Формирование конкурентоспособности предприятия индустрии туризма и гостеприимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение формирования конкурентоспособности предприятия индустрии туризма и гостеприимства, а также разработка направлений повышения конкурентных преимуществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1.Определить составляющие конкурентоспособности предприятия;
2.Изучить факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности;
3.Рассмотреть методы определения конкурентоспособности и их характеристику

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 Теоритические аспекты конкурентоспособности на предприятии
Понятие конкурентоспособности…………………………………………..5
Факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности………..8
Методы определения конкурентоспособности и их характеристика…..16
Анализ конкурентоспособности и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО “Евразия-тур”
2.1Общая характеристика ООО “Евразия-тур”………………………………27
2.2Оценка конкурентных преимуществ ООО “Евразия-тур”……………….34
2.3Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО “Евразия-тур”………………………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 94.91 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное учреждение высшего

профессионального образования

Дальневосточный федеральный университет

(ДВФУ)

Школа экономики и менеджмента


Кафедра сервиса и туризма

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Формирование конкурентоспособности  предприятия индустрии туризма  и гостеприимства

Назначен рецензент ___________________отдела кадрового обеспечения и безопасности Межрайонной ИФНС России

              Иванова Иван Иванович                 .

(фамилия, имя,  отчество)

«___» _________ 2010 г.

 

Студент группы ______________________

                                                                                               (подпись)

Руководитель   _______________________

                                                                                (должность, ученое звание)

_________________     ________________.

                      (подпись)                                                             (и.о.ф.)

«___» _________ 2012 г.

Регистрационный № _________                    

_____________                      ________ .

              подпись                                            И.О. Фамилия

«___» _________ 2012 г.

 

Оценка ____________                    

_____________            ________________.

              подпись                                                          И.О. Фамилия

«___» _________ 2012 г.


г. Владивосток

2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1 Теоритические  аспекты конкурентоспособности на предприятии

    1. Понятие конкурентоспособности…………………………………………..5
    2. Факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности………..8
    3. Методы определения конкурентоспособности и их характеристика…..16
  1. Анализ конкурентоспособности и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО “Евразия-тур”

2.1Общая характеристика ООО “Евразия-тур”………………………………27

2.2Оценка конкурентных преимуществ ООО “Евразия-тур”……………….34

2.3Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО “Евразия-тур”………………………………………………………………………………42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На современном  этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок.

 В сложившейся ситуации для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний рынок и вести маркетинговые исследования, также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять ее основные направления.

Кроме того, в условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара.

Актуальность  данной работы очевидна, так как  сегодняшние рыночные условия функционирования российских предприятий индустрии туризма и гостеприимства требуют новых стратегических подходов к решению проблемы их конкурентоспособности. Эффективность функционирования предприятия в условиях рынка предполагает активный поиск и разработку каждым из них собственной стратегии повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. Конкурентные преимущества определяются набором характеристик и свойств товаров, которые создают для предприятий определенные превосходства над их прямыми конкурентами.

Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и  преимущества в конкурентной среде, если не определит для себя, что  составляет его конкурентоспособность  и не определит круг задач по повышению  конкурентоспособности.

         Целью данной курсовой работы является изучение формирования конкурентоспособности предприятия индустрии туризма и гостеприимства, а также разработка направлений повышения конкурентных преимуществ.

         Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:

1.Определить составляющие конкурентоспособности предприятия;

2.Изучить факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности;

3.Рассмотреть  методы определения конкурентоспособности и их характеристику;

4. Проанализировать конкурентоспособность туристической фирмы;

5. Разработать рекомендации на конкретный период времени для туристической фирмы

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоритические   аспекты конкурентоспособности  на предприятии

1.1Понятие конкурентоспособности предприятия

Основной целью любого предприятия  в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций  на рынке, рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это  возможно только при ориентации на максимизацию прибыли. Главным средством  увеличения прибыли является высокая  конкурентоспособность предприятия.

 Конкурентоспособность предприятия — это реальная и потенциальная способность изготавливать и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и качественным (неценовым) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других предприятий-конкурентов.

Таблица 1 - Определение понятия "конкурентоспособность предприятия" разными авторами

Определение

Автор

1.Способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности.

Донцова Л.В.

2.Реальная и потенциальная способность компании, а также имеющихся у них возможностей способностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов.

Рубин Ю.Б.

3.Важнейший критерий целесообразности выхода предприятия на национальные и мировые товарные рынки

Багиев Г.Л.

4.Способность компании реализовывать свою продукцию по цене, обеспечивающей рост и выполнение обязательств перед третьими лицами

Джакот Д.Х.

5. Конкурентоспособность предприятия - это способность изготовлять и сбывать товар с большей конкурентоспособностью, чем у конкурента

Миронов М.Г

6. Конкурентоспособность предприятия - это совокупность следующих характеристик: захваченная предприятием доля рынка; способность предприятия к производству, сбыту и развитию; способность высшего звена руководства к реализации, поставленной цели

Коно Т.

7. Конкурентоспособность предприятия - это возможность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции

Яшин Н.С.

8. Конкурентоспособность - это способность страны или фирмы продавать свои товары

Рове М.

9. Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность создавать такое превосходство над конкурентами, которое позволяет достичь поставленных целей

Захаров В.Я

10.Борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса, ведущаяся фирмой на доступных ей сегментах

Куприянова Т.М


На основе определений конкурентоспособности, данных разными авторами, можно выделить наиболее важные особенности конкурентоспособности:

- конкурентоспособность  - это привлекательность продукции  для потребителя, мера возможности  быть проданной;

- задаваемая  величина, при создании новой  продукции;

- отражает  степень удовлетворения требований  потребителя, причем характер  предъявляемых требований зависит  от вида продукции;

- относительная  величина, получаемая при сопоставлении  с аналогичной продукцией основных  конкурентов по техническим, экономическим,  эксплуатационным характеристикам  в определенный промежуток времени;

- прогнозируемая, математическая величина.

Конкурентоспособность предприятия  относительная характеристика, поэтому  она может быть выявлена только путем  сравнения предприятий, выпускающих  аналогичную продукцию или оказывающих  одинаковые услуги применительно к  территории, в пределах которой эти  предприятия функционируют. Таким  образом, одно и то же предприятие  может быть конкурентоспособным  на местном и региональном рынке  и не быть таковым на национальном и тем более на мировом рынке.

Конкурентоспособность предприятия  определяют следующие показатели: экономический потенциал и эффективность деятельности предприятия: основной капитал; собственный и заемный капитал; объем продаж; доля на рынке; производственный и сбытовой потенциал: производственные и сбытовые мощности; наличие сырьевой базы; научно-исследовательский потенциал: число исследовательских центров; ежегодные расходы на НИОКР; финансовое положение: платежеспособность; кредитоспособность;

Цель анализа конкурентоспособности  фирмы — установить, какого конкурентного  преимущества может добиться фирма  и как его можно реализовать  и защитить в конкретной ситуации.

1.2 Факторы,  влияющие на формирование конкурентоспособности 

Конкурентоспособность предприятия - это сложная экономическая  категория, которая отражает состояние, характеризующее реальную или потенциальную  возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников.

На конкурентоспособность  предприятия оказывают влияние  ряд факторов:

-динамика  масштабов долгосрочного спроса. Увеличение или уменьшение долгосрочного  спроса является важным фактором  при принятии решений по инвестированию  для увеличения производительной  мощности предприятия. Подъем  долгосрочного спроса привлекает  новые предприятия на рынок,  а падение спроса наоборот  вызывает отток предприятий;

-динамика  структуры спроса. Эти изменения  представляют собой причину изменения  требований потребителя к сервису,  создание новых каналов сбыта,  изменение в ассортименте нового  товара, обновление продукта отрасли  является ключевой движущей силой  - влияет на методы производства, эффективные масштабы выпуска,  маркетинговые затраты, каналы  распределения;

-технологические  инновации. Частые технологические  новшества в методах производства, размер инвестиций позволяют  увеличивать значение эффекта  жизненного цикла товара. Это  может вызывать существенные  изменения в требованиях к размеру и количеству предприятий, успешно действующих на рынке;

-маркетинговые  инновации. Периодически фирмы  предлагают рынку свою продукцию,  пользуясь новыми путями и  способами, стараясь увеличить  покупательский интерес, подтолкнуть  спрос, уменьшить затраты на  единицу продукции. Таким образом,  они приводят в движение новые  силы, которые изменяют условия  конкуренции и позиции фирм  соперников;

-динамика  лидерства. Означает вход в  конкуренцию и вход из нее  крупных фирм. То есть новый  раунд конкурентной борьбы: перераспределение  ролей и выделение новых ключевых  игроков, изменение структуры  рынка;

-диффузия  достижений. Если новая технология  становится известной соперникам, поставщикам, дистрибьюторам, потребителям, то снижаются барьеры для вхождения  в отрасль;

-динамика  эффективности. При появлении  в отрасли новых эффективных  масштабов производства, которые  уменьшат издержки на единицу  продукции, крупные предприятия  могут принудить другие предприятия  к стратегиям «фиксированного  роста»;

-покупательские  предпочтения. Зачастую растущее  число покупателей решает, что  товары массового потребления  по низким ценам вполне удовлетворяют  их вкусам и предпочтениям  так же, как и товары с более  высокими ценами, дающие возможность  выбора;

-государственное  регулирование рынка. Действия  государства через свои институты,  включая регулирование экономических  отношений, а также изменение  государственной политики, могут  повлиять на рынок и конкурентные  условия;

-рост  детерминации. Означает уменьшение  неопределенности и риска. Новые  отрасли характеризуются большой  неопределенностью сведений о  потенциальных возможностях рынка.

Голубков  Е.П.  предлагает для проведения оценки конкурентоспособности организации  использовать шестнадцать факторов ее результативной деятельности (имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных  видов бизнеса, мощность научно-исследовательской  и конструкторской базы, мощность производственной базы и др.), которые  он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции  и эффективности маркетинговой  деятельности.

Информация о работе Формирование конкурентоспособности предприятия индустрии туризма и гостеприимства