Формирование конкурентоспособности предприятия индустрии туризма и гостеприимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение формирования конкурентоспособности предприятия индустрии туризма и гостеприимства, а также разработка направлений повышения конкурентных преимуществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1.Определить составляющие конкурентоспособности предприятия;
2.Изучить факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности;
3.Рассмотреть методы определения конкурентоспособности и их характеристику

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 Теоритические аспекты конкурентоспособности на предприятии
Понятие конкурентоспособности…………………………………………..5
Факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности………..8
Методы определения конкурентоспособности и их характеристика…..16
Анализ конкурентоспособности и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО “Евразия-тур”
2.1Общая характеристика ООО “Евразия-тур”………………………………27
2.2Оценка конкурентных преимуществ ООО “Евразия-тур”……………….34
2.3Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО “Евразия-тур”………………………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 94.91 Кб (Скачать файл)

- горизонтальный анализ или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с такими же за другие периоды;

- вертикальный анализ при котором исследуется структура показателей путем постепенного спуска на более низкий уровень детализации;

- факторный анализ, анализ влияния отдельных элементов конкурентоспособности предприятия на общие экономические показатели;

- сравнительный анализ - сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями конкурентов.

М. И. Баканов  предлагает процедуру проведения комплексной  сравнительной оценки, состоящей  из следующих этапов:

- конкретизация целей и задач комплексной оценки;

- выбор исходной системы показателей;

- организация  сбора исходной информации;

- расчет и оценка значений частных показателей;

- обеспечение сравнимости оцениваемых показателей;

- выбор  конкретной методики, т. е. разработка  алгоритма и программы                      расчета комплексных сравнительных оценок;

- расчет  комплексных оценок;

- экспериментальная  проверка адекватности комплексных,  обобщающих оценок реальной экономической  действительности;

- анализ  и использование комплексных  сравнительных оценок.

Как правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности  предприятия:

1) оценка  с позиции сравнительных преимуществ - сущность данного метода заключается в том, что производство и реализация предпочтительнее, когда издержки производства ниже, чем у конкурентов. Основным критерием, применяемым в данном методе, являются низкие издержки. Преимуществом метода является простота оценки уровня конкурентоспособности;

2) оценка с позиции теории равновесия - в основе данного метода рассматривается положение, при котором каждый фактор производства рассматривается с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом у фирмы отсутствует дополнительная прибыль, обусловленная действием, какого-либо из факторов производства и у фирмы нет стимулов для улучшения использования того или иного фактора. Основным критерием является наличие факторов производства, не используемых в полной мере. Несомненным преимуществом данного метода является возможность определения внутренних резервов;

3) оценка  исходя из теории эффективности конкуренции. Выделяют два подхода при использовании данного метода:

- структурный  подход, сущность которого, заключается в организации крупномасштабного, эффективного производства. Основным критерием конкурентоспособности при использовании данного подхода является концентрация производства и капитала;

- Функциональный  подход - оценка конкурентоспособности согласно данному подходу осуществляется на основе сопоставления экономических показателей деятельности. В качестве критерия оценки конкурентоспособности используется соотношение цены, затрат и нормы прибыли;

4) оценка  на базе качества продукции  - данный метод заключается в  сопоставлении ряда параметров  продукции, отражающих потребительские  свойства. Критерием конкурентоспособности  в данном случае является качество  продукции. Преимуществом данного  метода является возможность  учета потребительских предпочтений  при обеспечении уровня конкурентоспособности.  В связи с тем, что качество  товара оценивают определенным  набором параметров, оценка конкурентоспособности  товара базируется на использовании  так называемых «параметрических»  индексов, характеризующих степень  удовлетворения потребности в  рассматриваемом товаре. Различают  единичные, сводные и интегральные  индексы.

5) профиль  требований - сущность данного метода  заключается в том, что с  помощью шкалы экспертных оценок  определяется степень продвижения  организации и наиболее сильный  конкурент. В качестве критерия  используется сопоставление профилей. Основным преимуществом данного  метода оценки конкурентоспособности  предприятия является его наглядность. 

6) профиль  полярностей - в основе данного  метода лежит определение показателей,  по которым фирма опережает  или отстает от конкурентов,  т. е. ее сильных и слабых  сторон. В качестве критерия используется  сопоставление параметров опережения  или отставания. В таблице 1 приведен  возможный профиль полярностей;

Таблица 2- Возможный профиль полярностей

Позитив

Негатив

У нас имеется четкая организационная  структура 

У них более рациональная организационная  структура 

У нас продумана система управления

У них система управления позволяет  оперативнее решать вопросы и проблемы

У нас хорошо поставлено планирование

У них информация о состоянии рынка  поступает оперативнее 


 

7)матричный метод. При использовании данного метода конкурентоспособность предприятия рассматривается в динамике. В качестве критерия оценки конкурентоспособности предприятия используется сравнение показателя конкурентоспособности с табличным значением.

Сущность  приведенных методов оценки конкурентоспособности  можно определить следующим образом. Методологическая незавершенность  имеющихся подходов в рамках теории сравнительных преимуществ, теории равновесия и теории эффективной  конкуренции явилась предпосылкой для разработки иных способов решения  проблемы (оценка на базе качества, профили  требований и полярностей, матричный  метод). Оценка конкурентоспособности  на базе качества продукции поднимает  вопрос: не синонимы ли понятия «качество» и «конкурентоспособность». Однако между данными понятиями существуют принципиальные отличия: если качество товара это просто совокупность свойств, то конкурентоспособность - это отношение людей, потребителей товара, к его свойствам, товару как таковому. В основе формирования этого отношения лежит оценка товара и его свойств потребителем, которая зависит от нескольких моментов. Во первых, от уровня свойств, которыми обладает изделие; во вторых, от цен; в третьих, от наличия конкурентов; в четвертых, от времени, поскольку потребитель хочет получить свой товар в определенное время; в пятых, от конкретных обстоятельств, связанных с использованием данного товара;

9)SWOT-анализ - данный метод позволяет проанализировать слабые и сильные стороны внутренней среды предприятия, потенциальные опасности внешней среды и на основе анализа выявить существующие возможности для развития предприятий. Методика выявления потенциальных конкурентных преимуществ, предполагает проведение семи этапов.

Методика  выявления потенциальных конкурентных преимуществ предполагает проведение семи этапов. Первый этап анализа — изучение внутренней среды. Область внутренней среды предприятия разбивается на два поля: сильных сторон и слабых сторон. Критерии анализа внутренней среды основаны на предложенной М. Портером цепочке ценности, состоящей из двух блоков: - основные виды деятельности: - поставки сырья и материалов; - выпуск продукции; - обеспечение сбыта продукции; - маркетинг; - обслуживание; - поддерживающие виды деятельности: - материально-техническое снабжение; - разработка технологии; - управление человеческими ресурсами; - инфраструктура фирмы. Второй этап — оценка внешней среды, также подразделяемая на два поля: возможностей и угроз. На данном этапе вводятся критерии, по которым будут составляться списки с характеристиками среды: - угроза появления новых конкурентов; - способность покупателей торговаться; - способность поставщиков торговаться; - угроза появления товаров и услуг-заменителей; - соперничество между существующими конкурентами. Третий этап — новая матрица с введенными в нее критериями. Четвертый этап — определение характеристик для анализа внутренней среды предприятия. Каждая зона области (сильные, слабые стороны) последовательно заполняется характеристиками, описывающими состояние предприятия по тому или иному критерию, с указанием всех относящихся к этому подразделу характеристик. Анализ слабых сторон компании осуществляется аналогично оценке ее сильных сторон. Пятый этап — поиск потенциальных конкурентных преимуществ, обусловленных внешней средой. Возможности и угрозы анализируются с учетом характеристик, которые, в зависимости от их значения, могут быть указаны в зоне угроз либо возможностей. Наиболее сильная конкуренция — между фирмами, представляющими одну отрасль и предлагающими однотипные товары или услуги. Интенсивность конкуренции между продавцами проявляется в том, насколько эффективно они используют находящиеся у них средства конкурентной борьбы: низкие цены; улучшенные характеристики товара; более высокий уровень обслуживания потребителей; длительные сроки гарантийного обслуживания; специальные способы продвижения продукции на рынок; выпуск новых товаров; рекламу. Конкурентная среда чрезвычайно динамична, изменения на одной из фирм-конкурентов влекут за собой изменения на других предприятиях. Поэтому необходимо постоянно отслеживать и оценивать происходящие во внешней среде изменения. Шестой этап — ранжирование привлекательности потенциальных конкурентных преимуществ, обусловленных открывающимися возможностями отрасли. Перечень всех потенциальных преимуществ анализируется с учетом вероятностной степени их появления, а также перспективной силы их влияния на предприятие. Седьмой этап — определение наиболее серьезных факторов, угрожающих потенциальным конкурентным преимуществам со стороны внешней среды.

10)Построение  «гипотетического  многоугольника конкурентоспособности» - данный метод предполагает оценку конкурентоспособности предприятия по восьми факторам:

- концепция  товара и услуги, на которой  базируется деятельность предприятия;

- качество, выражающееся в соответствии  продукта высокому уровню товаров  рыночных лидеров и выявляемое  путем опросов и сравнительных  тестов;

- цена  товара с возможной наценкой;

- финансы  - как собственные, так и заемные;

- торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;

- послепродажное  обслуживание, обеспечивающее предприятию  постоянную клиентуру;

- внешняя  торговля предприятия, позволяющая  ему позитивно управлять отношениями  с властями, прессой и общественным  мнением;

- предпродажная  подготовка, которая свидетельствует  о его способности не только  предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных  возможностях предприятия удовлетворить  эти потребности.

Оценка  возможностей предприятия по этим факторам позволяет построить «гипотетический  многоугольник конкурентоспособности».

Если  подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей предприятий, то, накладывая схемы друг на друга, по мнению авторов, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому.

Необходимо  отметить, что вышерассмотренные  методы оценки конкурентоспособности  предприятия одно направлены: один метод учитывает резервы в использовании факторов производства, другой - стоимость этих факторов, следующий - качество продукции. Однако, конкурентоспособность предприятия надо оценивать комплексно по всем критериям и направлениям деятельности.

В качестве одного из вариантов оценки конкурентоспособности  предприятия предлагается следующий  метод, в основе данного метода лежит  оценка основных групповых показателей  и критериев конкурентоспособности  предприятия. Оценка конкурентоспособности  предприятия по данному методу включает следующие этапы:

1) выбор  критериев для оценки конкурентоспособности  предприятия;

2) расчет  коэффициентов весомости выбранных  критериев;

3)определение  количественных значений единичных  показателей конкурентоспособности  предприятие для каждой группы  критериев и перевод показателей  в относительные величины (для  перевода показателей в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей могут выступать: среднеотраслевые показатели, показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке, показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени;

4) расчет  коэффициентов весомости выбранных  единичных показателей; 

5) расчет  количественных значений критериев  конкурентоспособности предприятия;

Было  выделено пять групп показателей, характеризующих  тот или иной критерий конкурентоспособности.

В первую группу входят показатели, характеризующие  эффективность управления производственным процессом, экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда  на производстве. Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность  управления оборотными средствами: независимость  предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия  расплачиваться по своим долгам, возможность  стабильного развития предприятия  в будущем.

В третью группу включены показатели, позволяющие  получить представление об эффективности  управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и  стимулирования. В четвертую группу - показатели конкурентоспособности  товара: качество товара и его цена, доля на рынке и т. д. В пятую  группу входят показатели, характеризующие  деловую активность предприятия: быстрота реакции на заказы, инвестиционная привлекательность и т. д.

Как правило, для обеспечения репрезентативности оценки конкурентоспособности критерии и показатели, входящие в вышерассмотренные  группы, имеют коэффициенты весомости. Определение этих коэффициентов  проводится методом экспертных оценок.

Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте  эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют  быстро и без больших временных  и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого  решения. Метод экспертных оценок применяется  в случаях, когда:

1) длина  исходных динамических рядов  недостаточна для оценивания  с использованием экономико-статистических  методов;

2) связь  между исследуемыми явлениями  носит качественный характер  и не может быть выражена  с помощью традиционных количественных  измерителей;

3) входная  информация неполная и невозможно  предсказать влияние всех факторов;

4) возникли  экстремальные ситуации, когда требуется  принятие быстрых решений.

Суть  экспертных методов заключается  в организованном сборе суждений и предположений экспертов с  последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов.

Информация о работе Формирование конкурентоспособности предприятия индустрии туризма и гостеприимства