Цели и задачи менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 18:37, лекция

Описание работы

История управленческой мысли своими корнями уходит в глубь веков и тысячелетий. Практика управления так же стара, как и само человечество. Однако управление в древности нельзя было называть менеджментом в полном смысле. Скорее всего, оно представляло собой предысторию менеджмента и имело зачаточный, примитивный и ненаучный характер. Шел длительный и необходимый процесс накопления практического опыта управления и его осмысления.

Содержание работы

1.История и эволюция менеджмента…………………………………………………………….9

2.Закономерности и принципы менеджмента………………………………………………14

3.Функции менеджмента……………………………………………………………………………….19

4.Разработка и принятие управленческих решений………………………………………25

5.Планирование деятельности организации. Миссия и цель………………………...31

6.Руководство и лидерство…………………………………………………………………………..38

7.Мотивация и стимулирование………………………………………………………………….…43

8.Контроль в процессе управления………………………………………………………………46

9.Управление культурой, изменениями и развитием организации………………..52

10.Стратегия и стратегическое управление………………………………………………….57

11.Управление проектами………………………………………………………………………………61

12.Управление информационной системой организации……………………………..69

13.Управление культурой, изменениями и развитием организации………………72

14.Стратегия и стратегическое управление…………………………………………………..77

15.Особенности корпоративного управления………………………………………………80

Файлы: 1 файл

учебное пособие.doc

— 1,013.50 Кб (Скачать файл)

Если руководитель пользуется авторитетом, то его мнение воспринимается без всякого нажима. Коллективным решениям сопутствуют следующие явления.

Групповая деформация

К групповой деформации  относятся ошибки, расхождения во мнениях, недопонимание и т.п. Они свойственны групповому мышлению и не являются случайностью. Следует при этом отметить:

  • конформизм мышления, проявляющийся в том, что некоторые члены группы поддаются влиянию других лиц и свою позицию подстраивают под мнение руководителя или большинства;
  • защитные тенденции, проявляющиеся в том, что члены группы желают оградить свое «Я» от посягательств со стороны других. Многие с трудом переносят критику в свой адрес, и поэтому они при обсуждении проблемы стремятся противостоять мнению большинства и позиции самого лидера;
  • тенденциозный подбор фактов. Это явление выступает в виде устойчивых стереотипов мышления;
  • сверхскептицизм, проявляющийся в своеобразном стремлении достичь более высоких результатов.

Увеличение уровня риска

Из управленческой практики известно, что люди, работающие в группе , отличаются способностью рисковать существенно больше, чем работающие индивидуально. Причина здесь в том, что в группе снижается опасность риска  на подсознательном уровне.

Такое явление обусловлено следующими факторами:

  1. Разделение ответственности. В группе, где принимается коллективное решение, ответственность за него разделяется между участниками группы. Это уменьшает страх перед возможной неудачей.
  2. Ценность риска, т.к. риск «веселит сердце», люди не стремятся его избегать.

В психологической интерпретации риск характеризуется неопределенностью исхода деятельности и возможностью неблагоприятных последствий. Термину «риск» могут соответствовать следующие значения:

  1. мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности;
  2. действие, грозящее субъекту утратой (имеется в виду травма, проигрыш, ущерб и т.п.);
  3. ситуация выбора между двумя возможными вариантами действий: менее привлекательным, но более надежным и более привлекательным, но менее надежным, исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями.

В зависимости от соотношения ожидаемого выигрыша и проигрыша риск может быть оправданным при реализации соответствующего действия. Выделяют два вида ситуаций:

  1. ситуация типа «уровень притязаний», при которой успех и неуспех оцениваются по шкале достижений;
  2. ситуация, когда неуспех влечет за собой наказание, применение санкций. В психологии понятие риска раскрывается главным образом в аспекте принятия риска, т.е. активного предпочтения субъектом опасного варианта действия безопасному.

Роль лидера

Благодаря авторитетному лидеру  в группе устанавливается благоприятный психологический климат. Такой лидер подает пример творческого подхода к решению поставленных перед группой проблем. Участники группового управленческого решения повышают в этих условиях свою активность и выдвигают нередко рискованные идеи.

Лидер дискуссии организует и деятельность группы. От того, как он сумеет повести себя в процессе дискуссии, во многом зависит качество решения.

Выводы

  1. Мотивации в условиях системы «руководство — подчинение» и в группе с равноправными отношениями различаются.
  2. Мотивации принятия коллективных и индивидуальных решений не совпадают.
  3. Одной из основных обязанностей руководителя является индивидуальное и групповое мотивирование работников.
  4. Существуют определенные правила мотивирования персонала.
  5. Процедура принятия решений и процесс решения по существу совпадают между собой.
  6. Характеристика и содержание задач определяют вид управленческого решения.
  7. Управленческая практика показала, что в своем большинстве в организациях принимаются коллективные решения.
  8. Существуют определенные принципы принятия коллективных решений.



 

 

5.Планирование  деятельности организации. Миссия  и цель

5.1.Роль цели  в организации

5.1.1.Содержание  основных целей организации. «Дерево  целей»

Цели — это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.

Выделяют пять основных черт для определения специфики и свойств цели:

  • конкретность и измеримость;
  • определенность во времени;
  • адресность, направленность;
  • согласованность и непротиворечивость с другими целями и ресурсными возможностями организации;
  • контролируемость.

Цели и задачи всех уровней должны быть четко сформулированы, измеримы, достижимы и определены во времени.

Объединенные таким образом цели и задачи составляют иерархическую модель, называемую «деревом целей». На рис. 1 представлен классический пример построения этой целевой модели.

Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения ее менеджмента.

На вершине этой модели — общая цель (миссия) организации, а фундаментом являются задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным образом и в заранее установленные сроки.

Как правило, организация ставит и реализует не одну, а несколько важных для нее стратегических целей.

На рис. 8 представлен пример, когда одна из стратегических целей направлена на подсистему маркетинга, обобщенными целями которой являются:

  • разработка и спецификация параметров нового товара (услуги);
  • освоение рынков: определение конкурентов, партнеров и потребителей;
  • определение потребности населения в предлагаемых организацией товарах, услугах;
  • контроль за изменением спроса и вкусов потребителей;
  • распределение и доставка товара (услуги) потребителям — продвижение товара (услуги) и стимулирование продаж;
  • определение стратегического подхода к цене на товар (услуги);
  • установление эффективных коммуникативных связей — рекламы, личных продаж, связи с общественностью и пр.

Взаимосвязь и соподчиненность основных стратегических и маркетинговых целей организации очевидны.

Одним из наиболее важных моментов целеполагания является моделирование не только иерархии целей, но и рассмотрение их динамики развития за определенный период времени.

5.1.2.Классификация  целей организации

Цели в организации задают и определяют все другие ее параметры, примером чего может служить укрупненная классификация различных видов и групп целей организации на основе 11 критериев (табл. 1).

Таблица 1. Обобщенная классификация целей

I . Содержание 

Экономические, технические, социальные, научные, организационные, экологические, политические и др.

II. Период установления 

Стратегические, тактические, оперативные

III. Приоритетность 

Особо приоритетные, приоритетные, прочие

IV. Измеримость 

Количественные, качественные

V. Характер интересов (среда)

Внешние, внутренние

VI . Повторяемость 

Постоянно повторяющиеся, разовые

VII. Временной период 

Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные

VIII. По функциональной  направленности 

Финансовые, инновационные, маркетинговые, производственные, административные

IX. По стадии жизненного  цикла выпускаемой продукции 

На стадии проектирования и создания, на стадии роста, на стадии зрелости, на стадии завершения жизненного цикла

X. Иерархия 

Цели всей организации, цели отдельных подразделений (проектов), личные цели работника

XI. Мамитай 

Общефирменные, внутрифирменные, групповые, индивидуальные


Цели организации зачастую определяют как направления, по которым должна осуществляться ее деятельность. Пример структурирования отдельных групп целей организации, рассчитанных на разный временной период, представлен в табл. 2.

Таблица 2. Структура отдельных групп целей организации

Вид целей

Краткосрочные

Среднесрочные

Долгосрочные

Финансовые

Прибыль за каждый месяц; уровень постоянных и переменных расходов; размер дивидендов; ликвидность

Прирост объема прибыли по сравнению с предыдущим периодом; уровень рентабельности; ликвидность; размер дивидендов; размер и структура капитала

Объем прибыли в год; капитал и его структура; уровень рентабельности; ликвидность; размер дивидендов

Организационные

Выполнение сотрудниками должностных инструкций; мотиваций сотрудников; повышение квалификации сотрудников; заполнение структуры

Макроструктура, функциональная схема; состав работников: профили требований; мотивация; повышение квалификации

Макроструктура и ее изменения

Маркетинговые

Объем продаж по месяцам (с разбиением по группам товаров, группам клиентов); количество привлекаемых клиентов за период по каждой категории; цели по привлечению конкретных (по именам) клиентов; расширение объема продаж у старых клиентов; планы продаж и показатели работы по сотрудникам

Прирост объема продаж по сравнению с предыдущим периодом (с разбиением по группам товаров, группам клиентов); доля рынка; планы продаж и показатели работы по сотрудникам/отделениям; ассортимент; структура клиентов

Объем продаж в год (с разбиением по группам товаров, группам клиентов); доля рынка; ассортимент; структура клиентов


Ключевые цели организации формируются распорядителями ключевых ресурсов (профессиональными управляющими) в соответствии с их системой ценностей. Высшее руководство является одним из ключевых ресурсов, поэтому система ценностей высшего руководства влияет на структуру целей, добиваясь при этом интеграции ценностей служащих компании и владельцев акций.

Такое повышенное внимание к этому вопросу объясняется возможностью управления организацией через достижение и оценку результата по адекватно и полностью реализуемым ею целям.

В научной литературе выделяют следующие обобщенные системы целей организации:

  • выживание в условиях конкурентной борьбы;
  • избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
  • лидерство в борьбе с конкурентами;
  • максимизация цены;
  • создание имиджа;
  • рост экономического потенциала;
  • рост объемов производства и реализации;
  • максимизация прибыли, минимизация расходов, рентабельность и т.д.

Наиболее распространенным является тезис, что организация должна работать таким образом, чтобы обеспечить максимальный доход, который ассоциируется с рентабельной работой, ростом прибыли и снижением расходов. Исходная посылка такого подхода: любая фирма существует для того, чтобы максимизировать прибыль (речь идет о прибыли с позиции не разового, а долгосрочного ее получения), но т.к. на практике достичь такого максимума невозможно, применяется понятие «нормальной» прибыли, т.е. прибыли, устраивающей владельцев бизнеса. Прибыльность различных видов производств может существенно различаться, что не вызывает, тем не менее, стремления всех бизнесменов одновременно сменить свой бизнес на более прибыльный.

Другим направлением теоретической мысли является положение о том, что в основе деятельности любой организации и руководства лежит стремление к наращиванию объемов производства и сбыта. Обосновывается это тем, что размеры фирмы в большей степени, чем прибыльность, определяют статус и положение менеджеров (заработная плата, роль в обществе) и руководства организации.

В рамках данной теории применяются и другие формальные критерии, по которым определяется основополагающая цель организации; в частности, для оценки деятельности фирмы в целом распространен показатель «доход на акцию»; для оценки эффективности инвестиций может применяться показатель «рентабельность инвестированного капитала».

Разновидностью данной теории является теория заинтересованных групп со следующим исходным положением: цель функционирования любой фирмы заключается в гармонизации конфликтных целей юридических и физических лиц, имеющих непосредственное или косвенное отношение к данной фирме, — акционеров, наемного управленческого персонала, работников, контрагентов, государственных органов. Поэтому, например, организация должна не только стремиться к максимизации прибыли, но и заботиться о социальном положении своих работников, охране окружающей среды и др.

Информация о работе Цели и задачи менеджмента