Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 18:37, лекция
История управленческой мысли своими корнями уходит в глубь веков и тысячелетий. Практика управления так же стара, как и само человечество. Однако управление в древности нельзя было называть менеджментом в полном смысле. Скорее всего, оно представляло собой предысторию менеджмента и имело зачаточный, примитивный и ненаучный характер. Шел длительный и необходимый процесс накопления практического опыта управления и его осмысления.
1.История и эволюция менеджмента…………………………………………………………….9
2.Закономерности и принципы менеджмента………………………………………………14
3.Функции менеджмента……………………………………………………………………………….19
4.Разработка и принятие управленческих решений………………………………………25
5.Планирование деятельности организации. Миссия и цель………………………...31
6.Руководство и лидерство…………………………………………………………………………..38
7.Мотивация и стимулирование………………………………………………………………….…43
8.Контроль в процессе управления………………………………………………………………46
9.Управление культурой, изменениями и развитием организации………………..52
10.Стратегия и стратегическое управление………………………………………………….57
11.Управление проектами………………………………………………………………………………61
12.Управление информационной системой организации……………………………..69
13.Управление культурой, изменениями и развитием организации………………72
14.Стратегия и стратегическое управление…………………………………………………..77
15.Особенности корпоративного управления………………………………………………80
ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕНЕДЖМЕНТ
МОСКВА - 2009
1.История
и эволюция менеджмента……………………
2.Закономерности
и принципы менеджмента……………………
3.Функции
менеджмента…………………………………………………
4.Разработка и принятие управленческих решений………………………………………25
5.Планирование деятельности организации. Миссия и цель………………………...31
6.Руководство
и лидерство…………………………………………………
7.Мотивация
и стимулирование……………………………………
8.Контроль
в процессе управления………………………
9.Управление культурой, изменениями и развитием организации………………..52
10.Стратегия
и стратегическое управление………
11.Управление
проектами………………………………………………………
12.Управление информационной системой организации……………………………..69
13.Управление культурой, изменениями и развитием организации………………72
14.Стратегия
и стратегическое управление………
15.Особенности
корпоративного управления……………
16.Эффективность менеджмента и способы ее оценки…………………………………83
1.История и эволюция менеджмента
1.1.Эволюция управленческой деятельности и менеджмента
История управленческой мысли своими корнями уходит в глубь веков и тысячелетий. Практика управления так же стара, как и само человечество. Однако управление в древности нельзя было называть менеджментом в полном смысле. Скорее всего, оно представляло собой предысторию менеджмента и имело зачаточный, примитивный и ненаучный характер. Шел длительный и необходимый процесс накопления практического опыта управления и его осмысления.
Первые попытки теоретического осмысления управления начались в эпоху становления капитализма в странах Запада. Попытки дать объяснение мотивов активной деятельности людей были сделаны рядом ученых и практиков в XVII—XVIII вв., такими, как англичане Томас Гоббс и Джемс Стюарт, Неремия Бентам , Адам Смит , Роберт Оуэн и др.
Заметный толчок и интерес к теоретическому осмыслению управления появился в условиях промышленной революции в странах Запада и Америке в середине XIX — начале ХХ в. В этот период шел процесс становления и оформления управления как науки. ХХ в. — период эволюционного развития науки управления, т.е. менеджмента, путем возникновения различных концепций и школ менеджмента.
В литературе имеется несколько подходов и школ управления, каждая из которых акцентирует внимание на определенных позициях и взглядах.
Так, в учебнике американского ученого М. Меекопа «Основы менеджмента» (1994) выделяются четыре подхода:
1.1.1.Школа научного управления
Школа научного управления (1885—1920 гг.) положила начало зарождения науки управления и возникновения менеджмента в конце XIX — начале ХХ в.
Возникновение школы связано с работами Фредерика Тейлора , Лили Гилбрет и Генри Гантта .
В 1911 г. Ф. Тейлор, обобщив практику управления промышленными предприятиями, опубликовал книгу «Принципы научного управления». С этого времени теория и практика менеджмента развивалась под воздействием происходящих изменений в мировой экономической системе, постоянного совершенствования рациональности производства и необходимости учета меняющихся социоэкономических факторов.
Школа научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная область деятельности и научных исследований. Впервые было доказано, что управление может значительно повысить эффективность организации.
Представителями этой школы:
Критика школы научного управления
К недостаткам этой школы следует отнести недооценку человеческого фактора .
Ф. Тейлор был промышленным инженером, поэтому основное внимание он уделял исследованию технологии производства, рассматривал человека как элемент производственной технологии (как машину).
Кроме того, эта школа не исследовала социальные аспекты человеческого поведения . Мотивация и стимулирование труда хотя и рассматривались как фактор эффективности управления, однако представление о них было примитивным и сводилось лишь к удовлетворению утилитарных потребностей работников (т.е. физиологических). (Следует учитывать, что в этот период наука социология и психология еще были недостаточно развиты. Разработка данных проблем осуществлялась в 1930—1950-х годах.)
Примечание. В современное время тейлоризм определен как «потогонная система», направленная на выжимание из человека максимума сил в интересах прибыли хозяина.
1.1.2.Классическая (административная) школа управления
Представители классической, или административной, школы управления (1920—1950 гг.): Анри Файоль, Джеймс Муним , Линдалл Урвик и др.
Классическая школа:
Принципы управления Анри Файоля
Недостатки классической (административной) школы управления:
1.1.3.Школа человеческих отношений и поведенческих наук
Возникновение школы человеческих отношений и поведенческих наук было обусловлено развитием социологии и психологии. Представители этой школы: Элтон Мэйо, Питер Друкер , А. Маслоу , Мэри Фоллетт и др.
Они основное внимание уделяли изучению групповых отношений и групповых норм, психологическим мотивам поведения людей, проблемам «конфликта и сотрудничества», «неформальной организации», «коммуникативных процессов» и др.
Школа человеческих отношений:
В рамках данной школы возникла школа поведенческих наук (бихевиористское направление в социологии и психологии) (с 1950-х годов по настоящее время).
Бихевиористское учение менеджмента ориентирует управленческую деятельность на перенос акцента с задач на человека (заботу о человеке). Представители: Мэри Паркер Фоллетт , Абрахам Маслоу , Крис Арджирис , Дуглас Мак-Грегор , Фредерик Герцберг и др.
Они изучали:
Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившись главным образом на способах налаживания межличностных отношений.
Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет улучшения качества человеческих ресурсов.
Человек рассматривается как главная ценность организации (в основе которой профессиональные и личностные характеристики).
Критика школы человеческих отношений и поведенческих наук
Отсутствие строгих (точных) математических методов исследования, конкретных расчетов (т.е. эмпирический подход, проверка идей путем экспериментов, изучения практики).
1.1.4.Школа науки управления (управленческой науки)
Школа науки управления (управленческой науки) (с 1950 г. по настоящее время)ориентировалась на использование в управлении математики, статистики, инженерных наук и количественных методов.
Исследование операций и математические модели применительно к решению управленческих проблем составляют суть подхода этой школы. Математические модели позволяют объективно описать различные факторы, переменные характеристики и отношения между ними, что невозможно сделать в условиях реального эксперимента.
В современных условиях использование количественных подходов широко поддерживается, особенно в связи с распространением компьютерных технологий.
1.2.Особенности становления и развития науки управления в России
В становлении и развитии науки управления в России можно выделить три исторических периода.
Первый период (до революции 1917 г.)
Серьезное внимание вопросам управления государством уделяется, начиная с XVII в., особенно в период правления Петра I . Определенный вклад в становление науки управления внесли идеи:
Однако, как известно, рыночные отношения в нашей стране были развиты слабо, поэтому необходимых предпосылок для формирования теории и практики менеджмента в современном понимании не было.
К чести российских специалистов следует отметить, что первые шаги в области научного менеджмента они сделали задолго до Фредерика Тейлора . Так, в 1860—1870-х годах сотрудники Московского высшего технического училища (ныне МГТУ имени Н.Э. Баумана) разработали собственную методику рационализации трудовых движений, которая получила медаль «Преуспеяния» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г. И эту методику сразу же стали активно внедрять английские промышленники.
В 1908 г. в России начали выходить сборники переводов зарубежных изданий в области научного менеджмента — «Административно-техническая библиотека», инициаторами выпуска которых были популяризаторы тейлоризма, горный инженер Л. Левенстерн и преподаватель Артиллерийской академии А. Пайкин . А в ряде высших учебных заведений страны началось преподавание дисциплин, связанных с управлением. Так, в 1911—1912 гг. в Петербургском политехническом институте И. Семеновым был прочитан курс «Организация заводского хозяйства».