Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение формирования конкурентоспособности предприятия индустрии туризма и гостеприимства, а также разработка направлений повышения конкурентных преимуществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1.Определить составляющие конкурентоспособности предприятия;
2.Изучить факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности;
3.Рассмотреть методы определения конкурентоспособности и их характеристику
Введение…………………………………………………………………………3
1 Теоритические аспекты конкурентоспособности на предприятии
Понятие конкурентоспособности…………………………………………..5
Факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности………..8
Методы определения конкурентоспособности и их характеристика…..16
Анализ конкурентоспособности и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО “Евразия-тур”
2.1Общая характеристика ООО “Евразия-тур”………………………………27
2.2Оценка конкурентных преимуществ ООО “Евразия-тур”……………….34
2.3Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО “Евразия-тур”………………………………………………………………………………42
В работе
всю совокупность факторов, влияющих
на конкурентоспособность
-цели, которые
ставит перед собой
-ресурсы,
которыми располагает
-факторы внешней среды.
В свою очередь
в работе констатируется, что
конкурентоспособность
Предлагается также учитывать в качестве критериев, определяющих конкурентоспособность организации следующие:
·-критерий, отражающий в динамике степень удовлетворения потребителя;
-временной
критерий эффективности
-в качестве
полезного эффекта продукции
часто используются
-итоговым
критерием оценки
Насколько серьезной является угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов, зависит от двух групп факторов:
-барьеры для входа;
-ожидаемая реакция предприятия на вновь входящих в отрасль.
М. Портер отмечает существование следующих основных барьеров для входа:
-эффективный масштаб производства;
-эффект
жизненного цикла продукции (
-предпочтения и преданность потребителей к определенным торговым маркам;
-потребность
в капитале (чем больше величина
требуемых инвестиций для
-препятствия
в виде дополнительных затрат,
связанных с доступом к более
дешевым источникам сырья,
-доступ к каналам распределения;
-государственные
меры и политика (здесь имеются
в виду законодательные
Ожидаемая реакция предприятий на вновь входящих в отрасль будет более агрессивной, если:
-существующие предприятия и раньше были агрессивны, защищая свои рыночные позиции;
-существующие
предприятия владеют
-существующие
предприятия имеют прочные
-существующие
предприятия хотят и могут
использовать политику
-спрос на товар и/или услугу растет медленно;
-для
существующих предприятий уход
с рынка гораздо дороже, чем
борьба до конца (из-за
Индикатором
реакции предприятия является и
ориентированность высшего
Следует
добавить, что угроза входа на рынок
новых предприятий имеет
Конкурентное влияние со стороны поставщиков главным образом зависит от того, насколько важными являются эти составляющие затрат для покупателя (если поставки определенной группы поставщиков занимают ощутимую долю от общих затрат, то степень влияния со стороны поставщиков увеличивается)
Влияние поставщиков сильнее, если имеют место следующие факторы:
-затраты на производство играют важную роль для покупателя;
-поставщики
представляют собой несколько
крупных предприятий, не
-продукция
поставщиков дифференцирована
-покупатели
не являются важными клиентами
для предприятий-поставщиков,
-поставщики
не конкурируют с
-со стороны
одного или нескольких
-предприятия-покупатели
не проявляют склонности к
интеграции в рынки
Сила влияния на производителей товаров/услуг и их способность вести торговлю со стороны покупателей сильнее, когда:
-потребители
значимы и их немного, они
покупают товар в большом
-объем
потребления представляет
-отрасль,
поставляющая товар на рынок
состоит из большого числа
относительно некрупных
-товары,
предлагаемые на продажу
-покупаемые
изделия не являются важной
составляющей комплектующих
-экономически
выгодной для потребителя
Фактор
конкурентоспособности –
— данный метод предполагает оценку конкурентоспособности предприятия по восьми факторам: изучаются как полезный опыт конкурента, так и их уязвимые места, ошибки, которых необходимо избежать. Источниками информации могут быть справочники фирм и о фирмах, рекламные проспекты, выставки и ярмарки, обзоры коммерческой прессы, годовые отчеты фирм, экспертная оценка, опросы и др.
Конкурентоспособность
производства включает в себя такие
понятия как «
Внешние факторы включают в себя:
- факторы
производства, влияющие на формирование
конкурентного преимущества
-активность конкурентов;
- факторы
спроса, характеризующие спрос, его
величину и динамику, например, эластичность
спроса по цене; фазы жизненного
цикла спроса; требовательность
потребителей к качеству
- наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны;
- действия правительства;
- степень
приватизации предприятий
- случайные события.
Обширные исследования первых шести факторов выявили их взаимосвязь и влияние на уровень конкурентоспособности предприятия. Факторы производства, спроса, активность конкурентов и наличие в экономике страны родственных и поддерживающих отраслей объединены в, так называемый, национальный ромб - систему свойств страны, формирующих конкурентную среду для ее предприятий.
Эти факторы, находясь во взаимодействии, усиливают или ослабляют потенциальный уровень конкурентоспособности предприятия. При формировании рыночных отношений на конкурентоспособность предприятия также влияет степень их приватизации, т.к. разгосударствление организаций способствует формированию конкурентной среды на внутреннем рынке, а также случайные события и действия правительства.
На все факторы, кроме последнего, предприятие может оказывать лишь косвенное влияние, поэтому более подробно остановимся на внутренних факторах, влияющих на конкурентоспособность организации и подверженных ее прямому воздействию.
К внутренним факторам относятся: рыночная и экологическая эффективность, а также эффективность издержек.
Эти факторы
влияют на конкурентоспособность
Под рыночной эффективностью понимается максимально возможное удовлетворение потребителей на основе выполнения ряда условий:
- близость к потребителю;
-анализ конкурентов;
-поиск преимуществ;
- информационное обеспечение.
Близость
предприятия к потребителю
От способности
предприятия анализировать
И, наконец, деятельность организации в сегодняшней быстроменяющейся обстановке требует наличия надежной и быстродействующей системы информации.
Конкурентоспособность
предприятия во многом зависит от
эффективности менеджмента, на уровень
которой влияют личные качества менеджеров,
способность руководства
Психологический фактор включает в себя трудовую этику - желание и умение трудиться, гибкость и готовность к учебе, уровень претензий, дух конкуренции, умение каждого члена коллектива подчинить свои личные интересы общей задаче - производству качественной продукции. Он не может быть оценен в денежном выражении, трудно поддается количественному определению, но влияет на работу всего предприятия. Психологический фактор не поддается какому-либо политическому манипулированию, а изменяется в течение большого промежутка времени. Поэтому, несмотря на отсутствие убедительных методик изучения, игнорировать его нельзя.
Система внешних и внутренних факторов не претендует на достаточную полноту. Однако, даже в таком виде она показывает, насколько сложна проблема повышения конкурентоспособности и удержания позиций предприятия на рынке.
1.3 Методы определения конкурентоспособности и их характеристика
Анализ
деятельности предприятия по повышению
его конкурентоспособности
В настоящее
время методология и методика
проведения оценки не являются достаточно
разработанными. Сложность категории
конкурентоспособность
Так, Лобанов
М. М. считает, что основными задачами,
которые решаются при анализе
конкурентоспособности
- определение состояния конкурентоспособности на момент обследования;
- выявление тенденций и закономерностей в повышении конкурентоспособности предприятия за исследуемый период;
- определение «узких мест», отрицательно влияющих на конкурентоспособность предприятия;
- выявление резервов, которые предприятие может использовать для повышения своей конкурентоспособности.
В зависимости
от поставленной задачи анализ может
иметь разную степень детализации
и глубину исследования, но проводиться
он должен по всем направлениям. Среди
основных методов анализа в