Формирование инновационных организационных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 23:14, дипломная работа

Описание работы

Целью проекта является совершенствование организационной структуры управления предприятия с учетом развития его инновационной деятельности
Для достижения данной цели требуется решить ряд задач:
- изучить теоретические положения в области инновационной деятельности предприятия и основные типы организационных структур управления
- определить основные методы формирования организационных структур;
- провести анализ организационной структуры управления объекта исследования с позиции развития его инновационной деятельности
- предложить пути совершенствования организационной структуры управления с учетом развития инновационной деятельности на объекте исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ ЕГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ………………….6
Сущность и основные понятия инновационной деятельности……...6
Основные типы организационных структур управления…………..12
Методы формирования организационных структур управления…21
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ОЗММ»…………………………………………….31
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ОЗММ»…..31
2.2. Анализ развития инновационной деятельности ОАО «ОЗММ»……38
2.3. Анализ организационной структуры ОАО «ОЗММ»………………..42
РАЗДЕЛ III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ОЗММ» В УСЛОВИЯХ
ЕГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ………………………………….54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..77

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 566.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ ЕГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ………………….6

    1. Сущность и основные понятия инновационной деятельности……...6
    2. Основные типы организационных структур управления…………..12
    3. Методы формирования организационных структур управления…21

РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ОЗММ»…………………………………………….31

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ОЗММ»…..31

2.2. Анализ развития инновационной деятельности ОАО «ОЗММ»……38

2.3. Анализ организационной структуры ОАО «ОЗММ»………………..42

РАЗДЕЛ III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ОЗММ» В УСЛОВИЯХ  
ЕГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ………………………………….54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...74

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..77 
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 79 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Особенности системы  управления предприятиями на современном этапе, тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим государства снимается всякая ответственность за обеспечение предприятия сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы. Действительно, опираться только на технические стороны предприятия и не брать в рассмотрение управленческую систему - на сегодняшний день это уже стало фактом. Если собственник не уделяет серьезное внимание организации управления и построении системы менеджмента не его фирме, то функционирование самой может быть очень не эффективным, а на крупные предприятия в настоящее время не мыслимы без данной системы. Динамичное изменение условий внешней среды предъявляет высокие требования к управлению организациями и, особенно, к управлению персоналом. От успешности решения этих задачи зависит эффективность функционирования организации и, в конечном итоге, ее жизнеспособность.

В тоже время правительством Российской Федерации установлен курс развития инновационной экономики в стране. Ведь обеспечение внедрения инноваций в различные отрасли народного хозяйства позволят многим предприятиям нашей страны и экономики в целом не только выйти на уровень развития с ведущими экономическими державами, но и обеспечить рост наших экономических показателей в длительном периоде.

Однако после распада  Советского Союза большая часть  предприятий утратило выработанный ими инновационный потенциал. Для  его возрождения необходимо в первую очередь понимание и принятие руководством организации необходимости нововведений и создание внутри предприятия системы развития инноваций, подчиняющейся общей цели фирмы. Это требует анализа и совершенствования организационной структуры управления предприятием с  его учетом инновационного развития. Исходя из вышесказанного, тема дипломного проекта является актуальной.

Целью проекта является совершенствование организационной  структуры управления предприятия  с учетом развития его инновационной деятельности

Для достижения данной цели требуется решить ряд задач:

- изучить теоретические  положения в области инновационной  деятельности предприятия и основные  типы организационных структур  управления

- определить основные  методы формирования организационных структур;

- провести анализ организационной  структуры управления объекта  исследования с позиции развития  его инновационной деятельности

- предложить пути совершенствования  организационной структуры управления  с учетом развития инновационной  деятельности на объекте исследования.

Теретическо-методолигической базой исследования являются труды  таких ученых как Р. Дарф, Дорофеева  В.Д., Шмелева А.Н., Короткова А.М., Шеметова П.В., Тебекина А.В., Веснина  Р.В., Герчинковой И.Н., Латфуллина Г.Р. Рогожина С.В., Ковалева В.В., и других. Информационной базой исследования являются законы и нормативно-правовые акты Российской Федерации и внутренние документа объекта исследования.

Объектом исследования выступает открытое акционерное  общество «Оскольский завод металлургического машиностроения». Предметом исследования – управленческие отношения в области формирования оргстукутр управления с позиции развития инновационной деятельности на предприятии.

Дипломный проект изложен  на 79 листах печатного текста и состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемой литературы и приложений.

В первом разделе рассмотрены  теоретические основы инновационной  деятельности и сущность организационных  структур управления. Выявлены основные типы оргстуркур в условиях рыночной экономики и методы их формирования.

Во втором разделе  приведена основная организационно-экокномическая характеристика исследуемого объекта, проанализирована существующая структура  управления этого объекта с позиции  развития инновационной деятельности на предприятии и выявлены основные недостатки

В третьем разделе  предложены рекомендательные пути совершенствования  организационной структуры управления с учетом развития на исследуемом  предприятии инновационной деятельности.

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ ЕГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

 

1.1 Сущность и основные  понятия инновационной деятельности 

 

Под инновационной деятельностью  в понимается деятельность, направленная на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, баз данных, ноу-хау, программ для ЭВМ, результатов НИР и НИОКР в това-ры (работы, услуги), и их последующую реализацию непосредственно или в составе наукоемкой продукции (товаров, работ, услуг).

К инновационной деятельности относятся:

– деятельность по коммерциализации технологий, передаче технологий;

– выполнение и обслуживание научно-исследовательских, проектных, изыскательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги), нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте;

– организация рынков сбыта инновационных товаров (работ, услуг);

– осуществление технологического переоснащения и подготовки производства;

– проведение испытаний  с целью сертификации и стандартизации новых технологических процессов, товаров (работ, услуг);

– производство новой  или усовершенствованной продукции (работы, услуги) и/или применение новой  или усовершенствованной технологии в начальный период до достижения нормативного срока окупаемости  инновационного проекта;

– трансформация знаний в объекты интеллектуальной собственности.

Инновационной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и  формы собственности, а также  общественное объединение инноваторов, осуществляющее в качестве основной, инновационную деятельность "де факто" и в соответствии с учредительными документами. Инновационная организация, являющаяся предприятием по Гражданскому кодексу, признается инновационным предприятием. [15]

Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной  дея-тельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного продук-та, нового или усовершенствованного технологического процесса, исполь-зуемого в практической деятельности (экономическом обороте). [15]

Инновационный потенциал  – совокупность различных видов ресур-сов, включая интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Субъекты и объекты  инновационной деятельности

1. Субъектами инновационной  деятельности являются:

– физические и юридические лица, создающие и реализующие инновации;

– организации инновационной  инфраструктуры;

– государственные органы, участвующие в регулировании  инновационной деятельности;

– общественные объединения, представляющие и защищающие интересы производителей и потребителей инноваций, саморегулируемые организации инновационной деятельности. [15]

2. Объектами инновационной  деятельности являются:

– результаты интеллектуальной творческой деятельности;

– инновационные проекты  и программы;

– технологии, оборудование и процессы, продукты.

Субъекты инновационной  деятельности могут выполнять функции  заказчиков и/или исполнителей инновационных  проектов и программ, инвесторов, потребителей инноваций, а также организаций, обслуживающих инновационный процесс  и содействующих освоению и распространению инноваций.

Инновационная инфраструктура – совокупность организаций, способствующих осуществлению инновационной деятельности: научно-технические, образовательные, производственные организации и  их объединения, технологические инкубаторы, технополисы, технопарки, учебно-деловые центры, инновационные и венчурные фонды, другие специализированные организации, а также инновационно-технологические центры и офисы коммерциализации разработок. [15]

Инновационный потенциал  организации – это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т. е. мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений: совокупность инноваций, находящихся в различных стадиях научно-воспроизводственного цикла, неиспользуемые резервы техники, технологий, кадров и организации в аппарате управления, неработающие запасы новых технико-технологических средств, творческий потенциал коллектива. [1]

Потенциал организаций  — главный критерий целесообразности их существования. Через развитие потенциала идет развитие организации ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Развитие организации рассматривается как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер. Потенциал организации имеет две составляющие: готовность ее к стабильной производственной деятельности и готовность к инновациям. От состояния инновационного потенциала зависит выбор инновационной стратегии, поэтому его оценка — необходимая операция процесса разработки стратегии.

Развитие инновационного потенциала предприятия как целого может осуществляться только через развитие компонентов его внутренней среды, поэтому необходим анализ внутренней среды организации. 
Внутренняя среда организации построена из элементов, образующих ее производственно-хозяйственную систему. Элементы сгруппированы в следующие блоки:

1) продуктовый (проектный) блок  — направления деятельности фирмы и их результаты в виде продуктов и услуг (проекты и программы);

2) функциональный блок (блок производственных  функций) — преобразование ресурсов  в продукты и услуги на всех  стадиях жизненного цикла изделий,  включающих НИОКР, производство, реализацию, потребление;

3) ресурсный блок — комплекс  материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов предприятия;

4) организационный блок — организационная  структура, технология процессов  по всем функциям и проектам, организационная культура;

5) блок управления — общее  руководство организации, система  и стиль управления.

Инновационный потенциал  организации – это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, то есть мера готовности к реализации проекта или программы инновационных  стратегических изменений. [1]

Потенциал организаций  – главный критерий целесообразности их существования. Через развитие потенциала идет развитие организации и ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной  системы. Развитие организации рассматривается  как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер. Потенциал организации имеет две составляющие: готовность ее к стабильной производственной деятельности и готовность к инновациям. 

От состояния инновационного потенциала зависит выбор инновационной стратегии, поэтому его оценка – необходимая операция процесса разработки стратегии. 

Инновационная цель выступает  как глобальная стратегия предприятия, как средство достижения его более  высоких целей: получение достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, сохранение, или повышение конкурентных возможностей на рынке или в борьбе за госзаказ, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом. Требуется перевести потенциал предприятия из одного состояния в другое более высокое, достаточное для достижения цели. Этот переходной процесс описывается, как известно, S-образной логистической кривой развития. Развитие инновационного потенциала предприятия как целого может осуществляться только через развитие компонентов его внутренней среды. Необходим анализ внутренней среды организации. [1]

Информация о работе Формирование инновационных организационных структур