Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 18:37, лекция
История управленческой мысли своими корнями уходит в глубь веков и тысячелетий. Практика управления так же стара, как и само человечество. Однако управление в древности нельзя было называть менеджментом в полном смысле. Скорее всего, оно представляло собой предысторию менеджмента и имело зачаточный, примитивный и ненаучный характер. Шел длительный и необходимый процесс накопления практического опыта управления и его осмысления.
1.История и эволюция менеджмента…………………………………………………………….9
2.Закономерности и принципы менеджмента………………………………………………14
3.Функции менеджмента……………………………………………………………………………….19
4.Разработка и принятие управленческих решений………………………………………25
5.Планирование деятельности организации. Миссия и цель………………………...31
6.Руководство и лидерство…………………………………………………………………………..38
7.Мотивация и стимулирование………………………………………………………………….…43
8.Контроль в процессе управления………………………………………………………………46
9.Управление культурой, изменениями и развитием организации………………..52
10.Стратегия и стратегическое управление………………………………………………….57
11.Управление проектами………………………………………………………………………………61
12.Управление информационной системой организации……………………………..69
13.Управление культурой, изменениями и развитием организации………………72
14.Стратегия и стратегическое управление…………………………………………………..77
15.Особенности корпоративного управления………………………………………………80
Очевидно, что в любом виде управленческой деятельности (функции управления) можно выделить задачи управления и входящие в них процессы и операции. Принятие решений является первичной функцией менеджмента, и в то же время это составная часть любой функции управления.
Функции управления можно условно разделить на общие и специальные . Количество и состав тех и других не определены. Иногда все общие функции управления объединяют в следующие группы:
Общность этих функций управления подчеркивается их повторяемостью или цикличностью в процессах управления, поэтому общие функции можно назвать и типовыми элементами управленческого цикла.
Чаще всего управленческую деятельность подразделяют на четыре основные функции управления:
Эти четыре основные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.
Планирование является важной функцией управления. К главным принципам планирования относятся все научные подходы к менеджменту. Их соблюдение является обязательным условием разработки обоснованного плана.
К дополнительным принципам планирования относятся:
В целом функция планирования осуществляется в современных организациях на двух уровнях:
Следующей функцией управления является организация управленческих процессов . Эти процессы подразделяются на:
Основными условиями рациональной организации управленческих процессов являются:
К вспомогательным управленческим процессам относятся операции, в результате которых создаются нормальные условия для выполнения основных и обслуживающих процессов.
К обслуживающим управленческим процессам относятся:
Мотивация — процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей.
В теориях мотивации выявлены основные виды потребностей, побуждающих людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При разработке концепций наибольшее значение имели работы А. Маслоу , Ф. Герцберга и др.
Последняя функция управления — контроль, который устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированных, выявляет отклонения и их причины.
Контроль можно классифицировать:
Управленческие решения
Решение — это социально–психологический акт выбора одного или нескольких вариантов из множества возможных.
Управленческие решения классифицируются по следующим признакам:
Показателями качества управленческих решений являются:
В литературе представлены различные подходы к классификации функций менеджмента (с точки зрения различных критериев).
Рассмотрим важнейшие из них.
В литературе по менеджменту имеются и другие подходы к классификации функций.
Так, в них выделяют группы функций.
Выводы
. 4.Разработка и принятие управленческих решений
4.1.Управленческие решения и технология их применения
Управленческое решение — это выбор альтернативы, т.е. способа решения. Оно является существенной и неотъемлемой частью общей работы каждого руководителя.
Известный специалист в области проблем современного управления Ф. Харрисон высказался по поводу принятия решений следующим образом: «Принятие решений — это интегральная часть управления организацией любого рода. Более чем что-либо другое, компетентность в данной области отличает менеджера от неменеджера и, что еще важнее, эффективно работающего менеджера от его неэффективно работающего коллеги».
Виды решений . Как известно, уровни управления бывают разными, и поэтому существуют различия в принятии решений.
Каждое решение отвечает на ряд вопросов. Одним из видов решений является организационное решение . Это — выбор, который должен сделать сам руководитель для того, чтобы выполнить обязанности в зависимости от занимаемой им должности.
Задача организационного решения — достижение цели, которая ставится перед всей организацией. Наиболее эффективным организационным решением является выбор, который будет действительно реализовываться и внесет наибольший вклад в достижение конечных целей.
Выделяют запрограммированные и незапрограммированные решения. При запрограммированных решениях число возможных альтернатив ограничено. В отличие от них незапрограммированные решения обычно находят место в ситуациях, которые можно назвать неопределенными, т.е. неструктурированными. Такие управленческие ситуации связаны с неопределенностью выбора средств достижения целей. К незапрограммированным решениям может, например, относиться цель организации улучшить процесс управления, мотивацию ее работников и т.п.
Процесс принятия решения нельзя рассматривать отдельно от всего хода управления. Любые решения, которые принимаются в рамках организации, имеют свои последствия, как положительные, так и отрицательные. Известный специалист в области проблем управления Р. Кац считает, что каждое управленческое решение должно «уравновешивать настолько противоречивые ценности, цели и критерии, что с любой точки зрения оно будет хуже оптимального. Каждое решение или выбор, затрагивающие все предприятие, будут иметь негативные последствия для каких-то его частей».
Поэтому организацию следует рассматривать с позиций системного подхода, учитывая возможные последствия управленческого решения для всех ее частей. Как уже говорилось, решение управленческих задач — психологический процесс, где не всегда срабатывает только логика или интуиция. В самом ходе решения переплетаются и социальные установки, и личностные переменные, и интуиция, и эмоции.
Интуитивные и рациональные решения
Теоретики современного менеджмента склонны рассматривать по отдельности интуитивные и рациональные решения . Под интуитивным решением понимается выбор, сделанный только на основе ощущения, что он является правильным, и нет четкого объяснения такому выбору.
В случае принятия интуитивного решения руководитель не пытается взвешивать свои доводы за или против. По утверждению американских ученых, многие управленческие решения руководители принимают именно интуитивно.
В практике управления применяют также решения, основанные на суждениях . Они отличаются тем, что основываются на имеющихся знаниях или прошлом опыте. В таких случаях руководитель выбирает альтернативу, которая когда-то уже была успешной и, как ему кажется, может быть таковой и в данной управленческой ситуации.
Самыми сложными управленческими ситуациями являются такие, где действует человеческий фактор . В содержание человеческого фактора вплетаются мотивационные, личностные и иные субъективные переменные. Предвидеть действие этих переменных в их сложных сочетаниях невозможно. Для принятия решений в ситуациях действия человеческого фактора недостаточно одних только суждений.
Поэтому в деле принятия решений прямолинейность мышления не является достоинством.
Этапы рационального решения
Рациональное решение проходит ряд этапов: