Факторный анализ в исследовании систем управления организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в объяснении методики и применении факторного анализа на практике через описание места факторного анализа, раскрытии подходов по классификации методов факторного анализа, а также демонстрация факторного анализа на примере реально существующего предприятия. Соответственно, работа состоит из двух частей: в первой раскрываются теоретические моменты, а во второй проводится анализ рентабельности активов компании «ЭнергияКом».

Данную цель можно достигнуть, выполнив следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и сущность факторного анализа в системах управления;

2. Рассмотреть виды и задачи факторного анализа;

3. Проанализировать методы проведения факторного анализа;

4. Применить факторный анализ на примере конкретного предприятия и показать его практическую значимость для управления организацией.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие и сущность факторного анализа в системе управления….5
Факторный анализ, его виды и задачи…………………………………….5

Глава 2. Практическое применение факторного анализа в компании «ЭнергияКом»………………………………………………………………….10

2.1 Факторный анализ рентабельности активов…………………………….10

2.2 SWOT-анализ существующей организационной структуры……………13

2.3 STEP- анализ ОАО «ЭнергияКом»………………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………..18

Список литературы…………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

готовый.docx

— 52.67 Кб (Скачать файл)

     2.1 Факторный анализ  рентабельности активов

    Эффективность работы корпорации по экономическому содержанию соответствует рентабельности консолидированных активов корпорации. Поскольку сумма всех активов  корпорации равна валюте баланса, то формулу рентабельности активов  можно представить в виде формулы  общей рентабельности: 

где

  – общая рентабельность  корпорации;

 – чистая  прибыль корпорации за анализируемый  период;

 – всего  активов или валюта баланса.

    Рассчитав рентабельность активов корпорации за исследуемый период, можно выяснить размер отдачи, которую получила фирма на каждый вложенный рубль.

    Анализ  рентабельности и выявление степени влияния различных факторов на итоговую рентабельность можно вычислить с помощью мультипликативной модели рентабельности.

    В модель должны корректно войти различные  факторы, влияющие на итоговый показатель рентабельности. Мультипликативную  модель рентабельности активов можно  представить в следующем виде (Таблица 1):

 ,

где

 - выручка от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость);

- текущие активы корпорации;

 - собственный капитал корпорации;

ВА - всего активов или валюта баланса;

Факторы:

ПП = П / ВР  - прибыльность продаж (показывает сколько рублей чистой прибыли получено с каждого рубля реализации);

Оа = ВР / ТА - оборачиваемость активов (показывает количество оборотов всего оборотного капитала за анализируемый период);

Км = ТА / СК  - коэффициент маневренности в одной из своих модификаций (показывает долю собственного капитала в финансировании оборотного капитала);

Коп = СК / ВА - коэффициент общей платежеспособности (показывает долю собственного капитала в имуществе корпорации).

     Выбор именно этих факторов обусловлен двумя  причинами:

  • во-первых, влияние данных факторов на рентабельность активов корпорации экономически очевидно;
  • во-вторых, получить значения показателей можно непосредственно по данным внешней финансовой отчетности.

    Таблица 1

    Мультипликативная модель рентабельности активов

    2001 2002 2003 2004 2005
Выручка от реализации ВР 38615839 52595908 51665267 34464407 31326485
Текущие активы ТА 75956135 49827927 62426173 75568021 90369386
Собственный капитал СК 241017553 270937205 293148175 313519049 318338579
Всего активов ВА 326939980 341161505 322021091 338116549 332001234

 

   Видоизменив формулу, можно выяснить степень  влияния изменения других факторов на изменение рентабельности активов (Таблица 4)

 

где показатели:

РР - результат  от реализации;

ЗПРП - затраты  на производство реализованной продукции;

ТА - текущие  активы корпорации;

ВА - всего активов  или валюта баланса;

Факторы:

-  коэффициент использования  прибыли (показывает какая часть дохода от реализации может быть пущена на выплату дивидендов и на пополнение фондов накопления);

- рентабельность реализованной  продукции (показывает  сумму дохода на  каждый рубль,  вложенный в производство  реализованной продукции);

  - количество оборотов  текущих активов  в процессе производства  реализованной продукции;

- структура активов  корпорации (показывает какаю часть активов корпорации составляют оборотные средства).

Таблица 4

  2001 2002 2003 2004 2005
  0,330858 0,597753 0,597863 0,703775 0,623801
  3,838875 3,106303 2,999816 5,63076 12,76404
  0,137624 0,301674 0,276426 0,080179 0,02172
  0,232872 0,144360 0,193685 0,225262 0,27172

 
 
 

     2.2 SWOT-анализ существующей  организационной  структуры

     Для раскрытия относительно сильных  и слабых сторон предприятия составим матрицу первичного стратегического  анализа или SWOT-анализ. С его помощью  можно выявить и структурировать  не только сильные и слабые стороны  организации, но и ее потенциальные  возможности и угрозы.

     SWOT-анализ  расшифровывается как: 

  • Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;
  • Слабости (Weaknesses) - недостатки организации;
  • Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
  • Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

     Применение SWOT-анализа позволит сгруппировать  всю информацию, имеющуюся в наличии, и выяснив состояние организации, принимать обдуманные решения, касающиеся развития бизнеса.

     Таблица 5

     Матрица SWOT-анализ 

     Внешняя среда 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Внутренняя  среда

     Возможности:      Угрозы:
1)Рост отрасли;

2)Рост спроса;

3) Появление  новых технологий;

4)снижение издержек  и улучшение качества за счет  автоматизации и механизации  производства;

5)разработка  и продвижение новых товаров  и ассортиментных групп;

6)выход на  новые рынки или сегменты рынка; 

7)сокращение  некоторых видов расходов за счет инновационной деятельности;

1)Рост темпов  инфляции;

2)Ужесточение  законодательства;

3)Изменение уровня  цен;

4) Появление  новых фирм на рынке

5) отраслевые  риски: риск цен на сырье  (зерно), на хлеб и хлебобулочные  изделия;

6)качество основного  сырья;

7)возможность  появления новых конкурентов;  

     
Сильные стороны: «Сила и возможности» «Сила и угрозы»
1)Высококвалифицированный  персонал;

2) Высокое качество  производимой продукции;

3)положительный  имидж предприятия;

4)наличие  собственной сбытовой сети;

5) совершенствование  в сфере инноваций. 
 

     
1)выход на  новые рынки, увеличение ассортимента  продукции;

2)достаточная  известность будет способствовать  выходу на новые рынки;

3) государственная  политика и поддержка инновационной  деятельности.

     
1)усиление конкуренции,  инфляция и рост налогов, изменение  приоритетов потребителей повлияют  на проведение стратегии;

2) Появление  новых конкурентов и потери  ведущих специалистов понизят  конкурентоспособность предприятия.

     Слабые  стороны: «Слабость и возможность» «Слабость и угрозы»
1) Недостаточно  развита рекламная политика;

2)Отсутствие  информационного отдела, для систематизации  данных клиента;

3) Отсутствие  гибкой системы вознаграждения  персонала;

5)низкая заинтересованность  рядовых сотрудников в развитии  предприятия;

6)сезонная текучесть  кадров;

1)возможны затруднения  при выходе на новые рынки;

2)недостаточный  контроль может привести к  снижению качества продукции;

3) возможна потеря  ведущих специалистов.

1)возможное  ухудшение конкурентной позиции;

2) отсутствие  информационного отдела тормозит  работу фирмы, тем самым создается  угроза потери клиентов.

3) обострение  ценовой конкуренции за счёт  увеличения предлагаемых скидок, условий поставки продукции;

4) низкая заинтересованность  рядовых сотрудников в развитии  предприятия;

  

 

       Из  предложенного SWOT - анализа видно, что продукция «ЭнергияКом» отличается от продукции конкурентов прежде всего своим качеством, большим разнообразным ассортиментом, своей доступностью. Для того, чтобы угрозы развития конкурентов не снизили силу бренда, необходима постоянная рекламная поддержка для ОАО «ЭнергияКом».

       Следовательно, для развития успеха в ОАО «ЭнергияКом» необходимо работать над усилением позиций бренда с одновременным решением слабых сторон и развитием инноваций на предприятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 STEP- анализ ОАО «ЭнергияКом»

     STEP- анализ используется для проведения  анализа внешнего окружения организации,  он позволяет выявить существенные  факторы, оказывающие влияние  на деятельность и возможности  развития предприятия. При проведении  данного анализа оценивается  влияние четырех факторов (Таблица  6):

     S – социальные факторы;

     Т – технологические факторы;

     Е – экономические факторы;

     Р – политические факторы.

                                                                                                                    Таблица 6

     STEP- анализ ОАО «ЭнергияКом»

Наименование  фактора Угрозы Возможности
Социальные  факторы 1. Обострение  ценовой конкуренции за счет  увеличения предлагаемых скидок, условий поставки продукции; 1. Квалификация  персонала, активизация рекламы  дадут возможность успеть за  ростом рынка.

2.  Достаточная  известность будет способствовать  выходу на новые рынки;

3.  Положительный  имидж предприятия привлечет  новых покупателей и поставщиков;

Технологические факторы 1.Рост цен  на сырье  повлечет за собой  удорожание себестоимости продукции,  что повлечет к снижению спроса  на нее; 1.Появление  новых технологий;

2.Снижение издержек  и улучшение качества за счет  автоматизации и механизации  производства;

Экономические факторы 1. Усиление конкуренции,  инфляция и рост налогов, изменение  приоритетов потребителей повлияют  на проведение стратегии;

2. Появление  новых конкурентов и потери ведущих специалистов понизят конкурентоспособность предприятия;

1. Наличие собственной  сбытовой сети;

2.Снижение цен  на товары привлечет потребителей;

Политические  факторы 1. Государственная  политика и поддержка инновационной  деятельности; 1. Совершенствование  в сфере инноваций; 

 

     Таким образом можно сделать вывод, что прямыми факторами, наиболее  влияющими на  функционирование предприятия в целом, являются экономические и социальные факторы. Косвенными факторами признаются политические и технологические факторы.

 

    Заключение

      Методы  факторного анализа являются достаточно актуальными сегодня, так как  позволяют компаниям и аналитикам решать необходимые задачи. А именно: находить причины тех или иных изменений в каком-либо показателе, упорядочивать их по степени важности и так далее.

     Существуют  разнообразные методы факторного анализа: метод дифференциального исчисления, цепных подстановок, индексный, простого прибавления неразложимого остатка, метод взвешенных конечных разностей и другие, которые перечислены и рассмотрены более подробно в данной курсовой работе. Одни из них основаны на определенных, заданных заранее моделях. Достоинством такого подхода является очевидная простота, а недостатком - отсутствие фактического анализа факторов, возможность не учесть значимый фактор и списать его влияние на другой. А другие позволяют в процессе анализа построить модель с использованием наиболее адекватных факторов, однако они довольно сложны в использовании.

     На  примере ОАО «ЭнергияКом» с помощью факторного анализа была проведена декомпозиция многих показателей и рассмотрен анализ рентабельности активов данной компании, были выявлены наиболее значимые факторы в изменениях показателя рентабельности на основе двух различных моделей. Так же на основе данных этой кампании были проведены SWOT и STEP-анализы. Сущность SWOT-анализа заключается в раскрытии относительно сильных и слабых сторон предприятия, а так же в выявлении ее потенциальных возможностей и угроз. STEP-анализ используется для проведения анализа внешнего окружения организации, он позволяет выявить существенные факторы, оказывающие влияние на деятельность и возможности развития предприятия. Из проведенных анализов следует, что для развития успеха в ОАО «ЭнергияКом» необходимо работать над усилением позиций бренда с одновременным решением слабых сторон и развитием инноваций на предприятии.  

Список  литературы

  1. Артеменко В.Г, Бллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Дело и Сервис»; Новосибирск: «Сибирское соглашение», 2005. с.376
  2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пос. для вузов/  П.П.Табурчак, А.Е.Викуленко, Л.А.Овчинникова и др.; Под ред. П.П.Табурчака. – Ростов н/д.: Феникс, 2007. с.348
  3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.пособие Л.Л.Ермолович, Г.В.Толкач, И.В.Шитникова; Под общ.ред. Л.Л.Ермолович. – Мн.: Интерпресссервис: Экоперспектива, 2005. с.571
  4. Анализ хозяйственной деятельности/ Под ред. В.А.Белобородовой. – М.: Финансы и статистика, 2005. с. 231
  5. Баканов М.И. Курс экономического анализа. – М.,2004. с. 230
  6. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник для экон. спец. вузов. – четвертое издание, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. с. 415
  7. Бороненкова С.А., Бондарь Ю.Г. Экономический анализ – основа поиска резервов. – М.: Финансы и статистика, 2008. с. 90
  8. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. -М.: «Финансы и статистика», 2008. с. 290
  9. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа. -М.: Инфра-М, 2007. с. 203
  10. Бондарь И. К. Производительность труда. - К.: Наукова думка, 2007. с. 532
  11. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. – М.: Инфра-М, 2005. с. 416
  12. Грузинов В.П. и др. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.П. Грузинова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. с. 535
  13. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: «Бухгалтерский учет», 2006. с. 354

Информация о работе Факторный анализ в исследовании систем управления организации