Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 18:37, лекция
История управленческой мысли своими корнями уходит в глубь веков и тысячелетий. Практика управления так же стара, как и само человечество. Однако управление в древности нельзя было называть менеджментом в полном смысле. Скорее всего, оно представляло собой предысторию менеджмента и имело зачаточный, примитивный и ненаучный характер. Шел длительный и необходимый процесс накопления практического опыта управления и его осмысления.
1.История и эволюция менеджмента…………………………………………………………….9
2.Закономерности и принципы менеджмента………………………………………………14
3.Функции менеджмента……………………………………………………………………………….19
4.Разработка и принятие управленческих решений………………………………………25
5.Планирование деятельности организации. Миссия и цель………………………...31
6.Руководство и лидерство…………………………………………………………………………..38
7.Мотивация и стимулирование………………………………………………………………….…43
8.Контроль в процессе управления………………………………………………………………46
9.Управление культурой, изменениями и развитием организации………………..52
10.Стратегия и стратегическое управление………………………………………………….57
11.Управление проектами………………………………………………………………………………61
12.Управление информационной системой организации……………………………..69
13.Управление культурой, изменениями и развитием организации………………72
14.Стратегия и стратегическое управление…………………………………………………..77
15.Особенности корпоративного управления………………………………………………80
Нет полномочий (т.е. прав) без ответственности, и наоборот.
Предполагает создание условий, стимулирующих труд работника, способствующих удовлетворению его потребностей. Это один из основополагающих принципов менеджмента.
Предполагает привлечение к управлению организацией специалистов, всех участников трудового процесса.
Кроме того, наряду с общими принципами, следует учитывать необходимость выделения и учета частных принципов, соблюдение которых позволяет регулировать отдельные управленческие процессы и стороны управления с учетом специфики и характера деятельности организации, отраслевой специфики.
Например, выделяют принципы :
2.2.2. Функции менеджмента
Функции менеджмента — виды деятельности, необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности.
В литературе представлены разные подходы к классификации функций менеджмента (с точки зрения различных критериев).
Рассмотрим важнейшие из них.
В литературе по менеджменту имеются и другие подходы к классификации функций . Так, например, выделяют следующие.
2.2.3.Методы менеджмента
Метод управления — совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.
Различают три группы методов менеджмента :
Организационно-
Методы организационно-
Экономические методы управления — предполагают учет и использование экономической заинтересованности трудового коллектива и каждого работника в результатах своего труда. Они включают:
Социально-психологические методы — совокупность специфических способов и средств воздействия на личностные отношения и социальные процессы, возникающие в трудовых коллективах.
Все функции и методы образуют систему менеджмента и реализуются на практике в тесном единстве.
Выводы
3.Функции менеджмента
3.1.Сущность функций менеджмента
Функции менеджмента — это целенаправленный вид управленческой деятельности, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления.
Функции менеджмента — виды деятельности, необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности.
Процесс управления деятельностью организации находит свое выражение в реализации определенных функций управления — направлениях управленческой деятельности, позволяющих в совокупности осуществлять управляющее воздействие и создавать необходимые условия для решения задач организации. Выполняемые в определенной последовательности, они образуют управленческий цикл, состоящий из нескольких этапов.
Основные этапы управленческого цикла :
Оценка деловой обстановки как функция менеджмента организации представляет собой процесс познания по избранным критериям состояния и динамики развития обстановки в целом или ее отдельных элементов. Вместе с тем это и результат указанного процесса, отражающий отношение субъекта управления к складывающейся обстановке и ее элементам, к их значению для решения задач организации.
Оценка обстановки позволяет решать следующие основные задачи.
Планирование — это процесс подготовки и принятия взаимосвязанных управленческих решений по достижению цели (целей) предстоящей деятельности, результатом которого является план. Важно, чтобы вследствие планирования было обеспечено соответствие планируемых мероприятий текущей и прогнозируемой обстановке, приоритетным целям и задачам, которые предстоит решать организации либо отдельному работнику на протяжении определенного периода. Только тогда с помощью планирования достигается объединение в единый комплекс целей, задач и мероприятий предстоящей деятельности организации.
Организация исполнения планов и принятых решений — функция менеджмента организации, суть которой составляет формирование взаимных отношений между подразделениями и отдельными работниками, а также обеспечение иных условий, необходимых для успешной реализации принятого решения (плана). Организация процесса реализации принятого решения включает:
Следующая функция управления — контроль , представляет собой систему управленческих мер по наблюдению за ходом и проверке результатов деятельности организации, осуществляемую уполномоченными на то субъектами управления с целью выявления и устранения отклонений в этой деятельности от установленных требований или заданных параметров, что позволяет решать следующие основные задачи.
Миссия организации — это ее общая цель, смысл существования и предназначения; в ней фиксируются причины ее возникновения, общественные потребности, которые она призвана удовлетворить, важнейшие принципы деятельности. В миссии отражены интересы собственников организации, потребителей ее продукции, персонала, местного сообщества, партнеров, государственных органов, а также общества в целом.
Цель управления деятельностью организации имеет два аспекта.
3.2.Функции управления
Функция (дословно — действие) применительно к управлению характеризует виды управленческой деятельности, возникающие в процессе разделения и специализации труда в сфере управления.