления .

1.1.1.Школа научного  управления

Школа научного управления  (1885—1920 гг.) положила начало зарождения науки управления и возникновения менеджмента в конце XIX — начале ХХ в.

Возникновение школы связано с работами Фредерика Тейлора , Лили Гилбрет  и Генри Гантта .

В 1911 г. Ф. Тейлор, обобщив практику управления промышленными предприятиями, опубликовал книгу «Принципы научного управления». С этого времени теория и практика менеджмента развивалась под воздействием происходящих изменений в мировой экономической системе, постоянного совершенствования рациональности производства и необходимости учета меняющихся социоэкономических факторов.

Школа научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная область деятельности и научных исследований. Впервые было доказано, что управление может значительно повысить эффективность организации.

Представителями этой школы:

  • проводились исследования содержания работы и ее основных элементов;
  • проводились замеры затрат времени на выполнение приемов труда (хронометраж);
  • исследовались рабочие движения, выявлялись непродуктивные;
  • разрабатывались рациональные приемы труда; предложения по совершенствованию организации производства;
  • предлагалась система стимулирования труда с целью заинтересованности рабочих в увеличении производительности труда и объема производства;
  • обосновывалась необходимость предоставления рабочим отдыха и неизбежных перерывов в работе;
  • устанавливались нормы выработки, за превышение которых предлагалась дополнительная оплата;
  • признавалась важность отбора людей для выполнения соответствующей работы и необходимость обучения;
  • управленческие функции выделялись в отдельную сферу профессиональной деятельности.

Критика школы научного управления

К недостаткам этой школы следует отнести недооценку человеческого фактора .

Ф. Тейлор  был промышленным инженером, поэтому основное внимание он уделял исследованию технологии производства, рассматривал человека как элемент производственной технологии (как машину).

Кроме того, эта школа не исследовала социальные аспекты человеческого поведения . Мотивация  и стимулирование труда хотя и рассматривались как фактор эффективности управления, однако представление о них было примитивным и сводилось лишь к удовлетворению утилитарных потребностей  работников (т.е. физиологических). (Следует учитывать, что в этот период наука социология и психология еще были недостаточно развиты. Разработка данных проблем осуществлялась в 1930—1950-х годах.)

Примечание. В современное время тейлоризм определен как «потогонная система», направленная на выжимание из человека максимума сил в интересах прибыли хозяина.

1.1.2.Классическая (административная) школа управления

Представители классической, или административной, школы управления  (1920—1950 гг.): Анри Файоль,   Джеймс Муним , Линдалл Урвик  и др.

Классическая школа:

  • разрабатывала общие характеристики и закономерности развития организаций  (общая теория управления организацией );
  • создала систему универсальных принципов управления (реализация которых приводит к успеху);
  • предлагала рациональную систему управления, деление организации на подразделения по функциональному признаку;
  • рассматривала управление как универсальный процесс, состоящий из системы определенных функций: планирование , организация, мотивация , контроль ;
  • считала наиболее рациональной структуру организации, основанную на принципе единоначалия, когда работник получает приказы только от одного начальника (М. Вебер
  • сформулировала 14 принципов управления (А. Файоль ), многие из которых до сих пор могут быть использованы;
  • сформулировала общие функции управления.

Принципы управления Анри Файоля

  1. Разделение труда . Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнения работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены усилия и внимание.
  2. Полномочия и ответственность. Полномочия  есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия — там возникает ответственность.
  3. Дисциплина. Дисциплина  предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
  4. Единоначалие . Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
  5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
  6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.
  7. Вознаграждение персонала . Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
  8. Централизация . Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильном соотношении централизации и децентрализации . Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.
  9. Скалярная цепь. Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказаться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.
  10. Порядок. Место — для всего и все на своем месте.
  11. Справедливость Справедливость — это сочетание доброты и правосудия.
  12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.
  13. Инициатива Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.
  14. Корпоративный дух. Союз — это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Недостатки классической (административной) школы управления:

  • недооценка социальных аспектов управления;
  • невнимание к человеческому фактору в организации;
  • недостаточное внимание к научной разработке методов управления;
  • организация рассматривалась как закрытая система, не связанная с внешней средой.

1.1.3.Школа человеческих  отношений и поведенческих наук

Возникновение школы человеческих отношений и поведенческих наук  было обусловлено развитием социологии и психологии. Представители этой школы: Элтон Мэйо,  Питер Друкер , А. Маслоу , Мэри Фоллетт   и др.

Они основное внимание уделяли изучению групповых отношений и групповых норм, психологическим мотивам поведения людей, проблемам «конфликта и сотрудничества», «неформальной организации», «коммуникативных процессов» и др.

Школа человеческих отношений:

  • определяла менеджмент как обеспечение выполнения работы путем организации труда людей;
  • обосновывала роль взаимодействия между людьми в процессе совместной деятельности;
  • объясняла активность деятельности людей и мотивов их поведения потребностями;
  • вырабатывала определенные приемы управления человеческими отношениями.

В рамках данной школы возникла школа поведенческих наук (бихевиористское направление в социологии и психологии) (с 1950-х годов по настоящее время).

Бихевиористское учение менеджмента  ориентирует управленческую деятельность на перенос акцента с задач на человека (заботу о человеке). Представители: Мэри Паркер Фоллетт , Абрахам Маслоу , Крис Арджирис , Дуглас Мак-Грегор , Фредерик Герцберг  и др.

Они изучали:

  • различные аспекты социального взаимодействия, мотивации;
  • характер власти и авторитета ;
  • роль организационной структуры (организационное поведение  человека);
  • коммуникации в организации;
  • лидерств ;
  • качества трудовой жизни человека и др.

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившись главным образом на способах налаживания межличностных отношений.

Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет улучшения качества человеческих ресурсов.

Человек рассматривается как главная ценность организации (в основе которой профессиональные и личностные характеристики).

Критика школы человеческих отношений и поведенческих наук

Отсутствие строгих (точных) математических методов исследования, конкретных расчетов (т.е. эмпирический подход, проверка идей путем экспериментов, изучения практики).

1.1.4.Школа науки  управления (управленческой науки)

Школа науки управления  (управленческой науки) (с 1950 г. по настоящее время)ориентировалась на использование в управлении математики, статистики, инженерных наук и количественных методов.

Исследование операций и математические модели применительно к решению управленческих проблем составляют суть подхода этой школы. Математические модели  позволяют объективно описать различные факторы, переменные характеристики и отношения между ними, что невозможно сделать в условиях реального эксперимента.

В современных условиях использование количественных подходов широко поддерживается, особенно в связи с распространением компьютерных технологий.

1.2.Особенности  становления и развития науки  управления в России

В становлении и развитии науки управления в России можно выделить три исторических периода.

Первый период (до революции 1917 г.)

Серьезное внимание вопросам управления государством уделяется, начиная с XVII в., особенно в период правления Петра I . Определенный вклад в становление науки управления внесли идеи:

  • экономиста А.Л. Ордын-Нащокина;
  • кабинет-министра А.П. Волынского; 
  • управляющего горными заводами В.Н. Татищева;
  • российского ученого М.В. Ломоносова;   
  • премьер-министра П.А. Столыпина;  
  • других мыслителей и практиков, высказывавшихся по общим проблемам управления (И.Т. Посошков,    М.М. Сперанский   и др.).

Однако, как известно, рыночные отношения в нашей стране были развиты слабо, поэтому необходимых предпосылок для формирования теории и практики менеджмента в современном понимании не было.

К чести российских специалистов следует отметить, что первые шаги в области научного менеджмента они сделали задолго до Фредерика Тейлора . Так, в 1860—1870-х годах сотрудники Московского высшего технического училища (ныне МГТУ имени Н.Э. Баумана) разработали собственную методику рационализации трудовых движений, которая получила медаль «Преуспеяния» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г. И эту методику сразу же стали активно внедрять английские промышленники.

В 1908 г. в России начали выходить сборники переводов зарубежных изданий в области научного менеджмента — «Административно-техническая библиотека», инициаторами выпуска которых были популяризаторы тейлоризма, горный инженер Л. Левенстерн и преподаватель Артиллерийской академии А. Пайкин . А в ряде высших учебных заведений страны началось преподавание дисциплин, связанных с управлением. Так, в 1911—1912 гг. в Петербургском политехническом институте И. Семеновым был прочитан курс «Организация заводского хозяйства».

Информация о работе Цели и задачи менеджмента