Факторы внутренней и внешней среды и их влияние на успешный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Организация является важнейшим понятием в менеджменте. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами.
Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Поэтому эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты системного подхода к управлению организацией 5
1.1 Внутренние переменные и их взаимосвязь 5
1.2 Состав и особенности факторов внешней среды организации 13
1.3 Методы исследования внутренней и внешней среды организации 21
1.4 Значимость факторов внутренней и внешней среды организации в российских и зарубежных компаниях 30
2. Исследование факторов внутренней и внешней среды ЗАО «Конкурент» и их значимости для успешного менеджмента. 40
2.1 Общая характеристика ЗАО «Конкурент» 40
2.2 Анализ хозяйственной деятельности ЗАО «Конкурент». 43
2.3 Исследование факторов внутренней среды ЗАО «Конкурент» 51
2.4 Исследование факторов внешней среды ЗАО «Конкурент» 57
3. Рекомендации по повышению эффективности деятельности ЗАО «Конкурент» с учетом факторов внешней и внутренней среды 70
Заключение 75
Список используемой литературы 76

Файлы: 1 файл

Факторы внутренней и внешней среды и их влияние на успешный мееджмент.doc

— 991.00 Кб (Скачать файл)

       В городе Кемерово основными  конкурентами являются:

     - ЗАО «Химмаш»;

     - Кемеровский механический завод;

       Конкурентные предприятия, производящие  железобетонные изделия, есть  практически во всех крупных  городах Кузбасса (Кемерово, Белово, Прокопьевск, Новокузнецк).

       При изучении конкурентов можно  выявить их сильные стороны:

     - удобное географическое положение;

     - большие производственные мощности;

     - близость к железной дороге;

     - вагонное поступление металлопроката, что уменьшает его стоимость;

     - более мощный станочный парк.

       Но не смотря на сильные  стороны конкурентов, предприятия  имеет не мало преимуществ:

     - большой опыт на рынке металлоконструкций  и железобетонных изделий;

     - кратчайшие сроки исполнения  заказов;

     - высокая квалификация персонала;

     - постоянный контроль за качеством  выпускаемой продукции силами  аттестованной лаборатории;

     - наличие собственной сырьевой базы;

     - наличие в структуре предприятия  транспортной службы позволяет  своевременно осуществлять доставку  продукции предприятия.

       Одним из ведущих конкурентных  преимуществ является контроль  за качеством выпускаемой продукции.  Входной контроль документации: металл, поступая на завод, должен соответствовать ТУ, о чем должно быть сообщено в документах, его сопровождающих. В то же время при поступлении заказа следят, чтобы присутствовали все необходимые для изготовления чертежи (рабочие, КМД, технологические карты и др.), по которым и будет исполнена конструкция.

       По изготовлению конструкций  (при ее сдаче) создается акт  – сдачи металлоконструкций. Цеховые  мастера и инженер контроля  качества осматривают готовую  конструкцию и составляют акт,  в котором указывают все характеристики конструкции и металла, результаты визуального и инструментального осмотра, дату и подписи.

       Взаимодействие с заказчиками,  специальными предприятиями, банком: ЗАО «Конкурент», являясь дочерним  предприятием, как таковых связей  с банком не имеет. Если есть необходимость «сотрудничества», то последнее проводит «головная» компания ЗАО «ЭСКС». Довольно крупные заказы также фиксируются у «ЭСКС». Вся отчетная документация «Конкурента» также отправляется туда. При поступлении заказа составляется договор, отдельная статья которого содержит условия оплаты. Если заказчик надежный, то предоплата составляет 50% от суммы сделки. Если же руководители ЗАО «Конкурент» знают, что заказчик ненадежный, то не приступят к выполнению заказа, пока не получат 100% - ную предоплату.

       На эффективность управления  предприятием оказывают влияние  внешние факторы, которые представлены  в таблице 2.10

Таблица 2.10 – Внешние факторы, влияющие на эффективность управления предприятием.

Наименование  фактора Степень влияния, балл
1 2
Активная  политика конкурентов 10
Внезапные изменения в экономическом положении  клиентов 7
Общественно значимые события 6
Структурные изменения в обществе 3
Неблагоприятные погодные условия 1
Положение на рынке труда: избыток или дефицит специалистов, безработица, недостаточная квалификация 7
работников  
Мероприятия правительства по регулированию  социальных 5
процессов за счёт работодателей  
Репрессивное  и агрессивное к предпринимательству 6
законодательство  
Миграционные  процессы, ухудшающие качество населения 4
Резкие  колебания на финансовых рынках 2
Неожиданные изменения конъюнктуры на рынках 8
энергоресурсов  и сырья  
Изменения в соотношении политических сил, влияющих на 6
промышленную  политику государства  
Новые технологии производства товаров и услуг 10
Требования  профсоюзов к технике безопасности и условиям труда 7

     Что же касается внешней среды, то здесь  наибольшее воздействие оказывают  такие факторы, как: неожиданные  изменения конъюнктуры на рынках энергоресурсов и сырья; новые технологии производства товаров и услуг; активная политика конкурентов. В настоящее  время всё больше вытесняет продукцию ЗАО «Конкурент» продукция конкурентов и это сказывается на экономическом состоянии предприятия в худшую сторону. Все заводы работают на газе либо на электроэнергии и резкое изменение их цены неблагоприятно скажется на производстве продукции, могут сократиться объёмы производства из-за подорожания продукции. С каждым днём прогрессируют технологии и быстрое реагирование руководства, связанное со скорейшим внедрением этих технологий, позволит вывести предприятие на высокий конкурентный уровень. Все остальные факторы также в большей или меньшей степени влияют на эффективность управления. Особенность влияния же данных факторов в том, что их невозможно проконтролировать и предсказать их дальнейшее поведение.

     Проведем  несколько видов анализа внешней среды организации : SWOT анализ, ( таблица 2.11-2.13) и БКГ анализ (рисунок 14)

       SWOT анализ

        Таблица 2.11.- Матрица возможностей

                      

     Влияние 

      

Вероятность наступления

     
Большое умеренное малое
Высокая  
ВБ Увеличение доли рынка
 
ВУ Увеличение оборотного капитала
 
ВМ Высокая  квалификация ИТР
Средняя СБ 

Ухудшение позиций конкурентов

СУ 

Появление новых технологий производства продукции

 
СМ 

Хорошая репутация у покупателей

                                                                            Продолжение Таблицы 2.11
Низкая  
НБ 

Резкий  рост

спроса

 
     НУ  Возможность получения экономии от роста объема производства
 
НМ 

Рост  уровня доходов населения

 

     Матрица возможностей, показала, что на поля наиболее благоприятных возможностей попадает возможности роста рынка и ухудшение позиций конкурентов. Возможности, предоставляемые растущей долей рынка и увеличением оборотного капитала обуславливают улучшение эффективности деятельности ЗАО « Конкурент».

Таблица 2.12 -Матрица угроз

                                  

            Влияние 
 

Вероятность наступления

Разрушительное Критическое состояние Тяжелое состояние Легкие ушибы
     Высокая ВР вторая волна  экономического кризиса      ВК  Рост давления конкурентов      ВТ  Низкие барьеры входа новых компаний на рынок.      ВЛ  Возникновение трудностей при заключении договоров с заказчиками
     Средняя      СР  Увеличение темпов инфляции      СК  Появление крупного конкурента            СТ  Замедление или спад роста темпов рынка            СЛ  Снижение покупательской способности
     Низкая      НР  Угроза банкротства предприятия в связи с большой кредиторской задолженностью      НК  Ухудшение условий поставок материалов и комплектующих      НТ  Высокие налоговые требования      НЛ  Неблагоприятная политика правительства
 

       Угрозы второй волны экономического кризиса, роста давления конкурентов и увеличение темпов инфляции  представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, связанные с банкротством предприятия, появлением крупного конкурента и низкими барьерами для входа на рынок новых компаний, также должны находится в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. При угрозах, связанных с ухудшением условий поставок материалов, замедлением темпов роста рынка и трудностями при заключении договоров с заказчиками требуется внимательный и ответственный подход к их устранению. Хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения.

Таблица 2.13 - Матрица SWOT-анализа

            Возможности      Угрозы
  1. Увеличение  доли рынка
  2. Ухудшение позиций конкурентов
  3. Увеличение оборотного капитала
  4. Высокая квалификация ИТР
  5. Появление новых технологий производства продукции
  6. Резкий рост спроса
  1. Вторая волна экономического кризиса
  2. Рост давления конкурентов
  3. Увеличение темпов инфляции
  4. Низкие барьеры входа новых компаний на рынок.
  5. Появление крупного конкурента
  6. Угроза банкротства предприятия в связи с большой кредиторской задолженностью
     Сильные стороны      СИВ      СИУ
  1. Квалифицированный и опытный состав ИТР и специалистов
  2. Относительно дешевая рабочая сила
  3. Достаточная оснащенность предприятия станками и машинами
  4. Налаженные каналы сбыта
  5. Оптимальная оргструктура предприятия, отвечающая целям деятельности
  6. Высокое качество продукции и низкая себестоимость
6.2 «Стеснение»  конкурентов при помощи высококачественной  продукции

     6.1Попытаться  войти в число поставщиков новой сети, сделав акцент на качестве продукции

     6.6 Рост спроса на продукцию за  счет высокого качества и низкой  себестоимости данной продукции

     1.1 Увеличение доли рынка за счет  высокой квалификации ИТР позволит  высокая квалификация 

     
     6.2 Удержание покупателей от перехода к конкуренту, за счет информирования их о высоком качестве нашей продукции

     5.2 Проведение выставок-презентаций  выпускаемой продукции

     5.5 «Агрессивная» рекламная компания

     4.6 Использование заинтересованности  инвесторов в увеличении объемов производства продукции

     Слабые стороны      СЛВ      СЛУ
  1. Слабая производственная база
  2. Сезонность
  3. Незагруженность
  4. Недостаток собственных средств для расширения деятельности
  5. Недостаточно сильная мотивация персонала
     1.5 Внедрение новых технологий позволит улучшить производственную базу предприятия

     5.6 Резкий рост спроса через увеличение  прибыли позволит увеличить собственные  средства для расширения деятельности

     5.2 ухудшение позиций конкурентов  позволит увеличить собственные  средства для расширения деятельности

     5.2 Поиск новых видов выпускаемой  продукции

     3.6 увеличение спроса на продукцию  позволит уменьшить незагрженность  и предотвратить банкротство  предприятия

     1.2 Внедрение новых технологий производства  позволит улучшить производственную  базу и выдержать давление конкурентов

     4.5 Использование многочисленных программ  по переподготовке кадров позволит  избежать недостатка квалифицированных  кадров и  улучшить конкурентоспособность  предприятия

Информация о работе Факторы внутренней и внешней среды и их влияние на успешный менеджмент