Цели и задачи менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 18:37, лекция

Описание работы

История управленческой мысли своими корнями уходит в глубь веков и тысячелетий. Практика управления так же стара, как и само человечество. Однако управление в древности нельзя было называть менеджментом в полном смысле. Скорее всего, оно представляло собой предысторию менеджмента и имело зачаточный, примитивный и ненаучный характер. Шел длительный и необходимый процесс накопления практического опыта управления и его осмысления.

Содержание работы

1.История и эволюция менеджмента…………………………………………………………….9

2.Закономерности и принципы менеджмента………………………………………………14

3.Функции менеджмента……………………………………………………………………………….19

4.Разработка и принятие управленческих решений………………………………………25

5.Планирование деятельности организации. Миссия и цель………………………...31

6.Руководство и лидерство…………………………………………………………………………..38

7.Мотивация и стимулирование………………………………………………………………….…43

8.Контроль в процессе управления………………………………………………………………46

9.Управление культурой, изменениями и развитием организации………………..52

10.Стратегия и стратегическое управление………………………………………………….57

11.Управление проектами………………………………………………………………………………61

12.Управление информационной системой организации……………………………..69

13.Управление культурой, изменениями и развитием организации………………72

14.Стратегия и стратегическое управление…………………………………………………..77

15.Особенности корпоративного управления………………………………………………80

Файлы: 1 файл

учебное пособие.doc

— 1,013.50 Кб (Скачать файл)
  1. Сочетание полномочий  (прав, обязанностей) и ответственности каждого работника.

Нет полномочий (т.е. прав) без ответственности, и наоборот.

  1. Мотивирование и стимулирование труда .

Предполагает создание условий, стимулирующих труд работника, способствующих удовлетворению его потребностей. Это один из основополагающих принципов менеджмента.

  1. Демократизация управления.

Предполагает привлечение к управлению организацией специалистов, всех участников трудового процесса.

Кроме того, наряду с общими принципами, следует учитывать необходимость выделения и учета частных принципов, соблюдение которых позволяет регулировать отдельные управленческие процессы и стороны управления с учетом специфики и характера деятельности организации, отраслевой специфики.

Например, выделяют принципы :

  1. планирования (научность, комплексность, реальность, целенаправленность, конкретность, экономичность и др.);
  2. контроля (систематичность, объективность, эффективность и т.п.);
  3. в производстве, социальной сфере, культуре, образовании и т.п. Например, в управлении образовательной деятельностью приоритетны:
    • образовательные задачи (перед другими);
    • гуманизация образовательной деятельности;
    • самосовершенствование;
    • социальная справедливость;
    • индивидуальный подход;
    • взаимодействие обучаемых и обучающих (педагогическое сотрудничество);
    • другие.

2.2.2. Функции менеджмента

Функции менеджмента  — виды деятельности, необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности.

В литературе представлены разные подходы к классификации функций менеджмента (с точки зрения различных критериев).

Рассмотрим важнейшие из них.

  1. По содержанию управленческой деятельности:
    • планирование ;
    • организация ;
    • мотивация ;
    • контроль ;
    • координация .
  2. По масштабу времени:
    • стратегическое управление ;
    • тактическое управление ,
    • оперативное управление .
  3. По этапам процесса управления:
    • целеполагание ;
    • определение ситуации ;
    • определение проблемы ;
    • принятие управленческих решений  .
  4. По факторам производственного процесса:
    • управление продуктом ;
    • управление персоналом ;
    • управление информацией ;
    • управление инновацией  и др.
  5. По этапам производственного процесса:
    • управление подготовкой производства ;
    • управление процессом производства ;
    • управление обеспечением производства ;
    • управление сбытом продукции .
  6. По объекту управления:
    • управление экономическими процессами ;
    • управление социально-психологическими процессами ;
    • управление организационными процессами ;
    • управление технологическими процессами ..

В литературе по менеджменту имеются и другие подходы к классификации функций . Так, например, выделяют следующие.

  1. Общие (основные) функции. Реализуются в управлении любой организацией. К ним относятся: планирование , организация , мотивация , контроль .
  2. Связующие функции (процессов):
    • принятие управленческих решений ;
    • коммуникации.
  3. Частные (обеспечивающие) функции. Выполняются отдельными структурными подразделениями (специалистами):
    • управление персоналом ;
    • управление маркетингом ;
    • управление финансами ;
    • документационное обеспечение управления;
    • учет (бухгалтерский, управленческий);
    • обеспечение оргтехникой и др.
  4. Специфические функции. Отражают отраслевую специфику.

2.2.3.Методы менеджмента

Метод управления  — совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Различают три группы методов менеджмента :

  1. Организационно-административные методы.
  2. Экономические методы.
  3. Социально-психологические методы.

Организационно-административные  — это методы, с помощью которых менеджер как субъект власти воздействует на персонал. Это методы принуждения. В свою очередь, они подразделяются на группы:

  1. Методы организационно-стабилизующего воздействия (штатное расписание, положение о внутреннем трудовом распорядке, должностные инструкции, производственные инструкции, планы работ и т.п.).
  2. Методы распорядительного воздействия (приказ, распоряжение, указание, контроль и т.п.).
  3. Методы дисциплинарного воздействия (поощрения, взыскания).

Методы организационно-административного воздействия обеспечивают четкость, организованность, согласованность, ответственность и трудовую дисциплину. Они оказывают прямое воздействие на организацию и позволяют быстро реагировать на управленческую ситуацию.

Экономические методы управления  — предполагают учет и использование экономической заинтересованности трудового коллектива и каждого работника в результатах своего труда. Они включают:

  1. Экономическое планирование (использование экономических показателей в оценке результатов труда).
  2. Экономическое стимулирование (использование стимулирующей системы оплаты труда).
  3. Хозрасчет (хозяйственная самостоятельность подразделений и организации в целом).
  4. Источники финансирования (бюджетные и внебюджетные).
  5. Ценообразование.
  6. Экономико-математические методы:
    • экономическое прогнозирование и программирование;
    • математическое моделирование;
    • теория игр;
    • управление запасами;
    • исследование операций и др.

Социально-психологические методы  — совокупность специфических способов и средств воздействия на личностные отношения и социальные процессы, возникающие в трудовых коллективах.

  1. Планирование социального развития коллектива .
  2. Повышение производственной и творческой активности сотрудников.
  3. Создание благоприятного психологического климата.
  4. Сплочение трудового коллектива.
  5. Управление конфликтами .
  6. Формирование групп  (команд ).
  7. Сохранение и развитие традиций.
  8. Изучение и учет индивидуальных социально-психологических особенностей сотрудников.
  9. Управление мотивацией  сотрудников.
  10. Другие.

Все функции и методы образуют систему менеджмента  и реализуются на практике в тесном единстве.

Выводы

  1. Закономерности менеджмента  — это наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые, в свою очередь, отражают устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации.
  2. Принципы — руководящие правила, регламентирующие реальную управленческую практику в любой организации. Они формируют требования к системе управления организацией — функциям, методам и организационной структуре управления.
  3. Функции менеджмента  — виды деятельности, необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности.
  4. Метод управления — совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей..

 

3.Функции  менеджмента

3.1.Сущность функций менеджмента

Функции менеджмента — это целенаправленный вид управленческой деятельности, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления.

Функции менеджмента — виды деятельности, необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности.

Процесс управления деятельностью организации находит свое выражение в реализации определенных функций управления  — направлениях управленческой деятельности, позволяющих в совокупности осуществлять управляющее воздействие и создавать необходимые условия для решения задач организации. Выполняемые в определенной последовательности, они образуют управленческий цикл, состоящий из нескольких этапов.

Основные этапы управленческого цикла :

  • анализ и оценка обстановки;
  • выработка и принятие управленческих решений;
  • планирование;
  • организация исполнения планов и принятых решений;
  • контроль;
  • оценка деятельности.

Оценка деловой обстановки  как функция менеджмента  организации представляет собой процесс познания по избранным критериям состояния и динамики развития обстановки в целом или ее отдельных элементов. Вместе с тем это и результат указанного процесса, отражающий отношение субъекта управления к складывающейся обстановке и ее элементам, к их значению для решения задач организации.

Оценка обстановки позволяет решать следующие основные задачи.

  1. Выявление и осознание характера возникающих в ходе развития обстановки проблем и определение возможностей их разрешения.
  2. Определение степени реальной и потенциальной опасности источников внешних и внутренних угроз организации для выявления возможностей, путей и средств устранения или локализации этой опасности.
  3. Выявление факторов внешней и внутренней среды, оказывающих существенное влияние на организацию деятельности и требующих принятия адекватных управленческих решений.
  4. Постановка значимых целей и определение вытекающих из них конкретных задач и направлений деятельности, требующих концентрации имеющихся сил и средств.
  5. Определение готовности сил и средств к действиям в условиях изменения обстановки.
  6. Создание информационных баз данных для выработки и принятия решений, планирование деятельности организации и реализации других управленческих функции.

Планирование — это процесс подготовки и принятия взаимосвязанных управленческих решений по достижению цели (целей) предстоящей деятельности, результатом которого является план. Важно, чтобы вследствие планирования было обеспечено соответствие планируемых мероприятий текущей и прогнозируемой обстановке, приоритетным целям и задачам, которые предстоит решать организации либо отдельному работнику на протяжении определенного периода. Только тогда с помощью планирования достигается объединение в единый комплекс целей, задач и мероприятий предстоящей деятельности организации.

Организация исполнения планов и принятых решений  — функция менеджмента организации, суть которой составляет формирование взаимных отношений между подразделениями и отдельными работниками, а также обеспечение иных условий, необходимых для успешной реализации принятого решения (плана). Организация процесса реализации принятого решения включает:

  • уточнение целей решения, декомпозицию цели, оценку условий реализации решения, а также доведение до сведения исполнителей приятого решения и условий его реализации;
  • создание организационных предпосылок для реализации принятого решения;
  • расстановку имеющихся сил и средств, необходимых для решения задачи;
  • координацию и взаимодействие в процессе реализации решения;
  • обеспечение исполнения принятого решения.

Следующая функция управления — контроль , представляет собой систему управленческих мер по наблюдению за ходом и проверке результатов деятельности организации, осуществляемую уполномоченными на то субъектами управления с целью выявления и устранения отклонений в этой деятельности от установленных требований или заданных параметров, что позволяет решать следующие основные задачи.

  1. Определение фактического состояния и соответствия деятельности организации требованиям соответствующих законов, подзаконных актов РФ, ведомственных НПА, нормативно-правовых документов организации основополагающим принципам ее деятельности.
  2. Предупреждение, своевременное выявление и исправление ошибок, устранение недостатков в работе по реализации действующих программ, планов работы, принятых решений.
  3. Оказание объектам контроля помощи в решении стоящих перед ними задач и совершенствовании управления их деятельностью.
  4. Повышение в контролируемых объектах исполнительской дисциплины и ответственности, изучение и оценка деятельности конкретных должностных лиц для улучшения расстановки и более эффективного использования кадров.
  5. Выявление, обобщение, распространение и внедрение положительного опыта в целях совершенствования деятельности организации.

Миссия организации  — это ее общая цель, смысл существования и предназначения; в ней фиксируются причины ее возникновения, общественные потребности, которые она призвана удовлетворить, важнейшие принципы деятельности. В миссии отражены интересы собственников организации, потребителей ее продукции, персонала, местного сообщества, партнеров, государственных органов, а также общества в целом.

Цель управления деятельностью организации имеет два аспекта.

  1. Поддержание системы управления организации в устойчивом равновесии в случае ее соответствия целям и задачам деятельности и складывающейся деловой обстановке, осуществление развития системы управления и перевод ее в новое состояние в направлении приспособления к новым целям и задачам и изменившейся обстановке.
  2. Изыскание и осуществление таких путей и форм достижения целей и решения задач организации, которые обеспечивают наибольшую полноту и эффективность их реализации.

3.2.Функции управления

Функция  (дословно — действие) применительно к управлению характеризует виды управленческой деятельности, возникающие в процессе разделения и специализации труда в сфере управления.

Информация о работе Цели и задачи менеджмента