Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение формирования конкурентоспособности предприятия индустрии туризма и гостеприимства, а также разработка направлений повышения конкурентных преимуществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1.Определить составляющие конкурентоспособности предприятия;
2.Изучить факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности;
3.Рассмотреть методы определения конкурентоспособности и их характеристику
Введение…………………………………………………………………………3
1 Теоритические аспекты конкурентоспособности на предприятии
Понятие конкурентоспособности…………………………………………..5
Факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности………..8
Методы определения конкурентоспособности и их характеристика…..16
Анализ конкурентоспособности и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО “Евразия-тур”
2.1Общая характеристика ООО “Евразия-тур”………………………………27
2.2Оценка конкурентных преимуществ ООО “Евразия-тур”……………….34
2.3Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО “Евразия-тур”………………………………………………………………………………42
- горизонтальный анализ или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с такими же за другие периоды;
- вертикальный анализ при котором исследуется структура показателей путем постепенного спуска на более низкий уровень детализации;
- факторный анализ, анализ влияния отдельных элементов конкурентоспособности предприятия на общие экономические показатели;
- сравнительный анализ - сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями конкурентов.
М. И. Баканов предлагает процедуру проведения комплексной сравнительной оценки, состоящей из следующих этапов:
- конкретизация целей и задач комплексной оценки;
- выбор исходной системы показателей;
- организация сбора исходной информации;
- расчет и оценка значений частных показателей;
- обеспечение сравнимости оцениваемых показателей;
- выбор
конкретной методики, т. е. разработка
алгоритма и программы
- расчет комплексных оценок;
- экспериментальная
проверка адекватности
- анализ и использование комплексных сравнительных оценок.
Как правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия:
1) оценка
с позиции сравнительных
2) оценка с позиции теории равновесия - в основе данного метода рассматривается положение, при котором каждый фактор производства рассматривается с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом у фирмы отсутствует дополнительная прибыль, обусловленная действием, какого-либо из факторов производства и у фирмы нет стимулов для улучшения использования того или иного фактора. Основным критерием является наличие факторов производства, не используемых в полной мере. Несомненным преимуществом данного метода является возможность определения внутренних резервов;
3) оценка исходя из теории эффективности конкуренции. Выделяют два подхода при использовании данного метода:
- структурный подход, сущность которого, заключается в организации крупномасштабного, эффективного производства. Основным критерием конкурентоспособности при использовании данного подхода является концентрация производства и капитала;
- Функциональный подход - оценка конкурентоспособности согласно данному подходу осуществляется на основе сопоставления экономических показателей деятельности. В качестве критерия оценки конкурентоспособности используется соотношение цены, затрат и нормы прибыли;
4) оценка
на базе качества продукции
- данный метод заключается в
сопоставлении ряда параметров
продукции, отражающих
5) профиль
требований - сущность данного метода
заключается в том, что с
помощью шкалы экспертных
6) профиль
полярностей - в основе данного
метода лежит определение
Таблица 2- Возможный профиль полярностей
Позитив |
Негатив |
У нас имеется четкая организационная структура |
У них более рациональная организационная структура |
У
нас продумана система |
У них система управления позволяет оперативнее решать вопросы и проблемы |
У нас хорошо поставлено планирование |
У них информация о состоянии рынка поступает оперативнее |
7)матричный метод. При использовании данного метода конкурентоспособность предприятия рассматривается в динамике. В качестве критерия оценки конкурентоспособности предприятия используется сравнение показателя конкурентоспособности с табличным значением.
Сущность
приведенных методов оценки конкурентоспособности
можно определить следующим образом.
Методологическая незавершенность
имеющихся подходов в рамках теории
сравнительных преимуществ, теории
равновесия и теории эффективной
конкуренции явилась
9)SWOT-анализ - данный метод позволяет проанализировать слабые и сильные стороны внутренней среды предприятия, потенциальные опасности внешней среды и на основе анализа выявить существующие возможности для развития предприятий. Методика выявления потенциальных конкурентных преимуществ, предполагает проведение семи этапов.
Методика
выявления потенциальных
10)Построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности» - данный метод предполагает оценку конкурентоспособности предприятия по восьми факторам:
- концепция
товара и услуги, на которой
базируется деятельность
- качество,
выражающееся в соответствии
продукта высокому уровню
- цена товара с возможной наценкой;
- финансы
- как собственные, так и
- торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
- послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
- внешняя
торговля предприятия,
- предпродажная
подготовка, которая свидетельствует
о его способности не только
предвидеть запросы будущих
Оценка
возможностей предприятия по этим факторам
позволяет построить «
Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей предприятий, то, накладывая схемы друг на друга, по мнению авторов, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому.
Необходимо отметить, что вышерассмотренные методы оценки конкурентоспособности предприятия одно направлены: один метод учитывает резервы в использовании факторов производства, другой - стоимость этих факторов, следующий - качество продукции. Однако, конкурентоспособность предприятия надо оценивать комплексно по всем критериям и направлениям деятельности.
В качестве
одного из вариантов оценки конкурентоспособности
предприятия предлагается следующий
метод, в основе данного метода лежит
оценка основных групповых показателей
и критериев
1) выбор
критериев для оценки
2) расчет
коэффициентов весомости
3)определение
количественных значений
4) расчет
коэффициентов весомости
5) расчет
количественных значений
Было выделено пять групп показателей, характеризующих тот или иной критерий конкурентоспособности.
В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом, экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве. Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.
В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования. В четвертую группу - показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена, доля на рынке и т. д. В пятую группу входят показатели, характеризующие деловую активность предприятия: быстрота реакции на заказы, инвестиционная привлекательность и т. д.
Как правило,
для обеспечения
Метод экспертных
оценок основан на обобщении мнений
специалистов-экспертов о
1) длина
исходных динамических рядов
недостаточна для оценивания
с использованием экономико-
2) связь
между исследуемыми явлениями
носит качественный характер
и не может быть выражена
с помощью традиционных
3) входная
информация неполная и
4) возникли экстремальные ситуации, когда требуется принятие быстрых решений.
Суть
экспертных методов заключается
в организованном сборе суждений
и предположений экспертов с
последующей обработкой полученных
ответов и формированием