Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 18:37, лекция
История управленческой мысли своими корнями уходит в глубь веков и тысячелетий. Практика управления так же стара, как и само человечество. Однако управление в древности нельзя было называть менеджментом в полном смысле. Скорее всего, оно представляло собой предысторию менеджмента и имело зачаточный, примитивный и ненаучный характер. Шел длительный и необходимый процесс накопления практического опыта управления и его осмысления.
1.История и эволюция менеджмента…………………………………………………………….9
2.Закономерности и принципы менеджмента………………………………………………14
3.Функции менеджмента……………………………………………………………………………….19
4.Разработка и принятие управленческих решений………………………………………25
5.Планирование деятельности организации. Миссия и цель………………………...31
6.Руководство и лидерство…………………………………………………………………………..38
7.Мотивация и стимулирование………………………………………………………………….…43
8.Контроль в процессе управления………………………………………………………………46
9.Управление культурой, изменениями и развитием организации………………..52
10.Стратегия и стратегическое управление………………………………………………….57
11.Управление проектами………………………………………………………………………………61
12.Управление информационной системой организации……………………………..69
13.Управление культурой, изменениями и развитием организации………………72
14.Стратегия и стратегическое управление…………………………………………………..77
15.Особенности корпоративного управления………………………………………………80
Главная задача менеджеров — обеспечить равновесие между разнонаправленными целями и интересами собственников (акционеров), работников, кредиторов, между стратегическими и текущими, внешними и внутренними целями организации.
5.1.3.Управление по целям и результатам
Управление по целям — система управления организацией (или система методов управления), одновременно соединяющая как цели, так и задачи планирования, а также всю деятельность организации.
Поскольку в этом случае менеджер стремится ориентировать управление организацией на достижение всей совокупности стоящих перед ней целей и задач, то целеполагание в управленческой деятельности выходит на первое место.
В этом случае весь управленческий персонал (независимо от ранга) должен иметь четкие согласованные цели в рамках возложенных на него обязанностей и ответственности с определением видов работ, которые нужны для достижения этих целей.
Выделяют четыре этапа в процессе управления по целям.
Таким образом, менеджеры не только составляют планы, но и организуют их выполнение путем формирования структур, процессов и методов, с помощью которых измеряются и оцениваются результаты труда каждого отдельного работника, подразделения и организации в целом.
Широко известна также некая модификация концепции управления по целям, разработанная финскими учеными как концепция управления по результатам.
В последнее время активно используются в управлении организацией, помимо управления по целям (результатам), различные другие подходы к установлению целей организации, например, менеджмент-аудит — разработка рекомендаций по изменению практики менеджмента и выявлению всех возможностей развития (роста доходов) на основе исследования всех аспектов деятельности организации.
Сущность концепции — целостная система управления, ориентированная на конечные результаты и основанная на использовании творческого потенциала трудового коллектива, новых методов и техники управления.
Принципы концепции — результаты являются основой деятельности; для их достижения необходимо иметь сильную волю.
Основные понятия — цели есть те ключевые результаты, к которым организация стремится в своей деятельности на протяжении длительного периода времени. Нормативное число целей — от 4 до 6.
Ключевые результаты могут быть трех типов (рис. 2):
В многочисленных научных исследованиях, посвященных анализу концепции управления по целям (результатам), выделяют ряд несомненных достоинств и имеющихся недостатков ее использования.
Например, выше была упомянута теория заинтересованных групп, основанная также на определенных принципах целеполагания.
Сущность концепции управления по целям, получившая также название управления по результатам, ее принципы и основные понятия разработаны финскими специалистами (табл. 3).
Таблица 3. Достоинства и недостатки концепции управления по целям (результатам)
Достоинства |
Недостатки |
Повышение эффективности работы за счет того, что каждый руководитель имеет четкое представление как о своих целях, так и о целях организации в целом |
Неприменима к управлению организацией, где принято определять цели лишь высшим руководством, не привлекая к этому процессу руководителей всех уровней |
Усиление мотивации к работе, поскольку в этих условиях каждый чувствует личную заинтересованность в достижении целей |
Трудно использовать при отсутствии личной мотивации |
Наглядность достижения конечного результата, т.к. четко сформулированы временные рамки его достижения |
Внимание руководителей концентрируется на достижении текущих и краткосрочных целей (результатов), т.е. в ущерб стратегическим долгосрочным целям |
Улучшение взаимоотношений между руководителями и подчиненными в связи с прозрачностью и согласованием целей |
Трудоемкий, сложный и длительный процесс, дает результат только тогда и там, где руководитель сам выбирает модель действий (поведения) |
Совершенствование системы контроля и оценки работы каждого члена организации (в соответствии с достигнутыми результатами) |
Наличие слабой системы управления информацией (ее доступность) дает неудовлетворительную организацию контроля |
Сделанные в результате этого анализа выводы говорят о несомненных достоинствах использования концепции управления по целям (результатам) в тех организациях, где есть условия для этого.
5.2.Планирование деятельности организации
Достижение целей организации во многом обеспечивается реальной практикой управления на основе планирования. Рассмотрим данную функцию управления более подробно.
Планирование — это процесс определения целей, задач и показателей деятельности организации на будущее, а также конкретных действий (мероприятий) и необходимых для их решения материальных и людских ресурсов.
По сути, планирование — это процесс выработки и принятия решения, позволяющего обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем. В узком смысле слова планирование сводится к работе по составлению специального документа — плана, определяющего конкретные действия по достижению поставленных целей в рамках предстоящего планового периода.
План работы— документ, определяющий содержание, объем, последовательность, сроки выполнения мероприятий и их исполнителей.
В процессе планирования деятельности организации решаются следующие основные задачи:
Планирование как процесс реализуется в системе планов, в которых с различных позиций зафиксированы прогноз развития организации, промежуточные и конечные цели, задачи, механизмы выполнения плановых заданий и использования ресурсов, сроки выполнения определенных мероприятий и ответственные лица.
Эта система планирования включает различные виды.
Рассмотрим наиболее важные виды планирования деятельности организации более конкретно.
Перспективное планирование этой деятельности может осуществляться на срок от 1 до 5 лет и более.
В перспективном планировании деятельности организации особую актуальность имеет такая его разновидность, как программирование.
Программированиепредставляет собой процесс подготовки целей и задач развития организации, рассчитанный на длительный период. Программа — это совокупность организационных, хозяйственных, экономических мероприятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованными по времени, ресурсам и исполнителям.
Цель программирования — объединить усилия всех реальных и потенциальных субъектов деятельности по достижению ее целей. Таким образом, программирование интегрирует в себе деятельность не столько одной организации в отдельности, сколько всей совокупности субъектов этой деятельности, объединенных по территориальному, отраслевому, объектному и другому признаку, оно решает проблему развития в целом, определяет основные направления и виды деятельности, их конечные и промежуточные цели, сроки и исполнителей. Поэтому программирование может и должно осуществляться субъектами управления на территориальном, многоотраслевом уровнях, а затем использоваться и конкретизироваться в низовых структурах организации.
Перспективное планированиеорганизаций определяется миссией и общими стратегическими целями. Их перспективные планы существенно отличаются от планов других организаций, т.к. свое будущее они не связывают с показателями прибыли.
В перспективных планах определяются действия, которые организация намеревается предпринять для достижения стратегических целей, направления распределения ресурсов, развития творческого потенциала, оборудования, увеличения количества посетителей и пользователей культурных услуг.
Тактическое планированиенаправлено на реализацию тактических целей, имеет более короткий планируемый период (обычно квартал, месяц). В организациях тактические планы определяют конкретные мероприятия деятельности с указанием времени их проведения и исполнителей.
Оперативные планыразрабатываются в структурных подразделениях организации. Они определяют последовательность действий по достижению оперативных целей, решение промежуточных тактических задач и направлены на выполнение тактических планов.
На основе оперативных планов строится деятельность специалистов и структурных подразделений. Оперативные планы могут разрабатываться в форме планов-графиков или сетевых планов, представляющих собой привязанные к календарю последовательно выполняемые операции и работы.
Технология планирования деятельности организации предполагает ориентацию на определенную систему принципов.
Технология планирования деятельности предполагает выделение нескольких этапов.
На первом этапе создаются организационно-методические предпосылки для успешной плановой деятельности и решаются следующие вопросы.
На втором этапе (этап разработки проекта плана) решаются следующие вопросы.