Формирование конкурентоспособности предприятия индустрии туризма и гостеприимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение формирования конкурентоспособности предприятия индустрии туризма и гостеприимства, а также разработка направлений повышения конкурентных преимуществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1.Определить составляющие конкурентоспособности предприятия;
2.Изучить факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности;
3.Рассмотреть методы определения конкурентоспособности и их характеристику

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 Теоритические аспекты конкурентоспособности на предприятии
Понятие конкурентоспособности…………………………………………..5
Факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности………..8
Методы определения конкурентоспособности и их характеристика…..16
Анализ конкурентоспособности и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО “Евразия-тур”
2.1Общая характеристика ООО “Евразия-тур”………………………………27
2.2Оценка конкурентных преимуществ ООО “Евразия-тур”……………….34
2.3Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО “Евразия-тур”………………………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 94.91 Кб (Скачать файл)

Согласно  штатному расписанию в фирме работают 14 сотрудников. Туристическое агентство возглавляет директор организации Севастьянов Сергей Васильевич. Все работники выполняют свои обязанности в соответствии со штатным расписанием, которое было утверждено директором. Также в штат сотрудников фирмы входят: заместитель директора, бухгалтерия, переводческое бюро, секретарь, директор по продажам, отдел продажи билетов, менеджер по внутреннему туризму, менеджер по международному туризму, менеджер по событийному туризму .

      Персонал группируется по выполняемым задачам:

организация туристической деятельности;

финансы;

управление  персоналом;

координационно-административные вопросы.

Цепочка команд поступает от директора и  пронизывает структуру сверху вниз. Руководство организацией сбыта, обработка  данных и другие функции осуществляются заместителем директора. И так далее  по иерархической лестнице задачи распределяются между сотрудниками, в соответствии с выполняемыми ими функциями.

Таким образом, ООО “Евразия-тур” имеет скоординированную  структуру своей работы, которая  соответствует целям, задачам и  миссии организации.

Персонал  организации владеет навыками управления конфликтами, перспективного планирования и планирования рабочего дня, правилами  пользования оргтехникой.

Все сотрудники в своей работе руководствуются  нормативными документами и законами России. Также сотрудники организации  несут ответственность за принимаемые  решения; качество документов, предоставляемых  руководству на подпись. В целях  мотивации персонала используются критерии самооценки персонала - жизненные  ценности, круг интересов; особенности  характера, индивидуальность, профессиональные качества, навыки.

Говоря  о критериях оценки труда работников ООО “Евразия-тур” учитываются  такие факторы, как квалификация, коммуникабельность, напряженность  умственного труда, физическая нагрузка, ответственность.

Особое  значение имеет продуманная система  стимулирования деятельности работников по привлечению новых и закреплению  старых клиентов, так как, превращая  заказы клиентов в наличные деньги, компания получает прибыль.

Система стимулирования труда работников в  компании “Евразия-тур” предполагает: оценку работы сотрудников по конечным результатам, умению разрешать конфликтные  ситуации и достигать разумных компромиссов; а также организацию повышения  квалификации и профессионального  образования.

Проведем  анализ экономических показателей, что позволит составить мнение об эффективности работы фирмы (Приложение 2).

Выручка от продаж в 2011 году увеличилась на 25% по сравнению с десятью месяцами 2008 года. Темп роста выручки опережает темп роста себестоимости, что является положительным фактором, себестоимость возросла на 12%. Затраты на один рубль реализованной собственной продукции снизились на 54 копейки. Прибыль от продаж за десять месяцев 2008 года увеличилась по сравнению с предыдущим на 44,5%. Рентабельность увеличилась на 15 % (положительный момент).

Среднесписочная численность работников не изменилась, фонд оплаты труда увеличился на 10%, среднемесячная заработная плата увеличилась  на 10 %.

Анализируя  показатели, приведенные в таблице  можно сделать вывод о повышении  эффективности работы предприятия  за рассматриваемый период. Вместе с тем необходима оценка конкурентных преимуществ и конкурентной стратегии ООО Евразия-тур

2.2

Для оценки конкурентного преимущества туристической  фирмы мы проведем сравнительное  исследование данной компании с двумя  фирмами, которые территориально близко расположены и оказывающие схожие услуги на туристическом рынке.

Данное  исследование конкурентов заключается  в том, чтобы получить необходимые  данные для обеспечения преимущества на рынке, а также найти возможности  сотрудничества и кооперации с конкурентами. Изучим следующие туристские организации ООО “Евразия-тур”, ООО “Фламинго”, ЗАО “Омскавиатур”.

Для изучения конкурентных преимуществ фирмы  были взяты туристские организации, находящихся недалеко от исследуемой  фирмы. Так как взятая информация о коммерческой деятельности этих туристических  фирм является коммерческой тайной, присвоим изучаемым фирмам-конкурентам наименования: “А”, “Б”.

Проводя анализ фирм-конкурентов, следует обратить внимание на такие важные составляющие конкурентоспособности, как:

местонахождение и месторасположение туристских фирм;

организационно-хозяйственная  деятельность туристских фирм, которая  включает в себя год создания фирмы, численность персонала, квалификацию работников и т.д.;

виды  деятельности туристической организации (туроператорство или турагентство);

ценовая политика туристических фирм;

продвижение туристического продукта туристическими организациями (реклама);

предоставление  дополнительных услуг туристическими предприятиями.

Свое  исследование начнем с изучения местонахождений  данных туристских организаций. Анализируемые  туристские фирмы “А”, “Б” и  “Евразия-тур” находятся на Проспекте  Маркса. Туристические фирмы имеют  удобное месторасположение на центральных  улицах, что положительным образом  влияет на деятельность организации, так  как невольно привлекают клиентов, которые, проезжая мимо, обращают внимание на вывеску туристических фирм. Все  данные туристической организации  имеют удобные подъездные пути и парковку. “Евразия-тур” находится не далеко от остановки “Голубой огонек” и имеет удобные подъездные пути. Рядом с офисом организации находится удобная парковка для клиентов фирмы. По месторасположению компаний “А” и “Евразия-тур” имеется один минус: это то, что офисы данных фирм находится не на самом Проспекте, а в стороне от него, что вызывает некоторое неудобство со стороны клиентов, которые решили приехать в фирму на общественном транспорте. Клиентам компании требуется минут восемь, чтобы попасть с остановки в туристическое агентство “Евразия-тур”. Но, на сайте фирмы можно посмотреть план пути прохождения от остановки до агентства.

Год создания туристической фирмы имеет очень  важное значение для деятельности самого предприятия и в борьбе с конкурентами. Так организация, имеющие многолетний опыт работы на туристическом рынке, могут добиться стабильного положения на этом рынке. Они не тратят свои силы и средства на завоевание этого рынка туристических услуг.

Итак, рассматривая историю создания фирм, следует отметить, что самый большой опыт работы имеет компания “Евразия-тур” (работает с 1996 года). Что же касается фирмы  “А” (организована в 2001 году), а фирма  “Б” (в 2002 году). Если оценить данные туристические фирмы-конкуренты по этому параметру, то в итоге по этому показателю “Евразия-тур” занимает первое место.

Другой  важной составляющей при оценке конкурентных преимуществ фирмы является численность  и квалификация персонала туристической  организации. Численность туристической  фирмы “А” составляет 8 человек, “Б” - 15 человек. Как известно, в  фирме “Евразия-тур” работает 18 человек.

При оценке работников фирмы необходимо изучить  опыт работы и квалификацию, как  руководителя туристического предприятия, так и всех менеджеров по туризму, работающих в данной организации. Известно, что задачей организации является превратить заказы клиента в наличные деньги и получить прибыль. Но для  этого необходимо обладать конкурентоспособностью, т. е. иметь пользующийся спросом продукт и рациональную организацию управления предприятием, умело применять маркетинговые исследования, обладать значительными финансовыми ресурсами. Все это создают работники фирмы. Иначе говоря, цели компании реализуют конкретные люди с различным опытом работы, разным уровнем способностей и знаний, обладающими личными интересами. Поэтому, квалифицированный персонал является главным условием эффективного управления и экономического благополучия предприятия.

Анализируя  фирмы-конкуренты, в турфирме “А”  руководитель имеет 7-летний стаж работы на туристском рынке, в “Б” 6-летний. Опыт работы директора “Евразия-тур” 12 лет, это является достаточным  и необходимым условием для получения  лицензии на туроператорскую деятельность.

В силу вступления закона “О лицензировании отдельных  видов деятельности” с 2002 года на рынке туруслуг работают 2 вида туристских предприятий. Это турагентства и туроператоры. Вследствие этого разделения определим статус исследуемых туристских фирм. Из всех анализируемых организаций предприятия “А”, “Б” и ООО “Евразия-тур” имеют отдельно лицензию на туроператорскую деятельность и на турагентскую. Но, компания “Б” работает как туроператор по международному туризму. Фирмы “А” и “Евразия-тур” занимаются туроператорской деятельностью только по Омской области и по России, а по зарубежным направлениям работают как туристические агенты. Это способствует сокращению числу предоставляемых услуг, так как она не вправе организовывать туры самостоятельно, а может только продавать путевки туроператоров.

ООО “Евразия-тур” в отличие от своих фирм-конкурентов  специализируется на внутреннем туризме. Это имеет как положительную, так и отрицательную сторону. Положительным является то, что “Евразия-тур” работает по отдельному направлению, отличающемуся  от других фирм. Это способствует получению  некоторых преимуществ в борьбе с конкурентами. Отрицательный момент составляет то, что комиссия, которая  дается по выездному туризму значительно выше из-за дорогого тура, и, следовательно, туристические агентства, работая в этом направлении, имеют больше прибыли.

При сравнении  деятельности фирм необходимо рассмотреть, такой показатель как специализация  на отдельных географических направлениях туризма. У туристические агентства “А” направление по Алтаю, “Б” не имеет отдельных направлений своей работы. Туристическое агентство “Евразия-тур” продает путевки во многие страны, однако это предприятие имеет и специальную уникальную программу круизов по Иртышу и Оби.

Также особо  важным показателем является стратегия  деятельности исследуемых фирм. Все  стратегии деятельности фирм-конкурентов  характеризуются своим индивидуализмом  и оригинальностью. Так туристическая  фирма “А” придерживается рыночной стратегии виолентов, которая характеризуется высокой устойчивостью компании, высокой производительностью и крупными размерами компании. Туристическая компания “Б” имеет стратегию фирмы-коммутанта. Она маленькая, гибкая, легко подстраивающаяся к изменению рыночного спроса. Туристическое агентство “Евразия-тур” придерживается стратегии специализированной продажи и представляет собой стратегию патиентов, которая характеризует фирму, как хорошо освоившую одну из ниш рынка.

Для фирмы  цена - наиболее важный показатель коммерческой деятельности, поскольку ее основная функция - обеспечить прибыль от реализации путевок. Ценовая политика является также одной из главных составляющих систем управления фирмы. Она влияет на объем хозяйственной деятельности, формирование имиджа у потребителей туристических услуг, уровень финансового  состояния, степень конкуренции  на туристическом рынке. На туристическом  рынке существует большое разнообразие цен. Цены на туристический продукт  устанавливаются туроператором. Так  туристическая фирма “А” и ООО “Евразия-тур” выступают на рынке в качестве туроператоров, могут сами устанавливать цену на свои путевки. Эти фирмы использует метод ценообразования “затраты-плюс”, то есть полная стоимость путевки рассчитывается исходя из совокупных предполагаемых затрат на тур и определенный процент, который составляет прибыль туроператора и делится между фирмой и туристическим агентством, реализующим этот тур. По такой цене фирма продает товар туристическому агентству, которое затем реализует услуги населению (по такой схеме работает туристическое агентство “Б”). Агентство за это получает вознаграждение от своих партнеров. Его доход - это разность между ценой услуги, проданной населению и ценой за услугу, установленную туроператором, то есть комиссия. Цена на туристические услуги может быть установлена в процентах от цены туроператора или в форме фиксированной скидки в конкретном денежном выражении.

Всем  известно, что фирма, работающая на рынке, должна умело пользоваться в  своих целях тремя факторами: продуктом, ценой и рекламой. Для  сферы туризма реклама имеет  огромное значение. Многие туристические  организации на рекламировании своих  туров тратят значительную часть  собственных ресурсов. Цель рекламы - привлечь внимание, возбудить интерес, передать информацию потребителю и  заставить действовать определенным образом (например, связаться с туристическим  агентством, запросить дальнейшую информацию, и т.д.). Сделать турпродукт еще  недостаточно, нужно, чтобы он нашел  своего клиента. И в этом большую  роль играет реклама, которая очень  разнообразна (Ополченов И. И., 2003, с. 58).

По этому  принципу можно охарактеризовать исследуемые  фирмы как регулярно дающие рекламу, и нерегулярно. Все исследуемые  фирмы постоянно рекламируют  свои туристские услуги в печатных изданиях, таких как газеты “Может быть”, “Четверг”, “Времена года”, а  также журналах “Курс цен”. И  время от времени дают рекламу  на радио и телевидение. Что же касается “Евразия-тур”, то данное туристическое  агентство создавало “свой” телевизионный  ролик. Его показывали на канале ОРТ, иногда фирма размещает свою рекламу на бегущей строке по телевидению, а также в газете “Может быть”, у которой есть специальный раздел, посвященный туризму “Ветер странствий”.

Информация о работе Формирование конкурентоспособности предприятия индустрии туризма и гостеприимства