Факторы внутренней и внешней среды и их влияние на успешный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Организация является важнейшим понятием в менеджменте. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами.
Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Поэтому эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты системного подхода к управлению организацией 5
1.1 Внутренние переменные и их взаимосвязь 5
1.2 Состав и особенности факторов внешней среды организации 13
1.3 Методы исследования внутренней и внешней среды организации 21
1.4 Значимость факторов внутренней и внешней среды организации в российских и зарубежных компаниях 30
2. Исследование факторов внутренней и внешней среды ЗАО «Конкурент» и их значимости для успешного менеджмента. 40
2.1 Общая характеристика ЗАО «Конкурент» 40
2.2 Анализ хозяйственной деятельности ЗАО «Конкурент». 43
2.3 Исследование факторов внутренней среды ЗАО «Конкурент» 51
2.4 Исследование факторов внешней среды ЗАО «Конкурент» 57
3. Рекомендации по повышению эффективности деятельности ЗАО «Конкурент» с учетом факторов внешней и внутренней среды 70
Заключение 75
Список используемой литературы 76

Файлы: 1 файл

Факторы внутренней и внешней среды и их влияние на успешный мееджмент.doc

— 991.00 Кб (Скачать файл)

         

    Рисунок 3- Последовательность действий для проведения SWOT-анализа

     Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие  ячейки матрицы необходимо занести  сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

     Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

     Слабые  стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

     Рыночные  возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.

     Рыночные  угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

         

         Рисунок 4- Матрица SWOT-анализа

     Один  и тот же фактор для разных предприятий  может быть как угрозой, так и  возможностью.

     Для сопоставления возможностей вашего предприятия условиям рынка применяется  немного видоизмененная матрица SWOT-анализа 

Таблица 1.1 - Матрица SWOT-анализа

       Возможности УГРОЗЫ
Сильные стороны    
Слабые  стороны    
 

     Заполнив  такую матрицу можно увидеть  результат:

    • определены основные направления развития предприятия
    • сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса

     SNW – анализ

         SNW – анализ – это усовершенствованный  SWOT-анализ.

         Strength (сильная сторона),

         Neutral (нейтральноя сторона),

         Weakness (слабая сторона).

     В отличие от анализа слабых и сильных  сторон SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».

     Для составления SNW – анализа необходимо заполнить таблицу, можно предложить такой вариант: (таблица 1.2)

Таблица 1.2 - Оценка стратегической позиции

     Наименование стратегической позиции Качественная  оценка позиции
       Сильная (S) Нейтральная (N) Слабая (W)
Стратегия организации                     
Бизнес-стратегии                      
Оргструктура                     
Финансы                     
Продукт как конкурентноспособность                     
Структура затрат                     
Дистрибуция как система реализации продукции                      
Информационная  технология                     
Инновации как способ к реализации на рынке  продуктов                     
Дополнительные  стратегические позиции (с учетом специфики  организации)                     
 

 

      PEST – анализ

     PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления:

  • политических (Policy),
  • экономических (Economy),
  • социальных (Society),
  • технологических (Technology)

     Политика  изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь  определяет среду компании и получение  ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов[9].

     Основные  положения PEST – Анализа:

     “Стратегический анализ каждой из четырех указанных  компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны”

     Нельзя  полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.

     PEST – Анализ не является общим  для всех организаций, так как  для каждой из них существует  свой особый набор ключевых  факторов.

     Профиль среды

     Для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

     Метод составления профиля среды состоит  в следующем. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка: ( таблица 1.3)

  • важности для отрасли по шкале: 3 — большая, 2 — умеренная, 1 — слабая;
  • влияния на организацию по шкале: 3 — сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0 — отсутствие влияния;
  • направленности влияния по шкале: +1 — позитивная, -1 — негативная.

     Таблица 1.3 - Таблица профиля среды

Факторы среды       Важность для  отрасли, А       Влияние на организацию, В       Направленность  влияния, С       Степень важности, D=A-B-C      
     1.        
      
 
      
 
      
 
      
     2.        
      
 
      
 
      
 
      
     3.        
      
 
      
 
      
 
      
     4  
      
 
      
 
      
 
      
 

     Далее все три экспертных оценки перемножаются  и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания при разработке стратегии, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.

     Метод взвешивания каждого  фактора

     Другим  вариантом анализа внешней среды  через составление перечня внешних  опасностей и возможностей организации  является метод взвешивания каждого  фактора (для измерения значимости каждого фактора для конкретной организации).

     Взвешивание фактора осуществляется  от +5 (очень  положительное) через 0 (нейтральное) к  –5 (очень отрицательное). Воздействие  фактора – от +50 (сильное воздействие, возможность) через 0 (отсутствие воздействия, нейтральное) к –50 (сильное воздействие, серьезная опасность).

     Наиболее  благоприятные возможности обеспечиваются технологической мощью организации, наибольшая опасность заключается  в конкуренции со стороны зарубежных фирм.

     После анализа перечня руководство должно провести оценку сильных и слабых сторон организации. При этом оно должно иметь полное представление о внутреннем потенциале и о недостатках организации, а также о внешних проблемах.

     Методы  исследования внешней среды позволяют  определять изменения и новые тенденции во внешней среде на самой первой стадии их проявления, наблюдать и выявлять значимость уже происходящих перемен и актуальных тенденций развития во внешней среде, разрабатывать проекты, направленные на достижение определенных результатов, опирающихся на перемены и тенденции, выявленные в ходе мониторинга, а также устанавливать временные рамки и определять важность для стратегии организации и ее менеджмента изменений и тенденции во внешней среде [9, С.350].

     Внешние факторы в совокупности с факторами внутренней      среды оказывают решающее воздействие на функционирование организации.

     Все переменные тесно переплетаются  и влияют друг на друга.

     1.4 Значимость факторов  внутренней и внешней среды  организации в российских и  зарубежных компаниях

     Приведем  пример из зарубежной практики на примере зарубежной компании «Norton»

     Методом экспертных оценок был проведен анализ внутренней и внешней среды «Norton» по следующим направлениям:

     Производственный  процесс: объем, структура, темпы реализации товаров, номенклатура товаров; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов, наличный парк оборудования и степень его использования, ресурсные мощности, техническая эффективность мощностей, местонахождение предприятия и наличие инфраструктуры; экология, контроль качества, издержки и качество технологий, патенты, торговые марки и т.п.

     Персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.

     Организация управления: организационная структура, система управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства: фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций.

     Маркетинг: товары, реализуемые фирмой, доля на рынке, возможность собирать необходимую информацию о рынках, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, нововведения, имидж, репутация и качество товаров, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование

     Финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам). Собственные и заемные средства и их соотношение: эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирование бюджета, планирование прибыли.

Информация о работе Факторы внутренней и внешней среды и их влияние на успешный менеджмент