Цели и задачи менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 18:37, лекция

Описание работы

История управленческой мысли своими корнями уходит в глубь веков и тысячелетий. Практика управления так же стара, как и само человечество. Однако управление в древности нельзя было называть менеджментом в полном смысле. Скорее всего, оно представляло собой предысторию менеджмента и имело зачаточный, примитивный и ненаучный характер. Шел длительный и необходимый процесс накопления практического опыта управления и его осмысления.

Содержание работы

1.История и эволюция менеджмента…………………………………………………………….9

2.Закономерности и принципы менеджмента………………………………………………14

3.Функции менеджмента……………………………………………………………………………….19

4.Разработка и принятие управленческих решений………………………………………25

5.Планирование деятельности организации. Миссия и цель………………………...31

6.Руководство и лидерство…………………………………………………………………………..38

7.Мотивация и стимулирование………………………………………………………………….…43

8.Контроль в процессе управления………………………………………………………………46

9.Управление культурой, изменениями и развитием организации………………..52

10.Стратегия и стратегическое управление………………………………………………….57

11.Управление проектами………………………………………………………………………………61

12.Управление информационной системой организации……………………………..69

13.Управление культурой, изменениями и развитием организации………………72

14.Стратегия и стратегическое управление…………………………………………………..77

15.Особенности корпоративного управления………………………………………………80

Файлы: 1 файл

учебное пособие.doc

— 1,013.50 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что в любом виде управленческой деятельности (функции управления) можно выделить задачи управления и входящие в них процессы и операции. Принятие решений является первичной функцией менеджмента, и в то же время это составная часть любой функции управления.

Функции управления можно условно разделить на общие  и специальные . Количество и состав тех и других не определены. Иногда все общие функции управления объединяют в следующие группы:

  • планирование ;
  • организация ;
  • оперативное управление ;
  • мотивация ;
  • контроль ;
  • координация .

Общность этих функций управления подчеркивается их повторяемостью или цикличностью в процессах управления, поэтому общие функции можно назвать и типовыми элементами управленческого цикла.

Чаще всего управленческую деятельность подразделяют на четыре основные функции управления:

  1. планирование  (выбор целей и план действий по их достижению);
  2. организация  (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними);
  3. мотивация  (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей);
  4. контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными).

Эти четыре основные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

Планирование  является важной функцией управления. К главным принципам планирования относятся все научные подходы к менеджменту. Их соблюдение является обязательным условием разработки обоснованного плана.

К дополнительным принципам планирования относятся:

  • ранжирование объектов по их важности;
  • сбалансированность плана;
  • согласованность плана с параметрами внешней среды;
  • преемственность стратегического и текущего планов;
  • социальная ориентация плана;
  • автоматизация планирования;
  • экономическая обоснованность показателей;
  • обеспечение обратной связи системы планирования при управлении.

В целом функция планирования осуществляется в современных организациях на двух уровнях:

  • стратегическом ;
  • оперативном .

Следующей функцией управления является организация управленческих процессов . Эти процессы подразделяются на:

  • основные;
  • вспомогательные;
  • обслуживающие.

Основными условиями рациональной организации управленческих процессов являются:

  • пропорциональность;
  • непрерывность;
  • параллельность;
  • прямоточность;
  • ритмичность;
  • концентрация однородных предметов труда в одном месте;
  • гибкость процесса.

К вспомогательным управленческим процессам относятся операции, в результате которых создаются нормальные условия для выполнения основных и обслуживающих процессов.

К обслуживающим управленческим процессам относятся:

  • накопление;
  • контроль;
  • передача предмета труда.

Мотивация  — процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей.

В теориях мотивации выявлены основные виды потребностей, побуждающих людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При разработке концепций наибольшее значение имели работы А. Маслоу , Ф. Герцберга  и др.

Последняя функция управления — контроль,   который устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированных, выявляет отклонения и их причины.

Контроль можно классифицировать:

  • по объектам контроля;
  • по исполнителям;
  • по степени охвата объектов контроля;
  • по режиму контроля;
  • по времени контроля;
  • по периодичности выполнения контрольных операций;
  • по уровню механизации (автоматизации);
  • по стадиям жизненного цикла объекта.

Управленческие решения

Решение — это социально–психологический акт выбора одного или нескольких вариантов из множества возможных.

Управленческие решения классифицируются по следующим признакам:

  • стадия жизненного цикла товара;
  • подсистема системы менеджмента;
  • сфера действия;
  • цель;
  • масштабность;
  • организация выработки;
  • продолжительность действия;
  • объект воздействия;
  • методы формализации;
  • формы отражения;
  • способ передачи;
  • уровень управления.

Показателями качества управленческих решений являются:

  • энтропия , т.е. количественная определенность связей между элементами системы менеджмента и решения;
  • вероятность риска достижения целей;
  • количество задействованных при формировании решения уровней иерархии;
  • применяемые при принятии решения современные методы;
  • затраты на принятие и реализацию решения;
  • эффективность решения.

В литературе представлены различные подходы к классификации функций менеджмента  (с точки зрения различных критериев).

Рассмотрим важнейшие из них.

  1. По содержанию управленческой деятельности:
    • планирование;
    • организация ;
    • мотивация ;
    • контроль ;
    • координация .
  2. По масштабу времени:
    • стратегическое управление ;
    • тактическое управление ;
    • оперативное управление .
  3. По этапам процесса управления:
    • целеполагание ;
    • определение ситуации ;
    • определение проблемы ;
    • принятие управленческих решений .
  4. По факторам производственного процесса:
    • управление продуктом;
    • управление персоналом ;
    • управление информацией ;
    • управление инновацией  и др.
  5. По этапам производственного процесса:
    • управление подготовкой производства ;
    • управление процессом производства ;
    • управление обеспечением производства ;
    • управление сбытом продукции .
  6. По объекту управления:
    • управление экономическими процессами ;
    • управление социально-психологическими процессами ;
    • управление организационными процессами ;
    • управление технологическими процессами .

В литературе по менеджменту имеются и другие подходы к классификации функций.

Так, в них выделяют группы функций.

  1. Общие (основные) функции . Реализуются в управлении любой организацией. К ним относятся:
    • планирование ;
    • организация ;
    • мотивация ;
    • контроль;
    • принятие управленческих решений ;
    • коммуникации .
  2. Частные (обеспечивающие) функции . Выполняются отдельными структурными подразделениями (специалистами):
    • управление персоналом ;
    • управление маркетинго м ;
    • управление финансами ;
    • документационное обеспечение управления;
    • учет (бухгалтерский, управленческий) ;
    • обеспечение оргтехникой и др.

Выводы

  1. Функции менеджмента  — это целенаправленный вид управленческой деятельности, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления.
  2. Управленческую деятельность подразделяют на четыре основные функции управления :
    • планирование (выбор целей и план действий по их достижению);
    • организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними);
    • мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей);
    • контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными).
  3. Основные этапы управленческого цикла:
    • анализ и оценка обстановки;
    • выработка и принятие управленческих решений;
    • планирование;
    • организация исполнения планов и принятых решений;
    • контроль;
    • оценка деятельности.

 

. 4.Разработка и принятие управленческих решений

4.1.Управленческие  решения и технология их применения

Управленческое решение  — это выбор альтернативы, т.е. способа решения. Оно является существенной и неотъемлемой частью общей работы каждого руководителя.

Известный специалист в области проблем современного управления Ф. Харрисон  высказался по поводу принятия решений следующим образом: «Принятие решений — это интегральная часть управления организацией любого рода. Более чем что-либо другое, компетентность в данной области отличает менеджера от неменеджера и, что еще важнее, эффективно работающего менеджера от его неэффективно работающего коллеги».

Виды решений . Как известно, уровни управления бывают разными, и поэтому существуют различия в принятии решений.

Каждое решение отвечает на ряд вопросов. Одним из видов решений является организационное решение . Это — выбор, который должен сделать сам руководитель для того, чтобы выполнить обязанности в зависимости от занимаемой им должности.

Задача организационного решения — достижение цели, которая ставится перед всей организацией. Наиболее эффективным организационным решением является выбор, который будет действительно реализовываться и внесет наибольший вклад в достижение конечных целей.

Выделяют запрограммированные и незапрограммированные решения. При запрограммированных решениях  число возможных альтернатив ограничено. В отличие от них незапрограммированные решения обычно находят место в ситуациях, которые можно назвать неопределенными, т.е. неструктурированными. Такие управленческие ситуации связаны с неопределенностью выбора средств достижения целей. К незапрограммированным решениям  может, например, относиться цель организации улучшить процесс управления, мотивацию ее работников и т.п.

Процесс принятия решения нельзя рассматривать отдельно от всего хода управления. Любые решения, которые принимаются в рамках организации, имеют свои последствия, как положительные, так и отрицательные. Известный специалист в области проблем управления Р. Кац считает, что каждое управленческое решение должно «уравновешивать настолько противоречивые ценности, цели и критерии, что с любой точки зрения оно будет хуже оптимального. Каждое решение или выбор, затрагивающие все предприятие, будут иметь негативные последствия для каких-то его частей».

Поэтому организацию следует рассматривать с позиций системного подхода, учитывая возможные последствия управленческого решения для всех ее частей. Как уже говорилось, решение управленческих задач — психологический процесс, где не всегда срабатывает только логика или интуиция. В самом ходе решения переплетаются и социальные установки, и личностные переменные, и интуиция, и эмоции.

Интуитивные и рациональные решения

Теоретики современного менеджмента склонны рассматривать по отдельности интуитивные и рациональные решения . Под интуитивным решением  понимается выбор, сделанный только на основе ощущения, что он является правильным, и нет четкого объяснения такому выбору.

В случае принятия интуитивного решения руководитель не пытается взвешивать свои доводы за или против. По утверждению американских ученых, многие управленческие решения руководители принимают именно интуитивно.

В практике управления применяют также решения, основанные на суждениях . Они отличаются тем, что основываются на имеющихся знаниях или прошлом опыте. В таких случаях руководитель выбирает альтернативу, которая когда-то уже была успешной и, как ему кажется, может быть таковой и в данной управленческой ситуации.

Самыми сложными управленческими ситуациями являются такие, где действует человеческий фактор . В содержание человеческого фактора вплетаются мотивационные, личностные и иные субъективные переменные. Предвидеть действие этих переменных в их сложных сочетаниях невозможно. Для принятия решений в ситуациях действия человеческого фактора недостаточно одних только суждений.

Поэтому в деле принятия решений прямолинейность мышления не является достоинством.

Этапы рационального решения

Рациональное решение проходит ряд этапов:

  1. диагноз проблемы;
  2. формулировка ограничений и критериев для принятия решений;
  3. выявление альтернатив;
  4. окончательный выбор альтернатив.

Информация о работе Цели и задачи менеджмента