Формирование конкурентоспособности предприятия индустрии туризма и гостеприимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение формирования конкурентоспособности предприятия индустрии туризма и гостеприимства, а также разработка направлений повышения конкурентных преимуществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1.Определить составляющие конкурентоспособности предприятия;
2.Изучить факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности;
3.Рассмотреть методы определения конкурентоспособности и их характеристику

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 Теоритические аспекты конкурентоспособности на предприятии
Понятие конкурентоспособности…………………………………………..5
Факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности………..8
Методы определения конкурентоспособности и их характеристика…..16
Анализ конкурентоспособности и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО “Евразия-тур”
2.1Общая характеристика ООО “Евразия-тур”………………………………27
2.2Оценка конкурентных преимуществ ООО “Евразия-тур”……………….34
2.3Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО “Евразия-тур”………………………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 94.91 Кб (Скачать файл)

В работе  всю совокупность факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, предлагается разделить на три группы:

-цели, которые  ставит перед собой предприятие; 

-ресурсы,  которыми располагает предприятие; 

-факторы  внешней среды. 

В свою очередь  в работе  констатируется, что  конкурентоспособность предприятия  определяется качеством продукции, относительной ее ценой, продвижением продукции на рынки, мощностью сбытовой сети.

Предлагается  также учитывать в качестве критериев, определяющих конкурентоспособность  организации следующие:

·-критерий, отражающий в динамике степень удовлетворения потребителя;

-временной  критерий эффективности производства;

-в качестве  полезного эффекта продукции  часто используются комплексные  показатели ее качества;

-итоговым  критерием оценки конкурентоспособности как продукции, так и организации можно считать долю рынка, занимаемую данной продукцией (данной организацией) и связанные с ней показатели.

Насколько серьезной является угроза со стороны  возможного появления на рынке новых  конкурентов, зависит от двух групп  факторов:

-барьеры  для входа; 

-ожидаемая  реакция предприятия на вновь  входящих в отрасль. 

М. Портер  отмечает существование следующих  основных барьеров для входа:

-эффективный  масштаб производства;

-эффект  жизненного цикла продукции (иногда  достижение низких затрат на  единицу зависит от опыта производства  товара и др. выгод, полученных  за время освоения товара;

-предпочтения  и преданность потребителей к  определенным торговым маркам;

-потребность  в капитале (чем больше величина  требуемых инвестиций для обеспечения  успешности входа на рынок,  тем меньше желающих войти  на этот рынок);

-препятствия  в виде дополнительных затрат, связанных с доступом к более  дешевым источникам сырья, патенты  и <ноу-хау>, опыт производства, основной капитал, приобретенный  по более низким (в связи с  инфляцией) ценам, удобные места  расположения предприятия и т.  п.;

-доступ  к каналам распределения; 

-государственные  меры и политика (здесь имеются  в виду законодательные правила  и ограничения, применяемые на  данном рынке).

Ожидаемая реакция предприятий на вновь  входящих в отрасль будет более  агрессивной, если:

-существующие  предприятия и раньше были  агрессивны, защищая свои рыночные  позиции; 

-существующие  предприятия владеют важнейшими  финансовыми средствами;

-существующие  предприятия имеют прочные связи  с каналами распределения; 

-существующие  предприятия хотят и могут  использовать политику уменьшения  цен для сохранения своей доли  на рынке; 

-спрос  на товар и/или услугу растет  медленно;

-для  существующих предприятий уход  с рынка гораздо дороже, чем  борьба до конца (из-за дорогих  вложений в специальное оборудование, договоров с профсоюзами, тесных  связей с производством других  продуктов).

Индикатором реакции предприятия является и  ориентированность высшего кадрового  эшелона предприятий-конкурентов, их внимание к научным исследованиям, развитию, рекламе, технологическому оснащению, их мнение о себе и о своем бизнесе.

Следует добавить, что угроза входа на рынок  новых предприятий имеет тенденцию  изменяться с изменением рыночных экономических  условий вообще.

Конкурентное  влияние со стороны поставщиков  главным образом зависит от того, насколько важными являются эти  составляющие затрат для покупателя (если поставки определенной группы поставщиков  занимают ощутимую долю от общих затрат, то степень влияния со стороны  поставщиков увеличивается)

Влияние поставщиков сильнее, если имеют  место следующие факторы:

-затраты  на производство играют важную  роль для покупателя;

-поставщики  представляют собой несколько  крупных предприятий, не скованных  интенсивной конкуренцией;

-продукция  поставщиков дифференцирована настолько,  что покупателю трудно и дорого  перейти от одного поставщика  к другому; 

-покупатели  не являются важными клиентами  для предприятий-поставщиков, т.  е. поставщики не замкнуты на  определенную отрасль; 

-поставщики  не конкурируют с производителями  заменителей в других отраслях;

-со стороны  одного или нескольких поставщиков  существует реальная угроза прямой  интеграции в бизнес отрасли  покупателя.

-предприятия-покупатели  не проявляют склонности к  интеграции в рынки поставщиков. 

Сила  влияния на производителей товаров/услуг  и их способность вести торговлю со стороны покупателей сильнее, когда:

-потребители  значимы и их немного, они  покупают товар в большом количестве;

-объем  потребления представляет собой  значительную часть от всех  продаж в отрасли; 

-отрасль,  поставляющая товар на рынок  состоит из большого числа  относительно некрупных продавцов; 

-товары, предлагаемые на продажу разными  продавцами, относительно хорошо  стандартизированы, и потребители  легко могут найти альтернативный  вариант покупки, стоимость их  перехода к новому продавцу  практически равна нулю;

-покупаемые  изделия не являются важной  составляющей комплектующих изделий  покупателя;

-экономически  выгодной для потребителя является  практика приобретения комплектующих  у нескольких продавцов по  сравнению с прикреплением к  одному продавцу;

Фактор  конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.

— данный метод предполагает оценку конкурентоспособности  предприятия по восьми факторам: изучаются как полезный опыт конкурента, так и их уязвимые места, ошибки, которых необходимо избежать. Источниками информации могут быть справочники фирм и о фирмах, рекламные проспекты, выставки и ярмарки, обзоры коммерческой прессы, годовые отчеты фирм, экспертная оценка, опросы и др.

Конкурентоспособность производства включает в себя такие  понятия как «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара» . Несмотря на значительное количество публикаций по повышению конкурентоспособности продукции как важнейшего резерва экономического роста предприятия, конкурентоспособность предприятия и факторы, на нее влияющие, еще недостаточно изучены. Эти факторы можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние факторы включают в себя:

- факторы  производства, влияющие на формирование  конкурентного преимущества организации  в течение всего ее производственного  процесса, например, наличие в стране  или отрасли прогрессивной технологии, инвестиционных возможностей, сильной  научно-исследовательской базы, высококвалифицированных  кадров и др.;

-активность  конкурентов; 

- факторы  спроса, характеризующие спрос, его  величину и динамику, например, эластичность  спроса по цене; фазы жизненного  цикла спроса; требовательность  потребителей к качеству товаров  и другие;

- наличие  родственных и поддерживающих  отраслей в экономике страны;

- действия  правительства; 

- степень  приватизации предприятий данной  отрасли; 

- случайные  события. 

Обширные  исследования первых шести факторов выявили их взаимосвязь и влияние  на уровень конкурентоспособности  предприятия. Факторы производства, спроса, активность конкурентов и  наличие в экономике страны родственных  и поддерживающих отраслей объединены в, так называемый, национальный ромб - систему свойств страны, формирующих конкурентную среду для ее предприятий.

Эти факторы, находясь во взаимодействии, усиливают  или ослабляют потенциальный  уровень конкурентоспособности  предприятия.  При формировании рыночных отношений на конкурентоспособность  предприятия также влияет степень  их приватизации, т.к. разгосударствление организаций способствует формированию конкурентной среды на внутреннем рынке, а также случайные события  и действия правительства.

На все  факторы, кроме последнего, предприятие  может оказывать лишь косвенное  влияние, поэтому более подробно остановимся на внутренних факторах, влияющих на конкурентоспособность  организации и подверженных ее прямому  воздействию.

К внутренним факторам относятся: рыночная и экологическая  эффективность, а также эффективность  издержек.

Эти факторы  влияют на конкурентоспособность предприятий.  Изменение внутреннего содержания факторов позволяет им оказывать  воздействие на конкурентоспособность  любого предприятия. К приведенным  факторам следует добавить психологический. Рассмотрим их подробнее.

Под рыночной эффективностью понимается максимально  возможное удовлетворение потребителей  на основе выполнения ряда условий:

- близость  к потребителю; 

-анализ  конкурентов; 

-поиск  преимуществ;

- информационное  обеспечение.

Близость  предприятия к потребителю означает наличие личных контактов при  продаже и интенсивность послепродажного  обслуживания.

От способности  предприятия анализировать цели, стратегии и действия конкурентов  и находить новые источники конкурентного  преимущества зависит как его  рыночная эффективность, так и конкурентоспособность.

И, наконец, деятельность организации в сегодняшней  быстроменяющейся обстановке требует  наличия надежной и быстродействующей  системы информации.

Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от эффективности менеджмента, на уровень  которой влияют личные качества менеджеров, способность руководства разрабатывать  и реализовывать стратегию предприятия  и адаптироваться к изменениям внешней  среды, единая система учета и  контроля и умение подбирать высококвалифицированные  кадры.

Психологический фактор включает в себя трудовую этику - желание и умение трудиться, гибкость и готовность к учебе, уровень  претензий, дух конкуренции, умение каждого члена коллектива подчинить  свои личные интересы общей задаче - производству качественной продукции. Он не может быть оценен в денежном выражении, трудно поддается количественному  определению, но влияет на работу всего  предприятия. Психологический фактор не поддается какому-либо политическому  манипулированию, а изменяется в  течение большого промежутка времени. Поэтому, несмотря на отсутствие убедительных методик изучения, игнорировать его  нельзя.

      Система внешних и внутренних факторов не претендует на достаточную полноту. Однако, даже в таком виде она показывает, насколько сложна проблема повышения конкурентоспособности и удержания позиций предприятия на рынке.

1.3 Методы определения конкурентоспособности и их характеристика

Анализ  деятельности предприятия по повышению  его конкурентоспособности предполагает оценку достигнутого уровня использования  имеющегося потенциала (организационного, научно-технического, производственно-технологического, социального, финансово-экономического), общих результатов хозяйственной  деятельности, финансовых результатов  и платежеспособности, эффективности  производственной деятельности. Следует  подчеркнуть, что анализ конкурентоспособности  предприятия имеет много общего с анализом его хозяйственной  деятельности. Дело в том, что при  анализе конкурентоспособности  невозможно обойтись без многих показателей, используемых при проведении анализа  производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

В настоящее  время методология и методика проведения оценки не являются достаточно разработанными. Сложность категории  конкурентоспособность обусловливается  многообразие подходов к ее оценке.

Так, Лобанов  М. М. считает, что основными задачами, которые решаются при анализе  конкурентоспособности предприятия, являются:

- определение состояния конкурентоспособности на момент обследования;

- выявление тенденций и закономерностей в повышении конкурентоспособности предприятия за исследуемый период;

- определение «узких мест», отрицательно влияющих на конкурентоспособность предприятия;

- выявление резервов, которые предприятие может использовать для повышения своей конкурентоспособности.

В зависимости  от поставленной задачи анализ может  иметь разную степень детализации  и глубину исследования, но проводиться  он должен по всем направлениям. Среди  основных методов анализа в экономической  литературе выделяются следующие:

Информация о работе Формирование конкурентоспособности предприятия индустрии туризма и гостеприимства